head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Жизнь веры Захарии и Елисаветы” (Луки 1:1-25)

ЖИЗНЬ ВЕРЫ ЗАХАРИИ И ЕЛИСАВЕТЫ

Луки 1:1-25

Ключевой стих 6 : "Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно".

Благодарю Бога, Который даровал нам милость изучать книгу Бытие и заложить прочный фундамент веры. Теперь мы переносимся из Ветхого Завета в Новый Завет и начинаем изучение Евангелия от Луки. Пусть Бог поможет нам строить крепкий дом евангельской веры.

Итак, кто же такой Лука, и какова цель его повествования? Взгляните на стихи 1-4: <Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен>. Лука был грек по происхождению, обращенный из язычников. Он был единственным неиудейским автором в Новом Завете и во всей Библии. Он не был прямым очевидцем Иисуса Христа, но был историком. К тому времени (60г.н.э.) появилось уже множество повествований об Иисусе, так что трудно было различить, что правда, а что нет. Поэтому Лука рассудил, что пора разобраться во всем этом. Он провел тщательное исследование, собрал достоверные факты, провел хронологию и составил свое повествование (Евангелие и кн. Деяний). Поэтому Евангелие от Луки очень логическое и правильное послание с исторической точки зрения. Кроме того, он был врачом по профессии и хорошо понимал физиологию и страдания человека. Поэтому Евангелие от Луки хорошо показывает человеческую природу Иисуса и Его сострадание, как врача, к больным и погибающим от греха людям. Он говорил: <не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию> (Лк.5:31,32). Также Лука был хорошим пастырем. Он пишет это Евангелие одному римскому агнцу Феофилу, чтобы тот обрел твердое основание в евангельской вере. Без твердого основания в слове Бога наша вера похожа на дом на песке. Когда к такому человеку придут трудности и страдания, он быстро упадет и оставит Бога. Пусть Бог поможет нам через изучение Евангелия от Луки обрести такое твердое основание для нашей веры.

Итак, как же начиналась евангельская история?

Часть 1. Праведность Захарии и Елисаветы.

Взгляните на стих 5: <Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета>. В те дни в Иудее правил царь Ирод-Великий. Хотя он называл себя великим, но, по сути, не был таковым. Он был марионеткой Римской империи и, что было сил, держался за свой трон. История знает многих деспотов, одно упоминание которых наводило ужас на людей, например Нерон, Гитлер и другие, но несмотря на свою жестокость, мало кто из них убивал своих детей. Но Ирод видел в своих двух сыновьях политических соперников, претендующих на его власть, поэтому задушил их. Он также убил свою жену и тещу, боясь за свой престол. Когда же он услышал о рождении младенца Иисуса, который станет Царем Иудейским, он так испугался, что даже решил перебить всех мальчиков младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях (Мф.2:16). Духовные лидеры того времени также были увлечены политикой и борьбой за власть. Появилось много политических партий: фарисеи, саддукеи, иродиане, но никто из них реально заботился о народе. Люди были как овцы, не имеющие пастыря. К тому же 400 лет в стране не было ни одного пророка. Никто не говорил людям живое слово Бога. Казалось, что Сам Бог оставил их, и светильник Израиля совсем угас. Люди жили во тьме страха, отчаяния и безнадежности. Однако, в такое время все еще оставались набожные люди, которые верили в Бога и ждали появления Мессии. Среди них были два старика: Захария и Елисавета.

Что же говорит Библия об их жизни? Давайте прочтем стих 6: <Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно>. Удивительные слова! Мало о ком так говориться в Библии. Почему же эти люди названы праведниками перед Богом?

Во-первых, потому что они жили по слову Бога.

Многие думают, что быть праведным – значит совсем не грешить, не ошибаться и вообще жить святой аскетической жизнью. Но это нет так. Праведный – это не тот, кто не ошибается – это тот, кто имеет правильные отношения с Богом. Не так давно мы изучали про Авраама. У него было много немощей, страхов и переживаний. Он постоянно выдавал свою жену за сестру и часто жаловался, что у него нет сына. Но когда Бог говорил ему Свое слово, он каялся и отвечал повиновением. Библия говорит: <Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность>. Именно такое отношение к Богу – правильное отношение. Подобно жили и Захария с Елисаветой. Хотя у них были свои немощи, как мы потом увидим, их окружал безбожный народ и злые правители, но они все равно чтили Бога, как Бога, и старались поступать по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. Каждый свой день они начинали с чтения духовного хлеба, на все свои житейские вопросы они искали ответ в Библии, и все свое свободное время проводили в молитве по слову Бога. Возможно, соседи считали их жизнь серой и скучной, потому что они не пьют и не веселятся со всеми. Но на самом деле они были действительно счастливы, потому что в их сердцах всегда был источник живой воды, слово Господа. Хотя другие люди утомлялись и падали от отчаяния и безвыходной ситуации в стране, но эти пожилые люди могли расправить крылья свои, как орлы, и безустанно служить Господу на Его месте (Ис.40). Их жизнь, основанная на слове Бога, была, как дерево, посажанное у потоков вод, лист, которого не вянет и во всем, что ни делают, успеют (Пс.1).

Во-вторых, они были праведны перед Богом, потому что они верой преодолели свой фатализм (7). У каждого человека есть причина для фатализма. У некоторых фатализм – из-за плохих соседей. У других он вызван здоровьем или брачными проблемами. У Захарии и Елисаветы тоже была причина для фатализма. Взгляните на стих 7: <У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных>. Жизнь Захарии и Елисаветы была трагична, потому что они были бездетны. В наши дни бездетность не является серьезной проблемой. Но в то время для иудеев это было не просто серьезной проблемой, это было настоящей трагедией. Иудейские раввины говорили, что семь типов людей отлучаются от Бога, и этот список начинался так: <Иудей, у которого нет жены, или иудей, у которого есть жена, но нет дитяти>. Иудеи считали, что люди без детей – это люди без Божьего благословения. Захария и Елисавета были священниками и должны были говорить людям о благословениях Бога. Но у них самих не было детей и, казалось, и Божьих благословений. В такой ситуации они могли бы отчаяться и бросить жизнь веры. Они могли бы кричать: <Господь, Ты жив или мертв? Я так усердно изучал Библию, соблюдал все заповеди, но почему же Ты не благословляешь меня?>. Но они не ожесточились из-за трудностей и не усомнились в любви Бога. Наоборот, они твердо верили в доброго и суверенного Бога, который проводит их жизнь Своим добрым путем. И вместо того, чтобы жаловаться на Бога и на обстоятельства, они приносили Богу хвалу и искали темы благодарения. Наверное, каждый вечер эти супруги собирались за столом и спрашивали друг друга: <Дорогой! За что ты хочешь поблагодарить сегодня Бога? Милая! Как тебя сегодня благословил Господь?>. Они сердечно воспевали песню хвалы, а потом молились Богу, взявшись за руки. Какой прекрасный духовный союз! Я молюсь, чтобы все наши семьи и общие жизни были такими же прекрасными, как союз Захарии и Елисаветы. Когда они сердечно благодарили Бога, уходили все фаталистические мысли и отчаяние, и они могли с радостью служить Богу.

В-третьих, Захария и Елисаветы были праведны перед Богом, потому что они всегда молились (8-13). В древней Иудее тысячи священников мечтали о привилегии воскурить фимиам в Храме Господнем, но большинство из них умирало, так никогда и не воспользовавшись этой привилегией. Но уж если кому и выпадал такой жребий, то этот день становился величайшим днем в жизни священника. Взгляните на 9-й стих: <По жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения>. По милости Бога досталось Захарии войти в храм Господень для каждения. Это был великий день в его жизни. Имея такую привилегию, он был обязан молиться за свой народ, одно за другим прочитывая имена людей. И вот, Когда Захария был один в храме и воскурял фимиам, вдруг Ангел Господень явился ему. Когда Захария увидел его, он удивился и весьма испугался (11,12). Ангел же сказал ему: <не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн> (13). Вот это сюрприз! Когда Захария сердечно исполнял свое дело, Бог дал ему ответ на многолетнюю молитву. Здесь мы можем научиться у Захарии молитве, на которую отвечает Бог.

Первое, его молитва была настойчивой. Возможно, Захария начал молиться о сыне уже через несколько месяцев после свадьбы. Он поставил тему молитвы – родить сына в течение 3 лет, но и это не принесло никаких результатов. Молился еще три года, и все тот же результат. Таким образом, он молился за ребенка всю свою жизнь. Он продолжал молиться даже тогда, когда его жена уже была беззубой бабушкой. Хотя Захария жил в неверующем поколении, хотя ситуация постоянно становилась все хуже и хуже, он все равно настойчиво молился Богу. Настоящий верующий должен молиться до конца, до тех пор, пока не получат ясного ответа от Бога.

Второе, у него была ясная сердечная тема молитвы на всю жизнь. По своей природе человек очень забывчив. Если п. Катя дает мне какое-то поручение, то я могу забыть о нем уже через несколько минут. Так бывает и с нашими молитвами. Кто из Вас помнит свои прошлогодние темы молитвы? А за что вы молились 5 лет назад? Тяжело вспомнить. Но Захария никогда не забывал свою единственную тему молитвы, – чтобы Бог дал ему сына, – он помнил ее всю свою жизнь. И однажды Бог услышал его просьбу и благословил стать отцом Иоанна Крестителя. Чтобы мы были настойчивы в молитве, нам нужно иметь такую ясную тему молитвы на всю свою жизнь.

Взгляните еще раз на 13-й стих. <Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн>. Здесь фраза <услышана молитва твоя> звучит на английском языке так: "your prayer has been heard". То есть Бог всегда слышал его молитву, Бог услышал ее и в этот раз. Иногда нам кажется, чтобы Бог не слышит нашу молитву, или Ему нет до нас никакого дела. Но это не так. Бог всегда слышит нашу сердечную тему молитвы и обязательно даст ответ в Свое время. Бог задерживает ответ не потому, что Ему жалко дать нам что-то, но чтобы научить нас терпению и расти нашу веру. Когда Бог хочет дать великий дар, Он растит сначала великую веру.

Часть 2. Бог тренирует Захарию.

Итак, какая судьба ждала младенца Иоанна?

Взгляните на стихи 15-17: <ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный>. Библия называет Иоанна великим человеком. Что же делало его жизнь такой великой? Хотя Ирод изо всех сил старался быть великим и даже сделал себе ник-нэйм <Великий>, но тем не менее Библия не называет его великим. Действительно велик – тот, кого избрал Бог для Своей великой цели. Бог избрал Иоанна, чтобы стать Предтечей Спасителя, предъити пред Ним в духе и силе Илии, чтобы приготовить путь в сердца людей через проповедь покаяния. Когда мы постараемся жить праведной жизнью перед Богом, как Захария и Елисавета, тогда Бог будет велико использовать и нашу жизнь и даст нам великих духовных потомков таких, как Иоанн Креститель.

Как же Захария отреагировал на столь радостную новость?

Взгляните на стих 18: <И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных>. Удивительно, хотя Захария был человеком молитвы и верил в всемогущество Бога. Но когда он получил ответ на свою молитву, то был слишком счастлив, чтобы поверить в это. На миг он допустил себе человеческие мысли, и в его сердце появилось неверие. Поэтому ангел Гавриил обличал его: <я Гавриил, предстоящий пред Богом: и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим:> (19,20). Хотя Захария получил хороший урок через отсутствие детей и научился молиться, но этого оказалось не достаточно, ему нужно было еще одно испытание, чтобы научиться абсолютно верить в слово Бога. Поэтому Бог дал ему тренировку молчания – не говорить слов неверия до тех пор, пора ребенок не родится.

После этого его жена Елизавета зачала и 5 месяцев скрывалась, наверное тоже боролась с неверием, а после этого пришла к выводу, что Бог таки всемогущий и решила славить Господа: <так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми> (25).

Таким образом, Бог воспитал Захарию и Елисавету хорошими духовными родителями для Иоанна Крестителя.

Итак, каково было значение веры этих двух людей в истории Бога?

По сравнению с великой военной мощью Римской империи и зловещей властью царя Ирода, жизнь веры этих стариков, казалось, мало что значила. В глазах мира Захария и Елисавета были несчастными людьми. Их жизнь веры казалась пустой тратой времени. Но для Бога в вере этих двух людей было больше силы, чем во всей военной мощи Римской империи. Они были Божьим светильником для темного поколения того времени. Они усердно изучали Библию, преодолели свой фатализм и настойчиво молились. Тогда Бог обратил Свой взор на них и велико использовал их в своей искупительной истории.

Наше время сейчас очень похоже на дни царя Ирода. Как и тогда, миром правит политика и власть денег. Мир полон греха, разврата и насилия. Мало кто ищет Бога и хочет реально основать свою жизнь на Библии. Но, не смотря на такое темное положение, мы не должны отчаиваться и опускать руки. Подражая Захарии и Елисавете, мы должны жить праведно перед Богом: преодолевать фатализм, усердно изучать Библию и настойчиво молиться. Тогда Бог будет велико использовать нас в Своей искупительной истории и произведет через нас великих духовных потомков.

Я благодарю Господа за Его всегда актуальное и живое слово для меня. В последнее время в мое сердце все чаще появлялся фатализм. Я отчаивался из-за своего здоровья и трудностей родить детей. Я отчаивался из-за Библейского Дома, который нужно оставить и искать новые пути служения. Глядя на неверие студентов КПИ, их нежелание изменяться по слову Бога, я все более погружался в темные мысли: а не напрасно ли все это? Но через это слово меня тронула жизнь веры Захарии и Елисаветы. Их ситуация была в 100 раз хуже моей, но они преодолели свой фатализм и решили до конца жить праведно и служить перед Богом. Через я тоже раскаялся в своем фатализме (теперь больше нет такого слова в моем словаре) и решил служить Богу, что бы ни случилось. Хотя Бог сейчас тренирует нас с п. Катей, но это, чтобы растить нас великими людьми веры и дать в свое время великих детей таких, как Иоанн Креститель!

Пусть Бог благословит каждого из Вас, преодолеть свой фатализм и быть светильниками Бога в этом темном мире!

(п. Самурай)