head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Иисус пришел призвать грешников” (От Марка 2:13-17)

ИИСУС ПРИШЕЛ ПРИЗВАТЬ ГРЕШНИКОВ

От Марка 2:13-17

Ключевой стих 17 : "Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию"

В сегодняшнем слове мы хорошо видим суть Евангелия. Суть Евангелия — то, что Иисус пришел для грешников. Сегодня мы увидим три примера, как Евангелие освобождало людей из цепей дьявола.

Во-первых, Иисус учил народ. (13)

Посмотрите стих 13. «И вышел [Иисус] опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их». После того, как Иисус подтвердил Свою власть прощать грехи тем, что исцелил расслабленного, Он снова вышел к морю. К Нему снова собралась огромная толпа людей и Иисус снова учил их.

Что мы видим из этого факта? Конечно, люди приходили к Иисусу по разным причинам. Многие приходили за исцелением. Например, за исцелением пришел прокаженный, расслабленный, которого принесли четверо и многие другие. Также было много людей, которые просто хотели увидеть чудо. О таких Иисус сказал: «для чего род сей ищет знамения?». Некоторые из фарисеев, книжников и начальников приходили, чтобы найти какой-нибудь повод к обвинению Иисуса. Однажды к Иисусу пришел человек, который хотел, чтобы Иисус помог ему получить его часть наследства. Но многие люди приходили к Иисусу, чтобы послушать Его учение и научиться у Него. Если бы таких людей не было, то к Иисусу не собирались бы толпы народа.

В одной сказке, одна мышь сказала: «как простой и скромный алисовед, я заявляю: чтобы высушиться, надо пользоваться только сухими предметами. Что суше всего? Отвечаю: лекция». И, вместо того, чтобы дать промокшей девочке сухое полотенце, начала читать лекцию по истории. Естественно, девочка не высохла, лекцию прервали и начали применять другие методы сушки. Так вот, учение Иисуса не было похоже на лекцию мыши. Несмотря на то, что многие пришли к Нему со своими насущными проблемами, но никто не кричал: «Иисус, оканчивай говорить, начинай исцелять». Даже те, которые пришли посмотреть на чудеса не говорили: «ну вот, опять долгая проповедь, опять ничего необычного не произойдет, пойду-ка я домой». Нет, все слушали. Даже когда проголодались, даже когда становилось темно, люди не хотели возвращаться и внимательно слушали. Один раз даже ученики сказали Иисусу: «отпусти этих людей домой, чтобы они поели», тогда Иисус сказал им: «вы дайте им есть», а потом накормил 5000 человек 5 хлебами и 2 рыбками.

Что мы тут видим? Во-первых, мы видим то, что у человека есть огромный духовный голод. И этот голод может удовлетворить только Иисус Словом Бога. Хотя человек может не чувствовать этот голод, может говорить: «мне это не надо, у меня все хорошо», но, когда он сталкивается с живым Словом Бога, то понимает: «именно это было нужно моей душе. Я не могу уйти, пока не утолю свой духовный голод». Например, когда многие ученики отошли от Иисуса, то Иисус спросил 12 Апостолов: «не хотите ли и вы отойти?», на что Петр ответил: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. Мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога Живого». Петр понял, что только у Иисуса есть те слова, которые дают вечную жизнь. Точно так же те люди, которые сейчас собрались около Иисуса у моря, они слушали и понимали, что сейчас Иисус Говорит что-то очень важное, то, что относится к их жизням. Поэтому не уходили, а внимательно слушали.

Во-вторых, мы видим, что Иисус знал и был уверен, что Слово Бога может решить самую главную проблему человека. Главная проблема человека — это неправильные отношения с Богом. Из этого растут все остальные проблемы. Если конкретно, то люди не знают, что хочет Бог и делают всякие глупости, а то, чего хочет Бог — не делают. Поэтому Иисус учил их. В Евангелии есть много примеров учения Иисуса. Например, нагорная проповедь, или притчи Иисуса, или наставления ученикам, или разговоры Иисуса с отдельными людьми. Каждый раз учение Иисуса было очень простое и конкретное. Например, Иисус учил, что перед тем, как приносить жертву, надо примириться с братом. Почему? Потому что многие не хотят простить или попросить прощения, а вместо этого, чтобы успокоить совесть, хотят просто принести жертву. Но Богу не нужна жертва, Он хочет, чтобы было прощение. Как нужно принимать учение Иисуса? Его надо исполнять. Пробуждение в Пъхеньяне началось с того, что один служитель раскаялся в том, что не принимал других братьев. Так всякий человек, который серьезно принимает слова Иисуса и изменяет свою жизнь по ним действительно восстанавливает свои отношения с Богом. Иисус знал это, поэтому учил слову Бога, и поэтому люди так внимательно слушали Его. Точно так же и мы должны верить, что слова Иисуса имеют силу разрешить самые главные и коренные проблемы в жизни человека и должны учить словам Иисуса.

Во-вторых, следуй за Мною (14).

Посмотрите стих 14. «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И [он], встав, последовал за Ним». После проповеди Иисус возвращался в Капернаум. На входе в город Он увидел некоего Левия, сына Алфея, который был сборщиком податей и сидел около своей будки сбора пошлин. Иисус увидел его и сказал всего три слова: следуй за Мною. Этого оказалось достаточно, Левий встал и сразу последовал за Иисусом как Его ученик.

Кто такой был Левий, сын Алфея и почему он так сразу последовал за Иисусом? Левий был сборщиком податей. Чтобы понять, какое место он занимал в обществе, нужно знать, как собирались налоги в Римской Империи. Римская империя не содержала чиновников для сбора налогов. Вместо этого была откупная система: несколько влиятельных римских семей выкупали у Рима право собирать налоги на какой-то территории. И это право стоило огромные деньги: допустим, 300 млн. сестерций за всю Азию в год. Что происходило дальше, Рим не интересовало, он свои деньги уже получил. А эти семьи тоже разделяли свои откупные на меньшие паи и продавали другим и так далее. Это примерно как у нас продаются должности в ГАИ или как назначаются судьи. В конце концов какой-нибудь мелкий мытарь выкупал право, например, взымать мыто с всех въезжающих в город через такие-то ворота. И он должен был «отбить» те деньги, что заплатил за патент и выйти в прибыль.

Теперь нам легко представить, каким человеком был Левий и как к нему относились. Левий был человеком, который заплатил немалые деньги за право отбирать их у других. Подумайте, у него был первоначальный капитал, но он не вложил его в дело, не стал купцом, не открыл магазин, не организовал мастерскую, не купил на эти деньги землю и волов. Он не использовал свой капитал ни на один из честных способов заработка своим трудом, своею головою или своими мышцами. Вместо этого он нашел самый простой, самый ленивый, самый прибыльный и самый позорный способ заработка. Для него люди были просто возможностью получения прибыли. Далеко не всякий человек может считать подобную систему заработка приемлемой для себя. Здесь мы видим, что у Левия, во-первых, была неправильная система ценностей: для него богатство было важнее, чем все остальное. Во-вторых, он выбрал неправильный способ получения богатства. Естественно, люди ненавидели и презирали мытарей.

Был ли Левий счастлив? Нет. Наверняка он был очень одинок. Он сам смотрел на других, как на источник дохода, и его приятели-мытари тоже смотрели на него как на источник дохода. Никто, кроме таких же мытарей, не хотел иметь с ним ничего общего. Это не дело для человека быть просто ходячим кошельком. Любой человек хочет, чтобы его уважали, хочет чувствовать свою значимость и полезность. Человек должен кем-то быть, а не что-то иметь. Но Левий все это поменял на приобретение богатства. Поэтому он был очень несчастным. Наверное, Левий сильно сожалел о таком своем выборе, но ничего не мог сделать.

Сатана часто обманывает человека, что счастье — в приобретении. Он говорит: твоя жизнь зависит не от того, кто ты, а от того, что у тебя есть. Половина рекламы, которую мы видим говорит нам: купи это и ты будешь счастливым. Такой образ мысли — это обман сатаны. Другой обман сатаны — мысль о том, что приобретая что-то, ты становишься другим. Люди ведутся на это. Почему выстраиваются такие очереди на новый iPhone? Потому что люди думают, что приобретая самое последнее, они будут крутыми. Об этом говорит вторая половина рекламы. Так или иначе, мы живем в мире, где большинство думает, что приобретать гораздо важнее, чем быть. Но это обман дьявола. И Левий тоже попался на этот обман.

Когда Иисус прошел мимо сбора пошлин, Он увидел Левия. Иисус увидел, что Левий запутался, он променял себя на приобретение неправедного богатства. И Иисус призвал его: следуй за мною. Это значит: поменяй направление жизни, теперь цель твоей жизни будет не приобретение, а следование за Иисусом, подражание личности Иисуса.

Левий сразу встал и последовал за Иисусом. Что в результате произошло? Левий снова стал кем-то. Прежде всего он стал чадом Бога. В аналогичной ситуации с мытарем Закхеем, Иисус сказал: «ибо и он — сын Авраама». Левий снова стал частью избранного народа, он стал одним из 12 Апостолов и автором одного из 4-х Евангелий. Мы не знаем, что приобрел Левий после призыва Иисуса, скорее всего ничего, но он стал одним из самых влиятельных людей в истории.

В-третьих, не здоровые имеют нужду во враче, но больные (15-17).

Посмотрите на стих 15: «И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним». Когда Левий принял приглашение Иисуса, следовать за Ним, он был очень счастлив. Он снова обрел достойную цель в жизни. На радостях он пригласил Иисуса и учеников в свой дом и сделал большое угощение. Также он пригласил и многих мытарей и многих грешников и тоже угощал их. Пригласить многих людей в свой дом и угостить — это великое изменение для эгоистичного мытаря.

Но были люди, которые не радовались. Стих 16 говорит: «Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками». Честно говоря, нам легко быть фарисеями. Для того, чтобы осуждать другого ничего делать не надо, все само получается. И прийти в дом такого неприятного человека как мытарь тоже не просто. Тем более вместе с ним есть и пить. Но для фарисеев есть и пить с мытарями и грешниками было еще хуже: для них относится с такими людьми, значило самому стать грешником, самому оскверниться грехом. Другими словами для них грешник — это сам грех.

Но для Иисуса ситуация выглядела совсем по другому. Посмотрите стих 17: «Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Для Иисуса грешники — это больные. А Сам Иисус — это врач, который пришел к больному, чтобы исцелить. Это и есть Евангелие. Для фарисеев, для соседей, для всех людей Левий был пропащим человеком. С ним ничего нельзя было сделать. Единственное, что оставалось сделать — это ждать, когда он, наконец, умрет. Но для Иисуса он был больным, которого можно и нужно вылечить. И Иисус начал его лечить, когда призвал Своим учеником. Для фарисеев и всех иудеев и даже для неверующих мытари и проститутки и грешники, которые собирались около Иисуса, это пропащие люди, они не имеют никакого шанса, от них надо держаться подальше, чтобы не стать таким же, как они. Но для Иисуса — они больные, их надо лечить. И Иисус лечил их Своим словом, Своим принятием, Своей любовью. Для людей, которые пришли послушать Иисуса около моря, это тоже было Евангелие. Они не знали закона Бога, поэтому не исполняли его, и были под проклятием. Они все были эгоистичными и надоедливыми. Честно говоря, с ними было не приятно находиться. Но Иисус принимал их и учил и таким образом исправлял их отношения с Богом. Это для них — добрая весть. Даже для фарисеев и книжников, которые обвиняли Иисуса в том, что Он ест с мытарями и грешниками, то, что Иисус пришел для грешников — это благая весть. Иисус дал им шанс не осуждать других, но понять Евангелие. Тогда они смогут войти в мир Бога.

То, что Иисус пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию — это Евангелие и для каждого из нас. Никто из нас не праведник. Каждый в чем-то серьезно согрешил перед Богом, и не мог рассчитывать на Его милость. Но Иисус пришел к каждому из нас с терпением и любовью, с призывом, так что мы не могли противиться Его любви и приняли ее. Вместо того, чтобы прогнать нас, Иисус первым пришел к нам, первым призвал нас, исправил неправильное направление жизни, сделал нас кем-то. Это Евангелие.

Давайте еще раз прочитаем стих 17: «Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

(п. Авраам Влад)