head
Університетська Біблійна Співдружність

Божье призвание и награда

БОЖЬЕ ПРИЗВАНИЕ И НАГРАДА

От Матфея 20:1-16

Ключевой стих 13,14

“Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе”

В сегодняшнем отрывке Иисус рассказывает притчу о Небесном Царстве. Эта притча начинается со слова “ибо”, потому что она объясняет то, что Иисус рассказал в предыдущей главе. В частности, говоря о награде в Небесном Царстве, Иисус сказал, что многие первые будут последними, а последние первыми. Это значит, что Небесное Царство кардинально отличается от этого мира. Тогда давайте подумаем, в чем состоит это отличие.

1) Призыв

Прочитаем стих 1: “Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой”. У одного хозяина был виноградник. Надо сказать, что это был очень хороший хозяин. Его виноградник тоже был чудесным, там рос самый отборный и вкусный виноград, какого больше нигде не найдешь. Более того, это был особенный, необычный виноградник, о чем я расскажу позже. Здесь хозяин – это Бог, виноградник обозначает миссию, которую дает Бог, а работники – приглашенных в Царство Бога. Рассказывая притчу о Царстве Небесном, Иисус первым делом упомянул хозяина. Бог стоит в самом центре Небесного Царства. Люди всегда пытались и пытаются создать рай на земле, но у них ничего не выходит. Это происходит, потому что они игнорируют хозяина – Бога.

Эта история произошла в то время, когда аванс давно закончился, а зарплата все не наступала. Поэтому многие желающие хотя бы немного заработать собирались на рыночной площади, которая по совместительству была биржей труда. Безработные выходили туда утром и ждали, пока кто-нибудь пригласит их на работу. Не найти работу означало обречь свою жену и детей на голодание. Могло быть и хуже – например должника в то время могли продать в рабство вместе со всей семьей. Поэтому для этих людей так важно было наняться в этот день на работу. У израильтян рабочий день начинался с восходом солнца, около 6 часов утра, то есть на полчаса раньше, чем наше собрание Духовного Хлеба. Кто пытался устроиться на работу, знает, что хозяин обычно сидит в солидном офисе, в черном кожаном кресле, и ждет, когда к нему придут. Даже очень гордый и независимый человек рано или поздно вынужден искать работу. Но владелец виноградника не стал ждать, а рано поутру вышел приглашать людей в свой виноградник. Наш Бог похож на этого хозяина. Он пригласил грешников прийти к Нему. Божья любовь инициативна. Он первым приходит к недостойным грешникам, чтобы привести их в Небесное Царство. “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал” (Ин.15:16), – говорит Иисус. Библия часто говорит о Божьем приглашении. Бог приглашает к Себе людей не из-за их хороших качеств, но потому что они нуждаются в Божьей помощи. В Ис.55:1 говорится: “Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко”. Каждого человека можно назвать жаждущим. Даже материально обеспеченные люди, не зная смысла жизни, жаждут духовно. Их души похожи на отчаявшихся безработных на пыльном рынке. Бог милостиво приглашает всех к Себе: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф.11:28-30). Автор этого евангелия Матфей был налоговым инспектором, и за это все ненавидели его и обходили десятой дорогой. Он был очень одинок. Но Иисус призвал его, чтобы быть с ним, чтобы сделать его великим и пригласить в славное Небесное Царство. Матфей принял призыв Иисуса, и Иисус сделал его жизнь самой прекрасной и славной.

2) Обещание

Прочитаем стих 2: “и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой”. Хозяин нанял работников, договорившись с ними о конкретной суме в один динарий, и послал их в Свой виноградник. Здесь очень важно слово “договорившись”. Хозяин не сделал предоплату и не дал работникам аванс, но заключил с ними договор. Евреи, в отличие от современных политиков, очень ценили договор. Даже устно произнесенное слово нужно было исполнить. Чтобы понимать Библию, мы должны понимать, что такое договор. Библия состоит из двух частей – Ветхий и Новый Завет, то есть, по-современному, старый и новый договор. Понятие завета тесно связано с понятием обещания.

Слова Бога правдивы и достойны доверия. Человек часто нарушает свое обещание. Сейчас это хорошо иллюстрирует наш парламент. Но если Бог что-то обещает, Он точно исполняет. Чис.23:19-20 говорит: “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? 20 Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего”.

Иногда нам хочется торговаться с Богом. Но есть только один гарантированный способ заставить Бога что-то сделать – это напомнить Ему Его обещание. Поэтому когда молитесь и просите что-то у Бога, не просто говорите: “дай, дай, дай!”. Надо обязательно основываться на обещании Бога. Также, поскольку Бог верен, мы тоже должны верно исполнять обещанное.

Невозможно заставить человека быть Христианином. Невозможно заставить жить по-христиански. Но кто принимает обещание Бога, тот сам изменяется. Например, один брат так любил спать, что утром его не могла поднять и целая армия будильников. Но когда он принял обещание Бога: “ищите прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам”, у него появилась сила вставать на собрание Духовного Хлеба.

Библия полна обещаний Бога, направленных лично каждому из нас. Изучайте Библию и примите одно обещание Бога.

3) Другие работники

В стихах 3-7 сказано, что хозяин выходил на торжище еще несколько раз – в третьем, шестом и девятом часу, то есть, по-нашему, в 9, 12, и 3 часа дня. Но и на этом он не остановился. Он вышел еще раз в 5 часов вечера, когда рабочий день уже подходил к концу. Стихи 6,7 говорит: “Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? 7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите”.

Мы не знаем точно, почему эти последние так долго ни к кому не нанялись. Может, они были плохими работниками и никто не хотел их брать. А может быть они любили спать до обеда, и только в 17:00 добрались до рыночной площади. Может кто-то пообещал им 2 динария, но не пришел, а они стояли и ждали. Но хозяин, выходя на рынок в 17:00, точно искал именно таких людей.

Здесь разное время может обозначать разные периоды в истории Церкви. Первыми услышали Евангелие евреи, затем один за другим языческие народы. Также это может означать разные периоды в жизни человека. Один приходит к Богу в детстве, другой в студенческие годы, третий – уже после выхода на пенсию. Бог не просто принимает, но ищет всяких людей. Это показывает нам, что Царство Небесное открыто всегда и для всех. Бог ценит каждого человека. У Него нет предубеждений. И всех приглашает трудиться в Его винограднике.

Какое же обещание давал хозяин этим людям? Например, стих 7б: “идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите”. Хозяин не договорился с работниками о конкретной сумме. Вместо четкого договора работникам предлагалось просто довериться хозяину. Этим работникам тоже нужны были деньги, но отдали хозяину право назначать плату.

4) Награда

И вот вечером настал самый интересный момент – зарплата. Прочитаем стихи 8-10: “Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. 9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию”. Вот это да! Хотя одни работники работали в несколько раз меньше других, все получили поровну. Где же тут справедливость? Точно так подумали те, кто пришел первым. Они начали роптать на хозяина: “Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной” (11,12). Я думаю, коммунизм невозможен по этой причине – никто не захочет работать больше и получать столько же. Что же ответил им хозяин? Посмотрим стихи 13-15: “Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?”. Это был очень добрый хозяин. Динарий в день был прожиточным минимумом. Хозяин думал о голодных семьях незадачливых работников и решил дать им столько, сколько им нужно. Хозяин заботился не о своей прибыли, но о жизни работников. Вот таких хозяев мы хотели бы видеть побольше в нашей стране!

Бог похож на этого хозяина. Точно так же Бог заботится о наших нуждах, когда мы принимаем Его призыв. Интересно, что даже последним хозяин дал не просто деньги, но работу. Это учит нас, что Бог хочет сделать нас не только потребителями, но источниками благословения, и для этого дает Свою миссию. Миссия делает нас нужными и полезными и дает чувство собственной ценности. Бог заботится о нас независимо от того, насколько мы достойные или эффективные работники. Важно одно – последовать Его призыву.

Служить Богу – это личное дело. Не надо сравнивать себя с другими и завидовать. Бог благословляет каждого лично. У каждого человека есть свое особое благословение, которого нет у других. Также и каждая церковь имеет свое особое благословение. Поэтому давайте не будем завидовать другим, а будем наслаждаться тем благословением, которое дал Бог нам, и благодарить Его за это.

Вы желаете знать, даст ли вам Бог благословение? Для того, чтобы получить динарий, надо было просто послушать призыв и прийти работать в винограднике. Если вы приняли призыв Бога и исполняете миссию, Бог точно благословит вас.

Но это еще не все.

5) Истинная награда

Прочитаем еще раз 8-й стих: “Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых”. Когда у нас на работе дают зарплату, то никому не показывают, сколько получают другие работники. Но этот хозяин специально делал так, чтобы первые узнали, сколько получат последние. Когда же они стали роптать, он им сказал: “не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди”. Здесь есть важное учение для нас.

Помните, я говорил, что это особенный, необычный виноградник? Раздавая одинаковую плату, хозяин хотел показать, что динарий – это не самое важное. Но само то, что их наняли в этот виноградник, было огромной привилегией и ценностью для работников. Есть такое понятие, как “престижная работа”. Когда человека берут на такую работу, ему могут поначалу платить очень скромно. Но зато, устроившись туда, вы можете смело сказать, что добились успеха, потому что со временем станете значимым, влиятельным человеком. Всегда важно, чего вы ищете в первую очередь. Первые работники четко оговорили с хозяином сумму в один динарий. Получая деньги, они думали, что оказали хозяину большую услугу. Они взяли свое и пошли, чтобы утром снова стоять на рынке в ожидании другого работодателя и другого динария. Но те, кто пришел позже, получили намного больше, чем динарий. Они узнали доброту хозяина, Его заботу, то, что на его обещания можно положиться. Они нашли того, кому не безразличны их проблемы, для кого хотелось бы работать всю жизнь, и в ком они никогда не разочаруются. Не только последние, но и первые не были достойны приглашения в такой чудесный виноградник. Приглашение хозяина было милостью для них.

Это напоминает нам Ветхий и Новый Завет в Библии. Ветхий завет состоял в том, что народ обещал слушаться Бога, а Он обещал благословить их за это. Но они не смогли слушаться. Поэтому Бог заключил новый завет. Суть этого завета проста: полностью довериться Богу. Принимая этот завет, мы тоже получаем благословение. Однако мы тогда получаем намного больше – мы узнаем огромную милость и любовь Бога. Наш Бог Иисус умер на кресте за наши грехи, чтобы подарить нам прощение и вечную жизнь. Он есть путь, истина и жизнь, и ни в ком другом нет спасения. Жить бесполезно и грешно – это проклятие. На что отдает свое время, деньги и силы тот, кто живет без Бога? На пиво, сигареты, ночные клубы или компьютерные игры и т.д. Но по милости Бога мы можем жить иначе. Мы можем посвящать свою жизнь Божьему делу: приглашать других в Небесное Царство, изучая с ними Библию, строить здание церкви. То, что Бог пригласил нас к такой жизни, и есть настоящая награда. Ап. Павел, размышляя об Иисусе, сказал, что познать Христа настолько ценно, что все человеческие достижения в сравнении с этим – не больше чем мусор. Он говорит: “Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11 чтобы достигнуть воскресения мертвых” (Фил.3:8-11).

Когда я жил без Бога, мне казалось, что весь мир грязный и что моя жизнь грязная и бесполезная. Я думал, что Бог злой, и поэтому был пессимистом и ленивым. Я даже не любил умываться и тем более убирать в своей комнате. Глядя на нашу систему, я внутренне готовился после университета стать бомжем и жить на вокзале. Моя жена Анна, когда не знала Иисуса, была блуждающим гитаристом. Вместо того, чтобы усердно учиться, она собирала толпы бездельников и пела им печальные песни. Наверное, если бы не Иисус, мы бы с нею где-то на вокзале встретились. Но Иисус настолько добрый Бог, что превратил меня и мою жену в источник благословения! Он сделал нас способными отвечать за семью и за церковь. Я теперь люблю убирать в квартире. А Анна воспитывает прекрасного сына и всем сердцем служит агнцам Бога, но при этом трудится для строительства здания церкви, готовя раз в неделю еду для работников. Как чудесно изменяет жизнь благодать Иисуса Христа!

Теперь, зная милость Бога, мы не должны думать, что можно не работать, и все получить. Правильные отношения с Богом важнее любых благословений. Поскольку мы верим, что Бог добрый и благословит нас в любом случае, нам нужно не тратить жизнь зря, но усердно работать для Господа, исполняя Его миссию.

Что вы ожидаете от Бога? Кто-то может ожидать в качестве динария много денег, красивую жену или надежного мужа, или хорошие оценки на экзаменах. Но если это все, то это не больше, чем мусор. Тогда из-за одной тройки можно забыть всю благодать и начать роптать на Бога. Затем пойти к другому хозяину – сатане, который завлекает хитрыми искушениями в погибель. Но если ваша цель – познать Иисуса Христа и расти в Его благодати, вы сможете, не смотря ни на что, радоваться в любви Бога. Итак, надо решить, нужен тебе какой-то динарий, или сам Бог. Если динарий – Иисус скажет: “возьми свое и пойди”. Но если ищете познания Иисуса Христа, Он скажет: “войди в радость Господина твоего”.

В заключение еще раз прочитаем ключевые стихи (13,14): “Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе”. Я благодарю Бога за Его милостивый призыв к нам, за то, что в Иисусе Христе мы можем начать новую, прекрасную жизнь. Давайте усердно работать для Бога, имея уверенность в Его воздаянии. Не будем относительными, сравнивая себя с другими, но всем сердцем постараемся угодить Богу.