head
Університетська Біблійна Співдружність

“О, женщина! Велика вера твоя”

О, ЖЕНЩИНА! ВЕЛИКА ВЕРА ТВОЯ

от Матфея 15:1-28

Ключевой стих 27,28

“Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час”

Сегодняшнее слово рассказывает о вере, которую имела одна женщина. Иисус всего несколько раз признал веру человека по настоящему великой. Сегодня как раз тот случай. Иисус признал веру хананейской женщины великой верой. Давайте сегодня узнаем, как мы можем иметь великую веру.

1. Слово Бога и предание (1-9)

Во-первых, чтобы иметь великую веру, мы должны знать правильное отношение между Словом Бога и преданием. Посмотрите на стихи 1,2: “Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб”. Фарисеи, которые пришли к Иисусу считали, что у них великая вера, потому что они ревностно исполняют многие религиозные предписания. В том числе, всегда моют руки перед едой. Если кто-то из вас не помоет руки перед едой, тот никогда не сможет стать великим фарисеем. Учеников Иисуса они даже не считали верующими, потому что те не исполняли даже элементарного. Давайте сейчас подумаем, что такое предания старцев, как они возникли и для чего они нужны. Во время Вавилонского плена, Иудеи подвергались сильному влиянию языческой культуры. У них почти не осталось Библий. Для народа Божия возникла реальная угроза забыть Бога и стать язычниками. Тогда законоучители и раввины, которые еще знали закон Бога начали писать толкования к Библии, где на примерах показывали, как в реальной жизни жить в соответствии с заповедями Бога. Так возникли толкования и еврейская традиция, которую и назвали “предания старцев”. Предания старцев помогли им преодолеть искушения грешной культуры и жить как избранный народ. Но потом люди, и даже фарисеи и книжники, забыли смысл преданий старцев. Сейчас фарисеи на основании преданий обвиняли учеников Иисуса.

Как ответил Иисус? Посмотрите на стихи 3-6: “Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим”. Иисус не признал их веру, основанную на исполнении преданий. Иисус сказал, что ради внешнего соблюдения преданий они преступают заповедь Бога. В то время у евреев существовал обычай “корван”. Если кто-то хотел более чисто служить Богу, он посвящал часть своего имущества Богу. Например, он обещал в этом году посвятить месячный заработок Богу. Эти деньги назывались “корван” и их можно было использовать только на Богоугодное дело, например, раздать нищим или принести дар в Храм. Но люди стали злоупотреблять этим обычаем. Например, некоторые дети не хотели помогать родителям. Поэтому они говорили: “я уже посвятил Богу то, что у меня есть. Рад бы, но у меня уже нечем помочь”. Почитать отца и мать – пятая из десяти заповедей. Поэтому заботиться о родителях это не только Богоугодное дело, но и прямая обязанность каждого человека. Законоучители должны были знать это, и серьезно обличать таких людей. Но они не знали и потворствовали таким людям. Хотя такой человек в точности исполнил все религиозные предписания, но Иисус сказал, что это тщетно, то есть не имеет никакой ценности перед Богом. Бог не хочет от нас исполнения религиозных правил. Бог хочет, чтобы мы исполнили Его слово. Иисус больше признал веру учеников, потому что хотя они не исполняли религиозные предписания, но исполняли слово Бога.

Религиозные правила полезны, когда мы знаем их смысл. Например, приходить утром на духовный хлеб, похоже на предание старцев. Очень благодатно и очень хорошо прийти утром на духовный хлеб и иметь время общения с Богом, прежде чем начнется дневная суета. Кроме того, это духовная дисциплина. Но если приходить на духовный хлеб только для того, чтобы бесплатно и сытно позавтракать, то это будет религиозный обряд, который потерял духовный смысл. Я не говорю, что все вы приходите на духовный хлеб позавтракать, но есть люди которые так делают. Кто так делает, скоро будет законником, который будет осуждать тех, кто проспал, вместо того, чтобы помочь проснуться. Итак, для того, чтобы иметь великую веру, нам надо исполнять Слово Бога, а не религиозные правила.

2. Что оскверняет человека. (10-20)

Во-вторых, чтобы иметь великую веру, мы должны очистить сердце. После того, как Иисус обличал фарисеев, он позвал народ и сказал им: (10б,11) “слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека”. После этого, Петр и ученики попросил объяснить Иисуса эту притчу. Тогда Иисус отвечал. Посмотрите на стихи с 16 по 20. “Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека”.

Здесь мы видим отличие взгляда Иисуса и фарисеев на чистоту. Бог дал заповеди о том, что чистое и что нечистое во время исхода из Египта. Эти заповеди даны для того, чтобы люди знали, что Бог Свят и ненавидит всякую нечистоту. Поэтому Его народ должен хранить себя в чистоте. Но фарисеи считали, что сами по себе они чистые, а оскверняются, только прикоснувшись к чему-то нечистому. Однако взгляд Бога на человека другой. Бог знает, что прежде всего нечистота человека – это грех. Нечистое и грязное сердце человека – это самая большая проблема. Посмотрите на стихи 18,19. “а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления”. Библия говорит о сердце как об источнике всего доброго или злого в человеке. Например, Чис. 15:39 сказано: “чтобы вы, … не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству” Или псалом 14:1,2: “Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем” или Пс. 118:11: “В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою”. Люди больше обращают внимание на действия человека. Например, если только захотел украсть, но не удалось, то не вор. Но Бог обращает очень пристальное внимание на сердце человека. Пс. 16:3 говорит: “Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои”. Сердце – это самые глубокие желания человека. Все эти желания обязательно проявятся. Если в сердце живет сластолюбие, оно обязательно выльется в прелюбодеяние или любодеяние. Если в сердце есть жадность и лень, то она проявится в воровстве. Непрощение даст плод в убийствах, обвинении, вражде. Гордое сердце обязательно произнесет ересь и богохульство.

Люди обычно стараются изменить свое поведение. Но изменить поведение невозможно, если не изменить сердце. Хитрое и порочное сердце не дает стать нам великими верующими. Но, Иисус хочет очистить наше сердце от всякого греха, через веру в кровь Иисуса Христа. “Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!” (Евр.9:13,14) Сердце нельзя очистить ни силой, ни дисциплиной ни слезами, а только Кровью Иисуса Христа. Когда Иисус очистит сердце, очистится и поведение.

Давайте сейчас придем к Иисусу и откроем наши тайные грехи и пороки, чтобы Он очистил наше сердце. Давайте жить в чистоте, чтобы вера росла и становилась великой.

2. Вера Хананеянки (21-28)

В-третьих, чтобы иметь великую веру надо иметь смирение и веру в суверенитет Бога. Посмотрите стих 21. “И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.”. Уже приближалось время, когда Иисус должен был умереть на кресте. Поэтому Иисус хотел глубоко общаться с учениками и серьезно учить их о Своей смерти и воскресении. Иисус не хотел, чтобы кто-то помешал Ему и ученикам, поэтому ушел из Израиля и пошел в страны Тирские и Сидонские. Посмотрите на стих 22: “И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется”. Эта женщина не была Иудейкой, она была язычницей. Но, тем не менее, она преодолела отчуждение между Иудеями и язычниками и пришла к Иисусу. Она просила Его изгнать беса из ее дочери. Она знала, что Иисус не просто раввин или заклинатель духов. Она верила, что Иисус – Мессия и Господь. Нам кажется, Иисус должен был сразу исцелить ее дочь. Но, к нашему удивлению, Иисус как бы игнорировал ее. Посмотрите стихи 23,24 “Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева”. Даже ученики просили за женщину, но Иисус сказал, что Он пришел не для язычников. Это очень странные слова для Иисуса. Он никогда не был националистом, Он разговаривал с Самарянкой, Он исцелил слугу римского сотника. Иисус вообще ни разу не спрашивал национальность ни у кого, кто приходил к Нему. Но тут Он отказался помочь. Посмотрите стихи 25,26: “а она, подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам”. Эти слова вообще не лезут ни в какие ворота. Иисус вообще ни разу никого не оскорбил и не унизил. Он не унижал ни мытарей, ни проституток. Он, хотя обличал, но не унижал книжников и фарисеев. Но Иисус назвал эту женщину собакой. Это было личное оскорбление. Если бы это была обычная женщина, она бы закричала: “Это я собака? Ану пшел отсюда жид поганый, возвращайся в свою Иудею!”. Для женщины самое важное это достоинство. Все остальное она может стерпеть, но личная обида – это вражда на всю жизнь. Если бы это была обыкновенная женщина, за словами Иисуса должен был последовать термоядерный взрыв на 20 мегатонн. Но ответ женщины удивительный. Посмотрите на стих 27. “Она же сказала в ответ: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их”. Удивительно, но эта женщина признала право Иисуса назвать себя собакой. Она преодолела личную обиду, но просила хотя бы той милости, которую получают собаки.

Вера женщины поразила Иисуса. Смотрите на стих 28. “Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час”. Иисус признал ее веру великой. Давайте подумаем, какая вера этой женщины.

Во-первых, у нее была вера, основанная на любви. Мы видим, что это была очень настойчивая женщина. Она преодолела все препятствия, чтобы прийти к Иисусу. Во-первых, она пришла к Иудею, хотя знала, что Иудеи презирают язычников. Во-вторых, она преодолела игнорирование Иисуса и Его отказ помочь язычнице. В-третьих, она преодолела личное оскорбление и признала себя ничем перед Иисусом и все равно просила. В чем был источник ее настойчивости? Причина – в любви к дочери. Для нее дочь была важнее жизни, поэтому она могла так просить. На самом деле бесноватая дочь – это горе и позор для семьи. Один пастор, который проповедовал в Южной Африке, в своей книге описал один случай. Однажды, после проповеди, когда он проповедовал о власти Иисуса изгонять бесов, к нему подошла одна чернокожая женщина и попросила изгнать из ее дочери беса. Ему ничего не оставалось, как согласиться и взять эту девушку в миссию. Она была совершенно невменяема. Ее поместили на втором этаже дома, но она разрывала все, чем ее связывали, кулаками и пятками стучала так, что казалось, что они свинцовые. Двери и стены после ее ударов имели страшные вмятины. Кроме того, страшный сумасшедший крик и смех в любое время дня и ночи, так что в здании миссии невозможно было находиться. В то время пастор не мог изгнать беса, и вынужден был отдать дочь матери. Потом прошло 10 лет, много что изменилось и в пасторе и в церкви. Тогда он уже много изгонял бесов. И на одном служении он еще раз встретил ту женщину. Горе оставило на ней свой тяжелый след. Она поседела, от слез на лице образовались глубокие морщины. В глазах была усталость, печаль и какая-то робкая надежда. Он изгнал беса. Но я не об этом. Я думаю, эта женщина-хананеянка была похожа на женщину из Южной Африки. Хотя бесноватая дочь доставляла ей огромные страдания, но она до конца не оставила ее. Ради исцеления дочери она приняла игнорирование и оскорбление. Ее любовь напоминает нам любовь Бога-Отца, Который решил любить падшего и испорченного человека, и спасти его даже ценой жертвы Иисуса Христа. Когда мы имеем такое сердце любви и сердце пожертвования к агнцам, то это трогает сердце Бога, и Он слышит молитву.

Во-вторых, эта женщина знала, что только Иисус может помочь. Наверное, до этого она приглашала многих волхвов, шаманов и волшебников, приносила многие жертвы разным богам в языческих храмах. Это не помогло. В конце концов, она поняла, что это мертвые боги. Она поверила, что только Бог Израиля – живой Бог и только Иисус может ей помочь. Когда Иисус сказал: “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева”, это могло значить: “у тебя есть свои боги, они могут помочь тебе”. Тогда женщина просила: “Господи! помоги мне”. Это значит: “я знаю, что они не помогут мне. Только Ты истинный Господь и только Ты можешь помочь мне”. Такая вера трогает сердце Бога. Если мы верим, что не деньги, не психология, не помощь друзей, а только Иисус может помочь нам, то это трогает сердце Бога и Он помогает.

В-третьих, у нее была очень смиренная вера. Она знала, что Иисус – Святой Бог. Перед Святым Богом она не могла ничего требовать, но могла только просить, уповая на милость Господа. Она просила у Бога, зная, что полностью недостойная. Но она верила, что Иисус все равно добрый, Его воля – благая воля. Это великая вера. Многие люди, когда молятся, требуют что-то от Бога. Они думают, что достойны получить что-то от Бога. Но великая вера – это когда мы верим, что мы не достойные грешники, Иисус имеет право нас изгнать, но мы верим в то, что Он не изгоняет. Смирение – это не говорить: “я собака” и это не самоуничижение. Смирение – это признать себя тем, кем Бог видит нас. Как видит нас Бог? Он видит нас недостойными грешниками, но грешниками, за которых Иисус умер на кресте. Поэтому Он хочет дать нам великую веру и сделать нас великими верующими. Для этого Иисус иногда игнорирует, иногда обличает, иногда сильно ругает, иногда признает, иногда хвалит. Принимать это как волю Бога и верить, что это Иисус делает из любви во благо нам – это настоящее смирение и великая вера.

Также великая вера – это признать суверенитет Бога, уповая на Его милость. Эта женщина приняла суверенитет Бога: она решила принять, все, что будет с ее дочерью: исцелит ли ее Иисус или не исцелит, но она уповала на милость Иисуса, что Он не отвернется от ее горя. Такая вера помогла ей пройти все испытания и получить признание веры от Иисуса.

В этом слове мы узнали, что такое великая вера. Великая вера – это вера, которая исполняет Слово Бога, а не религиозные обряды. Великая вера – это когда мы кровью Иисуса Христа очищаем свое сердце, а не скрываем грехи и пороки. И великая вера это когда мы имеем истинное смирение перед Иисусом и принимаем Его суверенитет. Давайте помолимся, чтобы Бог растил нас и дал нам великую веру, как вера Хананеянки.