head
Університетська Біблійна Співдружність

“Преображение Иисуса”

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ИИСУСА

от Матфея 17:1-13

Ключевой стих 2

“и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет”

В предыдущей главе Иисус учил Своих учеников, что для следования за ним нужно отвергнуть себя и взять свой крест. Услышав это, ученики подумали, что теперь придется только страдать до конца жизни. Их лица стали мрачными, и они устало плелись за Иисусом. Если мы тоже думаем только о страданиях, и не видим за этим ничего больше, мы тоже становимся печальными и усталыми. Но в сегодняшнем слове Иисус дает нам ободрение, благодаря которому даже в страданиях мы можем радоваться.

1. Славный образ Иисуса (1,2)

Прочитаем стих 1: “По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних”. Около шести дней назад Петр исповедал, что Иисус есть Христос. Тогда Иисус сказал ученикам, что Ему должно пострадать, умереть на кресте и воскреснуть. Петр не мог терпеть слов о страданиях, и сильно протестовал. Он считал, что страдания – это в любом случае плохо, и испугался, что теперь всю жизнь ему придется только тем и заниматься, что отвергать себя. Он представил все свое будущее в мрачных тонах. Сейчас тоже многие думают, что быть христианином – это только служить, страдать и отказывать себе во всем. Но Иисус открыл ученикам удивительную тайну, что за всем этим стоит величайшая слава и величайшая радость.

Прочитаем стих 2: “и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет”. В книге Откровение есть более детальное описание: “Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников. и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей”. Как передать красоту Бога-Творца? Посмотрите за окно, как прекрасна весна. Вспомните, как прекрасно и величественно звездное небо. Некоторые люди едут в горы, чтобы насладиться восхитительными пейзажами. Сила солнечного сияния так велика, что на него невозможно смотреть. В течение веков люди, наблюдая Божьи творения, выражали свое восхищение в стихах, картинах и другом творчестве. Если творение так прекрасно, то каков же Сам Творец? Михайло Васильевич Ломоносов в одном стихотворении писал:

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И божие дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли;

Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков зиждитель сам!

Бог-Творец превосходит все то, чем восхищались, восхищаются и будут восхищаться люди. Иисус предстал перед учениками в таком величественном, потрясающем образе. Иисус – это славный Бог, в Котором есть вся красота, все величие, вся слава и все могущество. Какой радостной и творческой должна стать жизнь человека, увидевшего Творца!

Слава Иисуса, которую они увидели здесь, на горе, навсегда отпечаталась в их сердце. Теперь они могли всю жизнь не бояться пострадать или потрудиться. Тот, кто видел великое, не боится что-то потерять или отдать. Ученики Иисуса имеют великую привилегию видеть славу Иисуса. Христиане много трудятся не по принуждению, а потому что их влечет слава Иисуса Христа.

В этом мире ничто не может сравниться со славой Бога. Реклама расписывает нам новые достижения техники, например мобилки или компьютеры, как предел совершенства, но через два-три года новинки становятся устаревшими, а реклама уже кричит о новых “совершенствах”. Но слава Иисуса Христа выше всякого предела. Иисус прекрасен вчера, сегодня и вовек.

Однажды я прочитал 1Ин.3:2,3: “Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист”. Этот отрывок удивил меня словами: “будем подобны Ему” и “так, как Он чист”. Я видел, что я нечистый, грешный человек. Но удивительное обещание разделить чистоту Иисуса дало мне надежду и силу бороться с грехом.

Полноценная христианская жизнь состоит из двух тесно связанных частей: познание славы Иисуса и служение. Мы не можем служить, если не видим славы Иисуса. Только взирая на славного Иисуса, мы можем с радостью трудиться и преодолевать страдания. Но также мы не можем видеть славы Иисуса, если ищем только наслаждений. Когда мы решаем отвергнуть себя для Иисуса, тогда Иисус открывает нам Свое лицо. Один пастор, который служит прокаженным, говорил, что он увидел лицо Иисуса Христа, когда пожал руку прокаженного. Апостол Павел стремился познать Иисуса и писал об этом так: “чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых”.

Люди обычно чувствуют себя никем, но стараются показать себя крутыми. Поэтому никто не хочет унизиться перед другими. Но Иисус, наш славный царь, унизил себя, терпел презрение и насмешки, чтобы стать другом для грешников и привести нас в Его славу. Такому Иисусу мы должны подражать.

Страдания в нашей жизни будут в любом случае, так устроен мир. Но без Божьей славы страдания превращаются в мучение. Но когда мы смотрим на славу Иисуса Христа, тогда страдания делают нашу жизнь интересной и радостной, потому что через них мы открываем для себя Божью славу.

Я молюсь, чтобы каждый из нас сохранил славный образ Иисуса в своем сердце.

2. Его слушайте (3-13)

Во-первых, “Его слушайте” (3-5).

Прочитаем стих 3: “И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие”. К Иисусу пришли двое верных Божьих слуг: Моисей, совершивший исход Израильского народа из Египта, и Илия, выведший Израиль из поклонения идолу Ваала. О чем они разговаривали? Лк.9:31 говорит: “явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме”. Иисус тоже должен был совершить исход – исход грешников из власти греха через Его смерть на кресте. Умереть на кресте было нелегко. Бог послал Своих слуг, чтобы они поговорили с Иисусом о значении Его страданий и укрепили Его. Даже Иисусу нужна была поддержка других слуг Бога. Тем более нам. Мы тоже должны укреплять друг друга страдать для Иисуса. Моисей и Илия явились во славе. Хотя они могли укреплять Иисуса как-то по-другому, но они говорили о Его страданиях. Здесь мы видим, как тесно связаны слава и страдания. Без страданий не бывает славы, и кто действительно хочет видеть славу Иисуса, должен быть готов страдать. Величайшая слава Иисуса была в несении креста. Мы тоже можем увидеть Его славу, когда несем свой крест.

Из 4-го стиха видно, что видение Божьей славы очень понравилось Петру: “При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии”. В то время, как Иисус говорил о Своих страданиях, Петр обратился к вопросу о недвижимости. Хотя описать славу Иисуса словами невозможно, но Петру она так понравилась, что ему захотелось навечно остаться на этой горе. Ему хотелось всегда наслаждаться этой славой, и не возвращаться к другим ученикам и к надоедливой толпе народа с их проблемами и грехами. Петр проявил свое желание жить в славе и без страданий. Нам тоже иногда хочется не учиться, но получить пятерку, или не работать и получить много денег. Петр неправильно понимал, для чего человеку дается слава. Если Бог показал тебе свою славу, это не для того, чтобы ты сидел и наслаждался ею, и не для того, чтобы гордиться перед другими, а для того, чтобы воплощать увиденное в жизнь через служение другим.

Прочитаем вместе стих 5: “Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”. Это облако символизирует присутствие Бога. В Ветхом Завете Бог часто появлялся в облаке. Бог подтвердил те же слова, которые Он говорил во время крещения Иисуса. Но теперь Он добавил еще два слова: “Его слушайте”. Это очень важные слова. “Слушайте” означает не просто слушать ушами, но повиноваться. До сих пор ученики ожидали от Иисуса славы, но даже не задумывались, что нужно учиться послушанию. Они слушались, когда это было им приятно, но когда слова Иисуса им не нравились, Петр первым отвечал: “Нет, Господи, да не будет этого…”. Теперь Бог научил их, что Иисуса надо слушаться. Здесь мы можем научиться, что послушание – это прямое следствие нашей веры. Некоторые говорят: “Я верю в Бога в сердце”. Но это слово учит нас, что веру должно быть видно. Ап.Иаков пишет в своем послании: “Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих” (Иак.2:18). Ветер невозможно увидеть, но можно увидеть, как он качает деревья, можно измерить его скорость по тому, как он вращает вертушку. Знания студента тоже не видно, но видно, что он написал в экзаменационной работе. Точно так же сама вера невидима, но она проявляется через послушание. Можно сказать, что послушание – это материал, из которого строится наша вера. Все в нашей жизни зависит не от того, как много мы общаемся с Богом, но от того, послушны мы или нет. Самый яркий пример – это ученики Иисуса Христа. Их было двенадцать, все они три года находились в непосредственной близости от Иисуса. За эти три года одиннадцать из них научились слушаться Иисуса. Но Иуда Искариот, хотя тоже каждый день проводил в присутствии Иисуса, не научился слушаться, но поступал, как ему хотелось. В результате он предал Иисуса и окончил жизнь трагически.

Что значит послушаться Иисуса? Это значит послушаться слова, которое Он сказал. Например, Иисус сказал: “любите друг друга, как Я возлюбил вас”, поэтому мы должны ставить любовь друг ко другу выше своих личных желаний. Иногда люди говорят: “Я слушаюсь только Бога, и больше никого”. С прискорбием сообщу, что такие люди на самом деле Бога не слушают, а поступают, как сами хотят. Ведь Бог Сам много раз говорил о послушании людям, например: “Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым” (1Пет.2:18) – это относится к послушанию начальнику на работе; “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу” (Еф.5:22); “Дети, повинуйтесь своим родителям…” (Еф.6:1). Также о повиновении в церкви: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” (Евр.13:17); “Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (1Пет.5:5). Кто всегда сомневается – слушаться пастыря или нет – на самом деле не доверяет Богу, который сказал слушаться пастыря. Если Бог так сказал, значит Он отвечает за последствия. Хотя пастырь несовершенный человек, мы должны повиноваться, доверяя слову Бога. Мы должны знать, что христианское послушание – это не унижение, а уподобление Иисусу Христу. В Фил.2:5-8 сказано: “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени”. Бог желает, чтобы мы поступали так, как поступал Сам Иисус Христос. Бог желает нашего послушания, потому что Он хочет, чтобы мы разделили славу Иисуса Христа.

Каждый из нас может проверить свою веру прямо сейчас, задав себе вопрос: “А насколько я послушен?”. Молюсь, чтобы мы взирали на Иисуса Христа, и были от сердца послушны, как Он.

Во-вторых, вопрос про Илию (6-13).

Голос Бога был настолько величественным, что ученики испугались и пали на лица свои. Но Иисус коснулся их и сказал, чтобы они не боялись. Ведь Бог пришел не для того, чтобы попугать или убить их, но чтобы они увидели славу Иисуса и слушались Его. Спускаясь с горы, Иисус запретил им кому-либо рассказывать об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых. Ведь Иисус показал ученикам Свою славу для того, чтобы укрепить их веру, а не для того, чтобы к Нему стекались толпы любителей фокусов. Тогда ученики спросили Иисуса: “как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?”. Ученики спросили, потому что заинтересовались славой Иисуса. Наверное, они вспоминали, как Илия заколол в один день 400 пророков Ваала, или как он сводил с неба огонь для наказания грешников. Но Иисус ответил (11,12): “Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; 12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них”. Этим ответом Иисус напомнил им о реальности, к которой они сейчас должны были вернуться. Они сходили с горы, чтобы переносить страдания, взирая на вечную славу.

К какой славе вы стремитесь? Тленной славе этого мира? Или вечной славе Бога-Творца? Ради чего вы хотите страдать? Ради легкой и удобной жизни? Тогда эта жизнь будет пустой и неинтересной. Ради Иисуса и Его миссии? Тогда Бог наполнит вашу жизнь своей славой. Давайте взирать на вечную славу Иисуса и с радостью переносить страдания, как послушные ученики Иисуса Христа.