head
Університетська Біблійна Співдружність

Истинное величие

ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ

от Матфея 17:24 – 18:9

Ключевой стих 18:4

“итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;”

В прошлый раз на Богослужении мы изучали слово о неверующем поколении и о том, что нам нужно иметь веру с горчичное зерно. Мы узнали, что если мы будем иметь веру хоть с горчичное зерно, то если скажем горе сей: „перейди отсюда туда”, то она перейдет; и ничего не будет невозможного для нас. Мы хотим иметь такую веру. И очень интересно узнать, что значит вера с горчичное зерно, это много или мало, вообще – сколько это. В конце 17-й и в 18-ой главе Иисус практически показывает нам, как иметь такую веру. Но это не все, это только начало веры. Вы думаете, что великий – это кто двигает горы? Сегодня мы узнаем, кто же действительно является великим в Царстве Божьем.

I. Возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Давайте прочитаем стих 24:

“Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?”

Апостол Матфей конечно же не мог упустить этот эпизод. Это было весьма близко его сердцу. Но вот Петра этот вопрос застал врасплох. Иисуса рядом не было и Петр растерялся.

Кто такие собиратели дидрахм? Еще во время Исхода Бог учредил подать на поддержание скинии. В 30-й главе книги Исход говорится, что каждый человек старше 20-ти лет должен был платить полсикля серебра на поддержание скинии. Со временем эта подать перешла в подать на храм.

Во времена Иисуса храм представлял из себя величественное и роскошное сооружение. Он был реконструирован Иродом и изменился почти до неузнаваемости. Тем самым царь Ирод хотел завоевать любовь Иудеев, но из этого ничего так и не вышло. Все видели, что он сделал это для собственной славы и гордости, потому даже подать на храм не воспринималась как подать ради Бога. Две драхмы – это два дня работы наемного рабочего, по нашим меркам – порядка 100 гривен. И для Петра это не были копейки из кармана. Таких денег, судя по всему у него не было. Поэтому он быстро ответил «да» и поспешил скрыться от собирателей дидрахм.

Давайте прочитаем стих 25:

“Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?”

Петр пошел в дом раздумывая о том, как бы так сказать Иисусу о том, что он попал в такую историю, и теперь они должны денег. Но Иисус не ждал объяснений Петра но раньше чем Петр успел что-то сказать задал ему вопрос “как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?”. Ответ был совершенно очевиден – давайте прочитаем стих 26

“Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;”

Ну конечно же с посторонних! Здесь пред нами встает вопрос нашей свободы. Конечно же, Иисус имел право не платить эту подать, потому что Он сам есть Бог и Он Сам есть Храм Божий. Как мы должны относиться к нашим обязанностям? Представьте себе, что однажды придет моя очередь кормить братьев и сестер на собрании духовного хлеба. Но я ничего не приготовлю, но приду и скажу “Сыны свободны!” Конечно, приготовить или не приготовить еду – это не вопрос спасения, но это вопрос хорошего влияния. Иисус имел право не платить подать на храм, но тем не менее он решил платить. Давайте прочитаем стих 27:

“но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.”

Иисус сказал “но чтобы не соблазнить их”. Не соблазнить – это значит оказать хорошее влияние. Иисус учил Петра, что настоящий ученик Иисуса Христа должен оказать хорошее влияние, не как ленивый раб, делающий все из-под палки. Мы должны поступать сверх своей обязанности, как сказано в нагорной проповеди “и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.” (Мф 5:41). Мы должны жить как люди, исполненные радости и полноты. Будучи на учебе, на работе или дома мы должны показать славу Иисуса по возможностям и сверх того. Некоторые обвиняют христиан, что они только думают про Бога и потому все остальное делают из рук вон плохо. И нередко так и происходит. Это хулит Бога. Поэтому, если мы учимся или работаем, мы должны делать это как для Господа. Иначе, мы должны раскаяться. Христианская жизнь – это дающая жизнь. Для христианина не должно быть проблемой – что-то отдать.

Но у Иисуса и учеников тогда не было денег. Если у нас нет денег, мы сразу бежим платить налог? Скорее думаем о том, где бы их достать чтоб поесть. Но Иисус, к нашему удивлению сказал “пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.” Вы представляете его ситуацию? Если бы я оказался на месте Петра, то подумал бы: “Ничего себе! Если у меня нет денег, то откуда же они возьмутся у рыбы???” Но Петр пошел. И в этом есть вера, как горчичное зерно. И тогда произошло чудо. Когда мы имеем веру с горчичное зерно, то в нашей жизни происходят чудеса.

Мы можем учиться через это слово жить не по обязанности, не едва-едва, но сверх обязанности, сверх долга, как Иисус в этой ситуации. Мы должны жить как дающие, а не получающие. Таким образом мы можем оказать хорошее влияние. Таким образом мы можем испытать силу веры, как горчичное зерно, которая может и горы бросать в море.

II. Великий в Царстве Небесном.

В этом отрывке Иисус продолжает учить Своих учеников о великой вере и о том, какой человек является истинно великим. Вскоре после описанных событий ученики приступили к Иисусу и начали спрашивать Его: (Прочтем стих 1)

“В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?”

Ученики интересовались, кто больше в Царстве Небесном. И это хорошо, что они интересовались Небесным Царством. Некоторые люди думают, что интересоваться славой и величием это как-то нескромно, как-то не по христиански. Но наш Бог есть великий Бог, Он сотворил нас по образу и подобию Своему, потому и человек стремится к славе. Но есть коренное отличие величия человеческого и величия в Царстве Бога. Кто велик с точки зрения людей? Тот, кто имеет власть, деньги, влияет на историю. Но не только. Добрый, моральный, хороший человек с точки зрения людей даже более велик. Но сегодня мы рассмотрим кто же велик в Царстве Божьем. Если спросить кого-то, кто велик в Царстве Бога, то почти наверняка мы получим ответ, что велик тот, кто совершил много хорошего и доброго для Бога. Но давайте послушаем, о чем учил нас Иисус. Давайте прочитаем стихи 2-4:

“2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них 3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;”

Когда я готовил проповедь, мой сын Петя много капризничал и требовал. И я думал – что же значит быть как дети? Но, конечно же, мы должны учиться у детей не капризам, но их лучшим качествам. Простота, самозабвенность и доверчивая любовь малого ребенка – вот качества, которые ценятся небом, вот признаки подлинного величия. Дети неспособны к лукавству, иногда могут говорить прямо даже очень странные вещи. У них еще нет предубеждений, еще не появилось двойное сердце.

Однако самое бесспорное свойство детей – это то, что они малые. Давайте прочитаем стих 4 еще раз:

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;”

Мы должны обратиться и умалиться как дитя. Вы думаете, что быть великим в Царстве Бога – это совершить много добрых дел? Нет. Быть великим в ЦБ – это умалиться как дитя. Почитать себя меньше всех, хотя бы я и сделал многое. Например, если я буду молиься 3 часа в день и если в жизни будут происходит чудеса, но буду считать себя больше других из-за этого и самоправедность дойдет аж до моего горла, то с точки зрения ЦБ я буду малейшим и одним из последних. Но если кто, поступая так, будет все равно полагать себя меньше других и умалится как дитя, то вот он будет велик! Иисус объяснил Своим ученикам, что Его Царство не имеет ничего общего с земным понятием величия. Апостол Павел, совершив намного больше других, говорил о себе, что он – наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом. Отвергнув нашу самоправедность, наше земное величие, мы должны прийти к кресту Иисуса. Тоько там есть спасение, праведность и истинное величие. “Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих… вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим” (Ис. 66:1-2).

Славе предшествует смирение. Для того чтобы занять высокое место перед людьми, Бог избирает того, кто, подобно Иоанну Крестителю, добровольно смиряется перед Богом. Тот ученик, который более всего уподобился ребенку, умаляясь, более плодотворно трудится для Бога.

Но когда люди возвышают сами себя, преувеличивая свой вклад в Божье дело,то оказываются не у дел, потому что Господь не зависит от гордых людей. Великая работа не останавливается, когда они перестают в ней участвовать, наоборот, она продолжает развиваться с еще большей силой.

Тогда мы должны умалиться и ничего не делать? Конечно нет. Давайте прочитаем стих 5:

“и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;”

Мы все хотим испытать как Иисус посещает нас. Тогда мы должны принять одно дитя во имя Иисуса. Здесь есть два важных слова: первое – это принять, второе – это во имя Иисуса. Что значит принять? Принять – значит стать близко, разделить его беды, проблемы и немощи. Что значит принять дитя? Я отец и много раз сталкивался с этим. Принять Петю – моего сына означает иногда с лаской и терпением объяснять, но иногда означает наказать и ругать. Но не просто наказать и ругать. Потом беседовать, помочь раскаяться, вместе молиться и потом целовать друг друга. В принятии самое важное это любить. Так мы должны принять и взрослого человека.

Однако важно не просто принять, но принять во имя Иисуса. Принять не просто для утешения или хороших отношений, но чтобы он пришел к Иисусу. Принять не для повышения своего статуса в церкви и не для подпитки своей гордости, но для Иисуса. Всегда в нашем служении мы должны указать на Иисуса.

В том, чтобы принять человека, есть еще одно условие. Мы не должны соблазнить его. В стихе 6 говорится:

“а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.”

Как страшно соблазнить одного из малых сих, верующих в Иисуса! Кто же эти малые, верующие в Иисуса? Это те, кто окружают нас. Это могут быть соседи, которым мешают спать, или агнцы, которые требуют любви, которые колеблются и задают странные вопросы. Такие люди имеют много неблаговидных черт характера, много сомневаются и имеют странную веру. Но Бог окружает их особой заботой и любовью. Можно растоптать и осудить их, но это очень страшно, а можно принять и научить, набравшись терпения и умалившись. Как сказано в Рим 15:1 «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».

И в предыдущей части Иисус сказал «Но чтобы нам не соблазнить их…». Значит это очень важно. Мы должны всегда стремиться показать добрый пример, хотя нас самих окружает множество соблазнов. Это непростой вопрос для нас. Как жить в этом мире, не соблазняя никого? Однажды с таким же сложным вопросом к Иоанну Крестителю обратились воины, желавшие крестится (Лк 3:14) : «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.» Мы должны просить у Бога и тогда Бог откроет нам путь, как не соблазнить других. Как воины честно пришли к Иоанну так и мы должны прийти к Иисусу и просить Его помощи, чтобы не ввести во искушение ни себя ни других.

В стихе 7 сказано “Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам”. Мир, побуждаемый сатаной, непременно будет противостоять последователям Христа и пытаться разрушить их веру, но горе тому, кто, приняв на себя имя Христа, тоже будет разрушать веру других. Любые привычки, любые действия, которые ведут ко греху и бесчестят Христа, должны быть оставлены, какой бы великой жертвы это не потребовало.

Давайте прочитаем стихи 8,9:

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

Это слово Иисус сказал, чтобы мы понимали, что ЦБ несравнимо ценнее всего, что только есть в этом мире, ценнее гдаза, руки или ноги. И в страхе Божьем мы должны бороться с грехом.

Итак, мы учились сегодня, кто велик в Царстве Божьем. Живя в этом мире,мы должны не соблазнить других, должны бороться с грехом, оказать доброе и хорошее влияние, быть смиренными, принять другого человека во имя Иисуса и возлюбить как самого себя. Но велик в Царстве Бога тот, кто умалится и будет почитать себя меньше других, как дитя, кто откажется от самоправедности и падет к ногам Иисуса, несмотря на свои заслуги. Отбросив свое предубеждение и гордость мы должны смириться у ног Иисуса. Когда я читаю эту проповедь, то вижу – нет другого пути прийти в Царство Божье, кроме как через Иисуса. Людям невозможно спастись, но в Иисусе, в Его крови, пролитой за нас есть спасение. Покорившись под ноги Его, отбросив старые грехи и предубеждения, мы можем стать истинно великими.