head
Університетська Біблійна Співдружність

Иисус обличает фарисеев

ИИСУС ОБЛИЧАЕТ ФАРИСЕЕВ

От Матфея 23:1-39

Ключевой стих 23:37

“Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий осланных тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица обирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!”

Очень важно иметь чувство достоинства и уважение к себе и к своему народу. Но, если это отношение не расширяется на других людей и нации, тогда это чувство становится очень опасным. Бог избрал Израильский народ, чтобы они служили всему миру словом Бога, как царственное священство и народ святой. Для этого Бог дал им Свои заповеди, то есть слово Бога. Это было большой благодатью и привилегией для израильтян. Но, они превратили такое благословение Господа Бога в Иудаизм, стали гордыми и чувствовали превосходство по отношению к другим народам.

Они чувствовали гордость, потому что у них был закон Бога, а у других народов нет. В Истории Израиля, Евреев завоевывали Ассирия, Вавилон и Персия. Иерусалим несколько раз был разорен. Но, несмотря на это, они не теряли чувства превосходства, потому что у них все еще был закон Бога. До сих пор Евреи живут в чувстве превосходства, поставляя в центре Израильского общества Иудаизм и отказываясь принять Иисуса Спасителем и обещанным Мессией. Такие мысли исходили от религиозных лидеров Израиля – фарисеев, законников и саддукеев. Фарисеи когда-то были особенными и великими людьми, которые в благоговении освятили свою жизнь для служения, но когда они утратили дух закона, то стали организацией лицемеров. В результате, они противостояли Иисусу и Евангелию, и конце концов распяли Его. Утратив дух закона, они стали как соль, потерявшая свою соленость (Мт.5:13) – и в конце концов, стали страшными врагами Бога. В главе 23 Иисус упрекает их и плачет об их гордости и лицемерии. Эти упреки относятся ко всем, кто живет в формализме и лицемерии с гордым сердцем перед людьми и перед Богом. Давайте научимся о том, что именно делает человека лицемерным и почему лицемерие – это серьезный духовный грех.

I. “Горе вам!” (1-36)

Что Иисус сказал народу и Своим ученикам о стиле жизни и учении фарисеев? Прочитайте стихи 1-4. “Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их” Как мы знаем, учение Библии основано на вере, надежде и любви. Фарисеи должны были растить веру в сердцах людей. Они должны были с любовью работать для своего народа, для агнцев Бога, пока те не узнают любовь Бога. Они должны были насаждать в сердцах агнцев живую надежду на Царство Бога. Но фарисеи не учили народ слову Бога. Вместо этого, Они связывали бремена тяжелые и неудобоносимые, и требовали от народа беспрекословного их выполнения множества правил, хотя сами ленились и пальцем пошевелить (4). Они злоупотребляли своим религиозным авторитетом, отягощая людей чувством осуждения. Иисус обличает наставление законничество книжников и фарисеев.

Библия рассматривает христианское послушание как совершение “добрых дел”. Христиане должны “богатеть добрыми делами” (1Тим.6,18). Добрым является такое дело, которое совершается в соответствии с установленной нормой праведности данной в откровении Божьей воли, то есть в Его законе. Они исходят из праведных побуждений (любви к Богу и к людям) и с праведной целью (прославить Бога) Законничество – это искаженное послушание, которое не в силах породить добрые дела. Его главный не достаток в том, что оно извращает побуждения и цели, рассматривая добрые дела, главным образом, как способ заслужить благосклонность Бога. Такие отношения порождают презрение к тем, кто не делает так. Наконец эгоистичные цели, которые культивируются законничеством, изгоняют смиренную доброту и деятельное сострадание. В Новом Завете мы часто сталкиваемся с проявлениями закониничества. Фарисеи полагали, что уже сам их статус детей Авраама достаточен для того, чтобы Бог был доволен ими, и считали, что своим повседневным соблюдением закона, вплоть до мельчайших деталей, они делают себя особенно угодными Богу.

Живя в этом безбожном мире, храня себя и агнцев от всякого зла и искушений этого мира, и возрастая учениками и воинами Иисуса Христа, нам необходимо придерживаться некоторых правил и обязанностей. Но, ни в коем случае, мы не должны позволить чтобы такие вещи превратились в законничество, и потеряли свой дух и внутренний смысл. Таким образом, фарисеи противостояли Иисусу и Евангелию, мыслили о себе как об абсолютных исполнителях закона, однако, придавая огромное значение мелочам, пренебрегали тем, что действительно имело существенное значение. Своей казуистикой они сводили на нет дух и цель закона. На самом деле, в душе они были лицемерами и искали одобрения людей.

Посмотрите на стихи 5-10: “все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос”. Хранилища – это кожаные коробочки, в которых лежали стихи из Писаний. Фарисеи носили их на лбу и на рукавах, чтобы выглядеть искренними библейскими верующими. Бог говорил сделать кисточки на углах покрывала, чтобы глядя на них они могли вспомнить Десять Заповедей (Вт.22:12). Фарисеи делали это не для того, чтобы вспоминать Заповеди, а чтобы привлекать к себе внимание народа. Они искали своей славы и желали, чтобы люди называли их учителями (7). Здесь мы видим их лицемерие, которое состояло в том, что они старались выглядеть хорошими перед людьми, а не перед Богом. Матфея 6:5 также предупреждает об этом так; “И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою”. Что бы мы ни делали, мы должны постараться изо всех сил искать славы Господа и делать все перед Богом. Религиозный реформатор Жан Кальвин поставил два принципа своей жизни: 1)Для славы Бога 2)Перед Богом. Когда Он хранил эти принципы он мог создать основание христианских принципов, противостоя коррупции католической церкви тех времен.

Иисус сказал, что не нужно называться учителями и наставниками, потому что перед Богом они все были одинаковыми неисправимыми грешниками, нуждающимися в благодати Божьего прощения (8). Посмотрите на стих 11: “Больший из вас да будет вам слуга”. Иисус также сказал, что они должны служить в Боге друг другу. Они должны были унизить себя, чтобы быть вознесёнными Богом, а не людьми. Так Иисус в стихе 12 сказал: “Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится”. Как избранный народ, они должны были иметь огромное желание быть великими в глазах Бога. Но они искали только славы в людских глазах. В результате они не стали великими, но стали политически популярными лицами.

Как фарисеи своим учением затворяли дверь в Царство Небесное? Как открыть эту дверь? Давайте посмотрим на стихи 13-15. Сейчас также есть много проповедников, которые не учат Библии, но только чему-нибудь о Библии или умение получать на основе Библии знание, прибыль и благополучие. Эти бродячие артисты ведут людей не к Богу, а к себе. Подобно им, фарисеи учили многим правилам, ограничениям, традициям и законам, пока люди не становились совсем сбитыми с толку. Люди действительно ждали возможности услышать благую весть о Царстве Бога. Но фарисеи никогда им об этом не проповедовали. Таким образом они закрывали путь к Небесному Царству для своего народа (13). Они также закрывали дверь к Небесному Царству для язычников, приходящих к ним (15). Многим язычникам нравились еврейские стандарты морали и единобожие. Так что было много язычников, которые приходили к фарисеям узнать о Боге. Но фарисеи не учили их надежде Небесного Царства. Вместо этого они насаждали им Иудаизм, еврейские традиции и все их законы и правила, чтобы превратить их в евреев. Они смотрели на язычников как на грешников, если они не носили ярмолки. Таким образом они закрывали путь к Небесному Царству для язычников.

Взгляните на стихи 16-22. У евреев было обычаем давать клятвы. Иаков в тяжёлом положении дал Богу клятву о десятине от своего дохода (Быт.28:20-22). Когда он клялся, он призвал имя Бога. Но фарисеи давали ложные клятвы. Они говорили: “Если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен” (16). Для них золото в храме было важнее самого храма. Такое их отношение к клятве показывает их жадность и материализм. (Мат.6:24)

Посмотрите на стих 23: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять”. Фарисеи и законники исполняли все виды религиозных повинностей, но они оставляли без внимания главные основы закона – справедливость, милость и верность. Они не были справедливыми, так как использовали народ с помощью установленной ими системы. Хотя они были призваны быть глазами для слепых, друзьями для мытарей и наставниками для блудниц, они не были милостивыми как Иисус. Они только осуждали вместо того, чтобы помочь с милостью Бога. Кроме всего они не были верны Богу. Они должны были быть для Бога чистыми, как невеста, но их сердца были полны политическими интригами. Они должны были жить перед Богом, но они жили перед людьми. Они были чувствительными к мнению общественности, но нечувствительными к воле Бога. Они должны были быть духовными, но они были безбожными и немилостивыми.

Иисус сказал им в 24 стихе: “Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие” Фарисеи очень старательно придерживались различных установлений и правил. Например, они оцеживали комара, считавшегося животным нечистым, чтобы не проглотить его с питьем. Но они не заботились об удержании Божьей истины. Они похожи на людей, сидящих на диете, которые пьют чай с диетическим маргарином, перед этим наевшись сала. Эти люди вели безобразную жизнь в течении недели, но в Субботу приходили в храм, чтобы показаться преданными христианами.

Посмотрите на стихи 25,26: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их”. Они были как окрашенные гробы. Они показывались людям как высоко религиозные люди, но внутри были полны нечистоты и хищений. Посмотрите на стих 29: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников”. Фарисеи и законники были лицемерами, которые были источниками плохого влияния. Когда пророки через слово Бога призывали их покаяться в грехах и вернуться к Богу, они не слышали голос Бога. Они думали, что какие-то люди, не имеющие лицензии пророка, попирают их честь. Их гордыня болела сильнее, когда они слышали от пророков слова о покаянии. Когда слово Бога, переданное пророками, бросало вызов их ритуально-законническому устрою, они становились дикими и слепо преследовали пророков.

Говоря по-человечески, они были больше политическими, чем религиозными. То, что они делали, говорит о том, что они – враги Бога. Они убивали пророков из-за собственной гордыни и развращенности. Они не должны были бы украшать гробы пророков. Но, после убиения, они украшали гробницы и ставили памятники в честь их праведной жизни. Какое странное лицемерие! Они говорили: “Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков”(30). Посмотрите на стих 32: “Дополняйте же меру отцов ваших”. Это значит: “Вы хотите убить Меня? Что же, убивайте, как ваши отцы”.

Посмотрите на стих 33: “Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?” Сердце Иисуса болело от того, что они предали себя аду, позволяя себе грех преследования и убийств Божьих слуг и пастырей Божьих овец. Но они стали членами царства сатаны, ада. Иисус скорбел, когда думал об их вечной погибели в аду. Посмотрите на стих 35 “Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником”. Сердце Иисуса страдало из-за того что Его избранный народ стал орудием дьявола и проливал кровь пророков в течении всей истории. Они должны страдать в вечном осуждении (36). Преследовать слуг Бога не останется безнаказанным.

II. Иисус скорбит об Иерусалиме (37-39)

Каков был план изначальный план Бога относительно Иерусалима? Как Бог пытался обратить их к Себе? Стих 37б говорит: “Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!” Бог избрал Израиль как Своего первенца, и отдал им всю Свою любовь и все Свои благословения. Но они не приняли этого. Они слепо отвергли любовь Бога. В течении всей истории Бог желал, как птица своих птенцов, собрать их под крылья Своей благодати. Но они снова и снова отвергали Его любовь. Поэтому Иисус плакал об Иерусалиме. Иисус испытывал еще большую боль из-за того, что Его народ отверг любовь Бога. Давайте не будем вызывать гнев и осуждение Бога, отвергая Его. Вместо этого давайте примем любовь Бога.

Иисус плакал, потому что избранный народ оставил Божью святую миссию (37-39). Посмотрите на стих 37: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!”. В этом стихе Иерусалим означает избранный народ. По Библии Израиль – народ, произведенный Богом от Авраама. Израиль – первенец Бога (Исх.4:22). Бог благословил их по Своей огромной любви к ним. Когда они не принимали Божьих благословений и не удерживали Божьего слова, Бог воспитывал их через плен или через угрозы от окружающих врагов.

Иерусалим был святым городом, в котором был храм Бога. Бог имел надежду, что святой город станет всемирным Библейским центром. Об этом пророчествовал пророк Исаия (Ис.2:1-3: “Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима”) Размышляя об этом слове, мы начинаем понимать разбитое пастырское сердце Бога по отношению ко всем народам. Бог хотел поставить Израиль народом, проповедующим слово Бога и учащим Библии народы всего мира. Но избранный народ оставил святую миссию. Они сделали Иерусалим не всемирным центром проповедования, а вертепом разбойников (Мт.21:13). Они сделали его цитаделью сатаны, где было убито много пророков.

Посмотрите на стих 39: “Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!” Придет день, и дети Бога будут приветствовать Второе Пришествие Иисуса, восклицая: “Благословен грядый во имя Господне!”, как восклицала толпа при въезде Иисуса в Иерусалим. Это будет день, когда придёт новая земля и новое небо. В этот день Бог возвеличит тех, кто принял гонения как святой. Также в этот день те, кто отверг любовь Бога, предстанут на суд.

В этой главе мы узнали, что законничество и лицемерие ведут нас страшным духовным грехам. Как мы можем избегать из таких страшных грехах? Апостол Петр в 1-Петра 2: 1, 2 стихе так убеждает верующему; “Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение”. Давайте возлюбим чистое словесное молоко, то есть слово Бога, как новорожденные младенцы. Давайте, таким образом, преодолеем законничество и лицемерие и постараемся представить себя Богу достойными, делателями неукоризненными, верно преподающими слово истины. (2-Тим. 2:15) Пусть Господь поможет нам преодолеть лицемерие и сделает нас хорошими учениками Иисуса.