head
Університетська Біблійна Співдружність

Иисус очищает храм

ИИСУС ОЧИЩАЕТ ХРАМ

от Матфея 21:12-22

Ключевые стихи 12,13

“И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: “дом Мой домом молитвы наречется”; а вы сделали его вертепом разбойников”

Как мы хорошо знаем, Иисус – это Святой Бог и Господь. Мы привыкли к этим словам, так что даже не обращаем на них большого внимания. Но это не пустые слова. Первое, что сделал Иисус, войдя в Иерусалим, – очистил храм. Первое, что делает Иисус, когда входит в наше сердце, – очищает нас. Иногда это больно и стыдно. Но это абсолютно необходимо, потому что Бог может обитать только в святом месте. Давайте сейчас искренне и глубоко раскаемся в наших грехах и будем умолять, чтобы Иисус снова пришел и очистил нас и управлял нами.

I. Власть Иисуса очистить храм (12-17)

На прошлой проповеди мы узнали, что Иисус – это Господь, который имеет право на все, что у нас есть. Он реализовал свое право, послав учеников привести осленка, на котором Он въехал в Иерусалим. Иисус также ясно показал, что Он – Мессия, когда принимал приветствия от народа. Сейчас Иисус ясно показывает, что Он – Святой Бог и духовный царь. Посмотрите на стих 12.

“И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей”.

Будь Иисус мирским царем, то куда бы Он пошел? Почти наверняка Он, в окружении охраны вошел бы во дворец, захватил бы почту, телеграф и телефон. Потом бы он заблокировал счета всех своих врагов, сменил бы начальников в армии, милиции и в дворцовой страже, а также сменил главного казначея. Если бы Иисус был харизматическим лидером, Он бы пошел на площадь, собрал бы митинг и говорил бы с толпой. И мирской царь и харизматический лидер поступили бы так, потому что считали это самым важным. Но как поступил Иисус? Первое, что Он сделал, – это пришел в храм и очистил его. Иисус сделал так, потому что считал очищение храма самым важным и самым неотложным делом.

Давайте подумаем, что такое храм в истории Божиего народа? В книге Исход 25:8 дано значение храма: “И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их”. Суть Божиего народа – с ним обитает Бог. Если Бог не обитает с ними, – они просто один из многих мелких народов. Для Израильского народа храм – это не просто церковное здание, это место, где обитает Сам Бог. Потому для Израильского народа была такая трагедия, когда вавилонский царь разрушил храм. Первое, что сделали Израильтяне, вернувшись из вавилонского плена, – поставили жертвенник и положили основание нового храма.

Но храм это не просто символ присутствия Бога. Хотя вся вселенная не может вместить Господа, но Он особенным образом присутствовал в скинии и в храме. Например, Бог призвал Самуила, когда он спал в скинии около ковчега Господня. Когда Соломон закончил храм и священники внесли ковчег, они не могли проводить богослужение, потому что слава Господня наполнила храм. Когда царь Озия возгордился, он вошел в храм, чтобы воскурить фимиам. Но Бог не потерпел этого и поразил Озию проказой до конца жизни. В Библии есть еще десятки подобных примеров.

Почему Иисус, Который десять минут назад кротко въехал в Иерусалим на молодом осле, так сильно разгневался, когда вошел в храм? Ответ очень простой: Бог – Святой Бог. Он не терпит никакого греха, хитрости и лицемерия. Бог не может присутствовать там, где есть грех. Иисус пришел для того, чтобы очистить наши грехи и этим восстановить отношения с Богом. Поэтому Иисус так гневается, когда видит грех на святом месте.

Посмотрите еще раз на стихи 12,13. “И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: “дом Мой домом молитвы наречется”; а вы сделали его вертепом разбойников”. С точки зрения Иисуса храм – это место молитвы. В Евангелии от Марка сказано, что храм, – не просто место молитвы, а молитвы для всех народов. Бог хотел, чтобы в Его храм приходили люди для молитвы, для раскаяния, для получения откровения. Бог также хотел, чтобы его народ не просто молился для своей машины, квартиры или дачи, но стал слугой молитвы для всех народов. Избранный народ должен был с широким сердцем принимать всяких людей из всех народов, которые приходили к Богу Израиля. Храм должен был стать домом молитвы и для них. Но что произошло? Когда Иисус вошел в храм, там был базар. Там было мычание и блеяние животных. Там навоз и навозные мухи. Там хитрые торговцы и споры о ценах. Там бритоголовые менялы. Разве это место где хочется молиться и поклоняться Богу? Вместо того, чтобы поклоняться Богу, люди стали использовать храм для получения прибыли. Иисус назвал их разбойниками, потому что они крали сердце у тех, кто действительно пришел поклониться Богу.

Как могло такое произойти? На самом деле храм не всегда был базаром. Все началось с маленького компромисса, когда около храма кто-то решил продать овцу для жертвоприношения, а начальники храма решили, что это хорошо, когда верующий, пришедший из дальней страны, не будет искать, где купить агнца для жертвы. Только нужно взять с продавца подать на обустройство храма. Такое же происходит и в нашей жизни. Большое падение начинается с одного маленького компромисса. Если не раскаиваться в маленьком грехе и маленьком компромиссе, то в конце концов это приведет к огромному падению, так что Иисус с гневом будет обличать и изгонять.

Нам легко думать, что это слово не относится к нам. У нас пока еще нет своего здания церкви и мы не издаем проповеди для продажи. Но это слово относится именно к нам. У каждого из нас есть святой храм Бога. Это – мы сами и наше сердце. 1-е Кор 3:16,17 говорит: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы”. Также 1-е Кор. 6:19: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?”. Когда мы поверили в Иисуса Христа и раскаялись, Бог послал в нас Святого Духа, обитать в нас. Поэтому мы – храм Бога и должны хранить его в чистоте и в святости. Иисус не может спокойно смотреть на осквернение храма, потому что Бог не живет в грязном месте. Точно также Он не может пройти мимо наших грехов, потому что хочет обитать в нас. Мы должны позволить Иисусу изгнать из нашего сердца всяких торговцев, всякую нечистоту, мы должны серьезно раскаятся, иначе Дух Божий оставит нас.

Сейчас в нашей стране очень сильное искушение похотью. Братьям сейчас очень тяжело смотреть не полуодетых женщин на улице. Наверное некоторые коварные девушки искушают вас на работе или в университете? Братья! Все мы мужчины и все мы грешники, потому у нас есть грешное желание наслаждаться похотью. Но желание наслаждаться – это искушение, с которым надо бороться. Грешные желания – это проявление нашей испорченной природы. Мы должны бороться с ними. Как? Мы должны пребывать в Иисусе. Ап. Иоанн пишет: “Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его”. (1-е Ин. 3:6) Также Иаков, брат Иисуса Христа: “Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас” (Иак. 4:7) Для того, чтобы победить искушения, нам надо больше соединиться с Иисусом Христом. Если сотрудница на работе строит вам глазки и хочет, чтобы ее пригласили в кафе или на пиво, думайте о великой красоте небесного царства и о любви Иисуса Христа. Потом с сердцем отца приглашайте ее на изучение Библии с кем-то из сестер.

Но позволять себе жить в грешном наслаждении – это грех. Здесь нам надо серьезно раскаяться. Сейчас модно говорить: “моя природа такая, я не могу противостоять своей физиологии”. Собаки и обезьяны действительно не могут противостоять физиологии. Но мы не собаки и не обезьяны, мы люди, созданные по образу Бога. Потому, если не противостоим искушению – это грех. Нам кажется, что никто не узнает, боролись ли с грехом или позволяли себе наслаждаться похотью. Но Дух Божий знает. Он не обитает в нечистом сердце. Поэтому, сейчас Иисус требует от нас изгнать из сердца всякую нечистоту и базар. Иначе Он скоро Сам прийдет и с властью и гневом очистит храм нашего сердца. Братья! Хотим ли мы, чтобы Иисус обитал в нас с полнотой Святого Духа или будем довольствоваться рыночной площадью с навозом и мухами? Давайте отдадим свое сердце Иисусу, чтобы Он очистил нас и обитал в нас.

Сестры! Некоторые из вас имеют желание получить внимание и восхищение от братьев. У всех девушек есть такое тшеславие. Но украсть сердце брата от Бога – великий грех. Если вы так будете делать, не ожидайте от братьев уважения и благоговения. Отдайте все сердце Иисусу. Получите от Него любовь и признание. Тогда на вас будут смотреть не с похотью. На вас будут смотреть с уважением.

Есть другие искушения, которые сатана использует, чтобы мы осквернили свой храм Божий. Это сребролюбие и алчность, суета, желание использовать церковь и Бога для своих целей. Если мы позволяем такое, то сердце становится похожим на базарную площадь: нам легко думать про работу, бизнес, деньги, но не думаем про Иисуса Христа. На такой площади нет места для Бога. Во вермя молитвы, собрания, богослужения мы должны сосредоточиться на Иисусе и отбросить все остальное. В это время мы должны бороться с посторонними мыслями как с грехом.

Общая жизнь – это тоже храм Бога. Поэтому Бог ожидает не только что мы будем платить за проживанием, но что будем любить братьев, молиться, иметь одно сердце и одни дух миссии. В центре общей жизни должен стоять Иисус Христос, а не компьютер, Интернет или еда.

Итак, как мы, такие недостойные грешники, можем стоять перед Святым Иисусом? Посмотрите стих 14. “И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их”. Хотя Иисус ненавидит грех, Он не ненавидит грешников. Это и есть Евангелие для нас. Иисус, чтобы очистить нас, умер на кресте. Поэтому мы можем приходить к Иисусу с покаянием и ожидать очищения и освящения. “Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды”. (1-е Ин. 1:8,9).

Посмотрите стихи 15,16. “Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?” Когда Иисус исцелил больных в храме, многие дети радовались и восклицали: “осанна Сыну Давидову!”. Дети видели славу Бога через исцеления и прославляли Бога. Наоборот, священники, которые потеряли много прибыли, из-за того, что Иисус разрушил торговлю в храме, негодовали и обвиняли Иисуса. На это Иисус сказал: “разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?”. Если духовные лидеры не хотят раскаяться и воздать хвалу Богу, Бог оставит их и найдет тех, кто имеет чистое сердце, чтобы видеть чудеса Бога и хвалить Бога.

II. Власть Иисуса благословлять и проклинать (18-22)

Давайте прочтем вместе стихи 18,19. “Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла”.

Нам непривычно слышать, что Иисус проклинает кого-то. Но Иисус так делает. Кто не приносит плода Богу, тот извергнется вон и будет предан проклятию. Иисус сказал: “Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их”. (Мтф 7:16-20). То, какой мы плод принесем зависит от того, как мы жили: очищали ли себя или жили компромиссом с грехом. Плод жизни религиозных лидеров Израиля – базар в храме. Их интересовали прежде всего деньги, потому маленькими компромиссами они превратили храм Бога в сборище разбойников. Конец такой жизни – проклятие. Бог осуществил это проклятие в 70 году, когда Тит полностью разрушил Иерусалим и храм, а Израильский народ на 2000 лет потерял свою землю. Плод хитрости и коварства Иуды Искариота – вечное проклятие во всех церквах. Есть и другие примеры. Ап. Павел всеми силами хотел приобрести Христа. Он говорил о себе: “Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа”. (Фил. 3:8) Его плод жизни – множество церквей среди язычников. Мы тоже узнали Евангелие благодаря служению Ап. Павла.

То, что Иисус сделал со смоковницей напоминает нам притчу о бесплодной смоковнице. Одна смоковница не приносила плода. Тогда хозяин велел срубить ее. Виноградарь просил за смоковницу, чтобы окопать ее и обложить навозом, может быть тогда принесет плод. Так и наша жизнь. Когда мы жили в грехах без веры мы приносили только плоды греха. Сейчас Иисус простил нам грехи и очистил, чтобы мы принесли добрый плод Богу. Но если мы будем продолжать жить как раньше, то не принесем доброго плода и Бог проклянет нас.

Но что будет с нами, если мы раскаемся и сделаем наше сердце домом молитвы? Посмотрите на стихи 20-22. “Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите”. Когда мы очистим свой храм и впустим Иисуса, Он Сам даст нам веру и совершит через нас великие дела веры. Есть большой контраст между жизнью рыночной площади и жизнью чистого храма Божия.

Через сегодняшнюю проповедь мы узнали, что должны очистить храм своего сердца, потому что Бог не будет обитать в нечистом месте. Если мы так сделаем, то Иисус Христос будет с нами и Святой Дух принесет много плода через нас. Если будем противиться, то не сможем принести добрый плод и Бог проклянет нас.

Если мы оставим наши сердца грязными и суетными, как базарная площадь, то не сможем принести доброго плода, и жизнь станет не благословением, а проклятием. Давайте очистим храм нашего сердца, и принесем много плода Богу.