head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Построим святые стены” (Неемия 1-3:32)

ПОСТРОИМ СВЯТЫЕ СТЕНЫ

Неемия 1:1-3:32

Ключевой стих 2:17 : "И сказал я им: вы видите бедствие, в котором мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении"

Сегодня мы начинаем изучение книги Неемии. Чтобы лучше понимать, о чем говориться в ней, сначала вспомним немного историю. Бог избрал Израиль среди всех народов земли, чтобы они были Его народом и жили, как царство священников и народом святой, чтобы они влияли в этом мире. Но когда они забыли это призвание и стали служить другим богам, нарушать заповеди Господа, тогда Бог предал их в руки врагов. Царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и переселил иудеев в Вавилон. Бог очищал Свой народ в течении 70 в плену, лишь только затем позволил вернуться на родину. Всего было три этапа возвращения иудеев: под руководством Зоровавеля и Иисуса (538г. до н.э.), под руководством священника Ездры (458г. до н.э.) и под руководством Неемии (445г. до н.э.). Так началось восстановление Израиля, как царства священников. После первого возвращения был отстроен храм. Также было несколько попыток отстроить стену Иерусалима, но все попытки были безуспешны. И лишь спустя 140 лет Неемии удалось отстроить стену всего за 52 дня. В чем же был секрет успеха Неемии? Молюсь, чтобы мы сегодня научились вере, молитве и видению Неемии и стали настоящими духовными лидерами для нашего поколения.

1. Неемия плачет и молится (гл.1)

Посмотрите стих 1: <Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе>. 20 год правления царя Артаксеркса – это 70 год с тех пор, как было завершено строительство храма. В месяце Кислеве (Ноябрь-Декабрь) Неемия находился в Сузах, зимней резиденции царя. Кем был Неемия? Он был царским виночерпием. Что это за должность такая – просто черпать вино и быть барменом? Нет, эта должность предполагала нечто большее. Виночерпий должен был проверять вино на предмет наличия в нем яда. Отец Артаксеркса был отравлен, поэтому он очень серьезно относился к этой должности и не мог доверить ее непроверенному человеку. Т.е. виночерпий был доверенным лицом царя, он мог войти и говорить с царем лично. Если сравнивать с современностью, эта должность аналогична секретарю президента. В таком положении Неемия мог жить обеспеченной жизнью и не о чем не заботится, как наши депутаты. Но все же его интересовала судьба его народа.

В то время один из братьев его, Ханани, приехал из Иудеи и привез ему новости. Взгляните на стихи 2,3: <И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем>.

Иерусалим был очень особенным городом для Иудеев. Не только потому, что это было их родина, и они хотели вернуться туда. Иерусалим был центром жизни и веры Иудеев, потому что там был храм, место резидентного пребывания Бога. Только там они могли слышать живое слово Бога и общаться с Ним. Только там они могли служить Богу, поклоняться Ему и приносить Ему жертвы. Они не могли делать это в другом месте, ибо это считалось идолопоклонством. Однако, этот славный и святой город был полностью разрушен. В первый год Кира возвращенные Иудеи восстановили храм, но из-за врагов и окружающих народов им не удалось восстановить стены. Царь Артаксеркс повелел остановить строительство, и враги полностью разрушили стену и сожгли ворота. Также опасности подверглись люди, которые жили вокруг стены. В конце концов, почти все ушли из города в более безопасное место. Так этот город истины, в котором звучало слово Бога, стал пустой землей. Был храм, но не было кому служить там.

Как реагировал Неемия, когда он услышал такую новость? Стих 4: <Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным>.

В Сузах Неемия мог жить в достатке и стабильности, не переживая о том, как идет работа Бога. Он мог жить для себя и своей карьеры. Однако, он не отделял себя от своего народа. Он всегда думал о Боге и о Божьем народе. Он сердечно надеялся, чтобы слава Сиона была восстановлена. С такой надеждой он молился и ждал. Но с этими новостями, казалось, что и эта надежда разрушена. Неемия сильно опечалился, постился и плакал. Однако, он не просто печалился. Что же он предпринял дальше?

Смотрите стих 5: <и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои!>

Несмотря на ситуацию, Неемия верил в Бога и молился. В какого Бога он верил? Он верил, что Бог – это Бог небес, Бог великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Его. Во всем, что случилось с Израилем, он видел руку Бога, а не предрассудки царей. Поэтому он не искал своих путей, а обратился к Богу небес, Который руководит всей историей мира по Своей воле. Именно этот Бог великий и страшный мог повлиять на царей и изменить ситуацию. И именно этот Бог, хранящий завет и милость, мог освободить народ, восстановить его царством священников и народом святым.

О чем конкретно молился Неемия? Посмотрите стихи 6 и 7: <Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили – и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему>.

Прежде всего, Неемия молился с раскаянием за грехи израильского народа. Он ясно понимал, что это бедствие – от Бога, и причиной тому грех народа. Его народ нарушил завет с Богом, и поэтому они страдали здесь в языческой земле. Но Неемия не жаловался на свой народ. Он признал, что проблема Израиля, это и его проблема, он говорил: <согрешили – и я и дом отца моего>. Глядя на то, как согрешили предки, Неемия нашел свой личный грех. Он забыл миссию быть царственным священником и жил в языческой культуре в человеческом благословении, не замечая своей проблемы. Поэтому он молился с сокрушенным сердцем: <согрешили – я и дом отца моего>. Во-вторых, в молитве, он стоял на обетовании Бога, которое Он дал покаявшимся грешникам. Стих 8 и 9: <Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое>. Неемия сердечно молился на основании этого обещания. В-третьих, в молитве Неемия принял решение отдать свою жизнь для восстановления своего народа. Стих 11 говорит: <Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. Я был виночерпием у царя>. Неемия не молился: вот я, пошли его. Он молился: вот я, пошли меня, введи меня в милость у царя. Духовный лидер должен иметь ясное решение отдавать свою жизнь.

Итак, мы видим, что работа по восстановлению Иерусалимской стены началась через одного человека, который верил в Бога и молился, который раскаялся и принял решение. Подобный пример, мы видели и в Корее через миссионеров, которые приехали туда в начале 20-го века. Когда один миссионер, публично покаялся в том, что считал Корею второсортной страной и решил сердечно любить эту землю, молиться и отдать свою жизнь за нее, тогда Бог сотворил великое пробуждение в Пхеньяне, а затем и по всей Корее. Нам тоже не стоит ждать, пока покается правительство, президент или мой сосед рядом. Когда мы с вами принимаем проблемы нашего народа своими проблемами, проблемы церкви своими проблемами, проблемы фронта/ОЖ своими проблемами, и прежде раскаиваемся сами и приносим их Богу в молитве, тогда Бог будет творить пробуждение, начиная от нас. Пусть Бог помилует нас и поставит серди нас таких духовных лидеров, как Неемия.

Часть 2. Неемия идет строить стену (гл.2).

Взгляните на 1-й стих 2-й главы: <В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним>.

События этой главы происходили в месяце Нисане (март/апрель). Прошло около 4 месяцев с событий первой главы. Видимо, во дворце был какой-то пир, и Неемия подавал царю вино. Царь спросил его: <отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце?> Неемия сильно испугался. Его должность обязывала его создавать хорошее настроение и веселить царя. В конце концов, царь мог подумать, что Неемия готовит предательство. У него действительно была причина для страха. Но Неемия преодолел страх <и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем!> (3). Неемия днем и ночью молился в течении четырех месяцев, и в том, что царь интересовался его лицом, он увидел ответ на свою молитву и работу Святого Духа. Вначале, Неемия сказал: <да живет царь вовеки!> Он пожелал царю жить долго, и затем открыл ему свое сердце, рассказав, почему его лицо так печально. Причиной он указал то, что в Иудее, в городе, где находились гробы его предков, все ворота сожжены огнем и стены разрушены. Чтобы не рассердить царя, Неемия говорил не о восстановлении стен Иерусалима, а о городе, где находились гробы отцов.

Каким был ответ царя на мудрые слова Неемии? См. стих 4: <И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному>.

Когда царь мягко спросил его: <чего же ты хочешь?>, Неемия воздал всю славу Богу в молитве, и открыл ему свой план, о котором уже много размышлял. Во-первых, Неемия просил, чтобы его послали в Иудею, в город предков, чтобы отстроить его. Также он просил сопроводительных писем, чтобы безопасно добраться до места, и материал, нужный для строительства. На все эти просьбы царь дал ему все, чего он просил, и сверх того дал ему военачальников и царский конвой. Удивительно! Как Неемия, чиновник и представитель порабощенного народа, стоя перед царем Персидской империи, мог требовать отпуск, визу и финансовую поддержку, чтобы строить какую-то разрушенную стену? Ответ мы находим в 8-м стихе: <так, как благодеющая рука Бога была надо мною>. Неемия не уповал на свои способности, на должность виночерпия или на человеческие отношения. Он уповал на благодеющую руку Бога. Хотя решение выносилось царем, но Неемия верил, что все здесь решает не царь, а Бог. Он верил в великого и страшного Бога, Который может тронуть сердца царя.

Итак, Неемия отправился в Иерусалим. После прибытия в Иерусалим он ничего не предпринимал на протяжении трех дней. Почему? См. стих 12: <встал я ночью с немногими людьми, бывшими при мне, и никому не сказал, что Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима; животного же не было со мною никакого, кроме того, на котором я ехал>.

Как видим, Неемия действовал не по своему плану, но руководствовался направлением Бога для Иерусалима. Каждую минуту он боролся в молитве. Поднявшись ночью, Неемия взял некоторых людей и осмотрел город. То, что он увидел, не сильно обнадеживало. Разрушение было так велико, что не везде можно было проехать верхом. Каким было сердце Неемии, когда он смотрел на такие разрушенные стены Иерусалима? Возможно темные, отрицательные мысли могли прийти ему в голову: <разве я могу здесь что-то сделать?> Однако каким было его предложение?

Смотрите стих 17. Давайте вместе прочтем: <И сказал я им: вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении>.

Сначала Неемия помог людям увидеть бедствие, в котором они находились: Иерусалим пуст, ворота сожжены огнем, стена разрушена.

Какое значение имела Иерусалимская стена для жителей города? Почему ее отсутствие было такой большой проблемой?

Стена во время войны играла роль защиты от внешних врагов. Ее отсутствие делало Божий народ и храм беззащитными. Любой даже самый мало-мальски вооруженный отряд мог напасть на город и обесчестить храм. В мирское время стена тоже играла очень важную роль – она отделяла Божий народ от языческих народов и влияния их культуры, чтобы Израиль мог жить как царство священников и народ святой. Однако, когда стена пала, многие язычники проникли в город и установили там свои порядки. У многих иудеев появились амонитские жены. Их дети не знали языка, и не могли слышать слово Бога. Различные торговцы заполоняли город в субботу, так что народ перестал служить Богослужение. Их вера и служение стали терять смысл – зачем служить Богу, когда все вокруг разрушено, может лучше служить богам успешных вавилонян. В конце концов, они закрыли глаза на свое бедствие и стали заниматься благоустройством своих домов. Некогда славный избранный Божий народ стал мало чем отличаться от язычников. Это было печальное зрелище, большой позор и уничижение в глазах Бога. Но с этим нельзя было мириться. Поэтому Неемия бросил вызов: <пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении>. Он дал народу ясное направление и видение будущей жизни – не будем впредь в таком уничижении, будем жить, как святой Божий народ, а не как шайка язычников.

Сейчас Бог говорит также и нам: <вы видите бедствие, в каком мы находимся…>

Когда мы посещали музей UBF в Корее, мы видели, что наша церковь началась с маленькой комнаты и нескольких людей. Но от стенда к стенду мы видели, как наша церковь со временем стала большим евангельским движением по всему миру. Что сделало нашу церковь такой успешной и влиятельной в этом мире? Что помогало нам жить как царство священников и народ святой? Это духовное наследие, духовные стены, которые построили наши предки веры. Когда они постарались любить слово Бога и подчиняться ему в благоговении, когда они постарались любить одну душу и верно изучать 1:1, когда они постарались молиться за мировую миссию и верой посылать миссионеров, тогда Бог обильно благословил и размножил наше служение. Благодаря этим стенам слова Бога и миссии, наша церковь смогла устоять от влияния мира, сохранить чистую евангельскую веру и принести много плода. Однако в последнее время мы видим, что эти стены начали разрушаться. Кто-то посчитал, что эти духовные принципы слишком жесткие и старомодные. Некоторые центры перестали писать свидетельства и серьезно раскаиваться. Некоторые перестали проводить духовный хлеб, чтобы больше спать. Проповедь в общежитиях, изучение 1:1 заменили простыми посиделками. Они, наверное, думали, что это будет больше привлекать агнцев. Но как видим, такие собрания потеряли свою силу и влияние, служение не растет, а только растет взаимная критика и споры. В глазах людей это может и не грешная жизнь, но в глазах Бога – это стыдно. Это действительно стыдно, когда святой Божий народ живет как мирское собрание. В таком бедствии и опасности находимся и мы. Причину этого бедствия не нужно искать в другом месте, нужно постараться найти ее в себе. Мы должны внимательно исследовать свою жизнь и вернуться к слову Бога и Его миссии! Именно слово Бога и миссия делают нас царством священников и народом святым! <Пойдем, построим стену слова Бога, и не будем впредь в таком уничижении>. Я молюсь, чтобы мы восстановили святую жизнь по слову Бога и жили славным народом Божьим, а не стыдной жизнью язычников. Благодаря строительству стены слова Бога и евангельской миссии, мы можем вновь стать влиятельной общиной и участвовать в духовном возрождении Украины и всего мира.

Подобно, как Неемия обследовал стену, так и я смог заново посмотреть на свою жизнь. Казалось бы я не оставлял слово Бога. Но на самом деле отодвинул его на второй план. У меня не было постоянного личного чтение Библии: я мог читать, а мог и не читать Библию несколько дней. Также у меня не было горячего предвкушения к слову Бога, поэтому я не готовился к изучению группы орлов. Я писал свидетельства и готовил изучения в последний момент, чтобы не ударить лицом в грязь перед фронтом. Мое сердце теплилось мирскими надеждами обогащения и мирской славы, а не видением <из КПИ до края земли>, поэтому я с трудом находил время для проповеди и уже несколько месяцев не посещал общежития. Конечно, это может и не так плохо в глазах мирских людей, но перед Богом – это стыдно. Поэтому я каюсь в этом и решаю не быть в таком уничижении, но поставить слово Бога и Его миссию на 1-е место и каждый день строить эти святые стены в своей жизни. Именно эти стены защищают меня от влияния мира, именно эти стены делают меня особенным, царственным священников и народом святым.

Взгляните на стих 18: <И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: будем строить, – и укрепили руки свои на благое дело>. Неемия рассказал о том, как благая рука Бога помогала ему, и царь разрешил строительство. Когда народ услышал это слово, они укрепили свои руки и решили: <будем стоить>. Давайте возьмемся за руки и укрепим друг друга и скажем: <будем стоить>, <будем стоить стену слово в своей жизни>, <будем жить, как царство священников и народ святой>. Итак, когда один человек Неемия насадил видение, все в единстве стали на строительство стены Иерусалима. Стена, которую не могли отстроить 140 лет, была построена за 52 дня благодаря работе Святого Духа.

Однако когда работает Святой Дух, сатана пытается помешать. Стих 19 говорит: <Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? уже не думаете ли возмутиться против царя?> Всегда есть люди, которые мешают работе Бога, смеются и унижают. Всегда есть люди, которые насаждают боязнь, говоря, что это строительство – пустая трата времени. На вмешательство врагов Неемия уверенно сказал так: <Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме> (20).

В третьей главе рассказано о том, как иерусалимские жители, укрепились верой Неемии, вышли трудиться на стенах. Работали все: без отличия в социальном положении, мужчина или женщина, не зависимо от колена. Каждый отвечал за свой участок, и все строили. Конечно, среди них были знатнейшие, которые не участвовали в работах и расслабляли других. Но большинство ответственно исполняли свою работу. То, что трудно было сделать одному, люди делали это вместе, и таким образом дело Бога совершалось в единстве.

В заключении хочу сказать, что Бог призвал нас жить особенной жизнью, как царство священников и народ святой. Пока разрушены святые стены слова Бога и Его миссии в нашей жизни – мы будем жить в уничижении и позоре. Пусть Бог поможет нам увидеть свое бедствие и бросить вызов, чтобы стоить святые стены слова Бога и жить как царство священников и народ святой, влиять в этом безбожном мире.

(п. Самурай)