head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Домашняя церковь Филимона” (Филимону 1:1-7)

ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ ФИЛИМОНА

К Филимону 1:1-7

Ключевой стих 1б,2 : "Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви"

Когда-то, когда я был мальчиком в СССР, я часто слышал лозунг: «семья — ячейка общества». Эта фраза всегда говорилась в положительном смысле: как нам важно правильно растить детей, чтобы приблизить строительство коммунизма. Я был уверен, что этот лозунг придумал Ленин, но когда я вчера полез в гугл, чтобы это проверить, то оказалось, что это не так. Наоборот, Ленин считал, что семья — буржуазный пережиток, и для построения коммунизма ее нужно разрушить. Также этот лозунг приписывали Марксу, Энгельсу, Платону. Но Маркс рассматривал семью только как совокупность голодных ртов, которых надо кормить, и рук, которые могут работать и которые можно эксплуатировать. Я был обескуражен. В конце концов я обнаружил, что неизвестно, кто автор этой фразы.

Но потом я задумался и понял, что Библия от начала творения подчеркивает важность семьи. И, с точки зрения Библии, важность семьи значительно больше, чем вкладывали в эту фразу в СССР или классики марксизма-ленинизма. С точки зрения Библии семья — это не просто кирпичик общества, его социальная или экономическая ячейка. С точки зрения Библии, семья — это само маленькое духовное общество, самая минимальная версия церкви и избранного народа. Все то, что Бог говорит о церкви или об избранном народе Он говорит и о семье. Более того, часто, когда Бог поясняет некоторые духовные истины, то Он использует в качестве наглядного примера именно семью.

Посмотрите стихи 1,2: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви». Павел пишет письмо Филимону. Как обычно Павел делает, в начале этого письма, он приветствует адресата. Это письмо очень личное и конкретное, на самом деле адресатом является только Филимон, но Павел приветствует также Апфию, Архипа и всю домашнюю церковь Филимона. Кто были эти люди?

Исследователи говорят, что, скорее всего, Филимон был достаточно богатым человеком в Ефесе, Апфия — его жена, Архип — их сын. В 19-м стихе Павел говорит Филимону, что он и сам собою должен Павлу. Здесь Павел напоминает Филимону, что своей верой в Иисуса Христа и спасением он обязан Павлу. По-видимому, когда Павел проповедовал в Ефесе, среди уверовавших был Филимон. Павел стал духовным отцем Филимону. Сейчас Павел называет Филимона «возлюбленным и сотрудником». Возлюбленный — значит он имеет к Филимону братские чувства любви. Сотрудник — значит Филимон, как и Павел, трудился для Бога в проповеди Евангелия. Апфию Павел называет «сестрой возлюбленной». Значит и нее были приятные отношения с Павлом. Обычно богатые женщины спесивые и не хотят иметь отношений с кем-то, кого считают ниже себя. С точки зрения мира Павел был нищим и бездомным, а сейчас еще и заключенным в тюрьме. Но Апфия радовалась общению с Павлом и, наверное, для нее Павел был хорошим другом и наставником. Обращаясь к Архипу, Павел называет его «сподвижником нашим». Это значит что Архип, когда уверовал, также как Павел решил посвятить свою жизнь служению Господу Иисусу Христу.

Как конкретно приветствует Павел? Это стих 3. «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Павел благословляет их благодатью и миром. Благодать и мир происходят только от Бога-Отца и Иисуса Христа.

Посмотрите на стихи 4-7: «Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых». Павел говорит, что всегда, когда вспоминает о Филимоне и о его семье в молитвах, то благодарит Бога за них. Здесь есть несколько причин для благодарности. Во-первых, Павел слышал, что они продолжают жить в вере и любви к Иисусу Христу и ко всем святым. Значит, они продолжают служить верующим с верой и любовью. Это их служение приводит сердца братьев в успокоение, в радость и в утешение. Мы все знаем, как бывает неспокойно на сердце, когда видишь, что какой-то брат или сестра, или еще хуже целая семья где-то блуждают, попадают в неверии или в эгоизме или в каком-то искушении. В большой церкви всегда есть братья и сестры, которые вызывают тревогу. Но если видишь кого-то, кто продолжает быть верным, кто хорошо служит Богу и живет в вере и любви независимо от обстоятельств, то такой человек служит хорошим утешением и, глядя на него, мы находим радость и успокоение.

Вторая тема благодарности — это то, что общение веры в домашней церкви Филимона делало их деятельными в познании всякого добра в Иисусе Христе. Когда они изучали Библию, то у них не просто росла голова, они не занимались спорами или бесконечными родословиями, как некоторые другие в Ефесе, но принимали слова Бога как руководство к действию. То есть они служили. Это то же была великая тема благодарности и утешения для верующих.

Посмотрите еще раз на стих 2, последняя часть: «и домашней твоей церкви». Здесь Павел, хотя обращается к семье Филимона, но называет их не «твоим родным» или не «твоему дому», «твоей семье», но «домашней твоей церкви».

У нас в церкви, когда брат и сестра вступают в брак, мы обычно говорим, что они создают домашнюю церковь. Поэтому у нас возникают вопросы: «что такое домашняя церковь?», «Семья верующих и домашняя церковь это одно и то же?», «А если не одно и то же, то всякая ли семья становится домашней церковью?» На последний вопрос ответ: однозначно нет. Часто мужчина и женщина, вступая в брак не могут даже создать нормальной семьи, у них получается не семья, а «колония строгого режима» или «клуб по интересам без взаимных обязательств». С другой стороны вокруг себя, среди неверующих, мы видим достаточно много нормальных семей, но эти семьи — тоже не домашние церкви. И даже среди верующих не всякая семья становится домашней церковью. Домашняя церковь не возникает автоматически, ее надо строить, и вступление в брак — это только начало строительства.

Итак, что такое «домашняя церковь», в чем ее сущность? Давайте рассмотрим это на примере домашней церкви Филимона. Прежде всего «домашняя церковь» это церковь. Конечно, в те времена у церкви как правило не было здания церкви, поэтому верующие собирались по домам и там проводили богослужения и собрания. В этом плане дом того, кто предоставлял помещение и служил верующим, становился церковным зданием. Похоже, Филимон, когда уверовал сам и его семья, тоже стал служить другим зданием своего дома.

Но это не главное значение слова «церковь». На самом деле «церковь» обозначает общину верующих в Иисуса Христа. В церкви есть всегда два компонента: во-первых, в центре церкви всегда должен стоять Господь Бог и Иисус Христос. Без этого даже собрание верующих не будет церковью. Во-вторых, церковь состоит их тех людей, которые поверили в Иисуса Христа и приняли его Господом и Спасителем. Поэтому, если собираются неверующие, или те, кто называет себя верующими, но не верят в Иисуса Христа — это тоже не церковь. Собрание йогов — это не церковь. Спиритический сеанс — это не церковь. Но Павел назвал семью Филимона и его дом — церковью.

Как Филимону и его семье удалось создать домашнюю церковь? На самом деле мы всего знать не можем, можем только по косвенным признакам восстановить. Во-первых, Филимон и его домашние стали смотреть друг на друга не по-человечески, а как на детей Бога. То есть они позволили Иисусу Христу стать между ними. Откуда мы это знаем? Семья Филимона была сначала неверующей. Они поверили, когда уже состояли в браке. Но так, чтобы одновременно несколько членов семьи поверили — так практически не бывает. Сначала уверует кто-то один, потом под его влиянием верует кто-то другой и так далее. Но мы все знаем, какое противление вызывает у наших родных, когда мы уверовали. Все мы, кто выросли в неверующих семьях, в той или иной мере подверглись гонениям со стороны неверующих родственников. Представьте себе, что у Филимона сейчас неверующая семья и он первый поверил. Он пришел к своей неверующей жене Апфии и говорит: «знаешь, я так счастлив, Бог меня любит, он даже отдал Своего Сына, чтобы простить мои грехи». Как в такой ситуации она бы среагировала? «А ну дыхни! Опять пил нектар большими дозами?». Естественно, их отношения были бы разрушены. Чтобы их восстановить, нужно принимать другого как человека, который нуждается в спасении, а когда поверил — то как драгоценное дитя Бога. Когда я смотрю на жену через Иисуса Христа, то она для меня становится это не просто любимая женщина, но и дочь Бога, которую Он возлюбил и за которую принял смерть. Поэтому она прежде всего принадлежит не мне, а Богу, и Бог доверил ее мне, чтобы я любил ее и защищал. Когда мы с п. Марией решили пожениться, и она мне рассказывала про свою жизнь, в этот момент Иисус мне показал: «смотри, это Моя дочь, которую я полюбил и искупил для Себя. Я доверяю ее тебе, хорошо к ней относись».

Также, когда отношения в семье строятся через Иисуса Христа, то это меняет отношения к детям. Мои дети становятся не просто детьми, но агнцами, которых Бог доверил, чтобы воспитать верующими и учениками Иисуса Христа. Наверное, Филимон и Апфия были хорошими верующими и родителями, так что смогли воспитать их сына сподвижником веры. Воспитать детей не ДВР, а хорошими верующими возможно только если относишься к ним не просто как к сыновьям и дочерям, но как к агнцам Бога. Воспитать детей верующими возможно только если у самого система ценностей изменилась и Бог стал на первом месте.

Во-вторых, они имели совместное богослужение. В 6 стихе сказано: «дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе». У них было общение веры. Для верующего важны прежде всего общение с Богом и общение с другими верующими. Когда Филимон и его семья уверовали, то они открыли свой дом для верующих. Таким образом они имели совместное общение веры. Тогда это было нормально, что богослужение проходит не в отдельном здании, а в доме, сейчас так как правило не делается. Но, тем не менее, для того, чтобы семья верующих стала домашней церковью, необходимо, чтобы была совместная молитва, чтение и разбор слова. Иначе будет просто несколько верующих, которые в церкви имеют один интерес, а дома другой. В конце концов такое положение приводит к лицемерию и потере веры.

В-третьих, они вместе служили. Когда Филимон и его семья открыли свой дом для верующих, они увидели, что им надо служить. Надо подготовить помещение, надо приготовить хлеб и вино на причастие, надо сделать одно, другое, третье. Наверное, кто-то приходил на богослужение голодным, и Апфии нужно было накормить бедных. Наверное, мужчины говорили с Филимоном о своих проблемах и ему тоже приходилось чем-то помогать. Наверное, у них были слуги, но семья Филимона приняла своих слуг как своих агнцев. Намек на такое положение дел есть в 5 и 7 стихах: «слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым» и «Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых». Даже если у них было другое служение, но из 5 и 7 стиха очевидно, что служение было и оно было к верующим. Таким образом они сами не заметили, как стали важными служителями в церкви, а их семья не просто стала обычной семьей, а домашней церковью.

Церковь — это не замкнутая система. Господь оставил церковь на земле не только для того, чтобы верующие имели утешение и укрепление в Иисусе Христе, но и для того, чтобы служили внешним и чтобы проповедовали и приводили других людей к Иисусу Христу. Когда мы строим церковь, то не должны только строить рай для верующих. Нам надо принимать неверующих и отдавать им то, что получили от Господа: слово, любовь, веру, прощение, иногда даже материально помогать. Самое главное, чтобы церковь была открытой, тогда она будет здоровой. Филимон сделал свою домашнюю церковь открытой, поэтому она была здоровой.

Я всегда благодарю семью м. Петра, что п. Петр и п. Сарра приняли меня как своего сына и служили мне. Благодарю м. Сарру, что она сейчас изучает библию с Яном, что относится к нему как духовная мама. Также благодарю за п. Лидию, которая как мама служила п. Марии. Также меня всегда трогало, как п. Ионафан рассказывал про то, как п. Поинт приводил их с Давидом ночью домой и п. Ревекка готовила и кормила их. Также я вспоминаю, что п. Ной пригласил п. Андрея сначала не на изучение Библии, а поесть борща. Это все хорошие примеры, когда домашняя церковь становится открытой. Тогда Бог делает через такую церковь хорошую работу. Именно для этого Бог дал нам домашние церкви. Бог хочет, чтобы наши домашние церкви открылись, чтобы это было хорошее и приятное место для агнцев, чтобы наши дети тоже видели и принимали участие в нашем служении.

В Библии есть много примеров хороших домашних церквей. Первое, что нам приходит на ум, это домашняя церковь Акилы и Прискилы. Но, хотя термин «домашняя церковь» встречается только в Новом Завете, создание домашней церкви — это общий план Бога и в Ветхом Завете тоже. Классический пример ветхозаветной домашней церкви — это семья Авраама. В Бытии подробно описано про нее, и мы можем видеть все элементы церкви: там Бог был на первом месте, а семья Авраама была обществом верующих людей. В семье Авраама было общая духовная среда и общение верующих. Семья Авраама была не замкнутой на самой себе, она была источником благословения для окрестных народов, для знакомых, и для слуг семьи. Мы видим это на примере филистимлян, которые признали Авраама князем божиим, на примере слуги Авраама, который стал верным сотрудником и другом Аврааму, на примере Эшкола и Анера, союзников Авраама. Более того, на примере домашней церкви Авраама мы видим еще один важный факт. Во времена Авраама вообще не было церкви, кроме домашней церкви Авраама и не было избранного народа, кроме дома Авраама. Это значит, что Бог воспринимает наши домашние церкви не так, как мир смотрит на семьи. Мир воспринимают семью только как маленький кирпичик общества, не очень ценный сам по себе и не полный без других таких же кирпичей, такой кирпич можно легко заменить и если он распадется, то, конечно плохо, но не смертельно. Но наш Бог воспринимает домашнюю церковь как полноценную церковь, которую Он омыл и освятил Своею кровью и как полноценный народ Божий, котрый Он ведет в Свое небесное царство. Это очень удивительно и благословенно.

В сегодняшнем слове мы говорили про домашнюю церковь Филимона. Мы узнали план Бога на христианские семьи — становиться домашними церквами, становиться основой христианского общества и источником благословения для внешних. На самом деле это не происходит само по себе, тут есть труд и борьба, но, если мы будем успешными, то есть благословенный результат.

(п. Влад)