head
Університетська Біблійна Співдружність

Праведность по вере

ПРАВЕДНОСТЬ ПО ВЕРЕ

Галатам 3:1-29

Ключевой стих 3:11

“А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет”

В этой главе Павел переходит к сути своего послания. Давайте вспомним, по какой причине Павел его писал. Когда Павел проповедовал в Галатии, многие язычники с радостью поверили, что Иисус умер за их грехи и дал им прощение грехов и вечную жизнь. Когда они так поверили, Бог послал им Святого Духа, и их жизнь коренным образом изменилась. Но когда Павел ушел, в церковь пришли иудейские законники. Сильно завидуя радости верующих и успеху проповеди Павла, они стали говорить молодым верующим: “Ребята, Павел вас обманул. На самом деле вы еще не спаслись. Чтобы спастись, надо делать как мы – обрезаться и исполнять 600 с лишним законов и правил”. Этим они украли из сердец молодых верующих радость и благодарность Богу и заставили их страдать под рабством формальных ритуалов. В наше время тоже многие люди пытаются угодить Богу добрыми делами, но при этом не имеют в сердце ни радости, ни благодарности. Павел пишет это письмо, чтобы помочь обманутым верующим вернуться к простой истине Евангелия. Для этого он излагает в этой главе основу Библейского учения об оправдании верой. Приготовьтесь, потому что будет сложно :).

Во-первых, надо жить до конца не по плоти, а по духу.

Прочитаем стихи 1-3:

1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

Павел назвал Галатов несмысленными, то есть глупыми. Почему? Потому что они забыли благодать Бога. Раньше они поверили, что Бог простил и принял их, потому что увидели, что, хотя они были недостойными перед Богом, Иисус был распят именно за их грехи. Они были тронуты любовью Бога. Жизнь по духу – это принимать любовь Бога, глядя на распятого за нас Иисуса. Но когда они решили жить по закону, их прекрасные отношения любви с Богом разрушились. Они стали жить по плоти, то есть пытались заслужить признание Бога своими делами. Их отношения с Богом стали похожи на контракт наемника: исполнишь приказ – получишь награду, не исполнишь – будешь наказан. Как глупо так портить отношения! Например, вчера мы участвовали на церемонии венчания. Мы видели, как жених и невеста клялись друг другу в любви и верности. Как это прекрасно! Но во многих семьях мы можем увидеть совсем другие отношения: муж оценивает жену по тому, насколько хорошо она готовит и стирает, а жена мужа по тому, сколько он зарабатывает и сколько процентов отдает жене. Затем, если кто-то нарушил требования, появляются сомнения в любви и верности, а затем немедленно подают на развод. Так живут 80% семей на Украине. Именно в такие отношения с Богом попали Галатийские верующие. Поэтому Павел назвал их глупыми.

Прочитаем стихи 4-5:

4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

Павел напомнил им, что они получили от Бога Святой Дух. Разве это случилось через их заслуги? Нет, но через наставление в вере. Мы тоже пришли к Богу, как грешники, и, когда поверили в Иисуса, Бог простил и принял нас и дал нам Святого Духа. Теперь Святой Дух работает в нашей жизни и очищает нас от греха.

Во-вторых, праведный верою жив будет.

Прочитаем стихи 6-9:

6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,

Евреи гордились двумя вещами: законом и своим происхождением от Авраама. Но на самом деле от Авраама произошло несколько народов, а не только евреи. Но Бог говорит вообще о всех народах. То есть, это первое упоминание об украинцах в этой главе.

В 15-й главе книги Бытие рассказывается о том, как бездетный старик Авраам отчаялся из-за того, что у него не было детей. Он сидел в своем темном шатре в самом мрачном настроении. Тогда Бог вывел его на улицу и сказал: “посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их … столько будет у тебя потомков”. Тогда Авраам сделал решение – верить Богу – и стал жить верой. Именно эта вера так понравилась Богу, что Бог признал Авраама праведным, и обещал благословить его и его потомков. Павел объясняет, что дети Авраама – это не его физические потомки, но те, кто поверил Богу, как Авраам. Таким образом, обещание Божьего благословения относится к нам, верящим Богу.

Прочитаем стих 10:

10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

Люди, которые думают, что Богу надо угодить делами, находятся в тяжелом состоянии. Здесь “под клятвою” означает “под проклятием”. Проклятие закона состоит в том, что его надо выполнять постоянно и весь. Если бы иногда и выборочно – тогда легко. Например, не трудно приходить в церковь на Пасху и Рождество, и думать: “О, я исполнил часть закона”. Но постоянно, да еще и не нарушая ни одного пункта – ни один человек не способен на такое. Поэтому все, кто живет под законом, находятся под проклятием.

Все мы хорошо понимаем, что невозможно всегда казаться совершенным в глазах людей. Поэтому иногда попадаются такие братья, а иногда сестры, которые из-за этого чувствуют комплекс неполноценности. Это типичный пример проклятия закона. Хвала Богу за то, что, независимо от наших качеств, верующие благословляются с верным Авраамом.

Прочитаем стих 11:

11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

В Авв.2:4 сказано так: “Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет”. Надменная душа думает: “все зависит от меня”, и не хочет доверять Богу, поэтому не может оправдаться перед Богом и не может успокоиться. Есть только одна возможность установить с Богом правильные отношения, это – поверить Богу на слово и довериться Его любви.

Окончательную гарантию любви Бога мы видим в Иисусе Христе

Прочитаем стихи 12-14:

12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, –

14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

Язычники – это все не-иудеи. Это второе упоминание об украинцах в этой главе. Чтобы донести до нас любовь Бога, Иисус умер на Кресте. А в Писании сказано: “Проклят пред Богом всякий, повешенный на дереве” (Втор. 21,23). Иисус Сам был проклят, чтобы освободить нас от проклятия закона. Что мы можем еще добавить? Ничего. Мы можем только смотреть на Иисуса, как прямое доказательство, что Бог снял с нас проклятие закона. Мы можем только верить, что Бог любит нас, какие мы есть. Мы можем только благодарить Бога и прославлять Его имя. Слава и хвала Иисусу Христу!

В-третьих, обещание Бога превосходит закон Моисея.

Прочитаем стих 15:

15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.

Представьте себе, что один богатый человек оставил наследство своему сыну. В этом случае ни один юрист, даже самый справедливый, не сможет сказать: “нельзя давать все это в такие руки: ведь он ужасный грешник! По моим подсчетам, он достоин получить только две минимальных заработных платы”. Сын получит не сколько заслужил, а столько, сколько написано в завещании. Подобно этому, обещание, которое Бог дал Аврааму, никто не может отменить.

Прочитаем стихи 16-18:

16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.

18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

Павел провел тонкое наблюдение, что в обещании Бога слово “семя” стоит не во множественном, а в единственном числе, и указывает на Иисуса Христа. Все благословения, которые Бог обещал Аврааму, реализовались в Иисусе Христе.

Закон Моисея, которым так дорожили Иудеи, появился только через 430 лет, и не мог отменить обещание, которое Бог дал Аврааму. Одним словом, Павел показал, что вера в Иисуса Христа намного лучше и намного выше жизни по закону.

Прочитаем стих 19:

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

Закон дан по причине преступлений. Этим Павел хочет сказать, что там, где нет закона, нет и греха. Если нету правил, то нечего и нарушать. Поэтому закон должен был дать определение греха. Он нужен только до времени прихода Иисуса, потому что Иисус снимает проклятие раз и навсегда.

Закон был дан не прямо, а через посредника Моисея. Однако обещание об Иисусе Бог дал Аврааму прямо, без всяких посредников. Чтобы ощутить разницу, давайте вспомним вчерашнее венчание. Когда жених говорил невесте “Я всегда буду любить тебя” – это обещание и благодать. А закон – это если бы он через своего личного секретаря передал жене приказ приготовить еду.

Прочитаем стих 20:

20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

Наличие посредника говорит о том, что в договоре участвуют две стороны. И он в силе, пока обе стороны соблюдают его. В таком положении находятся те, кто полностью полагаются на закон. Стоит одной стороне нарушить хотя бы один пункт – и весь договор расторгнут, даже если другая сторона ничего не нарушала. А обещание зависит только от одного лица. Благодать зависит исключительно от воли Бога: это Его обещание, и человек бессилен сделать что-либо, чтобы изменить его. Любовь и благодать Божия неизменны даже к ужасному грешнику.

Я тоже сейчас стою здесь только по благодати Бога. Однажды Он дал мне обещание через Ин.8:11: “Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши”. Но, к сожалению, с тех пор я много грешил. Я мечтал, что церковь настолько меня исправит, что я смогу быть достаточно хорошим и больше туда не ходить. Поэтому сначала сильно старался. Но однажды, после неудач в пастырском служении, я отчаялся. С тех пор, когда я думал, что я плохой верующий, я уже не мог прийти к Богу и без Его помощи блуждал в грехах лени, похоти и хитрости, часто плохо влиял на братьев и сестер. При каждом напоминании о том, как я должен жить, я отчаивался еще больше, потому что чувствовал, что не могу. Но слава Богу, что Его любовь осталась неизменной. Когда я вспомнил Его обещание, я не мог поверить, что Бог все еще не осуждает меня. Но потом увидел, что Бог нигде не говорит о том, что передумал. Его обещание зависит только от Него, а не от меня. Когда я отдал Ему свои грехи и решил верить в Его благодать, у меня появилась настоящая радость и Святой Дух начал удалять грехи один за другим. Я люблю Иисуса, потому что Он возлюбил меня независимо от моих дел.

Тогда, если все на самом деле так, возникает вопрос: нужен ли вообще закон, если он приводит к таким плохим последствиям: осуждению, комплексам, разорванным отношениям, короче говоря, к проклятию?

Прочитаем стихи 21-22:

21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;

22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

На самом деле закон не плохой. Проблема не в законе, а в нас. Мы все – грешники, поэтому не можем исполнить закон. Закон дает нам правила, как нужно поступать, но он не дает нам способность так поступать. Кто старается исполнять закон, неизбежно потерпит неудачу. Поэтому закон может только показать нам, как зеркало, что мы – под грехом, и таким образом помочь нам искать Иисуса и оправдаться верою в Него. В следующих стихах Павел хорошо объясняет это на таком примере.

Прочитаем стихи 24-26:

24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;

25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;

Здесь слово детоводитель по гречески звучит как “педагогос”. В то время так называли человека, отвечавшего за воспитание детей. Как правило, это был старый верный раб, которому хозяева доверяли. Однако, в отличие от современных педагогов, он не воспитывал ребенка. Его задачей было отвести ребенка в школу, а после школы безопасно доставить его домой. Павел сравнил закон с таким человеком, а Иисуса – с учителем. В задачу закона входило привести человека ко Христу, показав ему, что сам он вовсе неспособен соблюсти закон. Но когда человек принят Христом, закон ему больше не нужен, потому что теперь его жизнь зависит не от исполнения закона, а от благодати. Через веру в Иисуса мы становимся детьми Бога.

В-четвертых, огромные благословения для тех, кто оправдывается верою.

Прочитаем стихи 27-29:

27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Павел говорит: вы облеклись во Христа. Перед крещением люди одевались в чистые белые одежды, символизировавшие новую жизнь, в которую они входили. Подобно этому, и жизнь человека облеклась во Христа. И поэтому в христианской Церкви нет никакого различия между ее членами: все мы стали детьми Божьими.

Каждое утро в своей утренней молитве, всякий иудей благодарит Бога за то, что “Ты не сделал меня ни язычником, ни рабом, ни женщиной”. Наверное, и Павел так делал до того, как встретился с Иисусом. Теперь Павел взял эту молитву и изменил ее. Все прежние различия исчезли: ибо все облекшие во Христа – равны. Мы уже видели, что обещание, данное Богом Аврааму, осуществилось во Христе. Если мы все едины во Христе, мы также наследуем это обещание. В Иисусе мы освободились от проклятия греха и закона и стали наследниками Бога. Эту великую Привилегию получают не за тщательное соблюдение закона, а только верою в благодать Божию.

Подведем итог. Бог обещал благословить всех верующих, независимо от того, достойны ли они этого. Если вы страдаете от вины или комплекса, если есть нерешенная проблема греха – не ждите, пока станете лучше, а придите ко Христу сейчас, потому что в Нем исполнились все обещания Божьи, и праведный живет верою в Него.

Если вы еще надеетесь на свои дела, отнеситесь к закону серьезно, и вам станет ясно, что законом никто не оправдывается пред Богом, потому что праведный верою жив будет.