head
Університетська Біблійна Співдружність

“Бог Иакова”

БОГ ИАКОВА

Бытие: 27:1-31:55

Ключевой стих: 28:13,14

“И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земный; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные”

Бог призвал обыкновенного человека Авраама, спас его от идолопоклонства и поставил его источником благословения для мировой миссии. Бог также сильно благословил жизнь Исаака, который есть семя обещания. В сегодняшнем отрывке рассказывается о первой половине жизни Иакова. Иаков был вторым сыном Исаака. Его характер отличался от характера его отца и брата Исава. Он был стойким и сильным человеком. Он начал бороться еще в животе своей матери, а его жизнь стала продолжением борьбы за приобретение благословения. Также он был очень верным человеком. Никакие обстоятельства не могли поколебать его, благодаря его сильному и независимому характеру. Ему было трудно изменить свой характер, чтобы использовать себя в искупительной истории. Однако Бог воспитывал его и помог ему вырасти одним из предков веры. Давайте, изучаем о том, кто же Бог, который воспитывал Иакова.

I. Иаков и Исав (25:21-28:22)

Давайте ещё раз посмотрим на систему ценностей Иакова и Исава, и как она повлияла на их жизнь и жизнь их потомков. Иаков и Исав были близнецами, родившиеся как ответ на двадцатилетнюю молитву их родителей Исаака и Ревеки. Жизнь Иакова началась с борьбы с братом в утробе матери. Взгляните на стих 25:23. “Господь сказал ей: “Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему””. И вот, дети родились. Первый вышел красный, весь как кожа, косматый; и назвали его Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; его назвали Иаков (25:24-26). Исаву дали имя за его внешность, а Иакову – за его характер. Их внешности и характеры были совсем разными. Исав был могучим человеком, почти весь в волосах. Он стал искусным звероловом, человеком полей. Он часто охотился на косулей, оленей, зайцев, кабанов и готовил мясо, доставляя этим большую радость отцу. Он прекрасно владел приемами рукопашного боя, каратэ, играл в футбол, волейбол и баскетбол. Он был высоким, красивым мужчиной, как кинозвезда Голливуда, и женщины были без ума от него.

Иаков, наоборот, был кротким и тихим человеком, живущим в шатрах. Он помогал своей матери убирать в доме, стоял в очередях в магазинах, мыл посуду, прекрасно готовил вкусную еду, кушанья из чечевицы, салаты и варил наваристый борщ. Внешне Исав выглядел куда лучше и красивее, чем Иаков. Но о человеке не стоит судить по внешности. Что же было у них внутри? Однажды, Иаков, размышляя о том, как бы завладеть первородством брата, готовил еду. В это время домой пришел с полей очень уставший Исав. При виде пищи он не мог более терпеть голод и сказал Иакову: “Дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал” (25:30). Обычно люди, услышав такую просьбу, сразу же отвечают: “конечно, дорогой брат – ты так голоден! Пожалуйста!” – и дают ему есть. Но Иаков сказал: “Продай мне теперь же свое первородство” (25:31). Отсюда мы можем понять, насколько сильным было желание Иакова обладать правом первородства. Он самоотверженно боролся за это с братом еще в утробе матери. Из-за слабости он родился вторым, но даже тогда он не отступал от своего, схватившись рукою за пяту своего брата. Он родился вторым – это была его судьба, с которой ему следовало примириться. Но он бросил вызов судьбе и вступил в борьбу, чтобы обрести право первородства. Он обдумал, как этого можно было добиться. Используя слабое место брата, Иаков, когда его брат был голоден, попытался купить первородство за еду.

Иаков хорошо понимал, насколько это было дорого и важно. В то время у первого сына в семье были большие привилегии. Он мог управлять всей семьей, получить наследство в 2 раза большее, чем второй сын. Но самое главное, он мог получить благословение в миссии Бога, которое шло от Авраама. Первородство, таким образом, имело очень большое значение, потому что это означало, будет ли использован человек в миссии Бога или нет, станет ли он героем великой истории или нет. Перед Иаковом стояла очень большая и трудная проблема. В то время первородство считалось большой честью. Иаков придавал исключительное значение этой чести. Хотя первородство не приносило выгоды прямо сейчас, однако он дорожил им. Он дорожил более духовным благословением, нежели материальной, ощутимой выгодой. Он больше дорожил вечным делом, чем мгновенным сиюминутным выигрышем.

В то же время, каким человеком был Исав? Взгляните на стих 25:32: “Вот, я умираю; что мне в этом первородстве?” Он понимал только физическую боль, но не постиг духовной привилегии. Он думал, что духовным делом можно пренебречь, так как теперь это не давало выгоды. Он стремился к текущим мелким выгодам и удовольствиям, не думая о вечном духовном благословении. У него не было духовного взгляда на жизнь, основанного на истине. Исав даже дал клятву и продал свое первородство Иакову. После еды, сказав, что все было очень вкусно, он ушел. В стихе 25:24 говорится, что Исав пренебрег первородство. В послании к Евреям 12:16 говорится так: “Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь оказался от своего первородства”.

Живя в наше время, легко бросить веру для того, чтобы зарабатывать много денег, легко бросить дело Евангелия ради власти и славы в этом мире. Люди, поступающие таким образом, продают духовную честь, подобно Исаву. У нас есть духовная честь христианина, пастыря, миссионера. Она не может дать нам денег, честь и славу мира сего. Наоборот, из-за нее нам часто приходится нести убытки, испытывать отчуждение окружающих людей. Например, для того, чтобы служить Богу и расти в вере, мы участвуем в обеднях, изучаем Библию 1:1 и пишем согамы. Если происходит наложение по времени разных дел, мы порой отказываемся от возможности заработать деньги. В такие минуты сердцем легко может завладеть чувство ущерба и поражения. Но, мы верим, что Бог благословляет и прекрасно использует только тех, кто дорожит духовной честью и имеет духовную систему ценности, как Иаков.

В 27-ой главе рассказывается о том, как Иаков с помощью своей матери Ревекки завладел благословением Бога. Для этого он преодолел страх внутри себя, прибегнув ко лжи. Хотя он обманул отца, его сердце было наполнено желанием иметь благословение Бога. В конце концов, он преодолел судьбу и обрел первородство. Узнав обо всем, что произошло, Исав решил убить Иакова. Услышав об этом, Ревекка попросила Исаака послать Иакова к ее брату в Харран.

Взгляните на стихи 28:10,11 “Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте” Таким образом, Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харран. По дороге он пришел в одно место и остался там ночевать, так как солнце уже зашло. Там находился город Луз. От Вирсавии до того места было 90 километров. Обычно люди могут преодолеть пешком 40 км в день, но Иаков бежал весь путь, так как боялся преследований Исава. Там он положил один из камней себе под голову и лег на том месте. Что он чувствовал в те минуты? Печаль и одиночество наполняли его сердце. Из-за того, что ему пришлось покинуть любимую маму, тревоги за будущее и страх из-за возможных преследований брата сильно беспокоили его. Из-за всех этих тяжких дум об оставленной матери, неопределенном будущем, разгневанном и разъяренном брате, гонящемся за ним, он не мог заснуть. Но сильная усталость дала о себе знать, и постепенно пришел сон. Во сне он увидел удивительное видение.

Взгляните на стих 28:12: “Вот, лестница стоит на земле, а верх касается неба; и вот, Ангелы восходят и нисходят по ней”. Иаков должен был самостоятельно идти по трудному жизненному пути. Особенно в то время ему нужно было утешение и направление. Тогда Бог явился ему и дал утешение и провидение. Не имея провидения, истинного направления в своей жизни, человек связан повседневной реальностью. Но имея провидение, он может справиться со всеми трудностями. Бог показал Иакову Небесное Царство, которым Он управляет. То, что лестница стоит на земле, а верх ее касается неба, означает откровение, которое ведет к обретению Бога через Иисуса Христа. Явясь Иакову, Бог дал ему видение, чтобы он помнил этот сон и жил с верой. Кроме этого, Бог дал ему слово обещания. Взгляните на стихи 28:13,14: “И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земный; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные”. Это был Бог Авраама и Исаака. Бог пришел к Аврааму и обещал стать его Богом. Это Бог, творящий историю, Бог живой и всемогущий. Бог сказал, что все это время Он будет с Иаковом. Бог Авраама, Исаака и Иакова является и моим Богом. Нам легко думать, что Бог Авраама, Исаака и Иакова существует, но мы сомневаемся в своем личном Боге: где мой Бог? Легко можно засомневаться в том, что Бог, являвшийся в прошлом, сейчас тоже есть и мой Бог. Но теперь это наш Бог. Как вчера, так и сегодня и вовеки Бог с нами и ведет нас правильным путем. В трудное время Бог пришел к Иакову, и сам установил отношения с ним, дав ему удивительное видение.

Встретившись во сне с Богом, Иаков, пробудившись, убоялся и сказал: “Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал” (28:16). Живя в доме своего отца, он знал о Боге, но никогда Бог не имел с Ним личных отношений. Но сейчас впервые он лично узнал Бога – всемогущего и живого. Он встал рано утром, взял камень, который положил себе изголовьем и поставил его памятником. Там он возлил на него елей и назвал то место Вефиль, то есть дом Отца. После этого он дал молитвенный обет. Это молитвенное обещание известно как обет Иакова. Взгляните на стихи 28:12-22. В его молитве есть предварительное условие: “Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего”. Это условие было пронизано эгоизмом и боязнью окружающей реальности. Но в то время для Иакова это были главные проблемы жизни. Он не знал, встретит ли он на своем пути разбойника или хищного зверя. Он тревожился за то, что он будет есть, и как будет жить, вернется ли домой или нет. Иаков молился, чтобы Бог решил его проблемы и провел его по жизни. Если Бог сделает так и поможет ему, он сказал, что выполнит три обещания.

Во-первых, Господь станет его Богом. Это означает, что во времена идолопоклонничества он будет верить только Господу, поклоняться и восхвалять только Его. Во-вторых, камень, который он поставил, будет домом Божиим. Здесь он решил построить здание для славы Бога, в котором будет поклоняться Ему. В-третьих, он решил воздавать Богу десятую часть из всего данного от Бога. Хотя обет Иакова выглядит очень эгоистичным и детским, но важно то, что через этот молитвенный обет Богу была установлена личная связь между Богом и Иаковом. Этот обет для Иакова имел исключительное значение, это было начало жизни перед Богом.

Авраам начал жить с Богом, имея слово, сказанное ему Самим Богом: “Будешь ты в благословении”. Иаков тоже начал жить новой жизнью, получив от Бога слово обещания быть с ним. Так и мы. Только тогда, когда мы имеем слово Бога, мы можем начать новую жизнь. Получив обет Иакова, Бог проводил его по жизни и точно следил за обетом, данным Иаковом (31:3, 35:1,14,15). Хотя Иаков иногда забывал свой обет, но Бог всегда помнил его и помогал Иакову не отступать от него и в тоже время всегда помнить о нем. Потом Бог встретил Иакова в Вефиле и стал Богом Вефиля. Отсюда мы узнаем, насколько важен обет молитвы. Обет показывает, как мы живем перед Богом. Если в нашей жизни нет обета пред Богом, значит, у нас нет личных связи с Ним. Бог получает наш обет через молитву и ведет нас по жизни. Благодаря нашему обету мы попадаем под опеку Бога и Он следит за нами.

II. Иаков в Харране (29:1-31:55)

Взгляните на стих 1. “И встал Иаков и пошел в землю сынов востока к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава”. После встречи с Богом в Вефиле, Иаков пришел в Харран. Один месяц Иаков проработал там бесплатно у своего дяди Лавана. Лаван, увидев, что Иаков хорошо работает, заключил с ним договор о работе. Иаков работал не для того, чтобы заработать деньги – он хотел взять себе в жены Рахиль, он хотел жениться с верой. Взгляните на стих 29:20. “И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее”. Любя Рахиль всем сердцем, Иаков согласился работать за нее семь лет, которые показались ему несколькими днями. Это была чистая и искренняя любовь. Всю свою жизнь Иаков любил только Рахиль. Наконец, настал день свадьбы. Но после первой ночи Иаков обнаружил, что Лаван отдал ему в жены не Рахиль, а Лию, свою старшую дочь. Оказавшись обманутым, Иаков служил еще семь лет, чтобы жениться на Рахили. Таким образом, Иаков проработал четырнадцать лет для того, чтобы взять в жены Рахиль. Отсюда видно, насколько сильным был характер у Иакова. Но эти 14 лет не были безрезультатны – в итоге у него было 4 жены, 12 сыновей и одна дочь.

С 29:31-30:24 рассказывается о том, как сильно соперничали между собой Лия и Рахиль в желании родить сына, чтобы через это получить любовь Иакова. Из-за ревности и конкуренции двух жен, в семье Иакова не было мира. Наоборот, в его доме был настоящий фронт. Однако, через это испытание Бог преследовал две цели. Во-первых, Он воспитывал и тренировал Иакова, у которого был сильный характер. Иаков страдал из-за того, что он жил со своими женами в доме Лавана. Бог изменил его характер и сделал его более широким и глубоким, помог ему иметь характер отца множества народов. Во-вторых, Он основал двенадцать колен Израилевых. Бог, используя конкуренцию и ревность двух женщин, свершил Свою волю. Бог использовал сильный характер и амбицию Иакова и основал двенадцать колен Израилевых, которые стали будущем израильского народа. Бог сделал Иакова богатым, Он пребывал с ним и благословил его, как и обещал. Для того чтобы получить свою любовь, Иаков служил 14 лет, но чтобы обрести богатство ему потребовалось еще 6 лет. В итоге Иаков прослужил 20 лет. Давайте посмотрим, как он работал на Лавана? Иаков отдавал работе всю душу, делал все с большим усердием. После того, как Иаков стал богатым, сыновья Лавана возненавидели его. Тогда Бог сказал Иакову: “Возвратись в землю отцов твоих” (31:3). Узнав, что Иаков тайно отправился домой, Лаван пустился за ним в погоню и три дня преследовал его. Но Бог защищал Иакова и помог ему спокойно вернуться домой, как и обещал.

В заключение, давайте подумаем, каким был Бог Иакова? Бог избрал Иакова еще в утробе матери. В то время, когда он остался один, Бог явился ему и дал провидение и слово обещания, которое перешло ему от Авраама и Исаака. Бог был с ним. Когда ему нужна была любовь – Бог дал ему любовь, нужно было богатство – Бог дал ему богатство. Бог сполна дал ему все, в чем он нуждался. С другой стороны, Бог воспитывал и тренировал Иаков до тех пор, пока он не стал духовным человеком и отцом 12 колен Израиля. Апостол Павел, который понял такой метод работы Бога хвалил Бога так: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?”(Рим 11:33,34). Бог воспитывал Иакова глубоким духовным человеком, чтобы Иаков мог достойно и выносливо выполнять дело Бога. Для этого Бог понес на себе немощи и слабости Иакова в течение 20 лет. Бог Иаков есть моим Бог. Бог избрал каждого из нас и изменят из амбиционного человека в духовного человека, не смотря на то что у нас много немощей, слабостей и недостатков. Хвала и слава Богу Иакова и моему Богу.