head
Університетська Біблійна Співдружність

“Бог Израиля”

БОГ ИЗРАИЛЯ

Бытие 32-35; 46-49

Ключевой стих 32:28

“И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь”

Тема сегодняшней проповеди – «Бог Израиля». Израиль — это новое имя Иакова, данное ему Богом. Как мы узнали, Иаков был сильным и упорным человеком, совсем не таким, как его отец Исаак. С помощью непоколебимого духа и упорной борьбы Иаков получил все, что он хотел приобрести: честь, любовь, богатство. Он был человеком, который сделал себя. Но теперь он встретился с жизненной проблемой, которую было невозможно решить силой воли или упорным трудом. В такой крайне трудной ситуации Он совсем отчаялся. Тогда Господь явился ему, разрешил его жизненную проблему и сделал его третьим предком веры. Через сегодняшнее слово мы учимся: 1) о трудностях, с которыми столкнулся Иаков; 2) как Бог благословил его. Я молюсь, чтобы через этот отрывок мы хорошо узнали Бога Иакова и стали зрелыми учениками Иисуса в этом поколении.

I. Иаков борется с Богом (32:1-33:11)

Двадцать лет назад Иаков бежал от своего брата Исава. Он так боялся, что не взял ни денег, ни даже осла и бежал пешком 800 километров с одним только посохом. Сейчас он, по милости Бога, возвращался домой с большим богатством, 4 женами, 11 сыновьями и 1 дочерью. Но по мере того, как он приближался к дому, он все больше боялся и беспокоился по поводу Исава. Иаков хорошо помнил, что Исав грозился убить его. Бог знал состояние Иакова и послал Ангелов, чтобы показать, что Он охраняет его. Но тот не понял. Он просто сказал: «Это ополчение Божие» и нарек место то: «Маханаим» (1,2).

Посмотрите стих 3: «И послал Иаков перед собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом». Зная, что Исав дикий человек, Иаков послал перед собою вестников к брату, чтобы узнать, успокоился ли Исав. Они пошли, передали все, что сказал Иаков, и вернулись с вестью: «мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек». Иаков очень смутился и испугался. Двадцать лет назад он украл благословение Исава. Спасаясь от гнева брата, он убежал в Харран. Он попытался забыть о конфликте, думая, что время все лечит. Он устроил свою жизнь так, как будто ничего не произошло. Но теперь оказалось, что проблема никуда не ушла. Она даже стала больше на 400 человек. Здесь мы учимся одному важному факту: грех никогда невозможно скрыть или забыть. Даже если пройдет долгое время, грех все равно остается проблемой. Единственный способ: раскаяться и разрешить проблему греха перед Богом.

Что делал Иаков? Он очень испугался. Он разделил свое имущество на два стана. Он думал: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальные могут спастись (7). Потом он молиться Господу (9-12). В молитве Иаков вспомнил все милости и благодеяния Господа к нему. Он молился на основе обещания Бога (11). Он умолял Господа, чтобы Он спас его жизнь и жизни его семьи. Потом он решил приготовить брату хороший подарок. Посмотрите стихи 13-15. Он пошел к стадам, взял из них коз, козлов, овец, овнов, верблюдиц и верблюжат, волов, ослов и ослиц в подарок Исаву. Ва! Это действительно большой подарок. Потом он дал каждое стадо отдельно в руки своим рабам и сказал, чтобы они шли перед ним навстречу Исаву и сказали, что это — подарок Иакова. Он хотел умилостивить Исава. Но, несмотря на все это, страх не покидал его. Из-за беспокойства он не мог заснуть. Он встал ночью, разбудил жен и детей и перевел их и все, что у него было, через поток Иавок вброд. Взгляните на стих 24а: «И остался Иаков один». Эти слова хорошо показывают состояние Иакова. Он находился в стесненных обстоятельствах и ничего не мог поделать. Он расстался с имуществом, которое накопил, и остался один на один перед Господом. С одной стороны это были минуты страдания, а с другой — хороший шанс найти себя и подумать о том, кто он такой перед Богом.

Почему Иаков так страдал и беспокоился? Кажется, что причина его страданий — разрушенные отношения с Исавом. Но на самом деле истинной причиной его страданий был грех. Иаков страдал из-за того, что 20 лет назад он согрешил и обманул брата и отца. Хотя он был виноват перед Исавом, но истинной причиной его страданий был грех перед Богом. Даже если бы он примирился с Исавом, это не разрешало бы проблему греха. Проблема греха может быть решена только перед Богом. Люди пытаются решать проблему греха разными путями. Для этого кто-то усердно занимается спортом или компьютером. Другой употребляет алкоголь. Третий пытается жить, как будто ничего не произошло и говорит: «почему это грех? Сейчас все так живут». Иной пытается забыть, говоря: «со временем все пройдет». Нет, не пройдет. Изменение обстановки и условий жизни не может разрешить проблему греха. Сколько бы времени ни прошло, проблема греха не разрешится. Проблема греха разрешится только тогда, когда мы лично встретим Бога и получим от Него прощение грехов.

Посмотрите стих 24б: «И боролся Некто с ним, до появления зари». Из стиха 30 мы узнаем, что это был Сам Бог, явившийся в образе человека. Когда Иаков был в отчаянии и в стесненных жизненных обстоятельствах, Господь пришел к нему и страдал вместе с ним. Это удивительная милость Бога к Иакову. Но Иаков всеми силами боролся с Богом. До сих пор Иаков всю жизнь боролся, чтобы получить первенство и забрать себе лучшее место. Еще в утробе матери он боролся с братом, чтобы получить первородство. Ему это не удалось, но он не отступил. Он выменял первородство Исава за миску чечевичной похлебки, потом обманом получил благословение и сбежал. Для того чтобы жениться на Рахили, Иаков работал 7 лет. Лаван обманул его, но и это его не остановило. Он работал еще 7 лет, и добился таки своего. Потом он работал еще 6 лет, обманывал и занимался прикладной генетикой, чтобы получить богатство. Когда Иаков хотел что-то, он боролся до конца и получал. Это характер и образ жизни Иакова. Он боролся не только с людьми, но и с Богом. Он ни разу в своей жизни не принял, что то, что от Бога это хорошо. Поэтому, хотя Господь хотел благословить Иакова духовно, но он не мог принять. Бог позволил Иакову много трудностей в Харране, чтобы Иаков поставил Бога на первое место в жизни. Но Иаков стал более терпеливым и упорным в достижении своих целей. Бог хотел через Лию научить Иакова смотреть не на внешнюю красоту, а на внутреннюю, но Иаков еще больше хотел жениться на Рахили. Кажется, 20 лет тренировки Бога прошли бесследно. Кажется, что в споре с Иаковом даже Бог проиграл.

Но посмотрите стих 25: «И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним». Почему Господь коснулся сустава бедра Иакова? Это очень важная кость, которая держит вес всего тела. Если повредить бедро, человек не может стоять и ходить. Другими словами, Бог убрал все, на что Иаков полагался: его упорный характер, его способности, волю, дух борьбы. Бог позволил ему страшную ситуацию, даже до смерти, чтобы уничтожить все это. С этого момента Иаков полагался только на Бога. Кроме того, Бог убрал сильное стремление Иакова к плотскому и материальному, которое мешало ему расти духовно. Другими словами, в ужасном положении, Бог разрушил эгоцентричную систему ценностей Иакова, чтобы Бог стал на первом месте в его жизни. Его человеческое плотское существо в Адаме разрушилось, и родилась новая личность в Боге.

Я тоже могу исповедовать, что имел подобную встречу с Богом. В 1990 году от рака умерла моя мама. До этого я не знал смерти. Но тогда Бог показал мне, что я умру и предстану на суд Бога и Богу не важно, какие оценки в школе я получал или сделал что-то в науке или нет. Но Бог будет судить меня за те грехи, которые согрешил. Это разрушило мою мирскую систему ценностей, я больше не мог жить для оценок, или чего-то другого. Хотя Бог еще 4-ре года воспитывал меня, чтобы я принимал Иисуса Христа и до сих пор воспитывает, чтобы жил не для себя, а для Бога, но коренным образом Он изменил меня, когда дал увидеть смерть и, второй раз, когда позволял принимать Иисуса Христа.

После этого у Иакова открылись духовные глаза. Он стал видеть духовный мир. Он осознал, что борющийся с ним, это не человек, а Всемогущий Бог. Когда тот человек хотел уйти, потому что взошла заря, Иаков отчаянно старался задержать его, говоря: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». В книге пророка Осии 13:4 говорится, что Иаков плакал и умолял его.

О каком благословении он просил, ведь он уже получил благословений куда больше, чем другие люди? Мы видим, что Иаков не был удовлетворен теми благами, которые были ниспосланы ему. То, к чему до сих пор он стремился: честь, любовь и богатство, не принесло ему счастья. Он приобрел все, что хотел иметь, но не стал счастливым. Такие вещи не принесли ему мира и покоя. Хотя это тоже было благословение Бога, но это было только благословение приобрести. Бог хотел дать ему другое, истинное благословение. Приобретение не решает внутренних проблем человека. Шопинг или муж или жена не решают проблему греха, смерти и беспокойства, страха и суеты. Теперь Иакова интересовало не обладание; теперь он обратился от внешнего к внутреннему, от мирского к духовному. Он стал жаждать истинной благодати.

Взгляните на стих 27. В то время тот человек спросил у Иакова: «Как имя твое?» Имя значит сущность человека. Этот вопрос обозначает: «Кто ты?». Господь обратил пристальное внимание на его сущность и хотел изменить ее. Господь всегда обращает внимание на наше истинное «я». Благодаря тому, что Господь спросил Иакова об его имени, Он помог ему найти себя. Иаков ответил: «Меня зовут Иаков». Имя «Иаков» означает «обманывающий», «борющийся», «отнимающий». За этим именем стоит образ эгоистичного и эгоцентричного человека. До сих пор Иаков боролся со всеми, кого он встречал, и захватывал все что мог. Сейчас, осознавая, что он жалкий грешник перед Господом, Иаков сказал: «Меня зовут Иаков». Тогда Господь изменил его имя: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь» (28). Имя «Израиль» было дано тому, кто выиграл борьбу с Богом, то есть тому, кто выиграл духовную борьбу. Это имя имеет духовный и национальный образ. Еще, имя «Израиль» означает «принц Бога». То, что Иаков стал Израилем, означает конец его ветхого «я» в Адаме и рождение нового «я» в Боге. Это означает изменение его сущности и рождение нового человека. Истинная благодать, которую Господь хотел дать Иакову, заключалась в изменении его сущности через Бога.

Взгляните на 29-ый стих. Иаков спросил Господа: «Скажи имя твое». У Иакова появилось духовное желание узнать Бога. В это время Господь благословил его. Иаков нарек имя тому месту: «Пенуэл». Это означало, что на нем он видел лицо Бога. Когда Иаков встретил Бога, его жизненная проблема полностью разрешилась. Хотя окружающий мир не изменился, для него он выглядел по-новому. Внутренний мир Иакова стал другим. Смотрите стих 31: «И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое». Этот стих образно передает преобразившийся внутренний мир Иакова. Хотя он хромал из-за поврежденного сустава бедра, из его сердца ушла ночь отчаяния и взошло яркое солнце радости и надежды. Другими словами, вся боязнь, страх, суета, чувство вины, которые разрушали его сердце, исчезли. Он наполнилось милостью, миром и радостью. Благодаря встрече с Богом, проблема греха Иакова была решена. После этого изменилось и отношение Иакова к Исаву. Из-за Исава он не мог прейти через Иавок. Но теперь он хотел встретить Исава. Также после встречи с Исавом он сказал: «Я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие» (33:10). Когда Иаков встретил Бога и его внутренний мир изменился, человеческая проблема, связанная с Исавом, тоже разрешилась.

II. Иаков возвращается в Вефиль (33:12-35:29)

Взгляните на стих 33:18. Вместо того, чтобы пойти за Исавом в Вефиль, Иаков пошел в город Сихем. Там он построил свой дом, сделал шалаши и хотел обосноваться. Он должен был пойти в Вефиль и отблагодарить Бога, но он не сделал этого. Поэтому произошло одно позорное событие. Сихем, сын князя той земли, взял дочь Иакова, Дину, и совершил над ней насилие. Иаков хотел тайно разрешить эту проблему. Но два его сына, Симеон и Левий, обманули Сихема и заставили всех мужчин в городе сделать обрезание. На третий день, когда они были в болезни, Симеон и Левий взяли свои мечи, без опасения напали на город и перебили всех мужчин. Из-за этого события Иаков жил в страхе. Какое направление дал ему Господь в то время?

Взгляните на стих 35: 1: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль, и живи там; и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего». Бог напомнил Иакову про его обет. Иаков обещал, что Господь будет его Богом, то есть обещал, поклоняться и служить Ему. Бог помнит наши обеты и хочет, чтобы мы исполняли их и отдали Ему свое сердце, свои богатства, свое время и служение.

Иаков повиновался Господу. Он сказал дому своему и всем, кто были с ним: «бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил». Для того, чтобы встретить Бога и поклониться Ему, они должны были прежде сделать три вещи.

Во-первых, нужно было оставить чужих богов. Чужые боги означают остатки языческой культуры в их жизни. Наш Господь — Единственный и Святой Бог. Мы не можем служить Богу и другим вещам одновременно. Мы должны служить одному только Богу от начала до конца. Поэтому нам нужно выбросить всех идолов.

Во-вторых, нужно было очиститься. Это означает истинное раскаяние. Нам нужно раскаяться в своих грехах и отчиститься кровью Иисуса Христа.

В-третьих, нужно было переменить одежды. Это означает конкретное изменение жизни, то есть, благоговейную позицию по отношению к Богу. Чтобы приблизиться к святому Богу, нам необходимо отвергнуть дела тьмы и облечься в одежду Иисуса Христа, то есть в одежду веры.

Встретив Бога в Пенуэле, Иаков разрешил свою жизненную проблему. Но он хотел жить эгоистичной жизнью в Сихеме. Тогда, через случившееся с Диной, Господь заставил его пойти в Вефиль. Иаков снова вспомнил о милости спасения. Он пошел в Вефиль, чтобы устроить там жертвенник Богу. Подобно этому, нам надо всегда помнить о милости спасения и о духовной любви к Богу, и устраивать Ему жертвенник благодарения. Иаков устроил жертвенник в Вефиле и назвал то место: Эл-Вефиль, что означает «Бог Вефиля». Таким образом, Вефиль стал Эл-Вефилем. Это означает, что его вера совершенно изменилась. Раньше она носила эгоистичный характер. Он думал, что Бог должен что-то делать для него. Но сейчас изменилась сама основа его веры. С этого момента он стал служить Богу. Тогда Господь признал его веру и снова благословил его.

В 35:10-12 рассказывается о том, как Господь благословил Иакова. Во-первых, Бог изменил его сущность (35:10). Благодаря этому Иаков стал Израилем. Это означает, что из мирского человека он вырос в духовного человека, то есть, человека Бога. Самая большая благодать – это изменение нашей сущности в Иисусе Христе. Во-вторых, Бог обещал, что он принесет много духовных плодов в вечной истории спасения (35:11). Господь обещал использовать его источником благословения. То, что от нас произойдет множество духовных детей и вырастет множество духовных лидеров – это самое ценное и великое благословение. В-третьих, Господь обещал ему и его потомству землю в качестве фундамента истории (35:12). И нам Господь дал землю – это университетские городки всего мира. Более того, он дал нам во владение вечное Царство. Таким образом, истинная благодать, которую Господь хочет дать нам, состоит не в получении того, чего мы желаем, а в изменении нашей сущности для того, чтобы быть использованными Богом в Его истории спасения. Также вечное Царство Бога – это истинная благодать для нас. Иаков поставил памятник на месте, на котором говорил ему Бог, и возлил на него елей. Затем он нарек имя тому месту: Вефиль. Возлияние означает самоотвержение для Бога. Иаков решил полностью отдать себя Богу и жить по Его воле. Жизнь Иакова началась с Вефиля и снова вернулась в Вефиль. Став Богом Вефиля, Господь провел его в Вефиль.

III. Иаков в Египте (46-49)

С 46-ой по 49-ую главу рассказывается о том, как благодаря Иосифу, Иаков и его семья стали жить в Египте, в земле Гесем. Вера Иакова настолько выросла, что он благословил фараона, царя Египта. Теперь он не получал благословение, а благословлял других. Взгляните на стихи 47:8,9. Когда фараон спросил у Иакова, сколько ему лет, Иаков ответил: «Дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей, и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их». Здесь видно, что Иаков смотрел на свою жизнь как на странствование. Наша жизнь — это странствование. Но без цели и значения жизни, многие люди плывут по жизни, как облака плывут по небу. Но мы, верующие, являемся святыми пилигримами, идущими к Богу и к Небесному Царству. В 49-ой главе Иаков беспристрастно благословил двенадцать сыновей. Сознавая истинный смысл истории Бога, он поставил их главами поколений. Также он благословил двух сыновей Иосифа, чтобы они стали предками колен Израилевых. Жизнь Иакова стала благодатной, жизнью, сеющей благодать Бога в любом месте, в котором он находился.

В заключение я хочу подумать с вами о Боге, Который воспитывал из Иакова Израиля, предка веры. Из-за сильного характера Иакова, ему было трудно измениться и быть использованным в Божественной истории спасения. Но, воспитывая его, Господь сделал его отцом двенадцати колен Израилевых и источником благословения. Как исповедовал Иаков, этот Бог является Богом благодати, давшим ему истинную благодать, и ставшим его истинным пастырем (48:15,16).

Мы должны знать, что все люди, как и Иаков, когда-нибудь останутся в одиночестве у потока Иавок. В такой ситуации лучшее, что мы можем делать — это лично встретиться с Богом, изменить свои грешные внутренние черты, стать человеком Бога и держать данное Богом духовное благословение. У каждого человека есть своя серьезная проблема. У нашей страны и общества также есть много проблем. Но любая проблема, будь она у человека или у страны будет разрешена, когда мы покаемся в наших грехах перед Богом. Молюсь, чтобы Бог разрушал эгоцентричную систему ценностей в каждом из нас, и растил нас источниками благословения.