head
Університетська Біблійна Співдружність

“Ты будешь отцом множества народов”

“ТЫ БУДЕШЬ ОТЦОМ МНОЖЕСТВА НАРОДОВ”

Бытие 16,17

Ключевой стих 17:4,5

“Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам ибо Я сделаю тебя отцом множества народов”

В сегодняшнем отрывке мы узнаем, как Бог снова посетил Авраама и помог ему иметь большое видение в своей жизни и надежду на Бога. И поставил его отцом множества народов. Через сегодняшнюю проповедь мы узнаем, что Бог имеет в нашей жизни великую надежду и призывает и воспитывает каждого из нас до того как мы не стали отцом множества народов который обнимает души всего мира.

I. Бог видящий (16)

Взгляните на стихи 1,2. “Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары” В 15-ой главе рассказывалось, как проблемы мучили Аврама, а в 16-ой главе они стали мучить его жену Сару. Она мучилась из-за отсутствия детей. Когда Господь призвал Аврама, Он обещал дать ему сына и произвести от него великий народ. С того времени, как Аврам и Сара поверили в это слово обещания и повиновались воле Бога, они всегда ожидали сына. Но прошло уже 10 лет – а сына все еще не было. Наконец, они устали ждать.

Сара больше не могла терпеть. Когда она увидела, как ее муж поглядывал с завистью на чужих детей, у нее болело сердце. Тогда она решила дать Авраму свою служанку Агарь, чтобы он имел ребенка от нее. Делать такое было общепринятым в то время. Наверное, для Сары было очень трудно решиться на такой поступок. Вероятно, она сказала ему: “Бог обещал дать тебе сына. Но Он не дал ребенка через меня. Вероятно, Он хочет дать ребенка от кого-то другого”. Эти рассуждения казались разумными, но они не исходили от веры во всемогущего Бога, для Которого нет ничего невозможного. В жизни веры очень важно иметь терпение. В Евр.10:36 написано: “Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное”.

Давайте посмотрим, что случилось, когда они захотели решить свою жизненную проблему таким человеческим способом. Взгляните на стихи 4-6 . “Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.” После того, как Агарь забеременела, она возгордилась и стала презирать свою госпожу Сару. Она больше не готовила еду и не мыла посуду. С этого времени она стала только много есть и слушать музыку, говоря, что так лучше для дитяти в ее чреве. Когда она видела Сару, она сильнее выпячивала свой живот и говорила, что нет пользы от бесплодной женщины. Чем больше выпячивалось ее чрево, тем более гордой она становилась. Из-за этого порядок в их семье разрушился.

Также, из-за того, что Агарь так сильно стала презирать Сару, ее стало трудно терпеть. Из семьи Аврама исчезли счастье и милость, и вместо них пришли споры, ненависть и зависть. Когда Сара пожаловалась на это Авраму, тот разрешил ей поступать так, как ей угодно. Так Сара стала притеснять ее, и в конце концов, Агарь убежала из дома. Здесь мы видим, что из-за того, что Аврам и Сара стали поступать по своему человеческому расчету, а не верою в обещание Бога, в их семье начали постоянно возникать проблемы и конфликты и в конце концов они не могли хранить порядок и покой и встретили бурю жизни. Здесь мы можем учиться о том, что когда мы живем верой, нужно бороться с неверием и искушением решить проблему человеческими способами и мыслями.

Взгляните на стихи 7,8: “И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! Откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей”. В трудное для нее время Господь послал ей навстречу Ангела, который спросил ее: “Откуда ты пришла и куда идешь?” Бог хотел помочь ей узнать Себя и уразуметь, что ей нужно возвратиться к ее госпоже и покориться ей (9). Он помог семье Аврама сохранить порядок.

Взгляните на стихи 10,11: “И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил; ибо услышал Господь страдание твое”. Бог милосерден ко всем людям. Не смотря на то, что Агарь была египетской служанкой, Бог услышал ее страдание и сохранил ее. Хотя она не знала Бога, но Бог хорошо знал ее, ее трудности и страдания.

Взгляните на 13-ый стих: “И нарекла Агарь Господа, который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь вслед видящего меня”. В этом стихе она исповедала свою веру. Она назвала Бога видящим Господом. Здесь мы учимся двум вещам.

Во-первых, Бог всегда смотрит на нас. Когда мы встречаем трудность, кажется, что Бог спит и не видит нас. Но Очи Господа обозревают землю и поддерживают тех, чье сердце вполне предано Ему. Перед Господом мы ничего не можем скрыть, хотя это возможно сделать перед людьми. Когда мы живем перед Господом, всегда видящим нас, мы не будем беспорядочно мыслить и поступать как попало.

Во-вторых, видящий Господь заботится о нас, не отворачивая свое лицо от наших трудностей и страданий. Когда Агарь пришла в пустыню, она очень страдала. Ей было грустно и одиноко, и она думала, что брошена всеми людьми. Она горько плакала о своем трагическом положении и о своей судьбе. Но Господь Бог не отвернул Свое лицо от нее и заботился о ней. Бог услышал ее страдания и послал к ней Ангела; через него Он дал ей надежду и направление. Наш Бог – это любящий и милосердный Господь. Он хорошо знает нас, наши страдания, наши проблемы и наши нужды. И хотя мы забываем Бога, Он никогда не забывает нас. Наш Господь всегда с нами и помогает нам.

Взгляните на 15-ый стих. Агарь возвратилась домой и родила Авраму сына Измаила. Тогда Авраму было 86 лет. Измаил был ребенком компромисса и человеческого расчета. Он не мог стать наследником вечного Божьего завета. Он принес Авраму человеческую радость и скорбь.

II. Бог делает Аврама отцом множества народов (17)

Взгляните на 1-ый стих: “Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен”. Когда Авраму исполнилось 99 лет, Бог снова явился ему. Между событиями 16-ой и 17-ой глав есть разница в 13 лет. В Библии ничего не написано о том, как жил Аврам в течение этих лет. Но давайте подумаем о его жизни в это время. Вероятно, в течение этих лет Аврам был очень занят. Он был занят воспитанием Измаила и пытался сохранить мир между членами своей семьи. Таким образом, постепенно он превращался в обычного заурядного дедушку. До того, как у Аврама родился сын Измаил, он сильно страдал из-за отсутствия наследника. Для него это была очень серьезная жизненная проблема. Но с другой стороны, она была причиной, по которой Аврам жил перед Богом и верил Господу, Который обещал дать ему сына. Однако после рождения Измаила все изменилось. Его рождение решило жизненную проблему Аврама – проблему наследника. С этого времени Аврам стал меньше молиться Богу. Вместо этого он уделял время для того, чтобы играть с сыном. И хотя Бог положил в его жизни великую надежду, Аврам поддался человеческому удовольствию быть добрым отцом.

Конечно, он продолжал верить в Бога, но его жизнь превратилась в жизнь посредственного человека. У него не было времени чтобы смотреть на звезды в видение и общаться с Богом, всемогущим Творцом неба и земли. Самая большая проблема его веры заключалась в том, что в своем сердце он потерял духовное желание и видение. Он больше не хотел узнать духовный мир и жить для видения и надежды Бога. Он стал думать, что надежда Бога на то, что он станет источником благословения, уже больше не была благословением для него. Отсюда, мы учимся о том что если у нас нет сильного духовного желания узнать Бога и духовный мир, мы не можем вырасти духовно. Мы можем стать духовными людьми и источниками благословения только тогда, когда имеем сильное духовное желание и видение.

Взгляните на 1-ый стих 17 главы. Бог явился Авраму и сказал ему: “Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен”. До этих пор Бог никогда не делал выговора Авраму, хотя тот и совершил много ошибок. Но в этот раз Господь сделал ему серьезный выговор. Он призвал Аврама раскаяться в своей ограниченной собой и своей семьей жизни и верить в Бога, для Которого нет ничего невозможного.

Господь призвал Аврама к жизни абсолютного доверия и послушания. Но в то время Аврам не жил верой. Бог начал Свой выговор со слов “Я Бог всемогущий”. Это потому, что глубоко в своем сердце Аврам начал сомневаться во всемогуществе Бога. Он полагал, что невозможно иметь сына от Сары, потому что она была слишком стара. Он думал, что поскольку он сам не может сделать этого, то Бог тоже не может. Обычно, люди думают также. Посмотрев на себя и человеческую обстановку и узнав, что они этого не могут сделать, они начинают думать, что Бог тоже не может. Поэтому они не могут превысить свой человеческий предел. Они не могут сотворить новую историю веры. Они не могут испытать силу Господа. Бог печалится, глядя на таких людей.

Господь сказал: “Я Бог всемогущий”. Он сотворил небо и землю из ничего. Для Него нет ничего невозможного. Он разделил Чермное море. Он сделал так, что из скалы пошла вода. Бог может лечить смертельные болезни и оживлять мертвых. Бог является всемогущим Господом. Что значит слово “всемогущий”? Оно означает “нет ничего невозможного”. Наш Бог всемогущий. Иметь веру – это означает верить в то, что я не могу, но Бог может. Когда мы верим в Бога и Его всемогущество, мы сможем превысить свой человеческий предел. Мы сможем поверить, что наши серьезные внутренние и внешние болезни исцеляться. Мы сможем поверить, что мы станем источниками благословения, хотя сейчас мы слабы и грешны. Иисус сказал: “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему”(Мк.9:23). Ап. Павел также сказал: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” (Фил.4:13). Когда мы верим в Бога, для нас нет ничего невозможного. Бог хочет, чтобы мы верили в Его всемогущество и через эту веру имели силу в жизни.

Взгляните на 3-ий стих. Когда Бог сделал Авраму выговор, Аврам сразу пал на лице свое. Это означает, что он покаялся перед Богом в своей гордости и неверии. В этом было его достоинство. Когда он узнал свои грехи, он сразу же раскаялся в них. Взгляните на стихи 4-6: “Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя”. Бог хотел сделать Авраама отцом множества народов. Из этого завета мы узнаем, какую великую надежду Он имел на Авраама. Но Авраам стал жить мелкой жизнью. Он хотел быть просто хорошим отцом для одного сына. Его надежда была эгоцентричной. Но надежда Бога на Авраама состояла в том, чтобы он стал отцом множества народов. Надежда Бога была исторической и всемирной. Когда Авраам принял эту надежду и стал жить по воле Бога, он смог вырасти духовным отцом веры.

Взгляните еще раз на 5-ый стих: “И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов”. Здесь Бог изменил имя Аврама на имя Авраам. В этих именах скрыт смысл. Имя Авраам означает “добрый отец”, а Авраам – “отец множества народов”. Бог хотел изменить сущность Авраама, расширить его сердце и шкалу жизненных ценностей. Без этого невозможно стать отцом множества народов, который принимает и служит самым разным людям. Человека можно сравнить с посудой. В большую посуду мы можем много чего положить, а в маленькую – мало. Маленький человек всегда думает только о себе, о своей семье, о своем удовольствии. Но большой человек думает о своем народе, о всем мире и помогает тем, кто в этом нуждается. Его жизнь приносит много плодов. Бог хотел благословить не одного Авраама, но всех людей, страдающих из-за греха. Бог хотел, чтобы Авраам стал отцом множества народов.

Сейчас Господь так же имеет надежду на нас. Он говорит нам: “ты будешь отцом множества народов” Это обширное и великое желание Бога. Но это не может совершиться благодаря нашим способностям. Но, тем не менее, стать отцом множества народов возможно. Каким же образом? Взгляните на стих 5б: “ибо Я сделаю тебя отцом множества народов”. Бог обещал, что Он Сам сделает это. Бог всемогущ, поэтому Он может сделать нас отцами множества народов, если мы примем Его волю и будем жить по Его слову. Бог хочет, чтобы мы стали большими людьми, творящими историю веры. Господь не хочет, чтобы мы были похожи на кошку, любящую нежиться в теплом месте и есть корм, данный хозяином. Он хочет, чтобы мы были как тигр, который громко воет и бегает по заснеженным горам, отыскивая корм. Сейчас Господь говорит каждому из нас: “ибо Я сделаю тебя отцом множества народов”.

Взгляните на стихи 15,16: “И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою; но да будет имя ей: Сарра. Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее”. Бог также изменил и имя Сары. Сарра – “мать множества народов”. Господь благословил Сару так же, как и Авраама. Если бы Сара не стала матерью веры, разве могла бы она помогать Аврааму, отцу множества народов. То, что Бог сделал Сару матерью множества народов особенно важно. Практически в христианстве сестры оказывают сильное влияние. Если сестры ищут только внимание и признания братьев и не молятся, братья теряют ориентиры и не растут духовно. Но если сестры имеют сильное духовное желание и становятся матерями веры, братья также становятся отцами множества народов.

Взгляните на 7-ой стих: “И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя”. Бог является Богом вечным, поэтому Его завет с Авраамом также является вечным. Бог обещал быть Богом Авраама и Богом его потомков. И до сих пор Он ведет по жизни и благословляет всех тех, кто ходит перед Ним. Бог хотел, чтобы принятие Его завета Авраамом было определенным. Поэтому Он сказал Аврааму, в качестве знака и печати завета, обрезать каждого мужчину в его доме. Обрезание означало твердое решение и показывало послушание.

Взгляните на стихи 26,27: “В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его. И с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников”. Авраам принял обещание Бога. Он принял свою миссию. В тот же день он совершил обрезание. Он поверил в то, что Бог всемогущий и принял решение ходить перед Ним в совершенном доверии и послушании.

Бог всемогущий. Он хочет, что мы жили с верой и имели великую надежду и видение в своей жизни, и стали творцами новой истории веры. Для этого Бог призывает каждого из нас: “ты будешь отцом множества народов”