head
Університетська Біблійна Співдружність

“Истребление Содома и Гоморры”

ИСТРЕБЛЕНИЕ СОДОМА И ГОМОРРЫ

Бытие 19

Ключевой стих 24,25

“И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли”

Из предыдущей главы мы узнали, как Бог посетил Авраама и научились, как мы можем быть друзьями Бога. По благодати Бога Авраам стал крепким верующим с сердцем отца множества народов. Мы узнали всемогущего Бога, для Которого нет ничего трудного. Сегодня давайте через жизнь Авраама и жизнь Лота подумаем о Божьей праведности и суде и о том, какая жизнь по-настоящему благословенна.

1. Лот принимает Ангелов (1-11)

После того, как Бог посетил Авраама, Он послал Своих Ангелов в Содом, потому что этот город был очень грешным. Бог хотел совершить суд над этим городом. Однако Он не судил сразу. Сначала Бог решил лично посетить и узнать, точно ли они живут настолько грешно. Также Бог обещал Аврааму, что пощадит Содом, если там найдется хотя бы 10 праведников. Наш Бог справедливый и милостивый.

Прочитаем 1-й стих: “И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли”. Первым человеком, которого Ангелы встретили в Содоме, был Лот. Лот был племянником Авраама. Он вместе с ним пошел странствовать, когда Авраам последовал призыву Бога. Потом Лот отделился от Авраама, потому что у них обоих были большие стада, и не хватало места. Лот поселился в окрестностях Содома, потому что там земля была лучше. Уже в то время было известно, что жители Содома очень грешны перед Богом. Однако ко времени посещения Ангелов Лот жил уже в самом Содоме.

Несомненно, Лот был верующим. Во 2-м послании Петра о нем сказано: “а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)” (2Пет.2:7-8). Вечером, когда заканчивается работа, жители Содома шли в бары, ночные клубы и казино, и проводили ночь в шумных развлечениях. Днем город жил под лозунгом “Все ради денег”, а ночью – “Все ради удовольствий”. Лот не мог приобщиться к ночной жизни города. Ему не нравилось в Содоме. Он был очень одинок, и печально сидел у ворот.

Прочитаем стихи 2 и 3: “и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. 3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели” (Быт.19:3). Обычно городские люди не очень любят принимать странников, поэтому поступок Лота удивляет нас. Кажется, Лот был необычным, очень хорошим человеком. Однако Ангелам его приглашение не понравилось настолько, что они предпочли ночевать на улице. Чтобы понять это, давайте сравним прием Лота и гостеприимство Авраама.

Во-первых, служение Лота было холодным. Когда мы читаем в 18-й главе об Аврааме, мы часто встречаем слова: побежал, поспешил, поскорее, лучшей муки, теленка нежного и хорошего. Эти слова показывают, что Авраам принимал гостей с горячим и широким сердцем. Это потому что Авраам принял обещание, что Бог сделает его отцом множества народов. Но Лот не так. Живя в городе с черствыми нравами, он и сам стал черствым и скупым. Он был моральным человеком, и все делал правильно, но не от сердца, а по обязанности, в душе переживая о том, сколько придется потратить на гостей. Нам тоже неприятно, когда нас так принимают. В доме Авраама и жена, и слуги, все вместе сердечно служили гостям с радостью и щедростью. Но Лот не предложил ничего, кроме пресных хлебов, то есть просто мука с водой. Обычно городская жизнь более удобная, но Авраам в пустыне был более щедрым. Наверное, Лот больше ничего не умел готовить, а жена и дочери не хотели ему помочь. Возможно, они даже питались отдельно. В его доме царила мрачная и эгоистичная атмосфера, потому что сам Лот был эгоистичным. Через это мы видим, что щедрость зависит не от того, что у нас есть, но верим ли мы, что Бог обязательно благословит нас. Если верим, тогда служить и отдавать очень легко и радостно. Лично я через это раскаялся в эгоистичном сердце и решил подражать широкому пастырскому сердцу Авраама.

Во-вторых, в доме Авраама было духовное общение. Бог обновил и утвердил Свое обещание Аврааму и помог Сарре верить во всемогущего Бога. Но у Лота не было намерения общаться. Он сказал путникам: заходите, кушайте, спите, и рано поутру уходите. Вероятно, пока они кушали, он поглядывал на часы, часто зевал и бормотал, что завтра надо рано вставать. Мы видим, что гостеприимство Лота не имело ничего общего с Богом. Лот был хорошим человеком, но он не был духовным. Он был мирским верующим.

Прочитаем стихи 4,5: “Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом 5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их”. Здесь слово “познаем” означает половую связь. Содомляне потеряли всякое чувство стыда и желали только утолить свои животные желания. Это был обычный стиль их жизни. Они требовали вступить в гомосексуальную связь с гостями Лота. Там были все, от мала до велика. Не было разницы между юношей и стариком.

Моральное падение всегда заканчивается гибелью. Римская Империя пала не из-за отсутствия военной силы. Их победила не более развитая цивилизация, а варвары. Империя погибла из-за крайней моральной распущенности. Из-за морального падения разрушаются страны, политические системы, фирмы и семьи. Крайняя форма падения морали – это половая распущенность, а ее крайняя форма – гомосексуализм, который сейчас иногда называют словом “содомия”. Лев.18:22 говорит, что это мерзость перед Богом. Содом был обречен на гибель, потому что люди превратились в животных. Действительно, в Содоме не было десяти праведников, только один Лот.

Как должен был поступить Лот? Он должен был твердо указать горожанам, что это грех перед Богом. Однако как он поступил? Прочитаем стихи 6-8: “Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, 7 и сказал: братья мои, не делайте зла; 8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего”. У Лота не было духовной силы, чтобы повлиять на соседей. Он выбрал компромисс. Трудно поверить, что он решил пожертвовать своими дочерьми, чтобы получить временный мир с развращенными людьми. Лучше бы он сказал: делайте со мной, что хотите, но я не позволю вам делать грех перед Богом. Он потерял понятие добра и зла, потому что привык идти на компромисс. Каждый день он уступал развращенным людям, ради отношений с ними, ради зарабатывания денег или ради спокойной жизни. Теперь тоже, чтобы не воевать с ними, он решил признать их право на похотливую и развращенную жизнь. На самом деле он был равнодушен ко всему, кроме своей безопасности и выгоды. Верующий не должен быть равнодушным. Верующий должен гореть любовью и праведностью Бога. Лот стал похож на современных гуманистов, защитников прав человека. Но на этот раз содомляне не успокоились. Прочитаем стихи 9-11: “Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. 10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; 11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа”. Ангелам пришлось срочно спасать Лота.

Компромиссная жизнь временно легкая и сладкая, но заканчивается обязательно очень плохо. Лот начал с того, что поселился рядом с грешным городом, потому что там были хорошие земли. Его компромисс продолжился тем, что он переселился в город, а затем постепенно перенял их систему ценностей. Хуже всего, что он постепенно привык, и сам уже не чувствовал, что стал жить, как неверующие.

У нас часто возникает возможность пойти на компромисс. На работе, в общежитии или где-то еще нас склоняют поступать как неверующие. Например, одна сестра ищет Бога, но вне церкви не хочет преодолеть курение. Мы не должны иногда поступать как христиане, а иногда как неверующие. Мы должны твердо основать свою жизнь на вере в Бога и Божьей праведности.

2. Суд Бога над Содомом и Гоморрой (12-29)

Прочитаем стихи 12-15: “Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, 13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. 14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. 15 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города”. Увидев состояние жителей Содома, Бог не мог задерживать Свой суд. Ангелы поспешили сказать Лоту, что город будет уничтожен за беззакония, и сказали вывести всех своих из города. Но когда Лот сказал об этом своим зятьям, они подумали, что это шутка. Даже люди, за которых он отдавал своих дочерей, не доверяли его словам. Так произошло, потому что Лот сам не относился к слову Бога серьезно. Если принять слово Бога серьезно, то надо было убегать из города как можно быстрее. Но стих 16 говорит: “И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города”. Лот не спешил. Наверное, он долго собирал чемоданы. Затем стал думать о том, как выгоднее продать квартиру. Напоследок он захотел еще немного посмотреть любимый 30-дюймовый телевизор с плоским экраном. Затем он выглянул в окно. Ничто, кроме слова Бога, не говорило о том, что приближается катастрофа, и он успокоился, подумав, что суд будет еще не скоро. Наверное, он стал разрабатывать план постепенного перенесения своего бизнеса в другой регион. В конце концов Ангелы не могли ждать дольше и вывели его с женой и дочерьми из города. Прочитаем стих 17: “Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть”. По милости Господней, Ангелы напомнили Лоту о том, что сейчас важнее всего спасать свою душу. Спасать свою душу – это самое главное. В известном фильме “Титаник” есть такой момент. Когда корабль начал тонуть, люди не хотели в это верить. Некоторые богатые люди сидели в роскошных каютах и очень злились, когда их отдых прерывали те, кто хотел их спасти. Так они и пошли на дно, в удобных комнатах, с чемоданами денег. Как это глупо! Иисус сказал: “…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мар.8:36). Современные люди много думают о деньгах, вечеринках, мобильных телефонах, но совсем не заботятся о спасении души. Честолюбивые люди ищут человеческого признания. Но какая им польза, если однажды потеряют жизнь? Это не значит, что нельзя зарабатывать или становиться успешным. Но в первую очередь мы должны обращать внимание на спасение души.

Но Лот по привычке предложил компромисс. Прочитаем стихи 18-20: “Но Лот сказал им: нет, Владыка! 19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; 20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя”. «Нет, Владыка» – это очень глупое сочетание слов. В обычное время Лот не учился доверять слову Бога. Он привык доверять деньгам, квартире, связям. Все его решения были продиктованы личной выгодой. Он не делал ни одного решения, основанного на слове Бога. Поэтому в критический момент он тоже не смог доверять Богу. Его калькулятор показывал, что в горах будет трудно, и лучше бежать в город. Он подумал, что город Сигор достаточно мал, чтобы суд Бога его не коснулся. Каменные стены города казались для него более достойными доверия, чем слово всемогущего Бога. Кто хочет жить как Лот, тот постоянно ищет свой путь, вместо того, чтобы полностью доверять Богу и послушаться Его слова. Они верят в различные Сигоры, но не в слово Бога. Из этого мы должны научиться: нам нужна тренировка, чтобы доверять слову Бога. Мы должны привыкнуть делать решения на основе слова Бога. Кто не хочет доверять слову Бога в обычное время, не сможет доверять слову Бога и в критический момент. Мы должны верить Божьему слову.

Прочитаем стихи 24-26: “И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, 25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. 26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом”. В одно утро большие города Содом и Гоморра были стерты с лица земли. Развращенные содомляне, не слышавшие голоса совести, сгорели. Зятья Лота, не поверившие Божьему предупреждению, погибли с ними. Жена Лота не послушалась предупреждения Бога не оглядываться. Ей стало очень жалко бриллиантовых украшений, красивой шубки, своей персидской кошки и новенького телевизора, оставленных в городе. Она захотела вернуться за ними, оглянулась и стала соляным столбом. Это точная картина человеческого корыстолюбия: хотя они знают, что надо спасать свою жизнь, но слишком привязаны к мирским вещам, и в результате теряют душу.

Последнее время нас шокировали известия о цунами, унесшем сотни тысяч жизней. Кто мог предупредить о такой катастрофе? Но это не было случайностью. Например, пострадавший город Бангкок был известен во всем мире как центр развращенной культуры. Богатые туристы съезжались туда со всего мира, чтобы насладиться похотью и разгульной жизнью. Это похоже на Содом нашего времени.

Мы должны знать о реальности Божьего суда. Современный мир все больше и больше становится похожим на Содом. Кажется, что развращенность стала нормой жизни. Все чаще люди заявляют, что их грешные желания должны охраняться законом как права человека. В некоторых странах узаконены однополые браки или даже разрешено гомосексуалистам быть пастырями в церкви. Мир приближается к окончательному суду. Нам надо твердо знать этот факт, чтобы жить мудро. 2-е послание Петра 3:10-13 говорит: “Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? 13 Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда”. Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Кто верит в Иисуса, тот спасется. Мы не должны жить по грешным тенденциям мира и оглядываться на то, что сгорит в огне Божьего суда. Мы должны жить верой в Иисуса Христа и ожидать новое небо и новую землю, которые Бог обещал нам.

Подумаем, почему Бог спас Лота. Прочитаем стихи 27-29: “И встал Авраам рано утром на место, где стоял пред лицем Господа, 28 и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. 29 И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот”. Бог спас Лота ради Авраама. Здесь мы учимся, что когда мы живем верой, Бог ради нас спасет наших близких и тех, за кого мы молимся. Поэтому жить верой в обещание Бога очень важно.

3. Плоды жизни Лота (30-38)

Стихи с 30 по 38 описывают финал жизни Лота. Он не смог жить в Сигоре, потому что боялся, что Бог уничтожит и этот город, хотя Бог пообещал ему не делать этого. Поскольку он не основал свою жизнь на слове Бога, он жил в суеверном страхе. Он не смог также воспитать своих дочерей верующими. Они не видели от него хорошего примера, и потому поступили по обычаям, которые видели в Содоме. Они совершили кровосмешение с собственным отцом. Прочитаем стихи 36-38: “И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, 37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. 38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне”. Их дети стали родоначальниками народов, которые стали самыми злыми врагами Божьего народа Израиля. Бог запретил Израильтянам жениться с моавитянями и аммонитянами и вообще принимать их в свое общество. Просто удивительная благодать Бога, что моавитянка Руфь стала предком царя Давида и даже вошла в родословие Иисуса Христа.

Давайте подумаем, почему Авраам и Лот так по-разному закончили жизнь, хотя начинали вместе.

Во-первых, у них было разное основание веры. Авраам верил в обещание Бога. У Лота не было никакого духовного основания, только человеческая мораль.

Во-вторых, Авраам следовал за словом Бога. Лот следовал за собственными желаниями. Он сам пытался устроить свою жизнь, но в результате стал скупым и черствым.

В-третьих, Авраам постоянно рос в вере, учился полностью доверять слову Бога. Лот постоянно шел на компромисс с мирскими тенденциями, вопреки совести. Он верил устами, но без практики. Поэтому его система ценностей не изменилась. В результате он потерял все. Современные люди, даже многие верующие, хотят жить, как Лот. Но конец такой жизни печален. Бог поругаем не бывает – что посеет человек, то и пожнет.

Через сегодняшнее слово мы узнали, что Авраам, доверяя и подчиняясь слову Бога, стал щедрым и обильным человеком, через которого Бог спасал других. Также мы узнали, что Лот выбрал более легкую жизнь для себя, пошел на компромисс с грехом и стал несчастным и плохо влияющим человеком. Как хотите жить вы? Сейчас мы должны выбрать: жить как Лот, по своим понятиям и планам, и потерять все, или, как Авраам: послушаться слова Бога абсолютно, и, хотя будет много трудностей, доверять Богу, и, в результате, стать людьми Божьего благословения.

Я молюсь, чтобы мы не были верующими только на словах, но практически поступали по слову Бога и стали предками веры, как Авраам.