head
Університетська Біблійна Співдружність

“Работа Святого Духа”

РАБОТА СВЯТОГО ДУХА

От Иоанна 16:1-33

Ключевой стих 16:13а

“Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину”

В прошлом отрывке мы изучали вторую часть 15-ой главы от Иоанна “Вы – друзья Мои”. Мы благодарим и восхваляем Бога, что позволил нам многих друзей среди братьев, а также многих друзей среди сестер. Когда мы смотрим на христианскую историю, мы видим, что она происходит не через толпу людей, а через некоторых друзей, таких как Давид и Ионафан, Меланхтон и Лютер, Кальвин и Цвингли, ит.д. Через прошлый отрывок мы узнали, что Иисус помогал двенадцати ученикам стать друзьями и любить друг друга в Иисусе Христе. В результате они стали друзьями и завоевали весь мир Евангелием Нашего Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога, за то, что в нашей стране многие люди носят имена учеников Иисуса Христа. Благодарим Бога, за то, что Он выбрал каждого из нас и поставил нас, чтобы мы приносили много плода в этом поколении. егодняшнее слово — последнее наставление Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна. В то важное время Христос учил учеников о Святом Духе и о том, что Он творит в этом мире. Когда мы живем христианской жизнью и творим дела Бога, нам очень важно иметь правильное знание о Святом Духе. Пусть Бог поможет нам познать Святого Духа и наставит нас на всякую истину.

I. Гонения (1-4)

Взгляните на 1-й стих. “Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились”. Здесь слово “сие” означает предстоящие трудности, о которых говорилось в 15-й главе: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (15:18,19). Иисус предвидел это и заранее предупредил их об этом. Он не хотел, чтобы кто-нибудь потом сказал, что ничего не знал о гонениях, когда принимал христианство. Это происходило на заре христианства, но и в наши дни мир ненавидит христиан. Говоря “мир” Иисус имел в виду человеческое общество, устраивающее свои дела без Бога.

Разделение неизбежно возникает между человеком, видящим в Боге единственную реальность в жизни, и человеком, который считает Бога абсолютно ненужным. По Евангелию от Иоанна христиане — избранные Богом люди, которые перешли от мира тьмы в мир света, от смерти в жизнь, от бессмысленности жизни в жизнь, наполненную смыслом. Христиане родились свыше верой в Иисуса Христа и видят Божье Царство и истину. Они стали новыми тварями. До встречи с Иисусом они наслаждались грехами, а теперь ведут себя чисто и справедливо. Но мир всегда относится с подозрением к людям, которые не такие, как все. Люди хотят, чтобы другие поступали так, как они. Но верующие должны поступать по истине, поэтому мир гонит их. Особенно мир не любит людей, чьи добрые дела и благовидные поступки обличают их грязную жизнь.

Иисуса убили, потому что Его святая жизнь открывала грехи религиозных лидеров. Мир распял Иисуса на кресте. Иисус сказал: “Вы свет мира и соль земли”. В этом слове Он имел в виду, что мир темен и порочен. Когда светильник светит миру, дела тьмы обнаруживаются. Поэтому мир ненавидит свет.

В наиболее широком смысле, всякий, кто не поддается мирской классификации, попадает в беду. Самое главное требование, которое предъявляется к христианину, это чтобы у него было достаточно смелости быть не таким, как все. Быть иным опасно, но никто не может стать христианином, не приняв этого риска, потому что должна быть разница между людьми мира сего и христианами, народом Христовым. Христос избрал нас от мира сего и сделал детьми праведности, детьми Бога. Наша жизнь должна свидетельствовать об истине и о любви Бога, отличаясь от жизни мирских людей. Чем больше мы приближаемся к Богу и к святой жизни, чем больше мы пытаемся жить по словам Божьим, тем сильнее наша жизнь светит миру и тем больше мир будет гнать нас. Гонение есть истинное свидетельство того, что мы избранные Богом люди и живем по словам Господа нашего Иисуса Христа. Христос сказал: “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное” (Мф.5:10).

Взгляните на 2-й стих. “Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служить Богу”. Иисус говорил о двух видах гонения, которые постигнут Его учеников. Их будут отлучать от синагог, а это для Иудеев имело большое значение. Синагога, Дом Божий, играла в жизни Иудея самую важную роль. Синагога была центром Иудейской общины. Поэтому изгнать кого-то из синагоги означало отлучить от общества. Когда мы правильно живем по вере, мы увидим две реакции мира: уважение и гонение. Люди будут видеть в нас праведность, святость и любовь, и поэтому будут уважать нас. Но в тоже время кому-то это может сильно не понравится, поэтому нас могут отлучить от компании, от общества. Но Бог не оставит нас. Он щедро благословит нас и сделает наши дела успешными. Господь обещал: “Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной” (Мк.10:29,30).

Взгляните еще раз на 2-й стих. “Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служить Богу”. Иисус также говорил, что люди будут думать, что они служат Богу, когда будут преследовать Его учеников. Одна из трагедий религии — то, что люди часто думали, что они служат Богу, преследуя истинных верующих. Павел был абсолютно уверен в том, что служит Богу, когда он пытался стереть со страниц истории имя Иисуса Христа и уничтожить Его Церковь (Деян.26:9-11). Когда в 16-м веке Мартин Лютер противостоял католической церкви, религиозные лидеры были уверены, что служат Богу, когда они искали убить его. По их мнению они спасали от ада тех, которые следовали за Лютером. Почему такие события происходят в христианстве среди верующих в Бога?

Взгляните на 3-й стих. “Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня”. Это происходит потому, что не все верующие познали Бога. Трагедия Церкви состоит в том, что многие стараются возвещать свое понимание религии, уверяя, что они владельцы Божественной истины и благодати. Страшно то, что все это происходит и в наши дни. Никому нельзя говорить, что спасение есть только в его церкви или что только его церковь единственно верная. Надо говорить, что спасение есть только в Иисусе Христе. И тогда, и сегодня Иисус предлагал и предлагает не легкий, но славный путь. Христос желает, чтобы те, которые готовы принять Его призыв, вышли смело вперед ради Его имени. Он также дает великое обещание послать им Святого Духа.

II. Работа Святого Духа (5-15)

Взгляните на стихи 5,6. “А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше”. Ученики услышали, что Наставник уходит от них и у них будут гонения. Эти известия повергли их в замешательство и печаль. Все, что они поняли, это то, что они теряют Иисуса. Но Иисус сказал им, что все к лучшему: “Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам: а если пойду, то пошлю Его к вам”. Иисус знал, какими слабыми были Его ученики. Он знал также, что они ничего не могут делать без Него.

Но Он сказал, что лучше для учеников, чтобы Он пошел, потому что тогда Святой Дух придет к ним. Будучи в теле, Иисус не мог всюду быть с ними, поэтому они постоянно то встречались, то расставались. Будучи в теле, Он не мог наставлять умы и сердца и говорить к совести людей повсюду, но был ограничен местом и временем. Утешитель же, Дух Святой, не имеет ограничений, и Его пришествие будет исполнением обетования: “Се, Я с вами во все дни до скончания века”(Мф.28:20). Дух принесет непрерывное общение с Богом навеки и снабдит христиан силой, отчего результат их проповедей будет другим. Когда мы свидетельствуем о истине, об Иисусе Христе или когда мы творим добрые дела, нам нужно иметь силу и мудрость. Но у человеческой силы и мудрости есть свои пределы. Нам необходимо получить Святого Духа. Поэтому Иисус сказал: “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян.1:8).

Иисус начал учить учеников о работе Святого Духа. Взгляните на 8-й стих. “И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде”. Здесь греческое слово “элегхейн”, которое в русском переводе означает “обличить”, имеет два значения: обличить и убедить. Дух Святой и обличит, и убедит — таково Его служение. Например, Он может обличить человека в совершенном преступлении, или убедить его в слабости перед Словом Бога. В этом отрывке Иисус говорит о том, как действует Святой Дух.

Во-первых, Дух Божий обличит мир о грехе. Христианская жизнь начинается с осознания своего греха. Люди грешат, не зная, что грешат. Один пастырь учил Библии одну студентку, которая жила по плотскому желанию. Пастырь хотел помочь ей оставить грешную жизнь. Он всячески уговаривал ее и убеждал, используя Слово Бога и все возможности своей мимики. Но девушка только говорила: “Не понимаю, почему это плохо, если мне это нравится”. Один молодой человек долго ходил в церковь. Он хотел стать новым человеком. Он знал, что должен покаяться в своих грехах и принять Иисуса Спасителем. Но он не чувствовал себя грешником. Никто из людей никакими средствами не может обличить или убедить о грехе кроме Святого Духа. В отличии от слова “преступление”, грех — духовное нарушение Божьего закона. Самый серьезный грех — это неверие. Взгляните на стих 9. “О грехе, что не веруют в Меня”. Не верить в Иисуса Христа является тягчайшим грехом перед Богом, из-за которого человек попадет в ад. Но никто не может осознать насколько страшен этот грех, если Дух Божий не действует в нем. Когда мы духовно помогаем людям или проповедуем Евангелие, мы должны полностью полагаться на Святого Духа.

Во-вторых, Дух Божий обличит мир о правде или о праведности. Человек знает, что спасутся праведники. Поэтому праведность является самой важной темой всех религий и нравственных законов общества. Но беда состоит в том, что мир не знает истинную праведность Божью. Все люди имеют свою собственную меру праведности. Каждая страна имеет свой стандарт праведности. Многие религиозные люди, и в том числе некоторые христиане, сильно стремятся достигнуть праведности своими силами, например, постоянным покаянием, унижением своей личности, добрыми делами или молитвой. Все это хорошо и полезно для нас, но это не может оправдать нас. Многие верующие не имеют свободы и страдают из-за чувства вины, потому что не понимают Божью праведность, и как человек может стать праведником перед Богом.

Что является истинной праведностью Бога, которая дает людям спасение и вечную жизнь? В послании к Римлянам 1:16,17 говорится: “Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасения всякому верующему… В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет”. В Евангелии, в Иисусе Христе есть праведность человека, потому что Христос умер на кресте за наши грехи и искупил нас от вечной гибели и суда. Крест Иисуса есть праведность Бога, потому что Христос пролил драгоценную Кровь за наши грехи. Взгляните на 10-й стих. “О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня”. Иисус есть наша праведность, потому что Он пошел к Богу на небеса и свидетельствует о том, что мы верим в Него, поэтому мы можем стать праведниками только верой. Люди думают, что надо что-нибудь сделать для того, чтобы приобрести праведность. Но человек становится праведником только верой. Разумом никто не может понять этот духовный секрет. Только Дух Божий может открыть эту истину. Святой Дух помогает нам понять Иисуса и лично принять Его нашей праведностью. Дух Божий дает верующим безграничную свободу и радость, как написано: “Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут” (Рим.8:1).

В-третьих, Дух Святый обличит людей о суде (11). Многие люди верят, что Бог есть любовь. Но не верят, что Бог судит мир. Люди игнорируют Божье предупреждение об истинном суде. Люди не верят, что их ждет суд после смерти. Что убедит человека в том, что его ожидает суд? Это действие Святого Духа. Это Он дает нам безошибочное внутреннее убеждение, что мы будем стоять на судилище перед Богом. Мы получим награду Бога по нашим трудам. Когда мы обличены в нашем грехе, когда узнали о праведности Христа и о суде, что дает нам уверенность в том, что во Христе наше спасение, что в Нем наше прощение и избавление от грядущего суда? То же действие Святого Духа. Это Он дает нам уверенность в том, что в Распятом Иисусе мы найдем нашего Спасителя и Господа.

В-четвертых, Дух Божий направляет нас на путь истины (12,13). Взгляните на стихи 12,13. “Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам”. Многое Иисус не мог тогда сказать Своим ученикам, потому что они были еще не в состоянии принять и вместить всего. Человеку можно говорить только то, что он способен понять и вместить. Изучая английский язык, мы не начинаем со сложных фраз, а начинаем с простых и понятных слов. Точно также Бог открывает Свои истины людям постепенно. Он дает им то, что они в силах принять и усвоить.

Еще многое Иисус должен был сказать ученикам, но Ему нужно было уйти от них к Богу. Однако Иисус не беспокоился об этом, потому что когда придет Святой Дух, Он Сам научит учеников истине. Дух Божий постоянно открывал ученикам духовный мир. Когда ученики не знали, что делать или что говорить, или куда идти, Святой Дух вел их шаг за шагом в этом трудном мире по самому лучшему пути. Он также говорил им о будущем. Святой Дух мог открыть им признаки конца света. Когда Апостол Иоанн получил Духа истины, Он увидел славу Небесного Царства и сказал: “И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло” (Отк.21:2-4). Однако безбожные люди не знают о будущем, а знают только одно: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем!” (1Кор.15:32). Но христиане знают о будущем, потому что Святой Дух открывает им истину и духовный секрет жизни.

В-пятых, Дух Божий прославляет Иисуса (14,15). Святой Дух не работает по Своему, а по воле Иисуса Христа. Он пришел в мир, чтобы продолжить работу Иисуса. Взгляните на 14-й стих. “Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам”. Исполнитель Божьего дела после Иисуса — это ни проповедники, ни усилия церкви, а Святой Дух. Мы Его сотрудники. Поэтому для того, чтобы служить Богу и Божьему делу, мы должны познать Святого Духа и наполниться Им. Без Него никто не может творить духовные дела.

Посмотрите стихи 23-24. “и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна”. Не смотря на то, что они должны пройти через большие страдания и боль, они возрадуются, когда Иисус придет снова в славе. Бог пошлет им Святого Духа и даст им все, чего они попросят во имя Иисуса. Кроме того, они увидят славное воскресение Христа, и даже тьма мира увидит их сияющую славу; радость учеников будет совершенна. Здесь мы учимся, что жизнь учеников не полна горести и печали. Можно сказать, что когда-нибудь мы должны пройти через боль и печаль, но мы увидим славный день воскресения через Его воскресение. Также, мы будем независимы с помощью Святого Духа. Если мы попросим, Бог даст нам независимый дух и сияющую славу. Но самое важное, что наша радость будет совершенна.

Иисус сказал в 25 стихе: “Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце”. Иисус имел в виду, что в притчах не всегда понятно, что Он хотел сказать. Но после Его воскресения, они поймут все тайны духовного мира. Посмотрите стихи 26-27: “В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что я исшел от Бога”. Иисус надеется, что ученики веруют в Него – что Он есть Сын Божий и что Он пришел от Бога и был вместе с Ним. На основании их веры в Иисуса, Бог тот час же даст им все, чего они только попросят, особенно духовное наставление и сияющую славу. Слова Иисуса кажутся трудными для понимания, но Святой Дух откроет нам все. Иоанна 14:17 говорит: “Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет”.

В результате ученики поняли, о чем говорил Иисус. В стихах 29-30 они сказали Ему: “вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел”. Когда ученики думали только о том, что Иисус их покидает, они были полны печали и беспокойства. Но когда Иисус снова и снова рассказал им о независимой вере в Него и о присутствии Святого Духа, они вспомнили, как Он не раз им повторял, что Он от Бога исшел и обратно к Богу идет. Тогда их духовные глаза широко открылись. Они сказали Иисусу: “Теперь Ты не говоришь на непонятном языке или образами в притчах, а говоришь прямо”. Иисус повторял им об одном и том же постоянно. Но они думали, что речь Иисуса очень интеллектуальна и только образная. Очень интересно как они реагировали и отвечали. Но Иисус старался до конца. Тогда они сказали Иисусу: “Больше Ты не говоришь с нами на трудном языке, но говоришь нам очень просто”. В конце концов, ученики уразумели о смерти и воскресении Иисуса, когда Святой Дух начал работать в их сердцах. Удивительная благодать, что теперь ученики смогли понять значение смерти и воскресения Иисуса и увидят сияющую славу через Его смерть и воскресение. Теперь все их беспокойства и страхи перед иудеями полностью исчезли и сменились небесной радостью в их сердцах. Удивительно, они чувствовали, что не отдаляются от Иисуса, но пребывают с Ним через работу Святого Духа. С другой стороны, мирские люди, полны греха и обречены на осуждение.

Если мы внимательно рассматриваем этот отрывок, мы видим, что ученики были полны печали, но они изменились в людей полных радости. Короче говоря, когда мы наполнены Святым Духом, мы полны любви, радости, мира и славной миссии покорять мир Евангелием Иисуса Христа. Но когда мы наполнены злым духом, мы полны греха грешных желаний и чувства грядущего суда Божьего. Люди игнорируют Святой Дух и поклоняются злому духу. Такое поклонение кажется легким, потому что можно свободно делать много злых вещей. Такие люди думают о вере относительно. Но вера должна быть абсолютной. Все другие религии не производят работы Святого Духа, люди скорее уничтожают себя через усердную религиозную деятельность и множество правил. Таких людей нет среди тех, в ком живет Святой Дух. Это очень несчастные люди, кроме того, они полны злых духов. Вера в Иисуса – это единственный путь к Богу с помощью Святого Духа.

Сегодня, когда ученики вспомнили, что Иисус пришел от Бога и возвращается к Богу, они смогли понять о присутствии Святого Духа. Тогда они познали значение смерти и воскресения Иисуса Христа и славу Бога через Его Сына. Давайте оставим поклонение злому духу и преодолеем свое относительное мышление. Давайте верить в присутствие Святого Духа, позволим Ему пребывать в наших сердцах, чтобы радость наша стала совершенна.