head
Університетська Біблійна Співдружність

“Что оскверняет человека?”

ЧТО ОСКВЕРНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА

Марка 7:1-23

Ключевой стих 7:23

“все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека”

В этом отрывке Иисус встречается с фарисеями и книжниками. Они пришли, чтобы обвинить Его, но Он использовал их обвинения, чтобы научить Своих учеников и нас некоторым важным духовным истинам о служении Богу и о сердце человека. Давайте же сейчас расположим наши сердца и разум к слушанию слова Бога, чтобы никогда наше служение не огорчало Бога и не было напрасным.

1. Предание человеческое и заповедь Божья (1-13)

Давайте прочитаем стихи 1-3: «Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук» (Мар.7:1-3)

События, описанные в этом отрывке относятся ко времени, когда популярность Иисуса достигла своего пика. Стихи 54,55 прошлой главы говорят: «Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его, обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился» (Мар.6:54,55). Простым людям очень нравился Иисус, Который с любовью принимал их и помогал решить жизненную проблему. Но, в отличие от простых людей, фарисеям Иисус очень не нравился. Они завидовали Его популярности, однако ничего не могли с Ним сделать. Они использовали любую зацепку, чтобы осудить и дискредитировать Иисуса и Его учеников. В этот раз они пришли, чтобы обвинить учеников Иисуса в том, что они едят, не умыв рук, и не придерживаются учения старцев.

Что же такое учение старцев? Первоначально, закон означал для иудея две вещи: во-первых, и прежде всего — десять заповедей, во-вторых — первых пять книг Ветхого Завета, или же Пятикнижие Моисея. Заповеди и повеления Бога, изложенные в них содержали точные предписания и общие принципы, которые регулировали отношения между человеком и Его Богом, а также между человеком и его ближним.

Когда в VI в. до Р.Х. Израильтяне вернулись из вавилонского плена, они представляли собой жалкое зрелище. Они забыли, что они — избранный Божий народ. Многие забыли не только Божьи заповеди, но даже родную речь, и вели себя, хуже чем язычники. Они были жалки, поэтому, чтобы восстановить свой народ книжник Ездра и Неемия, а также их последователи стали учить людей слову Бога. Они выделились в особую группу — фарисеи, и были очень уважаемы. Людям было трудно понимать некоторые духовные принципы, поэтому, для того, чтобы облегчить им жизнь, книжники и фарисеи составляли некоторые правила, уточнения к закону, которые помогли бы людям лучше понимать и исполнять предписания Господа. Эти правила были хорошими, однако, с течением времени к ним стали относиться, как к закону и воле Бога. И в конце концов заменили слово Бога. Что же думал Иисус о обо всем этом?

Давайте прочитаем стихи 6-8: «Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мар.7:6-8). Фарисеи думали, что Богу нравится, как они соблюдают миллион различных предписаний, но Господь Иисус ругал их за лицемерие. Почему же Иисус назвал их лицемерами?

Во-первых, они потеряли смысл заповеди. Фарисеи знали, что омовение рук — это не главное в законе, однако же, поскольку они сами это исполняли, то требовали этого-же и от других. Когда они видели, что кто-то не делает так, то очень радовались. Они шли и прямо говорили этому человеку, что он — грешник, и от этого чувствовали себя очень святыми. Именно так и произошло в этот раз: ведь они специально пришли из Иерусалима, для того только, чтобы обвинить учеников Иисуса.

Почему фарисеи так легко осуждали других и поставляли свою праведность? Потому что они забыли главный смысл, дух заповеди. Бог дал Свое слово Адаму и Еве. Когда они приняли его, как благословение от Господа, то были очень счастливы. Но когда подумали, что Бог просто хотел ограничить или контролировать их, это слово стало законом. Оно разрушило отношения между людьми и Богом. Иисус видел в слове Бога — благословение, а фарисеи — нет. Слово стало для них цепью. Поэтому они, будучи сами рабами закона, самоправедности и осуждения, пытались и других связать множеством человеческих предписаний.

Бог дал нам Свои заповеди, Свое слово чтобы благословить нас, чтобы мы всегда в свете Его слова могли проверить свою жизнь, и исправить ее. Тот, кто знает смысл заповеди Бога, всегда в первую очередь применяет ее к себе, и лишь потом уже к другим.

Нам нужно знать и понимать смысл заповедей Бога, и всего того, что мы совершаем для Него. Иначе служение становится бездумным исполнением ритуалов и Богу угодить не может. Возьмем к примеру заповедь «не укради» или «не прелюбодействуй». Для современного человека, это не такие уж и нерушимые заповеди, тем более если за этим лежит возможность обогащения или наслаждения. Кто не верит, может сходить в общежития и посмотреть, как живут студенты. Я помнится, как-то не закрыл на ночь дверь, а утром не нашел новых туфель, потом, поскольку денег не быол, еще месяц ходил в каких-то разбитых шкарбанах. Ну ладно, если воровство еще как-то порицается, то уж то, что парни живут с девушками и при этом не стесняются никого, уже никого не удивляет. Кто-то может сказать: «а почему я не должен так поступать? Кто мне указ?», многие думают, что слово Бога дано чтобы ограничить нас, лишить нас каких-то радостей жизни. Но, присмотревшись, мы легко можем понять, что эти заповеди, как и все другие — добры для нас. Ведь если мы позволяем себе красть или прелюбодействовать, то и сами находимся в опасности. А так, заповедь хранит наши жизни, имущество и семью. Заповедь Бога, Его слово ведет нас к благословенной и обильной жизни. «о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Втор.5:29) Так говорит Господь, и Он исполняет Свое обещание, благословляя тех, кто любит Его слово и исполняет Его волю с радостью и искренним сердцем.

Во-вторых, они поставили человеческие постановления выше заповедей Бога. Давайте прочитаем стихи 9-12: «И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей» (Мар.7:9-12).

Правило корвана было одним из самых ярких примеров того, как заповедь Бога была пренебрежена и нарушена заповедью человеческой. Бог в законе дал повеление почитать родителей. Это очень благая заповедь, первая заповедь с обетованием. Бог благословляет человека, который поступает так, продлевая его дни на земле. Однако же и плата за неповиновение была большой. Тот, кто не почитал своих родителей должен был умереть. Для фарисеев это слово было абсолютным, но они придумали путь, как обойти его. Они говорили «корван», то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался. Теперь, когда родители просили их о чем-либо, они говорили: «мама, папа, я посвятил всю свою жизнь и силы Богу, если я помогу вам, то согрешу», а маленькие фарисеи говорили: «мама, я не могу убрать в комнате, я должен служить в церкви». Но Иисус ясно показывает, что такое отношение — это пренебрежение заповедью Бога.

Мы живем во время относительности, когда все абсолютные авторитеты подвержены сомнению. Результаты последних социальных опросов свидетельствуют о том, что подрастающее поколение не видит ничего плохого в обогащении за счет других, в хамстве, пьянстве, получении взятки, в супружеской измене и публичных проявлениях расизма. Большинство молодых людей также спокойно относится к проституции и абортам. 55% молодежи готовы переступать через моральные нормы для достижения успеха.

В свете таких тенденций слово Бога может казаться не актуальным, изжившим себя. Но это не так. Как во времена Моисея, так и во времена Иисуса, так и в наше время слово Бога живо и действенно. Те, кто ставит его абсолютом своей жизни найдут Божье благословение. Но те, кто с легкостью отбрасывает его ради удовольствия, либо обогащения, ради успеха или известности, как и фарисеи, подпадут осуждению.

Бог не принимает лицемерного служения. Иисус говорит: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня». Подумайте об этих словах Иисуса. Это на самом деле страшно. Эти люди, фарисеи, посвятили всю свою жизнь и силы на то, чтобы исполнять множество разных предписаний. Они много постились, много в чем себя ограничивали, называя это служением Богу. Однако же в конце концов все это не имело никакой ценности в глазах Бога. Все это было напрасно. Некоторые из них прожили целую жизнь так, и умерли, и это была напрасная жизнь.

Нам может показаться смешным обряд омовения рук, которого придерживались фарисеи. Но на самом деле мы также не застрахованы от подобных дел. Пусть они проявляются в каких-то других видах, но все равно это та же самая религиозная, тщетная жизнь.

Формально, механически исполнять какие-то действия всегда легче. Ведь для этого не нужно думать, не нужно прилагать усилие и сердце. Один брат недавно сказал: я не читаю литературу школьной программы в оригинале, вместо этого я читаю короткое содержание с анализом. Так можно не тратить много времени, и не нужно самому думать, при этом получать хорошие оценки и быть самым умным в классе. Точно так же и в отношении слова Бога. Многие люди успокаивают себя тем, что посетили церковь, или еще что-то там сделали, вроде как для Бога, но на самом деле, чтобы успокоить себя. Но есть ли смысл в таком служении?

Иисус говорит: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан.4:23). Господь ищет истинных поклонников, людей, которые любят Его всем сердцем и всем сердцем служат Ему. И когда мы приходим на воскресное богослужение, то приходим чтобы искренно раскаяться, принять слово Бога и волю Бога на свою жизнь и поклониться Господу от сердца. Но если мы приходим только потому, что сегодня воскресенье, и нужно идти. Если в молитве не готовим свое сердце к встрече с Господом, то сами становимся фарисеями и лицемерами.

Главная проблема лицемера — его сердце далеко от Бога. Первая заповедь гласит: «и люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею силою твоею» (Втор.6:5). Фарисеи отлично знали это, но не исполняли. Вместо этого они отдали свои сердца мирским вещам: славе, богатству, развращению. Они много всего делали, но лишь огорчали Бога. На собрании они красиво пели, и профессионально проводили богослужение, но все это было тщетно. Они не могли покаяться и принять слово Бога, потому что вместо вместо слова Бога у них были традиции. Они приходили на богослужение, но не могли встретиться с Богом, поэтому просто тратили время.

У нашей церкви есть одна прекрасная в некотором роде традиция: еженедельное написание и чтение свидетельств. Миссионер Самуил Джи Ли из Оттавы написал целую кандидатскую диссертацию о духовной ценности чтения свидетельств. Оно помогает нам расти в слове Бога, раскаяться перед ним и укрепиться в вере. Также мы можем молиться друг за друга и вместе расти духовно. Но если в центре этого собрания не будет стоять слово Бога и искреннее желание раскаяться, исправить свою жизнь перед Господом и расти в Иисусе Христе, то оно очень быстро деградирует, станет формальным и лицемерным.

Мы не застрахованы от формализма, лицемерия и фарисейства, от гордости и самоправедности. И глядя на себя, легко можем найти в себе все, или некоторые из этих вещей. Но, хотя мы такие, у нас есть благое слово Бога и прощение в Иисусе Христе. Сейчас Господь дает нам благодать, сейчас открывает путь, чтобы мы исправили это в своей жизни и жили угодно Ему. И когда мы искренним сердцем ищем Бога, и желаем угодить Ему, тогда Он точно примет нас и благословит наши жизни.

2. Что оскверняет человека? (14-23)

Слова Иисуса и Его абсолютное отношение к слову Бога, изобличило лицемерие фарисеев и книжников. Они ничего не могли ответить Иисусу, поэтому незаметно сошли со сцены. Тогда Иисус снова собрал вокруг себя весь народ и учил их. Давайте прочитаем стихи 14,15: «И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мар.7:14,15). Потом Он вошел в дом, и там объяснил ученикам Свои слова изложив их в двух истинах.

Во-первых, внешнее не может осквернить человека. Стихи 18,19 говорят: «Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища» (Мар.7:18,19).

Во-вторых, зло исходит из человеческого сердца. Стихи 20-23 говорят, давайте вместе их прочитаем: «Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мар.7:20-23).

Фарисеев сильно заботила их церемониальная чистота. Они боялись съесть что-то нечистое. Они боялись прикоснуться к чему-то или к кому-то нечистому. Каждый раз, возвращаясь домой, они тщательно отмывались. Но Иисуса не интересовала такая их чистота. Он говорит, что ничто внешнее не может осквернить человека, тем более еда. Иисуса интересовало состояние их сердец. А вот тут начинается проблема.

Почему? Потому что мы можем сколько угодно делать благочестивый вид перед другими, но сами-то мы хорошо знаем, что происходит у нас внутри, в наших сердцах. В той глубине, которую видит только Бог.

Библия открывает несколько фактов о сердце человека.

Во-первых, в Лук.6:45 Иисус говорит «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». Это значит, что сердце человека определяет его слова и поступки. Если сердце человека злое, тогда не зависимо от того, как он исполняет религиозные обряды и предписания, он будет огорчать Бога и продуцировать зло. Принося вред себе и людям вокруг. Поэтому нам нужно прилагать все возможные усилия, чтобы хранить свое сердце. Так и в Прит.4:23 сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни».

Во-вторых, сердце человека крайне испорчено. Во времена Ноя жили сильные и славные люди, исполины. Внешне они были достойны всяческой похвалы, однако Господь видел их сердца, и они огорчали Его. В Быт.6:5 сказано: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Также, в Иер.17:9 сказано: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?». Слово Бога говорит, что сердце человека крайне испорчено, и как не приятно осознавать это, но это действительно так. Но, что еще хуже, мы ничего не можем сделать со своим сердцем. Даже великий апостол Павел вынужден был признать это: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7:18). Хотя он больше всех постарался исполнить Божьи заповеди, хотя больше всех потрудился для Бога, но тем не менее, все, что он мог делать — это взывать к милости Господа, чтобы Он избавил его от сего тела смерти. Тем более мы.

В 1Иоан.1:7-9 сказано: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Кровь Иисуса — это решение проблемы сердца. Да, сердце человека — это фабрика зла. Да, это зло пытается прорваться из сердца и выплеснуться в наших словах или поступках. Но есть Иисус. Его Кровь покрывает зло нашего сердца. Его Кровь очищает нас от всякого греха. И мы поем: «что вину мне может смыть? О, ничто лишь Кровь Иисуса»! Хотя в нас есть все это зло, хотя наши сердца полны лицемерия и фарисейства, но Он в Свой великой любви и милости пролил за нас Свою драгоценную Кровь, чтобы очистить нас и простить все наши грехи, чтобы дать нам благословенную жизнь в Иисусе Христе.

Я благодарю Господа за это слово ко мне. Когда-то я думал, что заповедь Бога дана чтобы ограничить мою свободу и оградить меня от радостей и удовольствий жизни. В то время я возмущался против всего, что ограничивало мою так-называемую свободу. Но однажды, глядя на свою жизнь, свое сердце я нашел, что все то, к чему я так стремился, и так защищал не приносит мне удовольствия. Что гордость делает меня одиноким, зависть раздраженным, а похоть — нечистым. Тогда Господь открыл мне освобождение от всего этого в Крови Иисуса Христа и благословение в Своем слове, в том, чтобы знать Его волю на мою жизнь и исполнять ее. И я благодарю Бога за это. Сейчас слово Бога хранит меня от всякого зла. Его заповеди хранят меня от страха и неуверенности. Его заповеди помогают мне быть источником благословения на работе. Его заповеди хранят мою семью. К сожалению, я также не застрахован от формализма и лицемерия, и порой не прилагаю всего сердца, всего усердия для того чтобы знать волю Бога и исполнять ее. Это слово обличило меня, и призвало пересмотреть свое сердце и свое отношение к служению, которое я несу, а также проверить свои отношения с Господом. Я не хочу, чтобы Господь однажды сказал: тщетно чтешь Меня. Поэтому молюсь, чтобы Он всегда помог обновить свое сердце раскаянием, и ходить в согласии со словом Бога и Святым Духом, чтобы всегда угодить Господу и исполнить волю Его.

Я молюсь, чтобы Господь хранил нас от формализма и лицемерия, и помог всем нам всегда ходить во свете и приходить к Иисусу с искренним раскаянием в сердце. Он покрывает зло наших сердец Своей святой Кровью, прощает все наши беззакония и венчает нас милостью. В Нем в слове Его обещаний мы живем полной и благословенной жизнью.