head
Університетська Біблійна Співдружність

“Вино молодое – в мехи новые”

Молодое вино и новые мехи

Мк. 2:18-22

К.С. 22: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые»

В сегодняшнем слове мы видим, что фарисеи снова вступили в конфликт с Иисусом. Они подняли вопрос поста. В ответ Иисус показал, что такое истинный пост и рассказал притчу о новом вине и новых мехах. Давайте через сегодняшнее слово учиться, что такое новые мехи и как мы можем стать новыми мехами.

1. Почему ученики Твои не постятся? (18-20)

После того, как Иисус призвал мытаря Левия и возлежал в его доме, фарисеи решили, что Иисус – закоренелый грешник и Его, во что бы то ни стало, надо вывести на чистую воду. Поэтому за Иисусом всегда следовало несколько фарисеев, которые никогда не принимали участия в работе Бога, но всегда искали повода обвинить Иисуса. Посмотрите на стих 18: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?».

Почему верующие постятся? Бог Сам установил пост. В Лев. 16:29-31 сказано: «И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришелец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». Бог установил пост, чтобы люди смирялись перед Ним, отвергали скрытые грехи, раскаивались и восстанавливали отношения с Богом. Для народа Израильского Бог установил один день в году: 10-й день 7-го месяца как обязательный пост. Но сейчас фарисеи говорили не про этот пост. Фарисеи учили: «вы все грешники, в грехах родились и в грехах умрете. Чтобы хоть немного приблизиться к Богу, вы должны поститься минимум два или три раза в неделю. Без этого вы не можете называться верующими». И действительно, благочестивые люди много постились, постились также ученики фарисейские и ученики Иоанна Крестителя. Но ученики Иисуса не постились. Когда их пригласил в свой дом Петр, они ели с большим аппетитом. Потом Иисус призвал Левия, и он тоже устроил большое угощение. Ученики тоже много ели. Иисус исцелял многих больных и многие исцеленные с благодарностью приглашали Иисуса и учеников и угощали их. Ученики никогда не отказывались. Для них это было радостное время, потому что, следуя за Иисусом, они часто пропускали, завтрак, обед и ужин. Как они могли поститься в это время? Но для фарисеев это было большим грехом. Они говорили: «смотрите: Иисус набрал учеников из самых отъявленных грешников, за Ним ходят мытари и проститутки, а Он не учит их даже самым элементарным правилам благочестивой жизни. Как Он может быть раввином, а тем более Мессией? Он – руководитель опасной секты».

Как им отвечал Иисус? Посмотрите на стихи 19,20: «И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». Во время свадьбы никто не постится. Это самое радостное время, так что даже самые благочестивые люди не постились в это время а всем сердцем участвовали в радости жениха и невесты. Участвовать в радости жениха и невесты и благословить их – это не грех, а богоугодное дело. Но когда брачный пир заканчивался и начиналась обычная жизнь, то все гости возвращались к своему обычному образу жизни. Кто постился три раза в неделю, снова начинал поститься.

Иисус сравнил Себя с женихом, а Своих учеников – с сынами чертога брачного. Для учеников сейчас самое радостное время – время участвовать вместе с Иисусом на брачном пире. Они сейчас не могут поститься. Иисус не отвергал пост. Он Сам много постился. И Иисус предсказал, что и ученики тоже будут поститься, когда Иисуса не будет с ними. Когда мы не видим Иисуса из-за греха или искушений, мы должны поститься, чтобы раскаяться и смирится перед Богом. Когда перед нами большая миссия Бога мы должны молиться и поститься, чтобы получить духовную силу от Бога и полностью исполнить Его волю. Иисус тоже делал так. Например, в самом начале служения Он, под руководством Святого Духа, пошел в пустыню и там молился и постился 40 дней. Когда ученики не смогли изгнать беса из бесноватого мальчика, Иисус учил их, что они должны молиться и поститься.

Но мы должны знать, что самый фундаментальный образ жизни веры – это участие в брачном пире Иисуса Христа. Что требуется от нас? Нам нужно радоваться. Радоваться, даже если у нас сейчас пост, или неудача или искушение. Библия много раз говорит, чтобы мы радовались. Фил. 4:4 говорит: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». 1-е Петр 4:13: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете». Бог говорит нам радоваться не только в Новом Завете. Например, Пс. 32:1 говорит: «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить». Иса. 49:13: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих». Наоборот, если мы не служим Господу с радостью и весельем, то Библия говорит, что это грех: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя». (Втор. 28:47,48).

Радоваться в Боге – это заповедь Бога. Но чтобы радоваться, нам нужна причина. Как мы можем радоваться? Библия всегда говорит: «радуйся о Господе», «радуйся, потому что Господь помиловал тебя и простил твои грехи», «радуйся, потому что Господь посетил народ Свой». Когда родился Иисус, Ангел сказал пастухам: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Для нас единственная настоящая причина радоваться – это то, что Бог посетил нас, что Он простил нам наши грехи и что Он призвал нас быть Его учениками. Это великая благодать, из-за которой мы всегда можем радоваться. Почему радовался Левий? Он радовался тому, что Иисус стал его другом и принял его таким какой он есть. Из-за чего радовался Петр? Конечно, он был бедным рыбаком и мог радоваться обильной пище. Но его главная причина радоваться – то что Иисус призвал его из мелкой и бесполезной жизни к великой жизни ловца человека. По какой причине радовалась самарянка? Из-за того, что Иисус утолил ее жажду любви, и она больше не нуждалась ни в ком, кроме Иисуса. Когда зимой была конференция директоров СНГ, я видел, как радовалась п. Руфь, когда приехал п. Илия. Но последнее время она радуется не только когда приезжает п. Илия. О ком она радуется? Она радуется об Иисусе Христе, Который никуда не уезжает. Я тоже. Если я смотрю на то, что много работы и многое не получается, то нет причины радоваться. Но если смотреть на то, что Иисус простил мои грязные грехи и не отверг до сих пор, то тут есть великая причина радоваться в Господе. Также и у каждого из нас. У каждого из нас есть множество причин печалиться, жаловаться и отчаиваться. Но у нас есть одна причина радоваться перед Богом и благодарить Бога – это Иисус Христос. Если мы помним об этом, то можем радоваться в искушениях, в гонениях, в неудачах и даже упав в грех. Давайте не будем жаловаться и отчаиваться, но будем благодарить Бога и радоваться, как на небесном пире. Именно это есть правильный образ жизни перед Богом.

2. Молодое вино и новые мехи (21-22)

После этого Иисус рассказал две короткие притчи. Посмотрите на стихи 21,22: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Сначала Иисус сказал, что к старой протертой одежде не пришивают заплату из новой прочной ткани. Сейчас мы, как правило, не занашиваем одежду до такой степени, чтобы нужно было ставить заплату на колене или на локте. Если это случается, мы обычно не латаем, а просто выкидываем одежду. Поэтому нам немного непонятно, о чем говорит Иисус. Но я брат и, потому, все-таки занашиваю носки до дыр и иногда их все-таки зашиваю. Вернее, раньше зашивал, потому что сейчас п. Мария безжалостно их выкидывает. Потому знаю, что в том месте, где образовалась дырка, ткань очень ветхая и легко разлазится даже от новой крепкой нитки. Поэтому, если к такой ветхой ткани пришить новую крепкую заплату, то при любом движении, она будет рвать одежду, так что дыра будет еще больше. Чтобы лучше понять значение этой притчи, давайте подумаем, кому и по какой причине Иисус рассказал ее.

Иисус рассказал эту притчу фарисеям, которые только что обвиняли учеников Иисуса в том, что они не постятся. Они не знали сердца Бога к спасению одного грешника, потому не могли радоваться спасению мытарей и блудниц. Они сами не знали радости пребывания с Господом, потому не могли участвовать в небесном пире вместе с учениками. Наконец, они не знали истинного значения поста и думали, что Богу нужно служить с грустным лицом, с плачем, без радости. Но в начале они не были такими. Вначале фарисеи всем сердцем постарались жить чисто и свято и всем сердцем угодить Богу. Почему они стали такими и как им измениться – именно об этом говорят эти притчи.

Фарисеи стали лицемерами, потому что пытались поставить свою праведность перед Богом. Они постарались жить чисто и свято, поэтому много постились и смиряли свою душу, отвергали желание наслаждаться грешными наслаждениями. Это прекрасно, и так надо делать. Первые христиане тоже так делали и Сам Иисус тоже так жил. Но нельзя делать одного: нельзя думать, что если я так делаю, то это делает меня праведным перед Богом. Как только фарисеи стали думать, что своими делами они стали праведными перед Богом, то сразу начали искать признания не у Бога, а у людей. Они перестали раскаиваться и, в конце концов, их сердце стало жестким, как старые мехи и уже не могло вместить слова Евангелия.

Библия ясно говорит, что нет ни одного праведного человека. Иса. 64:6 говорит: «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас». Наша праведность – как ветхая одежда. Мы не можем зашить ее. Единственное, что мы можем сделать – выкинуть ее на помойку и принять от Иисуса одежду Его праведности. Что это значит? Это значит признать, что я не имею ничего доброго перед Богом и могу стоять перед Ним только благодаря праведности Иисуса Христа. Почему Евангелие Иисуса Христа принимали мытари, блудницы и всякие грешники? Потому что они хорошо знали, что у них нечем хвалиться перед Богом, и потому они просто приняли благодать Иисуса.

После того, как я принял Иисуса Христа, я долго думал, что моя праведность играет какую-то роль перед Богом. Я думал, что Иисус простил мне грехи и дал мне второй шанс, чтобы теперь я жил праведно перед Богом. В результате я повторял одни и те же грехи, осуждал себя, а если казалось, что смог преодолеть, то гордился и сразу же снова падал. Однажды я после очередного падения возвращался домой, мне не хотелось жить, я думал, что полностью не оправдал надежды Иисуса. Вдруг я осознал, что я полностью испорченный грешник. Хотя я уже принял Иисуса, но я остался полностью испорченным грешником. Но Евангелие состоит в том, что Иисус пришел спасти грешных. Это значит, что Иисус не просто дал мне второй шанс, Он умер для того, чтобы стать моим оправданием перед Богом. Бог прощает и принимает меня не потому, что я праведник, а потому, что Иисус – праведный перед Богом и потому, что Он заплатил мой грех. Это и есть Евангелие.

Также Иисус рассказал притчу про молодое вино и ветхие мехи. Прочтем стих 22: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Иисус сказал, что в старые бурдюки не наливают новое вино. Старые мехи жесткие и хрупкие. Молодое вино имеет свойство бродить, выделять газ и расширяться. Если в старые мехи налить молодое вино, оно разорвет старые мехи. Молодое вино вливают в новые, эластичные мехи, которые могут растягиваться и расширяться.

Молодое вино обозначает Иисуса и Евангелие. Иисус, как молодое вино бродит, то есть имеет силу расширяться и изменять. В послании к Римлянам сказано: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину». (Рим. 1:16) Благая весть имеет силу изменить нас. Оно имеет силу разрушить старое и сотворить новое. Евангелие изменило мою жизнь, изменило жизнь каждого из нас. Почти 2000 лет назад Евангелие изменило историю цивилизации. Сейчас Евангелие изменяет нашу страну. Иисус хочет дать нам новую жизнь, радость, мир, сделать нашу жизнь, как свадебный пир. Для этого надо всего одно – принять Иисуса Христа. Но для того, чтобы принять Иисуса мы должны стать новыми мехами. Что это конкретно значит?

Во-первых, это значит откинуть всякие предубеждения и старый опыт. У нас есть старый опыт, старое знание о Библии и об Иисусе Христе. Иногда это предубеждение ложное, иногда не точное, но даже когда оно точное, оно не бывает полным. Иисус больше и многограннее, чем весь мир, он открывается каждый раз по-новому. Многие тысячи ученных сотни лет исследуют вселенную, но она такая многогранная. А какой Иисус, если Он сотворил вселенную? Для того, чтобы принять Иисуса мы должны откинуть предубеждения и старый опыт, захотеть узнать Иисуса и открыть сердце к Его слову.

Во-вторых, нам надо откинуть всякую гордость. Гордый человек не только не хочет учиться, он не хочет принять управление Бога в своей жизни. Иисус хочет не просто войти в нашу жизнь, но Он хочет стать нашим царем и Господом. Если мы не хотим посвятить жизнь Иисусу, Он не войдет. Поэтому, если хотим, чтобы Иисус вошел в нашу жизнь, должны принимать Его не только как Спасителя, но и как Господа.

В-третьих, нам надо перестать быть легкомысленными в следовании за Иисусом. Следовать за Иисусом – это привилегия, и ответственность перед Богом, поэтому нам надо не лениться, не роптать, не превозноситься, но с благодарностью и благоговением нести свой крест.

В сегодняшнем слове мы узнали, что главный образ нашей жизни перед Богом – это участие в брачном пире Иисуса Христа. У нас есть много причин для огорчения, но мы радуемся, потому что наш Господь Иисус Христос постоянно пребывает с нами. Также мы узнали, что Иисус хочет, как молодое вино войти в нашу жизнь. Для этого мы должны стать новыми мехами, то есть отвергнуть свою праведность, отвергнуть предубеждения, гордость, лень, легкомыслие, открыть сердце к слову Бога и стать усердными к изучению слова Бога и к делу Бога.

Давайте еще раз прочитаем стих 22: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Давайте постараемся стать новыми мехами, чтобы Иисус Христос вошел в нашу жизнь и наполнил ее.