head
Університетська Біблійна Співдружність

“Истинное значение величия”

Как мы можем быть истинно великими

Мк. 10:32-45.

К.С. 45: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»

В сегодняшнем слове мы продолжаем изучать об истинном величии. Когда мы посмотрим на окружающий мир, то увидим, что почти все люди хотят занять более высокое место. Например, двое кандидатов: Мак-Кейн и Обама много постараются чтобы стать президентом США. Несколько кандидатов хотят стать президентом Украины, кто не может стать президентом, хочет стать генеральным директором, или топ-менеджером, или хотя бы старшим охранником. В самом крайнем случае муж с женою спорят по поводу кто из них более главный, кто сегодня будет смотреть телевизор, а кто будет выносить мусор. Почему люди так стремятся достичь высокого места? На самом деле думают, что достигнув высокого места, они станут более великими. Когда мы читаем Евангелия, то видим, что не только мирские люди так поступают. Даже среди 12-ти учеников Иисуса была конкуренция за право быть среди первых учеников, за право получить большую славу в Царстве Иисуса Христа. К нашему удивлению, Иисус ни разу не упрекал учеников за это, хотя сами ученики стыдились своей борьбы и считали ее недостойной. Вместо этого Иисус разными способами учил их о сути величия. Понятие Бога о величии совсем отличается от мирского понятия. Давайте сегодня, вместе с учениками посмотрим, какой взгляд Бога на настоящее величие и будем подражать Иисусу, Который Сам показал, что такое великий человек и слуга Бога.

Иисус предсказывает Свою смерть и воскресение.

После разговора с богатым юношей Иисус продолжил Свой путь в Иерусалим. Посмотрите на стих 32а: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе». Давайте представим картину. Это время перед Пасхой, и в Иерусалим со всех сторон идет множество Иудеев, чтобы принести жертвы и отпраздновать Пасху. Дороги заполнены множеством паломников, жители каждого города идут большими группами, везде слышатся радостные крики и песни Богу. Среди этой толпы идет одна небольшая группа, которая отличается от всех остальных: впереди решительно идет Иисус, а за Ним следуют 12 учеников. Хотя наступает время радостного праздника Пасхи, но, кажется, что Иисуса что-то заботит, а ученики чего-то сильно боятся. Кажется, ученики рады бы не идти на праздник, но их учитель исполнен решимости.

Посмотрите на стихи 32б-34: «Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». Иисус уже в третий раз стал учить двенадцать о Своей Смерти и Воскресении. Иисус ясно знал, что этот поход в Иерусалим будет для Него последним. Он знал, что через несколько дней первосвященники и старейшины схватят Его, устроят суд, и предадут Иисуса в руки язычников. От римлян Иисуса тоже ждет суд, избиение, унижение и, наконец, распятие на кресте. Также Иисус знал, что Его ученики оставят Его одного во время страданий, один из них даже предаст Его, а все остальные отрекутся и разбегутся, спасая свои жизни. Но Иисус все равно решительно шел в Иерусалим, а сейчас еще и учил и укреплял учеников, которые ничего не понимали.

В чем причина такой твердости Иисуса? Иисус знал, что Его путь – это единственный способ спасти грешников от вечной погибели. Хотя праздник Пасхи – это праздник освобождения Богом Израиля из рабства в Египте, также праздник милости Бога, Который спас всех первенцев Израильского народа от погибели, но для Израиля и для всех людей еще остается самый главный враг – сатана и его главное оружие – смерть. Для того, чтобы совершить спасение людей Иисус, Агнец Бога обязательно должен был умереть на кресте, пролить Свою Кровь и этим заплатить за грехи человека. «Без пролития крови не бывает прощения». (Евр. 9:22) Иисус прекрасно знал, что без Его жертвы Бог не может спасти людей и что все, что делал Иисус до этого момента – проповедовал, исцелял, воспитывал учеников, без Его искупительной жертвы не имеет силы и смысла.

Но Иисус знал не только это. Иисус знал, что сатана не имеет власти удержать Его во власти смерти. Через три дня Иисус воскреснет и этим разрушит царство сатаны. Иисус знал, что Он должен пострадать, но за этими страданиями последует воскресение и слава Небесного Царства. Этому Иисус хотел научить учеников.

Почему Иисус так сильно хотел научить учеников именно этому факту? Вера в смерть и воскресение Иисуса – это то, что единственно необходимо грешнику для спасения. Через эту веру Бог спасает каждого из нас, имея эту веру, мы можем раскаяться и подойти к Богу, когда мы имеем такую веру, Бог очищает и освящает нашу жизнь, также дает нам мужество следовать за Иисусом. Иисус знал, что ученики не понимают, о чем Он говорит им, но все равно уже третий раз говорил им об одном и том же, чтобы, когда это исполнится, они вспомнили и уверовали и стали свидетелями смерти и воскресения Иисуса Христа.

Здесь видна сила Евангелия. На самом деле Иисус не оставил в этом мире никого, никакого инструмента для изменения мира, никакого иного способа для спасения, только нескольких учеников, которые должны были свидетельствовать о смерти и воскресении Иисуса, а потом научить уверовавших делать так, как Иисус научил их. Иисус считал, что этого достаточно. Этого действительно оказалось достаточно. На самом деле мир не изменяется от войн или революций. Но Бог изменил мир, через свидетельство немногих верующих. Даже многие революции произошли только потому, что Бог возвестил нам спасение и освобождение в Иисусе Христе. Поэтому мы никогда не должны сомневаться в силе Евангелия изменить мир. Наше дело – крепко веровать, что Иисус умер на кресте за мои грехи, и что Он воскрес в третий день и победил сатану и свидетельствовать именно об этом, а потом научить уверовавших соблюдать то, что Иисус научил.

Как стать истинно великими людьми?

О чем в это время думали ученики? Посмотрите на стих 35: «[Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим». Тогда, когда Иисус учил учеников самым важным истинам, о которых они никогда не должны были забыть, Иаков и Иоанн думали совсем о другом, так что даже не слушали Иисуса. О чем они думали? Посмотрите на стихи 36,37: «Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». У Иакова и Иоанна было горячее желание занять первое место в будущем царстве Иисуса. Они страшно ревновали Иисуса к Петру и думали, что если сейчас не договорятся с Иисусом, то Петр займет первое место или сразу два: и по правую и по левую сторону от Иисуса. Также, хотя Иисус три года учил о Царстве Бога, но Иаков и Иоанн совсем не знали, что Царство Бога полностью отличается от земных царств. Они ожидали, что Иисус восстановит Израильское царство, а они получат высокие должности при дворе. Наверное, Иисусу было не очень приятно, что его два главных ученика совсем не понимают духовный мир, а их мысли направлены на политическую борьбу. Но Иисус не ругал их, а научил одному учению.

Посмотрите на стихи 38-40: «Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано».

Во-первых, Иисус сказал, что они не знают, чего просят. Иаков и Иоанн попросили славы в Царстве Иисуса. Но, на самом деле, Иаков и Иоанн жаждали мирской славы, почитания и успеха. Но в Царстве Бога славен только тот, кого прославил Сам Бог. Даже Иисус молился к Богу так: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:4,5). Если мы хотим славы в Небесном Царстве, то должны искать угодить Богу, прославить Его имя на земле, совершить дело, которое Бог предназначил нам исполнить.

Во-вторых, нет славы без креста. Даже небольшая слава всегда следует только за крестом. Для того, чтобы получить кратковременную земную славу олимпийского чемпиона, спортсмен тренируется минимум 10 лет. Насколько больше надо отдать, чтобы получить славу у Бога. Посмотрите еще раз на стих 38б. «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Иисус – самый славный и в этом мире и в Царстве Бога. Но Он тоже получил славу не просто так, Он стал Агнцем Бога, понес на Себе все проклятие и наказание за грехи мира, перенес позор, отвержение, страшную боль и смерть. После воскресения Он учил учеников: «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:25,26) Если ученики хотят славы Небесного Царства, то тоже должны нести крест Иисуса Христа. Иаков и Иоанн отвечали: «Можем!». Хотя в тот момент они не понимали, но Иисус принял их решение и пообещал, что они тоже будут нести крест миссии.

Посмотрите на стих 41. «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна». Остальные десять учеников стали негодовать на Иакова и Иоанна. Они негодовали не потому, что просьба Иакова и Иоанна была не духовная, а потому, что у них тоже было такое же желание. На самом деле они просто не успели подойти к Иисусу с аналогичной просьбой. Удивительно, но Иисус не стал упрекать учеников, вместо этого стал их учить о настоящем величии.

Посмотрите на стихи 42-44: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом».

Вы знаете, кто великий с точки зрения Бога? Это – слуга и раб. Это полностью отличается от мирской точки зрения. С мирской точки зрения высокопоставленный человек должен господствовать над другими и властвовать над ними по своему произволу. Если не так, значит «не пацан». Такие люди используют власть только для своей выгоды, и используют власть, чтобы сохранить ее и получить еще больше власти. В борьбе за власть не существует предела. Власть – это как наркотик, кто ее вкусил, не может оторваться. Также, высокопоставленный человек получает служение от других, а сам только приказывает, что надо сделать. Это – эгоистичная жизнь. Чтобы так жить не надо ничего жертвовать, наоборот, так можно удовлетворять свои грешные желания, удовлетворить жажду власти, присвоить себе успехи своих подчиненных и переложить на них ответственность за свои провалы. Поэтому многие люди стремятся именно к такой жизни. На самом деле, не только у учеников Иисуса, но и у каждого из нас есть стремление к такой жизни. На самом деле в каждом человеческом сердце есть желание властвовать над другими, жить эгоистично, получать славу и хвалу и перекладывать ответственность на других. Для того, чтобы так жить, от нас не требуется вообще ничего, только поступать по своему грешному желанию и именно так и будет.

Но является ли такая жизнь великой? Славит ли такая жизнь Бога? Очевидно, что нет. Наоборот, такой человек собирает на себя презрение и хулу от других людей. Если такой человек называется верующим, он тем самым хулит Бога и мешает неверующим обратиться к Богу. Иисус сказал: «Но между вами да не будет так». Такая жизнь не для учеников Иисуса Христа. Бог призвал нас, чтобы мы славили Его имя среди народов. Кто на самом деле славит Имя Господа? Это не тот, кто часто говорит «Аллилуйя, слава Тебе, Господь!». Конечно, это тоже надо делать. Но по-настоящему славит Господа тот, кто служит другим, и видя которого, люди говорят: «спасибо Тебе, Господь, что Ты послал этого человека». По-настоящему великий человек – это тот, кто преодолевает свое эгоистичное сердце, и покорно служит людям. Это тот, кто молится за братьев и сестер, интересуется ими, жертвует ради них временем, силами и средствами. Давайте еще раз прочитаем стихи 43б,44: «а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом».

Иисус Сам показал лучший пример для подражания. Посмотрите стих 45: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Здесь мы видим, что конкретно значит быть слугой и рабом.

Во-первых, Иисус отверг Своё желание получить служение. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили» Иисус – это Бог-Создатель, Который сотворил небо и землю. Он свят и славен. Он достоин получить хвалу, поклонение, служение от ангелов и людей. Но Он отказался от желания получить служение. Наоборот, Он пришел для того, чтобы служить. Чтобы спасти людей, Он пожертвовал всем и пришел на землю. Чтобы служить людям Он был презрен и умалён перед людьми. У каждого есть желание получать служение, признание, уважение. Но если мы живём по этому желанию, мы не можем жить великой жизнью. Когда мы служим другому, отвергая свою желание, мы можем стать великими.

Во-вторых, Иисус пожертвовал свою жизнь, чтобы оживить многих. Куль¬минация служения Иисуса – это Его крестная смерть. Чтобы спасти многих людей, Иисус пожертвовал Своей жизнью. Он пролил Свою кровь для грешников. Благодаря этому, многие люди обрели прощение и новую жизнь. Спасение одной души не происходит просто так, для этого нужно, чтобы кто-то пожертвовал своим временем, своими мечтами, слезами, силами, в конце концов своею жизнью. Иисус показал нам пример. Настоящее служение – это не сервис, это – отдать свою жизнь для того, чтобы другие могли спастись.

Один из самых известных примеров истинного служения в современном мире – это мать Тереза. Она пожертвовала всю жизнь от юности до смерти, чтобы служить бедным в Индии. Сколько людей через нее прославили Бога? Сколько людей через нее узнали, что Бог – добрый, что Он интересуется бедными и обездоленными?

Мы тоже получили новую жизнь благодаря служению Иисуса, также благодаря служению пастырей. Оживление мертвой души происходит там, где в тени кто-то жертвует собой и скромно служит другим. Люди не обращают внимания на такого человека и только ему одному известно, какой ценой досталось спасение ближнего. Но перед лицом Бога такой человек действительно велик.

Мы с п. Марией получили жизнь тоже благодаря жертве Иисуса и служению пастырей. Когда я не знал Иисуса Христа, то жил в фатализме, в похоти, в страхе и считал дни до смерти. Когда п. Мария жила без Иисуса Христа, то жила в нечистоте, так что сама себя не уважала. Мы оба были страшно эгоистичными и когда создали домашнюю церковь, то почти сразу об этом узнали. Но Иисус оживил нас, меня через Ис. 53 главу, п. Марию через Ин. 3:16. Через эти слова мы видели служение Иисуса для спасения грешников, и через наших пастырей тоже видели их служение для нас. Господь нас тоже призвал для того, чтобы быть источниками благословления и для того, чтобы служить другим. Внешне кажется, что у нас нет особого плода, но это не так. Вы помните с. Галю. У нее есть старший брат, который несколько раз приходил к нам в церковь и мы несколько раз свидетельствовали, но не обращали на него особого внимания. Примерно месяц назад он позвонил нам и сказал, что покаялся и принял крещение. Он очень благодарил нашу церковь, что через нас Бог тоже призывал его к покаянию и направлял его. Он очень радовался и передавал всем вам горячий привет. Нас это свидетельство очень утешало и укрепляло, мы узнали, что наши изучения Библии, проповедь, служение – не напрасно, хотя даже через несколько лет, но Бог сам работает и приводит людей к покаянию.

Жизнь христианина – это жизнь служения. Мы сегодня собрались, чтобы служить Богослужение. Но служение – это не только прийти раз в неделю в церковь, это служить каждый день агнцам, ближним, соседям. Иисус призвал нас именно к этому. Мы по-настоящему учимся у Иисуса, когда мы служим одному трудному агнцу и нашему ближнему. Тогда мы станем действительно великими людьми. Я молюсь, чтобы Господь дал нам духовное желание служить другим и мы стали слугами.