head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Достоин Ты, Господи” (Откровение 4)

ДОСТОИН ТЫ, ГОСПОДИ

Откровение 4

Ключевой стих 11 : "достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено"

Сегодня мы будем размышлять над 4-ой главой книги Откровение. Здесь мы увидим удивительные образы: и престол с Сидящим на нём, и стеклянное море, и животных, исполненных очей. Многие вещи очень тяжело представить, и, кажется, простое дорисовывание глаз на обычных животных проблемы не решает. Всё это выглядит фантасмагорически, непонятно, может даже, где-то пугающе. Но через это автор Откровения хочет донести до нас некую мысль, которую мы и постараемся с вами сегодня понять.

Давайте прочитаем стих 1-ый: После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

До этого Иоанн слышал голос Иисуса, Который диктовал ему послание семи церквам. Теперь же Иоанн поднял глаза и увидел нечто новое. Он увидел открытую дверь, которая была на Небесах, и услышал такие слова: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Место, куда попадает Иоанн, завораживает. Он говорит: И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий (Откр.4:2). Иоанн увидел Святое Святых, причем не то, которое было в Храме на земле, и которое было всего лишь образом истинного, но Небесное место пребывания Бога.

На престоле был Сидящий… Начнем с того, что этот престол вообще был. С точки зрения атеиста – не существует ни Небес, ни престола, ни Бога, Который на нем сидит. С точки зрения атеиста нет никого, кто управлял бы не только Вселенной, но и жизнью человека. Теория эволюции говорит, что жизнь на земле зародилась в первичном бульоне – случайно. Случайно она выжила, случайно выползла на землю. Случайно покрылась шерстью во время холодов. Попробовала полетать – не получилось, упала. Абсолютно случайно встретила такую же несчастную, лохматую и нелетающую, и, о чудо, абсолютно случайно размножилась. Всё было случайно. Атеист думает: «Случайно родился я, и случайно умру». Девиз такого человека: «Так получилось, от меня здесь ничего не зависит». Именно с такими мыслями многие студенты в преддверии выборов говорят: «Я продам свой голос за 200 гривен. Всё равно я ничего не могу поменять». Проходят годы, и эти студенты, окончив вузы и обзаведясь семьями, жалуются на кухне, что нет работы, что в стране беспредел, что во всех бедах виноват кто-то другой. «Вот, если б я был Президентом», – часто говорят они. «Вот, если б у меня были деньги». «Вот, если б у меня был такой дом, как у соседа». Жизнь такого человека – это сплошная случайность, и ему остается только жаловаться на то, что судьба обделила его.

Но на Небесах есть престол, на котором сидит Бог, и это неслучайно! И потому – жизнь человека неслучайна, в ней есть план Бога. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела (Еф.2:10а). Престол Бога не пустует! На нём восседает Тот, Кто и должен на нем сидеть – Живой и Всемогущий Бог, Творец Неба и земли.

Вот как описывает Бога пророк Наум: Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней (Наум.1:5). Он её Творец и Хозяин. Но вместе с тем, и это очень важно – Он любит нас. А потому мы можем быть уверены, что в нашей жизни ничто не случайно, даже если нам самим по временам так кажется. Всё, в том числе и наша жизнь, в руке Бога. И в этом есть надежда для нас с вами.

Псалом 120 ый говорит: …не дремлет и не спит хранящий Израиля (Пс.120:4). Что бы ни происходило сейчас в твоей жизни, даже если ты об этом никому не говорил, и даже лучший друг не знает этих проблем, Бог – всё видит. Он – Тот, Кто сидел на престоле прежде создания Вселенной, и Кто будет сидеть на нем даже тогда, когда Вселенная исчезнет. Он всё контролирует в твоей жизни, и держит тебя за правую руку.

Продолжим чтение. Стих третий: и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр.4:3).

Иоанн не говорит, что Сидящий был похож на кого-то из людей: по осанке немного на покойного цезаря Августа, по колоритности голоса – на Шаляпина, а по красоте – на брата Влада. Вернее даже, Иоанн вообще не говорит на кого был похож Сидящий. Всё что он мог видеть – это то, что на престоле Кто-то есть, есть Сидящий, и Его покрывает ослепительное сияние. Он увидел даже не Бога, а только свет Его славы, который полностью покрывал престол.

Иоанн сравнивает это сияние с тремя драгоценными камнями: ясписом, сардисом и смарагдом. Насколько я знаю, у нас много бывших физиков, программистов и учителей в церкви, но специалистов в области геологии раз-два и обчёлся.

Предполагают, что в античности ясписом называли бриллиант. Сардис – это кроваво-красный рубин. Смарагд – это изумруд, который имеет зеленый цвет. Говорят, что все эти камни определенным образом характеризуют Сидящего на престоле. Яспис символизирует ослепительную чистоту и святость Божью, чистоту, перед которой не может стоять ни один грешник. Сардис символизирует гнев Божий, направленный против греха в человеке. И это было бы красиво, и одновременно страшно для грешников, если бы всё это – и свет ясписа, Божьей святости, и свет сардиса, Божьего гнева, не покрывал свет радуги, точно такой же, как во времена Ноя.

Популярный в последнее время в наших проповедях Джонатан Эдвардс прочитал в 1741 году проповедь «Грешники в руках разгневанного Бога». Во время неё люди теряли сознание от видения Божьего гнева, изливающегося на грешников. Настолько это было сильно, настолько проповедник использовал яркие образы! Но настоящий Божий гнев будет намного страшнее, и от него не убежишь даже на время, потеряв сознание, или прекратив все это, просто умерев. Это будет длиться вечно. Но, слава Богу, что для нас есть надежда перед лицом Сидящего на престоле. И эта надежда в Иисусе Христе, Который забрал на Себя и понес наши грехи. Для Ноя радуга была символом завета Бога с человеком, символом Божьего прощения после ужасного потопа. Свет изумрудной радуги, который покрывает собой нестерпимый для нас свет ясписа и сардиса, дарит нам надежду на Божье прощение.

Далее. Вокруг престола Иоанн увидел другие двадцать четыре престола, на которых восседали двадцать четыре старца, одетых в белые одежды и на головах которых были золотые венцы. Есть различные трактовки того, кто же это такие: конкретные люди или же собирательный образ всего поклоняющегося Богу человечества. Но однозначно можно сказать, что вид этих старцев на тронах, с золотыми венцами на головах, сильно отличался от их вида во время земной жизни. Мало кого из тех, кого ожидает великая награда на Небесах, в обычной жизни могли надеть на себя не то что золотые венки, а просто белые одежды. В этой жизни многие из них были одеты очень плохо – вспомните Илию или того же Иезекииля (одно время он вообще ходил без одежды); другие были косноязычны, как Моисей, или не могли грамотно говорить, как Двайт Муди. Но в духовном мире всё определяется не внешностью или ростом человека, и не богатством его одежды, но Духом внутри него.

Перед престолом были также семь светильников, Библия говорит прямо: которые суть семь духов Божиих. Во время изучения предыдущих глав Откровения мы уже говорили, что речь идет о Святом Духе.

И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу (Откр.4:6а).

Вообще, надо признать, для иудея, как и для любого сухопутного человека – море было чем-то очень страшным, и неслучайно в книге Откровение море упоминается вместе с адом и смертью. Когда у еврея не хватало слов, чтобы описать весь ужас происходившего, он вспоминали о море. «Это было просто ужасно, огонь, вода, и медные трубы. Это было как… Это было настолько плохо, словно… Словно ты поехал в Крым на море». Но море стеклянное было не страшным. По нему можно было ходить, и не бояться утонуть. Особенно такому морю будет рад, наверное, апостол Петр – никаких проблем с хождением по воде.

Что еще было рядом с престолом? И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади (Откр.4:6б).

Давайте вместе прочитаем описание этих животных, стихи 7 и 8:

7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр.4:7,8).

Вообще, признаюсь вам, мне трудно это всё представить. Особенно, если взять и почитать для полноты картины пророка Иезекииля. Но что можно сказать однозначно, что сущность этих животных описывает важные качества Божьего творения: лев сразу же ассоциируется у нас с силой, телец – с упорством, человек – с разумом, орёл – с прозорливостью и стремительностью. Во всём Божьем творении мы видим грандиозность, силу к жизни, предусмотрительность Творца и Его разумный замысел. Говорят, что эти четыре животные представляют собой весь сотворенный мир: животные, растения, всю нашу планету, мириады звезд и безмерное количество галактик. Послание к Римлянам говорит: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим.1:20). Всё, что есть вокруг нас, явно свидетельствует о том, что оно произошло неслучайно, что в случайных вещах не бывает такой силы к жизни и такой разумности строения. Помните, как в гимне:

Великий Бог! Когда на мир смотрю я,

На все, что Ты создал рукой Творца,

На всех существ, кого, Свой свет даруя,

Питаешь Ты с любовию Отца, –

Тогда поет мой дух, Господь, Тебе:

Как Ты велик, как Ты велик!

Тогда поет мой дух, Господь, Тебе:

Как Ты велик, как Ты велик!

И всё это славит Господа и прославляет Его Святое имя. Потому, написано: И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

Давайте вместе прочитаем стихи с 9-го по 11-ый:

9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:

11 достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено (Откр.4:9-11)

Не только природа воздает хвалу Богу, но и двадцать четыре старца, представители всего человечества, падают перед Сидящим на престоле, и полагают свои венцы перед Ним. Что это за венцы? Это те венцы, которым увенчано все человечество; человек поставлен как царь над Божьим творением, но в то же время он царь только лишь потому, что получил свою власть свыше, от Бога. Когда человек уходит от Бога, он надевает на себя этот венец и считает его своим собственным. Он называет себя царём, и во всем стремится удовлетворить свои и только свои запросы. Но когда человек приходит к Богу, он знает истинную цену вещам, и потому в смирении полагает свой венец перед Богом, говоря: "Достоин Ты, Господи, принять славу, и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено".

Если мы признаем Бога, если мы верим в Него, значит, мы должны точно так же воздавать Ему славу, и честь и силу. Как мы можем это делать здесь на земле?

Во-первых, активно участвовать в прославлении Бога во время Богослужения. На Небесах не будет ни проповеди, ни других привычных нам вещей. Но будет прославление и хвала. Поэтому лучше учиться славить Господа сейчас. Во-вторых, имя Бога прославляется нашими добрыми делами, в первую очередь верным свидетельством наших жизней и проповедью Евангелия. Молюсь, чтобы через каждого из нас активно двигалась сила Господа и прославляла Его имя.

Итак, Иоанн через открытую на Небесах дверь стал свидетелем Небесного Богослужения, свидетелем Славы Бога Отца. Видения славы Господней удостаивались далеко не все герои Библии. Так было с пророком Ильёй, который чувствовал себя слабым, одиноким и потерянным, думая, что один он только и остался верующий на всей земле. Тогда Бог явил ему Свою славу. Так было с пророком Иезекиилем, который через видение Божьей славы получил серьезное укрепление и Слово Бога, обращенное к народу, переселенному в Вавилон. Так было с апостолом Иоанном, который лично терпел лишения на Патмосе, и который видел страшные гонения на церковь. Каждый из них, глядя вокруг, думал: «Где же Бог? Он забыл за нас? Он не видит моих страданий?». Тогда Бог явил им свою славу, и эти вопросы исчезли, как туман на солнце. Бог – это Тот, Кто всё сотворил! Бог – это Тот, Кто всё знает.

Псалмы так говорят о Боге: Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих (Пс.10:4). Каждый раз, когда я слышу этот стих – у меня мурашки бегут по коже: очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих. Всегда. Он никогда не спит и никогда не отвлекается.

Пророк Даниил называет Сидящего на престоле Ветхим днями: …и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь (Дан.7:9). Ветхий днями – это Тот, Который был, есть и грядет. Кто был и будет всегда. Он Тот, для которого воскресение мертвых – так же просто, как для нас хлопнуть в ладоши.

Когда мы смотрим только на окружающие нас обстоятельства, то часто можем впасть в отчаяние. Можем тогда взывать к Богу: «Почему всё так? Почему Ты допустил это в мою жизнь?». Появляются жалобы. Помню, в Краматорске один брат был у нас лидером домашней группы и лидером прославления. Он поменял работу и занялся строительством. И вот, он резал линолеум, и неправильно его порезал, ошибся с геометрией и размерами. И тогда он начал жаловаться на Бога, что он-де, Вова, платит Ему десятины именно для того, чтобы Бог следил за такими вещами и не допускал их. В конце концов, этот брат ушел из церкви, оставив служение. Он не понял, что Бог – это не игрушка и не автомат для получения благословений, а наше служение – это не монетка для этого автомата.

Когда-то в моей собственной жизни было много проблем. Честно говоря, я уже не помню, полностью каких именно… Помню, что всё как-то разом навалилось. Неприятность за неприятностью. Ничего не получалось. На работе не ладилось, всё из рук падало. На сердце была глубокая печаль, и где-то, наверное, обида на Господа, что Он не всё, как мне казалось, усматривает в моей жизни. И я молился вечером перед сном в своей тайной комнате, и жаловался на Господа в молитве к Нему же. И в какой-то момент, Небесное видение ярко вспыхнуло на миг, на долю секунды в моём мозгу. Я увидел престол, и Сидящего на нём Ветхого днями. Это было настолько яркое и поразительное видение, что словами просто не описать. И в ту же секунду у меня исчезли все вопросы и жалобы, всё стало вдруг предельно понятно – Сидящий на престоле, Он выше моего разумения, Он не человек. Это Бог. Он мыслит другими категориями, и перед Его взглядом проходит не только моя жизнь с моими проблемами, но миллиарды людских жизней разных времен и эпох. Он видит и говорит с Авраамом, Он укрепляет Моисея, загнанного в угол, Он отвечает Иисусу в Гефсиманском саду. И тогда все мои проблемы перед лицом Божьей славы и Его святостью стали для меня такими мелкими. Слезы брызнули из моих глаз, и я опустился в благоговении на колени. Для меня стали как никогда понятны слова Иова, который сказал: Я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя (Иов.42:3б, 5). В присутствии Бога исчезает все, кроме Него Самого. Бог всё видит, Он всё знает, Он Вездесущ. Он – смысл и суть всего.

Видение славы Божьей – это то, что меняет. Павел писал: Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу (2Кор.3:18).

Я молюсь, чтобы видение славы Господней всегда сопровождало наши жизни, чтобы независимо от внешних обстоятельств, у нас перед глазами всегда был Сидящий на престоле, и старцы, поклоняющиеся Ему и воздающие славу. И только тогда, имея видение этой славы, мы можем смело продолжать трудиться здесь, на земле, зная, что все трудности и лишения, которые мы с вами здесь переносим – это всего лишь временные испытания перед тем, как мы вернемся в нашу отчизну на Небесах. Пусть слава Божья сияет в наших жизнях, и пусть перед её лицом исчезают все наши проблемы и страхи!

(п. Ярослав)