head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Гнев Агнца” (Откровение 6)

ГНЕВ АГНЦА

Откровение 6

Ключевой стих 17 : "ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?"

0. Предисловие

В предыдущей главе мы видели, как не нашлось на земле и на небе никого достойного открыть и читать книгу, которая была в Божьей руке и запечатана семью печатями. Только один был достоин это сделать — победивший лев и он же закланный Агнец. Божий план настолько грандиозен, что никто, кроме самого Бога, не может его исполнить. И мы можем только поражаться величию нашего Бога. Он особенный. Все остальные — только части Его плана, а Он — творец, начальник и совершитель.

Автор, апостол Иоанн, не мог прочитать книгу, открытую Агнцем, и переписать что-то из ее. Но он видел видения, и постарался их передать. Бог выше человеческого понимания, и Его слово часто звучит для нас, как дифференциальное исчисление для первоклассника. Если предыдущие главы Откровения были трудны для понимания, то теперь начинается совсем непонятное. В книге Иезекииля описывается река, которая течет от Божьего престола. Сначала она мелкая, потом по колено, потом по пояс, потом по шею, а потом становится такой глубокой, что можно только плыть. Мы сейчас дошли до такого места. И хотя мы не сможем вычерпать этот бурный поток, мы можем попробовать наловить в нем рыбы.

История очень многослойна. Многие события, предсказанные в Библии, происходили несколько раз, все усиливаясь. Мы можем найти в Библии людей, которые были прообразами Христа, и в конце концов пришел Сам Сын Божий. Так же были земные правители, которые стали прообразами антихриста. Поэтому, когда мы будем сопоставлять написанное с современными тенденциями, не забудем, что это только иллюстрация для понимания, и смысл может быть намного глубже. Тем не менее, Библия даст нам правильный взгляд на тенденции и принципы. Мы должны помнить важный принцип: Библия говорит не для того, чтобы мы все на свете знали, а для того, чтобы мы знали, как правильно поступать.

1. Четыре всадника (1-8)

Прочитаем стих 1:

1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Каждая печать запечатывала часть книги, и теперь, когда Агнец начал срывать печати, Божья история начинает развертываться перед нашими глазами. Иоанн не читал, а смотрел. Слово Бога — живо и действенно, и оно воплощается в реальные вещи и события. Что же увидел Иоанн? Посмотрим стих 2:

2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить.

О чем и о ком говорит это образ? Конь в Библии тесно связан с войной. В первую очередь это было мощное и к тому же умное оружие. История мира — это постоянная война и мерянье силами. В этой главе мы можем проследить эволюцию коней, на которых ездило и будет ездить человечество. Гуманисты говорят, что мир станет лучше по мере развития науки, культуры и технологии. Но Библия говорит, что все будет только хуже. Человек, отвергший власть Творца, постоянно пытается сам стать властелином, и для этого покоряется власти дьявола.

Белый цвет — символ власти и победы. Именно на белом коне победитель обычно въезжал в покоренный им город. Также давайте запомним главные атрибуты всадника: лук, венец и стремление к победе.

Некоторые говорят, ссылаясь на белый цвет, что это Иисус. Некоторые говорят, что это антихрист. Давайте не будем вдаваться в бесплодные споры и посмотрим, что говорит сама Библия. У меня есть серьезные основания полагать, что это не Иисус. Во-первых, венец не принадлежал всаднику, он был ему дан. Во-вторых, он вышел, чтобы победить — но не говорится, что он победил или что от его победы был какой-то результат. В-третьих, Иисус в этот момент снимает печати, а не ездит на коне. Он — вне книги, а не внутри ее. Пс. 32:17 говорит:

Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.

– в то время как Иисус спасает и избавляет. В книге Откровения Иисус подчеркнуто показан как особенный, и вряд ли Иоанн изображал бы Его в одном ряду с другими всадниками, не показав существенного отличия. Но, поскольку три других коня несли зло, то и первого имеет смысл причислить к этой группе.

Помните, кто начал старую добрую традицию захвата власти? В книге Бытия, 10-я глава, читаем:

8 Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле.

9 Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.

10 Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар.

Это была первая империя. Нимрод стал ее лидером, потому что был сильным звероловом, то есть, обладал определенным мастерством. Точно так же лук в руках первого всадника требует определенного мастерства. И такие люди издавна были в почете и обладали властью.

Прочитаем стихи 3,4:

3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Рыжий цвет — символ огня и крови. Его всадник получил меч и власть забрать мир с земли. Со временем люди поняли, что можно применять грубую физическую силу, и таким образом получить власть, не имея особых талантов и мудрости. Заметим, что лук у первого всадника мог служить для охоты, но меч, который видим у второго всадника, был придуман исключительно для того, чтобы убивать себе подобных. Философы 19-го века насадили идею что человечество может жить без Бога. Ницше сказал, что Бог умер. Также он сказал, что мораль — понятие относительное, и что правильная мораль должна прославлять жизнь и ее стремление к власти. 20-й век прославил стремление к власти двумя мировыми войнами. Как никогда стало ясно, на какие ужасные поступки способен человек.

Прочитаем стихи 5,6:

5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Вороного коня обычно связывают с голодом. Мера в руках всадника говорит о связи с торговлей, то есть, по-нашему, со сферой экономики. Всадник обладал властью на цены. Хиникс — то есть, около литра, — пшеницы стал стоить динарий, то есть дневную зарплату работника. Чтобы выжить в таких условиях, людям придется покупать более дешевое зерно, которое тоже не очень дешево — три литра ячменя за динарий. В то время, как зерно — это продукты первой необходимости, то елей и вино — это товары из более дорогой категории, больше не для питания, а для развлечения. Они остались неповрежденными, возможно потому, что приносят больше прибыли при меньших затратах. Это напоминает наше время. Время больших экономических войн, когда даже закон превратился из инструмента наведения порядка и справедливости в инструмент зарабатывания денег. Мир переполнен развлечениями, люди покупают дорогие смартфоны и планшеты, чтобы на них играть в игры, много покупают алкоголя и сигарет — и в то же время у нас все меньше нормальных продуктов, нам даже страшно детально знать, что мы едим, а также жилье перешло в разряд роскоши. Огромная часть населения земли голодает, в то время как небольшая часть сходит с ума от изобилия и погружается во всевозможный разврат. Что ждет нас после этого? Какой будет следующая ступень развития человечества? Это скрывается за четвертой печатью.

Прочитаем стихи 7,8:

7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Бледный конь нес на себе всадника по имени «смерть». «Бледный» в оригинале «хлорОс», то есть зеленовато-желтый, как хлор, или трупный цвет. Четвертый всадник получает власть над четвертой частью земли. Он продолжает делать дела второго и третьего — умерщвлять мечом и голодом. Но к этому добавятся болезни и звери. Медицина в условиях развитой экономики занимается не лечением больных, а двумя вещами: зарабатыванием денег и убиранием симптомов, чтобы больные продолжали работать. К сожалению, наши любимые антибиотики со временем становятся менее эффективными, а к тому же ослабляют иммунитет. Так что скоро нам следует ожидать эпидемий, которые, как ни удивительно, охватят в первую очередь самые развитые страны. Мне не хватает фантазии, а может смелости, чтобы придумать, как именно люди будут бороться за власть в это время. Но есть в этом всаднике что-то еще более ужасное — за ним по пятам следует ад. Люди не только будут страдать физически. Намного страшнее, что они очерствеют настолько, что отвергнут Того, кто спасает от ада. Они полностью отдадут себя во власть смерти.

Мы рассмотрели четырех всадников, которые кратко продемонстрировали нам всю историю человечества. Зная, что в будущем все будет только хуже, должны ли мы стараться сделать этот мир лучше? Должны, потому что такова природа Бога, и такова природа нового человека, которого родил внутри нас Бог через Иисуса Христа. В то время, как люди стараются ради себя, и этим себя только уничтожают, мы должны жить для Бога и учиться заботиться о ближних. В то время как наш политики воюют за власть и плохо представляют, как эту власть правильно использовать, мы должны быть мудрее их и правильно использовать то, что у нас есть.

2. День гнева (9-17)

На самом деле книга еще не закончилась. И вот Агнец снимает пятую печать. Давайте прочитаем стихи 9,10:

9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Эта печать открывает нам еще один слой истории. В то время, как этот мир борется за власть, есть люди, которые полюбили Божье слово и свидетельствуют о нем. Но что с ними происходит в этом мире? Мир ненавидит их и уничтожает. Иисус говорил в молитве Богу за Своих учеников:

Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. (Иоанна 17:14)

Жизнь человека Божьего — это жертва Богу. Иоанн увидел души убитых за слово Божье под жертвенником. Что делали эти души? Они громко вопили к Богу, чтобы Тот судил виновных за их кровь. На первый взгляд, странная просьба: разве Иисус не учил прощать? Но на самом деле они не искали мести. Они искали справедливости. Должен ли Святой Бог попускать убийства и другие беззакония? Почему Бог это все терпит, а не расставит все сразу по своим местам? Наверное, у вас тоже иногда возникают такие вопросы. Пророк Исаия тоже встретился с таким парадоксом и сказал:

От края земли мы слышим песнь: "Слава Праведному!" И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. (Исаия 24:16)

Неужели Бог далеко и не обращает внимания на то, как люди делают зло? Екклезиаст 8:11 говорит:

Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Нам хочется, чтобы все произошло побыстрее. Но Бог все делает по Своему плану. У Бога есть причина не спешить. 2Петра 3:9 говорит:

Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Бог дает последний шанс даже самому закоренелому грешнику. Что же получили души убитых в ответ на свою мольбу? Прочитаем стих 11:

11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Во-первых, Бог облек их в белые одежды победителей. В мире они имели скорбь, но в духе они стали победителями. Теперь их страдания закончились, и они вошли в вечную славу.

Во-вторых, им сказано успокоиться, пока не будут убиты другие их братья.

Когда Бог обещал Аврааму, что его потомки завладеют Ханаанской землей, Он сказал, что это будет не сразу, а через 430 лет, по той причине, что народы этой земли еще не наполнили чашу своих беззаконий. И вот когда это произошло, тогда Бог привел в Ханаан израильтян в качестве суда. Когда вы плывете по реке и приближаетесь к водопаду, до определенного момента вы всегда можете остановиться и повернуть назад. Но наступает момент, когда течение становится слишком сильным, и тогда вернуться уже невозможно. Делая каждое решение в жизни, человек утверждает себя на определенной позиции. Покаяться или не покаяться — это решение. Кто-то откладывает это решение, думая, что всегда успеет. Но это так не действует. Покаяться не сейчас, а позже — это тоже решение выбрать безбожный образ жизни сейчас. Последовательность таких решений приводит к твердой жизненной позиции. То есть, с каждым таким решением покаяться становится все труднее. Бог терпит, пока есть еще хоть маленькая возможность, чтобы человек раскаялся, оставил зло и послушался воли Бога. Но если человек не раскаивается, наступает точка невозврата. Если человечество начинает называть добро злом а зло добром, тоже наступает такая точка, и тогда вскрывается шестая печать.

Прочитаем стихи 12-14:

12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

Здесь мы видим описание глобальных катаклизмов, которое не раз встречается в Библии. Будет глобальное изменение в фундаментальных природных явлениях. То, на что всегда можно было надеяться, рухнет. В наше время стали часто выходить фильмы-катастрофы. Через месяц с хвостиком нам обещают конец света по календарю Майя. Таким образом создается ореол выдумки вокруг конца света. После 21-го декабря 2012 года, когда скажешь человеку о конце света, он будет говорить: «Не страшно, я уже один пережил!». Проблема в том, что однажды это произойдет с тобой. Большинство вещей, на которые люди любят смотреть в фильмах, навевают ужас, когда происходят именно с тобой. Даже экономические кризисы многих доводили до самоубийства. Но однажды все изменится настолько, что ни один банк не сможет ничего гарантировать, нельзя будет доверять даже картам и GPS, потому что все изменится. Даже небо свернется, как свиток. Иисус говорил, что силы небесные поколеблются. Возможно, Он имел в виду изменение самих законов физики. Что будут делать люди в такой ситуации?

Прочитаем стихи 15-17:

15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,

16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;

17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Люди будут прятаться. Они все еще будут думать, что от Бога можно скрыться. Но скалы помогут не более, чем помогли Адаму смоковные листья. Посмотрим, как описал Божий суд Иисус в 3-й главе Иоанна:

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

2-я глава Римлянам говорит:

6 Который воздаст каждому по делам его:

7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную;

8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев.

Бог судит справедливо, и что посеет человек, то и пожнет. Что человек избрал, то он и получит. Говорят, что когда на выборах членам одной комиссии напомнили об ответственности за нарушение закона, те ответили: «Что вы нам угрожаете?». Точно так некоторые люди реагируют, когда им говорят о Божьем суде. Но это не угроза, а напоминание, что правильно, а что нет. И тому, кто поступает правильно, нечего бояться. Всякий раз, когда нам хочется согрешить, нам надо вспоминать это, чтобы не быть легкомысленными и иметь ко греху правильное отношение.

Люди будут прятаться во тьму от гнева Агнца. Вместо того, чтобы принять любовь Агнца, они будут бежать от Его гнева. Вдумаемся в смысл этих слов: «Гнев Агнца». Для чего Иисус стал Агнцем? Для чего Он принес Себя в жертву и был убит и оставлен? Потому что Он взял на Себя наши грехи и немощи. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

1-я глава послания Колоссянам говорит:

21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою

Иисус отдал себя, чтобы избавить нас от гнева, который мы навлекли на себя своими грехами. Верою в него даже самый закоренелый грешник может прийти к Богу и получить милость и новую жизнь. Зная такую любовь, будем ли мы бояться и прятаться? Или в раскаянии принесем свою жизнь Ему? Будем искать славы, чести и бессмертия, покоряясь истине, или будем предаваться неправде? Возлюбим слово Бога и свидетельство об Иисусе, хотя грешный мир его ненавидит? Отдадим свою жизнь для Него и будем ходить с Ним в славных белых одеждах или будем прятаться под скалами? Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

Прочитаем еще раз ключевой стих:

17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

(п. Ной)