head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Господь – Альфа и Омега” (Откровение 1:4-20)

ГОСПОДЬ – АЛЬФА И ОМЕГА

Откровение 1:4-20

Ключевой стих 8 : "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель"

Сегодняшнее слово от начала и до конца говорит нам о том, Кто наш Господь. Сначала это свидетельство Иоанна. Потом — это видение славы Иисуса Христа в Небесном Царстве. И есть еще одно свидетельство — Сам Иисус свидетельствует церкви о Себе.

Для того, чтобы лучше понимать книгу Откровение и сегодняшнее слово в частности, нам надо сделать одно историческое отступление. Во время написания Откровения в римской империи был очень особый период и для христиан наступили тяжелые времена. Император Домициан объявил себя «господином и богом» и оживил культ императора. Формально, императоры и раньше и позже называли себя «господином и богом», но это было просто часть титула, никто не считал императора действительно богом и сам император не требовал этого. Но Домициан потребовал, чтобы все было по-настоящему. В храмах начали приносить императору жертвы, а в Пергаме даже специально построили громадный храм императора. Все жители империи были обязаны совершать обязательные жертвоприношения императору. По всей империи начались суды и казни за «оскорбления величия». Естественно христиане не могли признать императора богом, достойным почитания и поклонения. Хотя эти гонения не были направлены специально против христиан, но верующие были поставлены перед выбором: или признавать Богом только Единого Бога и умереть, или, для сохранения жизни, отречься от Иисуса. В этой обстановке Иисус дал Свое откровение церкви.

Во-первых, благодать вам и мир от триединого Бога (4-7).

В стихах с 4 по 7 содержится приветствие Иоанна церкви. Посмотрите на стихи 4-6: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь». Иоанн пишет свое послание 7 церквам, находящимся в Асии. Это церкви Ефеса, Смирны, Пергама, Фиатиры, Сардиса, Филадельфии и Лаодикии. Хотя это вполне конкретные церкви, семь церквей символизируют не только их, но и всю церковь Иисуса Христа и разные этапы развития как и всей вселенской церкви, так и каждой конкретно поместной церкви.

Что мы видим в первую очередь? Самые первые слова послания говорят: «благодать вам и мир от Того, Который есть был и грядет». Прежде всего Иоанн благословляет церкви Божией благодатью и миром. Господь — Бог благодати и мира. Хотя читать откровение часто страшно и кажется, что тут есть только гнев и суд Бога, что будущее страшно, но Господь дает Своей церкви благодать и мир.

Второе, что мы видим в этом приветствии — кто наш Бог. Иоанн благословляет их от имени Бога-Отца, от имени Святого Духа и от Иисуса Христа. О Боге-Отце сказано: «Который есть, был и грядет». Господь «был». Он — сущий Бог, Он был вечно, до сотворения мира и Сам сотворил его. Он «есть». Господь есть сейчас, сейчас живет, и сейчас обращает внимание на верующих, защищает и поддерживает нас. И тут еще сказано — Он «грядет». Господь придет на землю и будет судить всех, и живых и мертвых, и тогда Его Царство установится по всей земле.

О Святом Духе сказано: «и от семи духов, находящихся перед престолом Его». Число 7 в Библии символизирует Божественную полноту или святость Бога или это символ Святого Духа. Иоанн благословляет церковь именем Святого Духа. Святой Дух — это Тот, Кто делает церковь живой, кто делает нас соединенными с божественной природой. Если бы не Святой Дух, церковь не значила бы ничего.

Об Иисусе Христе сказано: «и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему». Об Иисусе сказано больше всего. Он свидетель верный — Он засвидетельствовал нам о Боге, показал нам образ Бога в теле, и Он засвидетельствовал об истинности Библии, потому что исполнил все, что было в ней сказано про Себя и теперь истинно свидетельствует о том, что будет. Также Иисус назван первенцем из мертвых, значит, во время второго прихода Он воскресит как верующих, так и неверующих. Иисус — владыка царей земных. Хотя кажется, что цари и правители правят по своему произволу, но Иисус Христос царствует над ними и без Его воли не происходит ничего. Иисус возлюбил нас и омыл нас от наших грехов перед Богом не чем-нибудь, но Своею Кровью. Кроме того, Иисус сделал нас, церковь, царством Бога на этой земле, чтобы воля Его выполнялась, и поставил нас Его священниками для неверующих. Это цель церкви — быть царством Бога и показывать всем путь к Богу.

Посмотрите стих 7: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь». Тут Иоанн провозглашает, что Иисус скоро придет во второй раз. Во второй раз Он придет не как страдающий агнец Божий, а как царь и владыка всего, во славе и в силе Бога, на облаках, так, что Его приход не будет тайной ни от кого. Второй приход Иисуса будет ужасом для тех, кто не приняли Его, но радостью для тех, кто жили, ожидая Его прихода.

Во-вторых, видение Иисуса Христа в славе (9-20).

Посмотрите стих 9: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». Начиная с 9 стиха Иоанн описывает видение, которое дал ему Бог. Это видение было, когда Иоанн находился на острове Патмос. Это не была туристическая поездка по пляжам Эгейского моря. Иоанн находился там в ссылке, возможно, на каторге из-за того, что свидетельствовал об Иисусе Христе и проповедовал слово Божие. Иоанн понимал страдание верующих асийских церквей, потому что сам испытывал такие же гонения. Он называет себя «соучастником в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа». Иоанн признает, что тоже страдает за Иисуса. Но он не только соучаствует в страданиях, но и соучаствует также в царствии Иисуса Христа. Участвовать в страданиях Иисуса Христа, чтобы участвовать в Его царстве — это славный жребий.

Посмотрите стих 10. «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний». Хотя Иоанн был в ссылке на острове Патмос, но он был в духе. В духе Иоанн имел общение с Богом и имел доступ на небеса. Хотя Иоанн был не свободен перемещаться куда хочет, но в Святом Духе он был свободен.

Во время, когда Иоанн в духе молился, он вдруг услышал голос, который говорил к нему: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию». Посмотрите стихи 12-16: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей». Когда Иоанн обратился, чтобы увидеть, кто говорит к нему, то увидел воскресшего Иисуса Христа, Который пришел в славе Небесного царства. Один раз Иоанн уже видел Иисуса в таком образе на горе преображения. Сейчас Иисус пришел в белой одежде первосвященника. Он был опоясан золотым поясом. Голова и волосы Иисуса были белыми, как снег и глаза сверкали и светились, как огонь. Ноги были как бронза, раскаленные добела и сильно сверкающая, а голос — как шум водопада. Из уст Иисуса выходил обоюдоострый меч. Это — слово Бога, приникающее до разделения души и духа, составов и мозгов и судящее помышления и намерения сердечные. Иисус находился между 7 золотыми светильниками и держал в руке семь звезд. Когда Иоанн увидел такого славного Иисуса, то упал перед ним и стал как мертвый. Когда мы видим славу Бога, то никто не может стоять. Даже Иоанн, который три года следовал за Иисусом и видел Иисуса и на горе преображения и воскресшего Иисуса, не мог стоять. Также и мы, когда увидим Иисуса, сможем только упасть перед Ним и отдать Ему славу и хвалу. Тем более перед Иисусом не смогут стоять те, кто проклинали и ненавидели Его, кто гнали Его церковь.

Но хотя Иисус славный Господь и грешник не может стоять перед Его славой, но мы не должны ужасаться Его. Стихи 17,18 говорят: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Слава Богу, что Иисус, имея такую славу и власть, не осудил нас, но открыл ад и смерть, чтобы вывести верующих в Него и ввести в вечную жизнь.

Иисус находился среди 7 светильников и держал 7 звезд. Он Сам сказал, что это значит. Посмотрите стих 20. «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». 7 светильников — это 7 церквей. Хотя церковь сейчас находится под гонением, но светильник должен светить. Бог поставил церковь, для того, чтобы она светила миру словом свидетельства Иисуса Христа. Когда церковь горит и светит миру, то Сам Иисус пребывает с ней, как святой и страшный Бог, так что никто не может причинить ей зла. В руке Иисус держал 7 звезд, которые символизируют семь Ангелов церквей. Господь не оставляет церковь и верующих одних. Он послал Своих Ангелов, чтобы хранить и оберегать церковь.

Третье. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний (8,10б,17б,18)

Посмотрите стих 8. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Эти слова — свидетельство Иисуса про Самого Себя. В сегодняшнем слове это свидетельство повторяется трижды: в 8, в 10 и в 17,18 стихах. Я прочитаю их. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (8). «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (10б). «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (17б,18).

Во-первых Иисус — Альфа и Омега. Альфа — первая буква греческого алфавита, Омега — последняя. Сказать «альфа и омега» все равно что сказать «начало и конец». Иисус — Альфа. Он — первопричина этого мира. Он сотворил этот мир. Он захотел создать человека и создал его по Своему образу и подобию. Когда Иисус захотел спасти человека, Он взошел на крест. Иисус — первопричина нашего мира, нашей жизни, нашего спасения. Все, чем мы есть мы обязаны Богу Иисусу Христу. Он дает нам нашу жизнь, каждый день дает насущный хлеб, каждый день очищает нас от грехов, ведет по жизни. Также через Иисуса произошла не только наша жизнь, не только наше спасение, но и история. История имеет начало — это Иисус Христос.

Но Иисус не только Альфа, начало и первопричина нашей жизни. Он — Омега, конец, цель всей нашей жизни и истории. Он начал историю, и Он ее завершит. Он был источником наших жизней, поэтому Ему принадлежит вся наша хвала, наше поклонение, все что мы делаем или имеем. И этот мир и наше спасение и служение, все имеет ясную цель — это для Иисуса Христа. «Все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). В конце концов все вернется к Иисусу. Приобрести Иисуса, прославить Иисуса, вечно прибывать с Иисусом в Небесном Царстве — это конечная цель христианской жизни. Именно это слово «Омега», то что Иисус цель верующего стало сегодня для меня личным откровением.

Во-вторых, Иисус был мертв и жив и живет во веки веков и имеет ключи от ада и смерти. Иисус имеет жизнь, но отдал ее, чтобы победить сатану, чтобы отобрать у него ключи ада и смерти. Теперь сатана не имеет права забрать жизнь, не может осудить нас. В конце концов только Иисус теперь имеет право судить, кто будет спасен, а кто осужден. Только Иисус может дать и забрать жизнь.

В-третьих, Господь — Вседержитель. Вся власть в этом мире принадлежит Господу. Хотя император объявил себя богом, хотя он заставлял поклоняться себе, но его власть была только в этом мире. Он не мог дать жизнь и когда его убили, его власть закончилась. Но власть Иисуса — и над живыми и мертвыми, и над людьми и над ангелами и над всеми духами и над животными и над природой. Его власть никогда не кончится.

Почему Иоанн так подробно описывает нашего Бога? Для христиан того времени был реальный вопрос жизни и смерти: можно ли на словах признать императора богом и совершить формальное жертвоприношение во имя императора. Большинство современных людей вообще не поняли бы этот вопрос: «а в чем проблема? Я же верую в глубине души, а поклонение императору это пустая формальность». Но вера и церковь однозначны в этом вопросе: есть только один живой Бог, и Его Сын — Иисус Христос, Который умер за нас, и мы не должны отрекаться от Него даже до смерти. Но следование за этой истиной тогда обозначало смерть. Откуда взять силы, мужество и терпение, чтобы перед лицом смерти не отречься от Иисуса Христа? Для этого мы должны знать, кто наш Бог. Наш Бог — Сущий, Он творец мира, Он управляет этим миром, Он царствует над властями и над этим императором. Он возлюбил нас, омыл нас и теперь мы принадлежим не императору, но Его царству. В конце концов Он скоро придет и все, кто превозносились перед Ним, кто ненавидели Его, кто гнали церковь Его в ужасе будут рыдать перед Ним. Ради такого Бога можно даже умереть. Для верующих первого века слова Иоанна — это не фигура речи, но слова укрепления и утешения, это слова живой надежды Небесного Царства.

В нашей жизни, мы тоже постоянно встречаемся с выбором: или Иисус или этот мир; спокойная жизнь в мире или гонения и страдания ради Иисуса Христа. Конечно нам, в нашей стране, в наше время не приходится выбирать, исповедовать Иисуса Христа или умереть. Тем не менее, как и 2000 лет назад, нам приходится выбирать, чего мы хотим достичь: или царства этого мира, или царства Бога. Это ежедневный небольшой выбор: или читать Библию, или читать новости в интернете; или дать время Богу и пойти к агнцам, или посмотреть на ex.ua какой-нибудь фильм. Это выбор, куда тратить деньги, наполняться ли Иисусом Христом или мирскими желаниями. Также это выбор, будет ли Иисус управлять моей жизнью или я сам буду решать, что мне делать, на ком жениться, какую и где искать работу. Если мы выбираем царство Бога, то к нам, как и к верующим первого века, обязательно придут гонения и страдания, может быть даже мученическая смерть. Скорее всего, мученической смерти не будет, но точно будут насмешки и непонимание других людей. Это — узкий путь, который ведет в Небесное Царство, он требует от нас самопожертвования, мужества и терпения. Чтобы идти этим путем, мы должны знать Кто такой Бог и Иисус, видеть Его славу.

Также, из сегодняшнего слова мы видим, что Господь не избавляет верующих от страданий, от гонений и от искушений. Вместо этого Он дает нам Свою благодать и мир, защищает нас от зла и введет в славное Небесное Царство. Благодать — это в гонениях приобрести Бога, веровать в Иисуса Христа и искать Его.

Господи, прости меня, что я так далеко отошел от Тебя, забыл, Кто Ты есть на самом деле. Через сегодняшнее слово я увидел, что Откровение понимает только тот, кто действительно жаждет встретить Иисуса Христа, хочет второго прихода и того, чтобы Царство Бога пришло на землю. Через это слово я нашел себя холодным и в компромиссе с этим миром. Мне нечего сказать перед Иисусом, единственно могу поклониться перед Иисусом, Который есть Альфа и Омега, Который есть, был и грядет, Которому принадлежит вся власть. Иисус стал началом моей жизни веры, Он спас меня от осуждения греха, от страха смерти, до сих пор Он хранил меня, хранил и проводил мою семью. Я раскаиваюсь, что забыл, что Он есть не только начало моей жизни веры, но и Омега, конечная цель моей жизни, Тот, перед Кем я вечно буду склоняться, Которого вечно буду хвалить. Господь, будь Альфой и Омегой моей жизни, также нашей церкви и нашего народа.

Давайте прочитаем стих 8: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

(п. Авраам)