head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Жатва” (Откровение 14)

ЖАТВА

Откровение 14

Ключевой стих 15 : "И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела."

Мы изучаем книгу Откровение. Обычно события, о которых тут говорится, относят к концу света. С одной стороны, это так и есть. Но, с другой стороны, это не значит, что мы не имеем к этому отношения. Конец всегда следует после начала и продолжения. Скажи мне, к какому концу ты движешься, и я скажу, кто ты. Итак, давайте отправимся в будущее.

1. 144000 с Агнцем на Сионе

Прочитаем стих 1:

1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.

В предыдущей главе мы видели мрачную, безрадостную картину. Зверь, наделенный властью от дьявола, стал повелителем мира, все люди ему поклонились, и даже он стал побеждать верующих. Но Библия, как всегда, не удовлетворяется однобоким видением реальности. В предыдущей главе мы видели все из глубины Матрицы, а теперь посмотрим, как все выглядит с Сиона.

Сион — вполне реальный холм в Иерусалиме, рядом с Храмовой горой. На нем, кстати, находится могила Оскара Шиндлера, спасшего многих евреев от гитлеровских репрессий. Об этом человеке надо сказать пару слов. Он жил в то время, когда огромной частью мира правил Гитлер — одно из отражений антихриста в зеркале истории. Казалось, что эта злая власть похожа на мощного уродливого зверя из предыдущей главы и ничто не может ей противостать. Но Шиндлер начал делать доброе дело, хотя и было трудно и опасно. Он спас от репрессий примерно 1200 человек. Через несколько лет власть Гитлера рухнула, а Шиндлер и спасенные им люди остались жить. Теперь вернемся к Сиону. В Библии Сион также назван «гора дома Господня», и символизирует жилище Бога:

Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. (Пс.131:13)

Оттуда приходит Божье спасение для Его народа:

Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль. (Пс.52:7)

В контексте предыдущей главы, мы можем считать, что речь идет о земном Сионе, только при условии, что власть на земле захватит семиголовый динозавр. Поэтому очевидно, что речь идет о Сионе небесном, месте обитания Бога. Пока внизу, на земле, ползают все эти жуткие звери, на Сионском холме стоит Агнец — тот самый, который был заклан, чтобы искупить нас Богу и сделать нас царями и священниками на земле. С Ним находятся люди, у которых на лице написано, что они принадлежат Богу.

Кто же может находиться в жилище Бога и стоять в Его присутствии?

3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно

(Пс.23)

О числе 144 000 я не буду много говорить — на этот счет много спорных мнений. Одно точно ясно: это не ограничение числа спасенных. Духовная математика отличается от обычной, и в 144000 может вместиться любое количество спасенных грешников. В том числе и мы с вами. Давайте лучше посмотрим, что делали эти люди и что они собою представляли. Прочитаем стихи 2,3:

2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.

3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.

В то время, как на земле слышны только стоны, рычание зверей и звуки битвы, на небесах мы снова слышим музыку и песни! Трудно петь, когда ждешь беды, но радостно и сладко петь, когда твои грехи прощены и ты безусловно принят Богом! Песня — это неотъемлемое свойство верующего. Как говорится, «нам песня строить и жить помогает». Христианские песни отличаются от песен этого мира. Самое главное отличие: мирские песни прославляют творение, а христианские — Творца. Поэтому христианские песни не только дают нам какие-то эмоции, но и наставляют в истине, укрепляют наш дух.

Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол. 3:16)

Сказано, что только эти особые люди могли научиться новой песне. Песня, которая славит Творца, не такое простое дело. Для этого нужно сердце, которое славит Творца. Посмотрим, чем еще были особенны эти люди.

Прочитаем стихи 4,5:

4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу,

5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.

Во-первых, они не осквернились с женами. В наше время это кажется чем-то невероятным. Почти все осквернились. Даже слово «девственник» считается презрительным. Но Бог высоко ценит нашу чистоту. (Для ясности подчеркну, что состоять в браке и оскверниться — это разные и, скорее всего, противоположные вещи). Когда Израильтяне оставили закон Бога и стали служить идолам, Бог сравнивал это с блудодейством. Как телесный, так и духовный разврат противны Богу. Сам Бог верный и праведный, и желает видеть своих детей такими же. Кажется, что мы с таким прошлым уже не можем попасть в число этих 144000. Но нет ничего невозможного для Бога! Кровь Иисуса Христа не только искупает наши грехи, но и очищает нас от них. Она восстанавливает утраченную из-за греха невинность. Например, послание Павла Коринфской церкви показывает, насколько испорченные люди там собрались. В том числе, в этой церкви происходило блудодейство, хуже чем у язычников. Но, тем не менее, Павел пишет им такие слова:

Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. (2Кор. 11:2)

Даже самый испорченный грешник может, пригласив в свою жизнь Христа, восстановить ту невинность, которую грех отобрал. Мы стали новым творением. Древнее прошло, теперь все новое. И мы можем теперь жить в верности Богу, как чистая невеста.

Дальше сказано, что они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Иисус говорил, что Его овцы знают Его голос и идут за Ним.

Они искуплены из людей. Как первенцы. В память о том, что Бог уничтожил первенцев в Египте, но пощадил первенцев Израильтян, Израильтяне должны были все первородное из животных приносить в жертву Богу, а своих первенцев выкупать. Но об избранных сказано, что Бог Сам выкупил их. Это был дорогой выкуп – жизнь Иисуса Христа в обмен на нашу. Мы куплены не за серебро или золото, а дорогою ценою крови Иисуса.

Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1Кор. 6:20)

Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков. (1Кор. 7:23)

Дальше сказано, что в их устах нет лукавства. Это еще более удивительно. Кто может так сказать о себе? Пророк Исаия считал себя вполне нормальным человеком. Но когда он увидел Бога, он в ужасе закричал: «Я погиб, потому что я — человек с нечистыми устами!». Насколько же у нас уста могут быть нечисты, загрязнены ложью, жалобами, самовосхвалением, пустословием, пошлостями или чем-то еще. Но, как Господь горящим углем очистил уста Исаии и послал его проповедовать слово Бога, так и нам кровь Иисуса Христа очищает уста от всякого грязного слова, чтобы мы могли идти и научить все народы об Евангелии Иисуса Христа. Аминь

Мы посмотрели на духовную реальность, что происходит на небесах. Она отличается от земной реальности из предыдущей главы. Однажды эти две реальности сойдутся в окончательной битве.

2. Падение Вавилона

Дальше Иоанн увидел трех ангелов, и каждый из них имел особую весть. Прочитаем стихи 6,7:

6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;

7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

Первый ангел летел по небу и имел вечное Евангелие, предназначенное каждому человеку. Как мы знаем, слово «Евангелие» переводится с греческого как «Радостная весть». Что же радостного говорил этот ангел? Он говорил, что надо убояться Бога и воздать Ему славу, что настало время суда, и что надо поклониться Творцу. Слова «Радостная весть» и «убояться» как-то слабо вяжутся между собою, не так ли? «Хочешь, я тебя обрадую? – Хочу. – БОЙСЯ!». Это выглядит странно. Поэтому остановимся поподробнее.

Во-первых, что значит слово «бояться»? Мы боимся, когда от чего-то или кого-то зависит наша жизнь или что-то очень важное для нас. Например, пистолета. Или того, от кого получаем деньги. Соответственно, фактор страха влияет на наше поведение — ведь мы стараемся сохранить важные для нас вещи, особенно жизнь.

Во-вторых, что в это время происходит на земле? Там действует злая власть, которую Иоанн представил в виде страшных зверей. Эта власть пытается взять контроль над способностью покупать и продавать, и даже над самой жизнью, без жалости убивая тех, кто ей противостоит. И люди живут в страхе от этой власти. Люди перестают отстаивать правду, потому что иначе злая власть будет делать им плохо. Они начинают славить зверя — не из-за любви и восхищения, а из-за страха. Говорят, что после речи Сталина того, кто первый переставал аплодировать, сразу забирало КГБ, поэтому аплодисменты были долгими и бурными. Из-за такого страха люди соглашаются со всяким злом, и так сами становятся пособниками зла. Кто не боится Творца — тот начинает бояться творения. Кто не служит Творцу — тот начинает служить творению.

И тут — Радостная весть: «Ваша жизнь не в руках зверя, а в руках Бога! Не бойтесь убивающих тело, бойтесь Того, Кто имеет полную власть над вашей душой. Бог — это Творец и полноправный хозяин, а зверь — только творение. Воздайте свои аплодисменты Богу, который правит не страхом, а любовью и милостью!». Радостная весть и в том, что настал час суда — теперь Бог наведет в мире справедливость. Зло будет наказано, а измученные выйдут на свободу. Конечно, это радостная весть!

Прочитаем стих 8:

8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.

Не только в Библии, но уже вообще во всем мире Вавилон символизирует человеческую цивилизацию, то, чем люди хвалятся. Нас всегда манят новые изобретения и открытия. Однако, сделали ли они жизнь человека лучше? Посмотрев внимательно, мы увидим, что они даже не сделали жизнь легче и приятнее. Наоборот, растет темп жизни и уровень стрессов, у людей все меньше свободного времени и все больше дыры в личном бюджете. Все больше людей залезают в кредиты и всю жизнь живут как в рабстве.

Впервые Вавилон появляется в книге Бытие. Люди построили его, чтобы прославить собственные способности. Также он изначально создавался как империя, то есть, как машина контроля над жизнями людей. Эта машина перерождалась под разными названиями, но живет и действует до сих пор. Эта система вводит людей во всякие грехи, ведь виноватого легче контролировать, а из распутного и невоздержанного легче вынимать деньги. Чтобы получать больше выгоды и власти, она распространяет свое блудодейство по всему миру. Второй Ангел возвестил крах этой системы. Когда в этот мир пришел Иисус, люди увидели совсем другую жизнь: вместо контроля и угнетения Иисус управлял любовью и служением. Он не сделал никакого греха, хотя весь мир был наполнен искушениями. Он противостоял злу и не боялся за Свою жизнь. Его убили, но Он воскрес. Это показало, что построенное на безбожии и несправедливости движется к уничтожению, чтобы дать место справедливому, мудрому и милостивому правлению Бога.

Прочитаем стихи 9-11:

9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,

10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;

11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Третий Ангел провозгласил серьезную личную ответственность каждого человека за свои решения. Никто не любит слушать об этом. Но лучше слушать и знать, чем получить сюрприз потом.

Прочитаем стих 12:

12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

Терпение — не значит ничего не делать. Это значит делать, даже если трудно. Чтобы соблюдать заповеди Бога и веру в Иисуса в этом мире, нужно терпение. И легче терпеть, когда видишь свет в конце туннеля. Думаю, эти три ангела показали нам достаточно света, чтобы мы могли запастись терпением и до конца проходить предлежащее нам поприще.

3. Жатва

Прочитаем стих 13:

13 И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

Жить и умереть в Господе — это блаженство. Переходя в мир иной, мы не сможем ничего взять с собою. Единственное богатство, которое последует за нами — это то, что мы сделали для Бога. Вспомним, например, Шиндлера из первой части проповеди. Хотя он уже умер, его дела помнят и ценят. Точно так же у Господа не забыто ни одно дело, которое мы совершили из-за Его любви к нам.

Прочитаем стих 14:

14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.

Мы видим здесь еще одну странную картину. Человек в золотом венце, и при этом с серпом в руке — это как президент Украины за рулем комбайна. Наверное, это говорит нам о важности жатвы. Этот «подобный Сыну Человеческому», конечно же, Иисус.

Прочитаем стихи 15,16:

15 И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.

16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.

После доклада Ангела Иисус пустил серп в дело и собрал урожай. Согласно притче Иисуса о семени и плевелах из 13-й главы Матфея, жатва — это кончина века. У этого мира будет конец. Жизнь каждого из нас в этом мире тоже имеет конец. Часто люди считают, что конец не скоро, что мы будем жить долго и счастливо, а потом внезапно придет конец. Но это не так. В этом отрывке конец представлен как жатва. Жатва происходит не внезапно. Ей предшествуют вспахивание поля, его засевание и затем полив и удаление сорняков, пока не созреет урожай. То есть, это долгий процесс, конец которого зависит от каждого этапа. Точно также наша жизнь: Бог создал нас и посеял в этом мире не просто так, а чтобы мы принесли хороший плод. Жатва будет, но сейчас мы растим то, что будет пожато. Возможно, у нас разные участки: у кого-то чернозем, а у кого-то груда камней. Но кто заботится о своем поле, у того оно становится все лучше. Кто не заботится — наоборот. Уже сейчас становится ясно, кто какой плод принесет. Но еще, по милости Бога, Ангел еще не произнес свой доклад и есть время для того, чтобы все исправить.

Прочитаем стихи 17-20:

17 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.

18 И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.

19 И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.

20 И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Здесь описан второй этап жатвы. Если первый этап — жатва добрых плодов, то второй — уничтожение греха. В притче о добром семени и плевелах хозяин говорил так:

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. (Матф. 13:30)

Здесь же автор использует образ винограда, ссылаясь на книгу Исаии:

Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; (Ис. 63:3)

Это было сказано о наказании за грех, которое за нас понес Иисус. Также Иеремия говорит о суде Бога:

"Всех сильных моих Господь низложил среди меня… как в точиле истоптал Господь деву, дочь Иуды" (Плач. 1,15)

1 стадия — это, в грубом приближении, около 200 метров. На 1600 стадий в радиусе — это немного больше территории Израиля. То есть, суд наполнит святую землю и перельется через край. Глубина до узд конских — это достаточно, чтобы утонуть.

Чтобы увидеть, какого наказания достоин грех, надо посмотреть на крест Иисуса. Иисус был избит, окровавлен, измучен, и умирал на кресте за наш грех. Можем ли мы избежать такого же, если отвергнем Его жертву за нас? Для тех, кто принял жертву Иисуса, суд уже состоялся на Кресте. Для тех, кто отверг Его жертву, все еще впереди. А пока что урожай зреет. Нам нужно войти в число 144000, которые следуют за Агнцем везде, куда бы Он ни пошел. Иисус сказал:

кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоанна 15:5б)

Эта глава заставила меня задуматься о том, что этот мир не вечен. Я сейчас прохожу ту возрастную категорию, когда хочется прожить жизнь заново. Это называется «кризис среднего возраста». Приходят мысли, что я много упустил, и не подготовился в достаточной мере к будущему. Мысли о деньгах, которых нет, или о собственном доме, которого нет, часто всплывают в голове. А видя, что творит правительство, я и ожидать ничего не могу. Но готовя эту проповедь, я посмотрел на вещи с Сиона, в большей перспективе. Царство Бога неумолимо наступает. И то, что сейчас трудно, не повод к отчаянию. Все скоро закончится. Терпение как раз и нужно тогда, когда трудно. Поэтому я решил уповать на Бога и служить Ему.

Я молюсь, чтобы сегодняшнее слово ободрило всех вас и показало свет в конце туннеля, который даст вам силу терпеть. Давайте служить Творцу и передавать другим вечное Евангелие, которое спасает всякого верующего.

Прочитаем ключевой стих:

15 И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.

(п. Ной)