head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Должно вам молиться и не унывать” (От Луки 18:1-8)

ДОЛЖНО ВАМ МОЛИТЬСЯ И НЕ УНЫВАТЬ

От Луки 18:1-8

Ключевой стих 1 : "Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать"

На прошлом Богослужении мы слышали проповедь о пророке, которому Бог показал удивительное видение: Господь оживил множество сухих костей, которые просто валялись на поле и сделал из них великую армию. Бог посылает нас к этому поколению с проповедью Евангелия. И мы верим, что слово Бога, Дух Его принесет изменения и жизнь этим людям. Аминь! Но, порой, эти изменения происходят не так быстро, как нам хотелось бы. Поэтому, когда мы смотрим на людей вокруг нас, на современных студентов, на ситуацию в стране, то приходим в уныние и спрашиваем себя и Бога: «оживут ли кости сии?» Более того, порой мы сами себе кажемся сухими костями. Задачи, которые стоят перед нами порой кажутся слишком большими, а наши силы и возможности — слишком маленькими. Как нам преодолеть такое положение вещей? Где искать помощи и выхода? Как, в конце концов, преуспеть и принести хороший плод Господу? Ответы на эти вопросы мы находим в сегодняшнем отрывке. Пусть Господь откроет нам уши и сделает сердца мягкими, чтобы Дух Святой мог научить нас и говорить прямо в сердце.

Посмотрите стих 1, прочитаем его вместе: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать».

Герои этого отрывка — Иисус и Его ученики. В главах 17-18 евангелия от Луки Иисус преподносит Своим ученикам несколько уроков, которые должны были иметь непосредственное и очень практическое влияние на их жизни. В конце главы 17 Иисус говорил им о Своем втором приходе и о том, что жизнь христианина должна быть ожиданием. Ради этого ожидания мы живем не для приобретения мирских богатств а ради славы Господа, храним себя в чистоте и трудимся для Бога. А в главе 18 Иисус учит нас об еще одном очень важном аспекте христианской жизни — о молитве. Что же Он говорит нам о молитве?

Во-первых, ДОЛЖНО. Господь говорит, что молитва должна присутствовать в жизни верующего. Это не какая-то дополнительная опция, которой можно пользоваться, а можно – нет. Она должна присутствовать наших жизнях. Молитва — это признак и следствие веры. Мы молимся, потому что верим, что Бог слышит. Верующий молится, а неверующий — нет. Я помню, как у меня постоянно вызывал когнитивный диссонанс тот факт, что мы не молимся перед началом урока в университете: «вроде начинается собрание, приступаем к серьезному делу, а преподавать не молится. Как так?» Когда мы смотрим на жизнь нашего Господа Иисуса Христа, то часто находим Его в молитве. Он молился рано утром, когда ученики еще спали (Мар.1:35). Он молился, перед тем, как сделать важный выбор (Мар.3:13-15), когда собирался прославить Бога (Иоан.11:41,42) и когда шел на крест (Лук.22:42-44). Молитва была неотъемлемой части Его жизни. Молитву называют дыханием христианина, и как человек не может не дышать, так верующий не может не молиться. Можете ли вы представить свою жизнь без молитвы?

Во-вторых, ВСЕГДА. Когда нам нужно молиться? Перед едой? Перед сном? Или когда уже все так плохо, что просто нет другого выхода? Слово говорит: всегда. Всегда, это значит всегда: когда все хорошо и когда все плохо, когда встаешь и когда ложишься, когда радуешься и когда хочется плакать. В 1Фес.5:16-18 ап. Павел говорит нам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Воля Бога о нас, чтобы мы радовались, чтобы мы благодарили и чтобы молились. Когда? Всегда! Аминь!

В третьих, МОЛИТЬСЯ. Что нам должно делать всегда? – молиться. Аминь! Не переживать, не бояться, не отчаиваться… а молиться. Как ужасно было бы, если бы Господь сказал: должно вам всегда бояться, или, должно вам всегда переживать. Может быть некоторые хотели бы услышать: должно вам всегда есть или должно вам всегда спать. Но Господь сказал: молиться. Что же такое молитва? Прежде всего, это общение с Богом. Обоюдное общение. Многие из нас умеют говорить в молитве, но не менее важно уметь слушать, что Бог говорит нам. Когда мы не молимся и не слушаем Бога, тогда теряем направление жизни и видение, которое Бог хочет исполнить через нас. Также, мы довольно слабые создания и часто нуждаемся в мудрости и через молитву Бог даем нам мудрость: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» говорится в Иак.1:5. Молитва насыщает нас и дает внутреннюю силу, укрепляет в вере в Бога. Молитва изменяет нас и делает людьми, которые могут провозглашать Евангелие спасения этому поколению. Аминь!

Ну и в четвертых, НЕ УНЫВАТЬ. Есть много причин, почему верующий унывает и оставляет свою тему молитвы. Иногда мы просто устаем, иногда нам может казаться, что это бесполезно. Иногда мы унываем, когда не видим быстрого результата или когда не хотим на самом деле того, чтобы это случилось. Например, блаженный Августин в молодости молился так: «Господи, дай мне целомудрие и смирение, но только не сейчас». Уныние приводит к тому, что молитва сменяется равнодушием, ты примиряешься с положением вещей. Но Господь побуждает Своих учеников не унывать, но верить. В Мар.11:24 Иисус говорит: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам». Иисус призывал верить и продолжать молиться, даже когда внешне ничего не изменилось и рано или поздно ты получишь Божий ответ. Аминь.

Иисус знал ценность и важность молитвы. Но ученики не знали, поэтому Он учил их через эту притчу.

Посмотрите стихи 2-5: «говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».

Персонажи притчи — неправедный судья и бедная вдова.

Какое благословение для города и для всего народа, когда в нем есть честные и справедливые судьи. Каждый знает, что его дело будет рассмотрено непредвзято и может ожидать справедливого решения. Царь Соломон был мудрым судьей для своего народа. Поэтому, когда царица Савская приехала посмотреть, как Соломон управляет своим народом и судит его, она сказала: «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду» (3Цар.10:8,9) Также, прекрасным судьей для Израиля был пророк Самуил. Когда он состарился, то собрал народ и сказал: «вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в [деле] его глаза мои, – и я возвращу вам» (1Цар.12:3). Через его служение весь Израиль обратился к Богу, был защищен и безопасен. В нашей стране судовая система сильно дискредитирована, мы видим, как судьи закрывают глаза на беззаконие и неправду и люди даже не ждут от суда справедливости. Все люди хотят, чтобы судьи были справедливыми и честными, но этому городу не повезло. Его судья был безбожник. Он судил людей не по справедливости и Божьим заповедям, а по своему усмотрению. Он извращал суд, выносил нужные решения за взятку. Обманщики благодаря ему обогащались, а честные люди страдали.

И вот бедной вдове пришлось обратиться к такому судье. Мы не знаем, какая беда приключилась с ней. Очевидно, был какой-то соперник. Может быть он хотел забрать ее дом, или надел земли, что остался ей от мужа. Может быть за долги, он хотел забрать ее детей в рабство или сделать еще что нибудь подобное. Вдовы и сироты были самым незащищенным слоем населения в Израиле. Некому было вступиться за них, поэтому Господь в законе уделяет им особое внимание. В том обществе они могли надеяться только на Бога.

Вдове нечем было заплатить неправедному судье, поэтому, когда она пришла к нему в первый раз и сказала: «защити меня от соперника моего», судья сказал: «не отвлекай меня от важных дел». Как должна была поступить вдова в таком случае? – наверное, она должна была отчаяться, смириться с положением дел и отдаться во власть соперника. Однако, она избрала другую стратегию. Она решила быть настойчивой и раз за разом продолжала приходить к этому судье и требовать справедливости.

Когда он с женой шел в ресторан обедать, она стояла на улице и кричала: «защити меня от соперника моего». Каждый день она по 30 раз звонила ему в офис. Она преследовала его на всех торжественных мероприятиях и кричала: «защити меня от соперника моего». В конце концов она пришла к нему во сне, с распущенными волосами и страшным голосом сказала: «защити меня от соперника моего». Ее отчаянная нужда заставляла ее быть настойчивой, и судье ничего не оставалось, как только удовлетворить ее требование справедливости.

Притча Иисуса трогательная, немного смешная и ободряющая. Справедливость восторжествовала над злом. Ура! Мы удовлетворенно улыбаемся, когда видим победу вдовы. Мы примеряем на себя ее образ и нам тоже хочется стать такими героями молитвы, которые штурмуют небеса и сокрушают несправедливость и зло. Так в чем проблема? Проблема в том, что когда я смотрю на себя, на свою молитвенную жизнь, я обескуражен, потому что вижу, что она совсем не такая. Я не нахожу в ней ни постоянства, ни верности, ни настойчивости.

Реальность такова, что молитва, это большой духовный труд. А еще, есть противник, сатана. Он не беспокоится, когда мы говорим о молитве, когда читаем умные книги о молитве. Но когда ты опускаешься на колени перед Господом, все силы ада ополчаются против тебя, всякие мысли посторонние лезут в голову, мечты и искушения. Когда мы долго не получаем ответа на молитву, то становимся нетерпеливыми, в сердце появляется обида на Бога и равнодушие. С такими же проблемами сталкивались и ученики Христа. И когда Он молился, они в это время ругались с фарисеями или вовсе спали. Знал ли Господь об этом? Конечно знал. Потому эта притча не о вдове и судье, а о нашей молитве и Боге.

Посмотрите стих 6: «И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?» Неожиданно, но Иисус обращает наше внимание в первую очередь не на вдову, а на судью. Оказывается, «должно всегда молиться и не унывать» не потому, что таким образом мы можем достать Бога и Он вынужден будет ответить. Это языческое представление о Боге. Бог отвечает не потому, что хочет, чтобы от Него отстали. Оказывается, «должно всегда молиться и не унывать» потому, что Бог не такой, как неправедный судья. Иисус побуждает нас к постоянной и настойчивой молитве через то, что заставляет задуматься: «кто такой Бог, которому мы молимся? Какой Он? Как Он относится ко мне?» Он хочет, чтобы мы познали этого Бога, и познав Его, нашли глубокое удовлетворение и насыщение в молитвенной жизни.

Посмотрите стихи 7,8: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

Кем был судья для вдовы? – просто чужой, безразличный человек. Ему не было дела до ее проблем. Он не хотел причинить себе беспокойства, вникая в ее дело. Но как Иисус называет здесь верующих? Он называет нас избранными Своими. Бог избрал нас в этом поколении, оправдал, изменяет нас и делает подобными Иисусу Христу. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» говорит Павел в Рим.8:29-32. В другом месте Писания говорится: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:12,13). Бог любит нас, как отец любит своих детей. И как родители слышат голос ребенка утром или днем, или даже посреди ночи. Так и Бог всегда слушает нас. Он не дал нам ни одного повода, чтобы сомневаться в Его любви. Он подаст Свою защиту вскоре. Аминь!

Судья неправедный ничего не знал о правосудии и справедливости. Но Бог небес — Бог истинный и святой. Он любит справедливость. В Ис.61:8а Он говорит: «Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием». В Иер.9:24 Он говорит: «Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь». Божия любовь к грешнику и справедливость соединились на кресте Иисуса Христа «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим.3:25,26). Господь Иисус приглашает нас познать любящее сердце Отца на Небесах, Его характер, чтобы наша молитва была не просто чтением списка нужд, а отражением наших отношений с Ним. Чтобы эта молитва действительно насыщала нас и изменяла наши сердца. Должно всегда молиться и не унывать, потому что есть Бог живой и истинный, любящий и святой, который слышит твою молитву и хочет через эту молитву войти в твою жизнь и благословить тебя сверх меры. Аминь.

Посмотрите стих 8 еще раз: «сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

Здесь мы видим, что вопрос наших затруднений с молитвой не в том, что Бог не отвечает, а в том, есть ли у нас вера, чтобы молиться, есть ли у нас вера, чтобы получить обещанное. Только верой мы можем приходить к Богу в молитве и не унывать. Не отступать перед трудностями, но продолжать молиться и действовать для славы Бога.

Здесь нам есть чему научиться у вдовы. Вдова — это пример человека, у которого есть ясная тема молитвы. Человек, который молится поверхностно, не может вспомнить о чем молился уже через 5 минут после того, как откроет глаза. Но вдова имела конкретную нужду в защите, поэтому просила о защите, а не «за все хорошее против всего плохого». Также, это пример мотивированной молитвы. Она не могла забыть о своей проблеме, это жгло ее и побуждало к действию. Точно также и нам легко молиться о своих непосредственных нуждах. Когда нет работы и не знаешь, что будешь завтра кушать — горячо молишься: «хлеб наш насущный дай нам на каждый день», когда чувствуешь искушение — молишься: «защити нас от лукавого». Когда что-то болит, молишься об исцелении. Но Господь побуждает нас молиться не только о насущных нуждах. Он учит нас молиться, чтобы Его Царство пришло на землю, как оно уже есть на небе. Молиться и приближать этот результат проповедуя Евангелие. Потому что молитва — это не просто красивые слова, это также и действие. Молиться о спасении других бывает трудно. Но когда мы опускаемся на колени и начинаем просить Бога об этом, Он приходит и изменяет нас самих. Дух Святой обличает в эгоизме, побуждает больше служить и жертвовать для спасения неверующих. И мы встаем с молитвы измененными. Поэтому, должно всегда молиться и не унывать.

Когда ученики Иисуса приняли эту тему молитвы, когда она горела в их сердцах, тогда, даже посреди гонений и страданий они молились не о защите и безопасности, а о смелости проповедовать Евангелие: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса» (Деян.4:29,30). После того, как Иисус вознесся, Его церковь выглядела слабой и беспомощной. Они собирались на небольшом чердаке, при закрытых дверях. Так велико было искушение бросить все и вернуться к прежней жизни. Но они молились вместе и Господь послал им Духа Святого. Сделал их людьми, которые проповедовали Евангелие в Иерусалиме и в Иудее и по всей Самарии и даже до края земли.

Перед нами сейчас стоят реальные вызовы и темы молитвы. Мы видим ситуацию в которой оказалась наша страна. Войска у границ кажутся слишком сильными, а наши возможности слишком малыми. Разделения которые мы видим могут казаться слишком глубокими, чтобы даже мечтать о примирении и единстве. Что нам нужно делать в это время? – всегда молиться и не унывать и проповедовать этим людям Евангелие Иисуса Христа. Только в Нем одном есть ответы и примирение для нашей страны. Аминь. Мы молимся о весенней конференции. Мы хотим, чтобы поехало 90 человек. Но осталось меньше, чем две недели, а в таблице чуть больше 40ка. Что нам нужно делать? – всегда молиться и не унывать, идти и приглашать и регистрировать. Мы молимся об изменении нашей страны: «Украина — царство священников и святой народ», 24 прекрасных проповедника, 120 верных учеников, 1000 миссионерок. И иногда так трудно продолжать молиться об этом. Но, что? – должно всегда молиться и не унывать. Аминь. Мы знаем, что это Божья воля, и когда мы будем продолжать молиться так, Бог будет изменять нас самих и страну вокруг нас, чтобы эти темы молитвы стали реальностью.

Мы нуждаемся в Боге и в милости Его. Пусть Он действует в нас и научит находить глубокое обновление, удовлетворение и силу через постоянную молитвенную жизнь. И пусть Господь даст нам увидеть славу Его, когда то, о чем мы молимся, исполнится.

(п. Ионафан)