head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Духовное пробуждение в Массифе” (1Цар.7)

ДУХОВНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ В МАССИФЕ

1Цар.7:1-17
Ключевой стих 7:3

“И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян”.

С каким направлением лучше всего начать Новый Год? Наверное, все мы ожидаем в новом году экономического, социального и духовного пробуждения в нашей стране. Но, на самом деле, улучшение в системе может быть полезным только если происходит в результате личного внутреннего пробуждения в каждом человеке. Нам необходимо серьезное духовное пробуждение. Поэтому сегодня, на первом богослужении 2011 года давайте подумаем о духовном пробуждении на примере 1-й книги Царств. Время, когда родился Самуил, было тяжелым. Оба сына священника Илия были людьми испорченными и безбожными, а сам Илий достаточно политкорректным, чтобы позволять им грешить прямо в храме (2:12-22). Народ же Израильский поклонялся идолам, чем раздражал Бога. Со времён Авраама и Моисея до конца эпохи судей, до времени Илия, они потеряли осознание себя как Божьего избранного народа и погрузились в духовную тьму, потому что не было Бога с Его народом Израилем. Слава Божия отошла от Израиля. Через сегодняшнее слово мы можем учиться: во-первых, как Самуил начал духовное возрождение (2-11); и во-вторых, какое значение имело то, что Самуил поставил камень и назвал его “Авен-Езер”.

1. Самуил (Движение пробуждения) (1-11)

Однажды Израильтяне вышли на войну с филистимлянами, взяв с собой Божий ковчег. Божий ковчег был особым сундуком, в котором хранились Божьи заповеди. Он был знаком завета между Богом и Его избранным народом и символом присутствия святого Бога среди них. (Исх.25:22, 34:28-29) Ковчег сам по себе ничего не гарантировал, он только напоминал, что Бог смотрит на сердца израильтян. Но израильтяне думали, что ковчег — это пульт дистанционного управления Богом и должен обеспечить им легкую победу. Богу это не понравилось. В результате Филистимляне разбили их и захватили ковчег (1Цар.4:11). Но Бог вернул ковчег в Израильскую землю. Он оказался в Кириаф-Иариме и оставался там в течение двадцати лет (1). Так было, потому что жертвенник в Силоме был полностью разрушен филистимлянами.

Посмотрим стих 2:

“С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу.”

Кириаф-Иарим был близко к филистимским землям, и поэтому израильтяне не могли свободно поклоняться Богу. Им стало не хватать Бога и их сердца стали оттаивать. В основном на это повлияло то, что Самуил учил народ слову Бога. Хотя Самуил был один, он не отчаивался. Он начал движение духовного возрождения через верное изучение Библии.

Стихи 3-4 описывают движение покаяния Самуила. Какими в то время были отношения Израиля с Богом?

Илий постарел и ослеп. Его два сына-священника прямо в храме занимались блудом и вымогательством (2:17,22). Люди служили идолам, и Бог отступил от них, слово Бога было редким и видения нечасты. Когда ковчег был захвачен, Божий гнев воспылал: сыновья Илия погибли, а слава Божия отошла от Израиля (4:21). Политически Израиль был поражён филистимлянами и постоянно в состоянии войны. Они не могли свободно поклоняться Богу и сильно страдали.

Самуилу было около 32-х лет, когда он начал служить Богу на постоянной основе, как духовный лидер. Когда он созвал собрание в Массифе, там собрался весь Израиль (5). Самуил хотел, чтобы они восстановили отношения с Богом.

Посмотрите на стих 3:

“И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян.”

Самуил побуждал их к абсолютному покаянию. Рассмотрим, как он это делал.

Первое, «очистите себя от чужих богов» (3а).

Посмотрите на стих 3а.

“И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт…”

Здесь «иноземные боги» означают Ваала. Считалось, что Ваал давал дождь и урожай. Иными словами, это бог материализма, которому многие поклоняются и в наши дни. Сколько интеллигентов является материалистами? Они думают, что деньги могут решить все. На первый взгляд, деньги и правда решают все. Но они не могут решить самую фундаментальную проблему человека: не могут освободить его от греха и смерти, – и потому не могут дать абсолютную истину и счастье.

Астарта была богиней красоты (Лев.44:19). В ее храмах беспорядочные половые отношения считались частью религиозного ритуала. Поклонявшиеся ей переносили такой стиль поведения и систему ценностей в повседневную жизнь. В наши дни молодежь тоже бесконтрольно ищет секса и развлечений. Хотя в наше время развиты высокие технологии, но люди используют их не для славы Бога. Все важные места заняты идолами денег, легких удовольствий и относительности.

Причина идолопоклонства (Числ.25:6) – это намеренное общение с идолопоклонниками (Лев.44:15-19). Но совсем не общаться с идолопоклонниками в наше время просто невозможно. Что же мы можем сделать, чтобы не запачкаться влиянием идолопоклонства?

Первое, мы не должны сообщаться с идолопоклонниками (1Кор.5:11). Мы должны избегать их и не есть ничего из их жертвоприношений идолам (1Кор.10:8-22).

Второе, мы должны проповедовать Благую Весть, и таким образом показывать, что идолы — это обман (Деян.14:15). Мы не должны плыть по течению нашего времени, но бороться словом Бога и духовной силой.

Третье, изменить свою жизнь и служить только Богу (3б).

“… если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных”

Посвятите себя Богу всем сердцем. Кто обратил свое сердце от чужих богов и от грехов к Богу, тот может служить Ему. Тогда мы сможем духовно взрослеть и приносить плод.

Каков был ответ людей, когда Самуил понуждал их покаяться? Посмотрите на стих 4.

“И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу”.

Люди приняли проповедь покаяния от Самуила и начали каяться. Они приняли авторитет Божьего слова, которое говорил им Самуил. В стихах 5-11 дается общий отчет о собрании в Массифе. Судья Самуил собрал весь Израиль в Массифе, чтобы молиться (5) об их духовном пробуждении.

Что делал Самуил на этом собрании духовного пробуждения? Посмотрите на стих 6.

“И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.”

“Проливали воду” означает, что они выливали грехи из своих сердец. Это символ искреннего покаяния (Пс.21:15). Пост – означает плакать и смиряться перед Богом.

“согрешили мы пред Господом. (6в)”

Пророк Самуил совершил заступническую молитву за грех всего народа. Это есть заступническая молитва покаяния. Заступническая молитва – означает стоять в молитве за грехи народа между Богом и народом. Мы тоже должны совершать заступнические молитвы за свой народ и свой университет, как делал Самуил. Кто покаялся сам, тот имеет такой призыв от Господа.

В наши дни как в странах Запада, так и у нас, люди увязли в материализме и поисках удовольствий. Стало тяжело даже одного человека пригласить в церковь. Слава Божия отошла от нашей страны. Нам необходимо такое же духовное пробуждение, какое было тогда у Израильтян. Необходимо как личное, так и национальное пробуждение, как в Массифе. Каждый из нас должен лично смириться перед словом Бога и покаяться перед Богом. Каждый из нас, искренно покаявшись, может стать маленьким самуилом и начать духовное пробуждение через изучение Библии 1:1. Также мы должны возносить заступнические молитвы на наш народ.

Посмотрите на стих 7.

“Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о том, убоялись Филистимлян.”

После войны в Афеке, Филистимляне расположили там свой гарнизон (10:5). Они наблюдали за духовной активностью Израильтян и противостояли ей. Когда они услышали, что народ Израиля собрался в Массифе, они приняли это как вызов и приготовились атаковать. Израиль уже долго был под религиозной и политической властью филистимлян. Когда они услышали, что Израиль собрался для покаяния под лидерством Самуила, они подумали, что те начинают священную войну. Поэтому они решили атаковать первыми. Что делал Самуил в этот напряженный момент?

Первое, народ Израиля воззвал в молитве к Богу (8). Посмотрите на стих 8.

“И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян”.

За покаянием и решением служить Богу всегда следует атака сатаны. В прошлом они были под игом Филистимлян и сильно страдали. Их преследовали и они боялись. Но теперь они не отчаялись из-за своего бессилия, а воззвали к Богу. После покаяния они верили, что Всемогущий Бог сокрушит Филистимлян. Истинное покаяние дает нам способность доверять Богу.

Второе, Самуил принес всесожжение (9-10а).

“И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь “.

Всесожжение – это жертвоприношение, которое символизирует искреннее покаяние и посвящение всего сердца Богу (Лев.1:3-9). Когда сатана атакует нас, мы должны придти к Богу и принести жертву, как Самуил. Также мы должны совершить заступническую молитву.

Когда Самуил приносил всесожжение Богу с народом, армия Филистимлян, оснащенная железным оружием, атаковала холм в Массифе, не встретив сопротивления. Как в кино: еще мгновение, и место собрания и жертвенник будут уничтожены. Но Самуил даже глазом не моргнул и только принёс всесожжение и молился вместе с народом. И тогда, в последний момент, Бог спас покаявшихся людей. Посмотрите на стихи 10-11:

“И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором.”

Бог ответил на молитвы и жертвы Израиля сильным громом и погнал Филистимлян (2:10, 2Цар.22:14). Когда Самуил и народ всем сердцем приносили жертвы и молитвы, филистимляне испугались, что Бог пошлет на них 10 казней, как на Фараона в Египте, и приближались к Израилю со всеми предосторожностями. И тут Бог послал сильный гром. Они сразу испугались и разбежались. Когда Бог услышал молитвы Израиля, Израильтяне воспряли духом (11). Они начали истреблять Филистимлян. Всемогущий Бог избавил Свой народ Своей Всемогущей силой. Израиль не мог победить Филистимлян, потому что у тех было железное оружие. Только силой Бога они смогли одержать победу. Когда они искренне покаялись и надеялись только на Бога, они смогли испытать победу впервые со времён Самсона, который тоже уничтожил многих Филистимлян, когда покаялся (Суд.14-15). Божья слава, которая отошла от Израиля, теперь снова вернулась и пребывала с ними. Бог снова стал пастырем Израиля и начал вести и защищать их.

Подведем итог. Это важно и надо запомнить. В духовном деле покаяние и обращение к Богу важнее большой активности.

2. Бог Авен-Езера (12-17)

Что сделал Самуил в первую очередь после всенародного покаяния в Массифе и победы над Филистимлянами? Посмотрите на стих 12.

“И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь”.

Между Массифою и Сеном Самуил поставил один камень. Зачем? Это был памятник благодарности Богу, давшему им победу.

Снова посмотрите на стих 12.

“И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь.”

“…и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь.”

«Авен-Езер» переводится как «Камень Помощи». Этот памятник должен был выразить их благодарность Богу, помогшему им во время кризиса. Заметим, что строить памятник благодарности очень важно. Например, после окончания Великого Потопа Ной поставил жертвенник. Он построил памятник благодарения и возблагодарил Бога за спасение его семьи во время потопа. Иисус Навин после пересечения реки Иордан взял 12 камней и построил жертвенник. Это был памятник благодарности Богу за успешное пересечение реки Иордан. Таким же образом Самуил построил Евен-Езер, памятник благодарности. После постройки памятника Филистимляне больше не атаковали Израиль во все время жизни Самуила. Пока Самуил служил народу, Израиль мог наслаждаться миром.

Кто получил Божье благословение и не строит в своем сердце памятник благодарности, очень скоро это благословение потеряет. Например, царь Навуходоносор в Вавилоне с помощью Бога построил супердержаву. Но он возгордился и начал думать, что он всего этого достиг своей собственной силой и мудростью (Дан.4:30-31). Через несколько дней после того, как он сказал это, он был изгнан и ел траву, как вол, и волосы у него выросли как у льва (Дан. 5:16-21). Он пробыл в таком состоянии, пока не признал, что не он сам, а Бог правит миром и силой Бога он получил царство. Не стали ли мы такими же гордыми, как Навуходоносор, после того, как получили Божьи благословения и благодать? Мы должны снова вспомнить Божью милость к нам. По Божьей милости мы были приглашены на изучение Библии во времена наших студенческих лет, только по Божьей милости и силою Бога получили призыв быть пастырями и миссионерами, чему завидуют даже ангелы.

Хотя мы гордимся тем, какие мы умные, но когда дело доходит до Божьей благодати, наша память оказывается настолько слабой, что мы все забываем быстрее, чем студент после сессии. Скоро мы уже не помним, что Бог сделал для нас, и думаем, что добились всего своими силами, а на Бога только жалуемся, что Он не дал чего-то еще. Нам необходимо строить памятник благодати, Авен-Езер, который будет напоминать нам, как Господь помог нам, когда мы в покаянии обратили сердце к Нему. Этим памятником может быть наше свидетельство или благовествование, а может быть и какой-то сувенир, но он должен быть. Без памятника благодарности мы можем, как Навуходоносор, стать как дикий зверь, бродящий в пустыне.

Стихи 15-17 говорят о том, что Самуил продолжал судить Израиля. Как судья, Самуил проходил кругами от Вефиля до Галгала и Массифы. Он верно и искренне исполнял обязанности судьи. Мы можем учиться у него, как должен действовать добрый пастырь.

В завершение, Божья слава отошла от нашей страны, как от Израиля и от западных стран. Как можно восстановить правильные отношения с Богом? Мы должны возвратить наши сердца Богу в покаянии. (Здесь «мы» значит каждого «я») Мы должны покаяться в поклонении идолам материализма и плотских удовольствий, и служить только одному Богу (3). Мы также, как Самуил, должны совершать движение духовного возрождения через изучение Божьего слова.

“И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян”.

п. Ной (адаптировано с проповеди м. Джона Джана)