head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Духовные благословения во Христе” (Ефесянам 1)

ДУХОВНЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВО ХРИСТЕ

Ефесянам 1

Ключевой стих 3 : "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах"

Провожая уходящий год, вы, наверное, вспоминаете как полученные благословения, так и трудности и упущенные возможности. Говорят, что пессимист, глядя на стакан, в котором вода налита до половины, думает, что стакан наполовину пустой. Оптимист же считает, что стакан наполовину полный. А пока они думают и спорят, приходит реалист, берет этот стакан и выпивает. Давайте же будем реалистами! Не будем думать о том, что мы могли бы получить, но не получили, или получили наполовину, а подумаем о том, что у нас уже есть. Потому что Бог уже дал нам очень много.

(1-2) Приветствие

Прочитаем стихи 1,2:

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:

2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Послание Ефесской церкви Павел писал из тюрьмы. Но он не говорит о себе: «Павел, зек, жертва случайности и несправедливости». Он говорит: «волею Божиею Апостол Иисуса Христа». Он и в тюрьме помнил, что он Апостол Иисуса Христа. Бывает так, что из-за навалившихся проблем мы уже не помним, кто мы и не уверены, что должны делать. Но Павел был уверен, что стал Апостолом не из-за сложившихся обстоятельств, а по воле Бога. Поэтому обстоятельства не могли отобрать у него осознание призвания. Есть большая разница между человеком, который смотрит на обстоятельства, и человеком, который смотрит на Бога.

Я думаю, что Павел осознавал, как трудно жилось верующим в то время. И он в приветствии желает им не спокойной жизни, здоровья или денег, а благодати и мира от Бога Отца и Господа Иисуса. Павел ясно сознавал, что доброе приходит не от обстоятельств, а от Бога. И дальше мы посмотрим, что Бог дает нам.

(3-10) Духовные благословения

Прочитаем стиз 3:

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах

Сразу после приветствия Павел начинает хвалить Бога. Есть такой анекдот: что надо сделать, чтобы узнать, есть ли у человека iPhone? Ответ: ничего не надо делать – если есть, он сам покажет его в первые две минуты. Так и Павел – как только закончил формальности, сразу начинает хвалиться самым ценным, что у него есть. По какой причине он так хвалит Бога? Потому, что Бог благословил нас всяким духовным благословением! Давайте подумаем, почему, в самом деле, Павел так радовался, находясь в Римской кутузке.

Прочитаем стих 4:

так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви

Во-первых, Бог нас избрал. Избрание — очень серьезная тема. В мою компанию периодически приходят люди, чтобы устроиться на работу. Сначала они проходят собеседование, на котором я или другие сотрудники задаем им вопросы и задачки, и ставим оценку. По этой оценке руководство принимает решение, брать этого человека на работу или не брать. Как видите, избрание требует от человека определенных качеств и усердной подготовки. Многих, имеющих большое желание, так и не избирают. Но не так в случае с Богом. Он избрал нас еще до создания мира — когда мы точно еще ничего не заслужили. То, что Божье избрание не зависит от нас, дает нам твердую уверенность, что бы ни произошло.

В этом мире избрать могут для разных целей. Не только для работы в компании. Избирают себе жену или мужа, избирают партнера в бизнесе или в развлечениях. Избирают себе жертву. Пьяницы избирают себе третьего. И быть избранным — это настолько глубокая потребность человека, что, если его не избирают к чему-то хорошему, он ищет, чтобы его избрали хоть где-нибудь. Так молодые люди и попадают в плохие компании и разрушают свою жизнь. К чему же Бог нас избрал? Он призвал нас к чистоте, непорочности и любви. Он не призвал особенных святых людей. Иисус сказал, что не здоровые имеют нужду во враче, а больные, и не праведникам нужно покаяние, а грешникам. Бог нашел таких, как мы, и призвал к покаянию и чистой жизни, о которой мы мечтали, но которая была так недостижима для нас. Это большой подарок Бога для нас.

Прочитаем стихи 5-7:

5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей

6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,

7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

Богословы многие века спорят о том, только Богу принадлежат все заслуги в спасении, или частично и человеку, ведь он может выбрать или отвергнуть спасение. Когда я слышу или читаю об этой теме, мне вспоминается детский стишок:

Спасибо тем, кто съел пирог,

А приготовить каждый мог!

И пока кто-то спорит о том, какой он молодец, что съел пирог, мы же, давайте, посмотрим, что Бог сделал для нас и поблагодарим Его за это. А Он сделал вот что: Он усыновил нас! Когда сироту из приюта усыновляют, в этом нет его заслуги. Ребенок просто хочет, чтобы его любили. Но родители решают усыновить, и дальше тратят свое время, силы и деньги, чтобы вырастить этого ребенка полноценным, состоявшимся человеком. Так и мы. Раньше мы жили без Бога, как сироты в этом мире, никому не нужные, оставленные на самих себя. Мы хотели, чтобы нас любили, но даже сами не могли любить себя. Но Бог послал Своего Сына Иисуса Христа, чтобы сделать нас Его детьми. Теперь мы, как дети, можем приходить к нашему небесному Отцу в любое время и с любым вопросом — а не только с очень духовными темами — и Он ответит. Он, как заботливый отец, обращает на нас Свое внимание, дает необходимое воспитание, чтобы мы становились похожими на Иисуса.

Это благодать. Благодать — значит не плата за совершенные нами дела, а результат искупления Кровью Иисуса Христа. Благодать — это не тогда, когда у человека нет греха, а тогда, когда его грехи прощены.

Вот такие богатства, которые не купишь ни за какие деньги, мы получили от Бога благодаря Иисусу Христу. Но это еще не все.

Прочитаем стихи 8-10:

8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,

10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

Чтобы мы не поступали, как чукча в анекдоте, который запрягал собак в КАМАЗ, Бог открыл нам тайну Своей воли. Он дал нам узнать, что именно Он творит, какова Его конечная цель, и какое наше место во всем этом. Сотворение мира еще не закончилось. Все творение сейчас покорено суете — не добровольно, а из-за суетящегося человека. Но всякий, принимающий Иисуса в свою жизнь, становится новым творением. И теперь творение ожидает откровения славы сынов Божьих, когда и все творение, вся природа и экология, начнет служить не суетным метаниям людей, а непосредственно великому Божьему плану. Когда устроится полнота времен, все будет соединено под одним главою — Христом. Поэтому Бог дал нам миссию всем рассказать об Иисусе Христе, чтобы все приняли Его своим Спасителем и хозяином своей жизни. А когда все будет покорено Иисусу, и Сам Сын покорится Отцу, да будет Бог все во всем.

Такое объединение кому-то может показаться не такой уж хорошей мыслью. Особенно в наше время, когда люди отстаивают неприкосновенность личной жизни. Но посмотрите, сколько страданий приходят из-за разделений. Психологи говорят, что дети, которые не могли иметь близких отношений с папой или мамой, например, из-за развода или по другим причинам, теряют способность доверять. Они на всю жизнь остаются людьми в футляре, одинокими и несчастными. А сколько боли приносят людям непонимание, ссоры, обиды, ненависть, зависть. Поэтому люди ограничиваются поверхностными отношениями без обязательств, которые никогда не могут удовлетворить их. Но так не должно быть. Посмотрите на самого триединого Бога. Отец, Сын и Дух Святой пребывают в удивительном единстве. В Иоанна 10:30 Иисус сказал: «Я и Отец — одно». Также в Иоан. 8:29: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно». У кого есть дети, те, наверное, мечтают о таком единстве с ними! Также Иисус молится за своих учеников в Иоан. 17:21-23: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. 22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». Каждый человек мечтает о таких отношениях, но не способен на них из-за эгоизма и недоверия. Но Бог богат благодатью для таких, как мы. Он дал нам даром Свой мир. Он принял нас, какими мы есть. И, общаясь с Ним, мы учимся таким здоровым отношениям с другими. Мы учимся принимать друг друга, помогать и дополнять друг друга. Благодаря духовным благословениям Бога мы можем уважать друг друга без выпивки 🙂 . Конечно, у нас тоже возникают проблемы, и мы должны учиться их преодолевать. Принимать друг друга бывает тяжело — ведь мы с детства привыкли к нездоровым отношениям. Единство — это чудесный подарок Бога, но надо научиться им пользоваться, и для этого надо приложить определенные усилия. Но однажды единство станет нормой, кода все соединятся под одним главою — Христом.

(11-14) Духовное наследие

В Ефесской церкви были христиане как из евреев, так и из язычников. И, конечно, между ними начинались споры о том, кто лучше. Евреи говорили, что они изначально были избраны Богом как Его собственный народ. А язычники отвечали: «зато вы законники, а у нас все по благодати». Но нужно ли спорить?

Прочитаем стихи 11,12:

11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей,

12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

Павел говорит, что «мы», то есть евреи, стали наследниками Бога не потому, что лучше других, а потому, что Бог так определил по Своей воле, то есть, 100% по благодати. Целью этого избрания было то, что сказано в 12-м стихе, а именно: благодаря тому, что евреи знали слово Бога, они, не знаю, все ли, но уповали на Христа, которого Бог им обещал. Именно это упование на Христа прославило Бога. Мы знаем примеры таких людей в Библии: Давид, пророки, Мария, мать Иисуса и другие.

Прочитаем стихи 13,14:

13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,

14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.

«Вы», то есть язычники, были спасены точно так же по благодати, услышав благую весть и поверив в нее. «Слово истины» – это еще одно огромное благословение. Весь мир утопает во лжи. Но Бог дал нам слово истины. И теперь, даже если все вокруг не правы и склоняют нас к неправде, мы имеем стандарт, который поможет нам держаться правды. Более того, Бог послал нам Святого Духа, который обитает в нас. И теперь, когда мы начинаем блуждать, Святой Дух напоминает нам слово Бога и дает силы держаться правды. Благодаря Святому Духу мы постоянно ощущаем присутствие Бога с нами. Этот Святой Дух является для нас залогом — то есть авансом и гарантией — того наследия, которое Господь приготовил нам на небесах. Имея такую гарантию на небесное наследство, мы можем только славить и хвалить Бога.

(15-23) Познание Бога

Прочитаем стихи 15,16:

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

16 непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих,

Павел всегда благодарил Бога за ефесских верующих и молился о них. За что именно он молился, если Бог им уже все дал? Или это была просто религиозная формальность? Прочитаем стихи 17,18:

17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,

18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,

Он молился, чтобы они познали Бога и увидели, в чем состоит надежда их призвания. Хотя Бог уже дал им благословения, но им надо было еще увидеть, для чего все это нужно, к чему надо стремиться, чтобы они могли жить духовно богатую жизнь. В моем селе была одна бабушка, которая постоянно одевалась очень бедно. Она круглый год ходила в одних и тех же кедах, даже в тридцатиградусный мороз. Но, когда она умерла, у нее в матрасе нашли очень много денег. Она была богатой, но это богатство не принесло ей пользы, потому что она его не использовала. Точно так же и мы. У нас уже есть духовное богатство, потому что Бог уже дал. Но у нас есть выбор: мы можем притворяться духовно бедными — а можем, наоборот, использовать все благословения для того, чтобы прославлять Бога и чтобы благословлять других. Иисус сказал (Лк.8:16):

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

Павел молит Бога, чтобы Святой Дух просветил очи сердца верующих. Есть вещи, которые мы не можем сами увидеть и понять, даже если они перед носом. Поэтому нам нужно откровение Святого Духа. Объясню на примере. У нас на работе обсуждение празднования Нового Года включало вопросы о том, какой алкоголь и какие сигары надо покупать на карнавал. Когда мне это надоело, я напомнил, что у многих на фирме есть дети, и лучше сделать подарки для них. Тогда организаторы отреагировали и так и сделали. Оказалось, что в сумме у сотрудников есть около пятидесяти детей. Но о них не думали, потому что увлеклись алкогольно-сигаретным карнавалом, и пока кто-то не сказал, мысли не работали в этом направлении. Это и есть откровение. Помните Никодима, который пришел к Иисусу ночью. Никодим так сильно разочаровался в жизни, что хотел бы прожить ее заново. Поэтому, когда Иисус заговорил о рождении свыше, Никодим ответил: «как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». Это то, в чем вертелись его мысли. Без откровения Духа Святого он был не способен понять такие простые духовные истины. Поэтому Иисус начал учить его о Святом Духе. Мы тоже чем-то увлекаемся: работа, учеба, семья или ее отсутствие, деньги или их отсутствие, как ко мне тот брат или та сестра относится и т.д., – наши мысли варятся в этом, и поэтому мы не видим ту надежду, которую Бог имеет для нас, хотя она рядом, прямо у нас под носом. Нужно откровение извне, от Духа Святого, которое делает нас способными переменить объект размышлений и в удивлении сказать: «Вот это да! Как я этого раньше не понимал?». Поэтому мы должны молиться за себя и за других, чтобы Бог открывал наши духовные глаза для познания Бога и чтобы мы укоренились в Его призвании. После откровения Святого Духа жизнь начинает играть новыми красками. Посмотрим стих 19:

19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

Кто из вас хоть раз за этот год чувствовал бессилие? Это нормально для человека, который к чему-то стремится. Но когда Святой Дух открывает наши духовные глаза, мы начинаем видеть, как в нашей немощи свершается сила Божья. Когда бомба просто лежит, то кажется, что она ни на что не способна. Но на самом деле внутри таится огромная сила. Так и сила Божья внутри нас. Хотя я немощен, но могу продолжать верить Богу. Хотя я бессилен, возможно даже отчаялся, но я снова встану и попробую, и увижу, как Бог Своим безмерным могуществом совершает то, чего я не могу. Это та самая Божья сила, которая воскресила Христа из мертвых (прочитаем стих 20):

20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,

Иисус был убит на кресте за наши грехи. Он умер и Его похоронили. И вот, когда все было кончено, когда уже никто ни на что не надеялся, сила Божья воскресила Иисуса из мертвых и началась удивительная история — история Церкви. Прочитаем стихи 21-23:

21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,

22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Бог не только воскресил Иисуса, но и поставил Его хозяином всего творения и главою Церкви. А о Церкви сказано, что это Его тело. Иногда Церковь тоже кажется такой немощной, как тело Иисуса на кресте. Но Бог творит в ней Свои дела и снова и снова поднимает Своим могуществом. Также о церкви сказано, что это полнота Наполняющего все во всем. Именно в церкви, где есть слово Бога и духовное общение, мы можем развиваться духовно и приносить плод. Это тоже духовное благословение для нас. Посмотрите на людей вокруг вас. Это все — тело Христа, благодаря которому нас наполняет полнота Христова. Повернитесь к соседу и скажите: «Благодаря тебе я могу наполниться Христом».

Прочитаем еще раз ключевой стих:

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах

(п. Ной)