head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Не бойся, ибо не будешь постыжена” (Исаия 54:1-17)

НЕ БОЙСЯ, ИБО НЕ БУДЕШЬ ПОСТЫЖЕНА

Исаия 54:1-17

Ключевой стих 54:4 : "Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего"

Мы все мечтаем о жизни, наполненной благословениями. Иногда кажется, что все складывается самым лучшим образом. Но иногда бывает время, когда жизнь похожа на полосу препятствий. Сегодняшнее слово дает нам огромное утешение и надежду.

1. Распространи свой шатер

Книга Исаии была написана до Вавилонского плена, и она предупреждала народ оставить грех и вернуться к Богу. Народ не послушал этих предупреждений и понес наказание. Пришли враги и захватили их страну, сожгли храм, а народ был переселен в Вавилон. Там они пели: <При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе> (Пс.136:1). Они плакали, потому что раньше были великим народом живого, святого и всемогущего Бога, но не ценили этого, и теперь потеряли все, даже свою свободу. Они стали позорищем, в который все другие народы могли тыкать пальцем и говорить: <И это Божий народ?!>. Они чувствовали, что их жизнь потеряла всякий смысл. Они стали похожи на женщину, которая отчаялась из-за бесплодия. Убегающие от Бога, пытающиеся наслаждаться грешной жизнью, однажды оказываются у разбитого корыта. Одни отчаиваются, другие продолжают упорствовать в том же, потому что не знают другого выхода. Но выход есть, и Господь предлагает совсем другую жизнь.

В стихах 1-3 Бог обращается к Израилю:

1 Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.

2 Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;

3 ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.

Кажется странным говорить <возрадуйся> тому, кто находится в крайней печали. Но для этого есть важная причина. От начала книги Исаия ярко объясняет, что именно грехи, а не что-то другое, довели их до такого бедственного состояния. И в предыдущей, 53-й главе, он говорит о Мессии, взявшем грехи народа на Себя. <…Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас>. Это касается не только Израильтян, но и нас с вами. Мы тоже из-за грехов были отделены от Бога и Его удивительных благословений. Но Иисус Христос умер за наши грехи, чтобы освободить нас от всякого проклятия и дать новую жизнь, приносящую плод. Мы можем возвеселиться и воскликнуть гласом радости!

Находясь в плену, израильтяне думали только о своей ситуации и жалели себя и ожидали сочувствия к себе. Но Бог призывает их расширить свое сердце. Господь говорит: <Распространи место шатра твоего…>. Зачем бездетной женщине увеличивать жилплощадь? Это ведь только дополнительные расходы. Но Господь говорит делать это, чтобы вместить всех тех детей, которых Он даст. Позже Он уточняет, что не только израильтяне, но все народы придут, чтобы узнать Бога. Стих 2 даже содержит детальное описание, как надо увеличивать шатер: протянуть длинные веревки, забить покрепче колья и накрыть все это большим покровом. Одним словом, Господь побуждает Израильтян заняться подготовкой серьезно, потому что их потомство будет огромным.

Важно понять, что Бог не предлагал Израильтянам удовлетвориться своим бесплодием и радоваться, словно так и надо. Он не предлагал им бежать от реальности. Он предлагал им изменить реальность и стать плодовитыми. Когда Бог начинает действовать, через изменение духовных отношений с Ним Он изменяет реальную жизнь. Нужно встать из отчаяния и избавиться от своего бесплодия. Та проблема, которая делает тебя бесполезным сейчас, будет решена и ты станешь самым полезным, самым нужным человеком.

Чтобы найти хорошую работу, нужно иметь знания и опыт в определенной области. Подобным образом в духовном мире, чтобы получить благословение, надо быть к нему готовым. Для этого нужна вера. Верою надо перешагнуть через реальность и поступать так, словно обещание Бога уже свершилось.

Мы ожидаем от Бога, что Украина станет святым народом и что Бог воспитает через нас множество учеников Иисуса среди студентов. Что же должны делать мы? Как приготовиться к этому наплыву студентов? Построить еще большее здание церкви? Вряд ли это то, что нужно студентам. В первую очередь мы должны расширять свое сердце. Что это значит? Это значит, что мы должны вырваться из своих повседневных дел, и делать три вещи. Во-первых, научиться понимать людей и принимать их такими, какими они есть. Это не значит со всем соглашаться, это значит не разрушать доверия не смотря ни на что. Это требует перешагнуть через свою гордыню и эгоизм, но именно так должны поступать родители с детьми. Так поступал Сам Иисус. Если мы желаем служить студентам, надо стать такими, чтобы они захотели сюда приходить. Во-вторых, ожидать Божьей работы, и для этого искать способы приглашения людей. Если традиционный способ приглашения сейчас действует плохо, всегда можно найти другой, как мы видим через English Club. И в-третьих, расти как учителя Библии, чтобы мы правильно понимали и могли правильно передавать слово Бога.

Но иногда перед нами встает вопрос: а стоит ли что-то делать? А вдруг ничего не получится? Наверняка Израильтяне не раз задавались таким вопросом. Мы тоже задаем такой вопрос, особенно если у нас уже был негативный опыт. Что же отвечает на это Бог?

Прочитаем стихи 4, 5:

4 Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.

5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.

Бог говорит, что весь предыдущий негативный опыт ничего не стоит, его надо забыть, потому что теперь все зависит не от тебя, а от Бога. Чтобы понимать, какие гарантии мы имеем, нам надо присмотреться к тому, кто же Бог.

Во-первых, Он Творец. Весь этот мир создан Им, по Его замыслу и под Его контролем. Все творение слушается Его. Даже ветер и море умолкли от одного слова Иисуса Христа. Мы можем быть уверены в Его силе, в Его способности совершить то, что Он пообещал.

Во-вторых, Он есть супруг твой. Единственное творение, которое способно не послушаться Бога – это мы, люди, потому что Он Сам вложил в нас эту способность. И Он говорит: Я – супруг твой. Он сравнивает наши отношения с Ним как отношения жены со своим мужем. Что это за отношения? Брачный союз (именно брачный, а не бракованный, как часто сейчас бывает) основан на двух вещах: добровольное согласие и верность до смерти. Бог дал нам свободу, чтобы мы могли выбрать Его и вечно жить с Ним в отношениях верности. Он Сам верен, даже если мы бываем не верными, потому что верность – это Его неотъемлемое свойство, и Он Себя отречься не может. Мы можем полагаться на Его верность.

В-третьих, Он Господь Саваоф. Это переводится как <Господь сил>, или <Господь воинств> и означает, что Он – Бог всемогущий, владыка всего.

В-четвертых, Он твой Искупитель. Он отдал за тебя царский выкуп – Свою жизнь.

В-пятых, Богом всей земли наречется Он. Долгое время Израильтяне считали Его исключительно своим Богом. Но Бог не ограничен одним народом. Он Творец всего мира и всех народов, и Он желает привести к Себе все народы.

Таким образом, мы можем сделать вывод: доверившись такому Богу, понадеявшись на Его обещания и готовясь к их исполнению, мы не опозоримся.

2. Великая милость

Прочитаем стихи 6-8:

6 Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и [как] жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.

7 На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.

8 В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.

Здесь Бог говорит, что Он оставил Израиль на малое время. Для чего было нужно это малое время? Потому, что Бог не успевал подготовить благословения раньше? Нет. Это время нужно было для того, чтобы они подумали, осознали свое положение и решили исправить свой путь. Господь иногда сокрывает Свое лицо в жару гнева. Его гнев – это не всплеск эмоций, а целенаправленное противодействие злу. И если человек упорно не слушается Его, Господь дает ему возможность поразмыслить: <А почему я бесплоден? Почему Господь не делает из меня великий народ сейчас? Что должно измениться в моих отношениях с Ним?>.

Бог не спешит гневаться, Он всегда долготерпит, но Он спешит проявлять милость. Милость – это то, что невозможно получить, оправдывая свои проступки. Милость – это то, что получаешь, когда честно признаешь свою вину и просишь прощения. Поэтому милость тесно связана с понятием <раскаяние>.

То, что Бог снова принял Свой народ, как отверженную жену, объясняется не их статусом, не их заслугами, а только Его милостью. Как мы говорили, книга Исаии была написана до того, как Израиль постигло наказание, но эта книга помогла им раскаяться и вернуться к Богу, уповая только на Его милость. Это напоминает историю Ап.Петра, которому Иисус предсказал его отречение для того, чтобы он потом вспомнил это, понял, что Иисус знал все наперед, и смог вернуться к Иисусу. Но теперь он уже возвращался, надеясь не на то, что он первый ученик, или что он – неординарная личность, а исключительно на любовь Иисуса. Господь сейчас простирает милость к каждому из нас. Он ждет, что ты придешь к Нему, уповая только на Его милость и любовь. Обычно человек может признать, что прикладывал недостаточно усилий, но не хочет признать, что был неправ. Легко раскаиваться в том, что я не <супермолодец>, а <просто молодец>. Но Богу не нужно такое <осторожное> покаяние. Даже если ты первый Апостол, как был Петр, не надо дорожить своим имиджем и бояться признать свою неправоту. <Не бойся, не будешь постыжена> – говорит Господь. Надо прийти, какой есть, и успокоиться в Его вечной милости.

Прочитаем стихи 9, 10:

9 Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя.

10 Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.

Господь поклялся, что Его милость будет вечной. Все сотворенное – горы, холмы, а также деньги, дома – это не то, на что можно полагаться. Они сдвигаются и колеблются. Люди, даже те, кого уважают, тоже подводят. Но когда нас оставляют даже друзья, Господь не оставляет нас. Милость Господа не сдвигается и не колеблется никогда и Его Завет с нами вечен. Бог может наказать за грехи, чтобы очистить нас, но Он никогда не выгонит нас. Еще раз повторю, что новые отношения, которые Бог предлагает в этой главе, основаны не на наших качествах и заслугах, а только на качествах Самого Бога, поэтому мы имеем гарантию, которая не подведет.

3. Наследие рабов Господа

Прочитаем стихи 11, 12:

11 Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;

12 и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней.

Человек похож на перекатиполе. Он следует за каждым ветром, чтобы найти себе место, и не находит. Но Бог предлагает крепкое основание, построенное из драгоценных камней. Эти стихи очень похожи на описание небесного Иерусалима в книге Откровения. Как мы знаем, в небесном городе даже дороги вымощены золотом. Это говорит нам о том, как велика ценность Божьих благословений. Но не камни и драгметаллы являются настоящими сокровищами. Дальше Господь объясняет, на чем именно утвердится безутешный скиталец, пришедший к Нему.

Прочитаем стихи 13,14:

13 И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.

14 Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.

Во-первых, все сыновья будут научены Господом. Это прекрасное обещание. Я, как отец троих детей, часто чувствую, что у меня не хватает времени, сил и мудрости, а также нужных личных качеств, чтобы воспитывать своих детей. Поэтому меня особенно утешает это обещание. Иисус воскрес, вознесся на небо и послал нам Святого Духа, Который пребывает на каждом верующем и наставляет нас, напоминает нам слово Бога и указывает, как надо поступать. Когда мы доверяем Святому Духу, в нашем сердце, там, где раньше было сплошное беспокойство и метания, поселяется великий мир.

Во-вторых, ты утвердишься правдою. Не секрет, что для того, чтобы утвердиться в этом мире, люди часто прибегают к неправде. Это приводит к напряженным отношениям и вражде. Но когда мы поступаем по правде, нам бояться нечего. Здесь правда означает в первую очередь правильные отношения с Богом. Когда мы живем, уповая на Кровь Иисуса Христа, которая очищает нас от всякого греха, мы имеем праведность и Божью защиту от всякого зла.

Прочитаем стихи 15-17:

15 Вот, будут вооружаться [против тебя], но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет.

16 Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления.

17 Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.

Те народы, через которые Израиль был разрушен, тоже Бог сотворил, поэтому они под Его контролем. Что тут добавить? Если Бог с нами, кто против нас? Если Он Сына Своего отдал за нас, все остальное – это просто мелочи.

Когда я готовил эту проповедь, слово Бога заставило меня размыслить о том, какие у меня отношения с Богом сейчас. Я увидел, как много времени у меня идет на пустые вещи, и как мало на действительно важные. Я нашел себя в лени и эгоизме. Господь снова позвал меня вернуться к отношениям милости и доверия. Я хочу жить, не замыкаясь в своем тесном мирке работа-сон, а ожидать великих благословений Бога.

Итак, Бог предлагает нам большое утешение. Он приготовил нам новую, чудесную жизнь, под Его защитой и благословением. Он предлагает нам реальные изменения. Что нам для этого нужно? Во-первых, поверить Ему. Надо смотреть не на себя, а на Него. Надо расширить свое сердце, чтобы вместить других людей. Во-вторых, надо положиться на Его милость и прийти к Нему с раскаянием.

Готов ли ты полностью положиться на Его милость? Готов ли доверять Ему? Не бойся, не будешь в поругании.

В завершение прочитаем еще раз 4-й стих:

<Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего>

(п. Ной)