head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа” (2-е Тимофею 2:1-15)

ПЕРЕНОСИ СТРАДАНИЯ, КАК ДОБРЫЙ ВОИН ИИСУСА ХРИСТА

2-е Тимофею 2:1-15

Ключевой стих 3 : "Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа."

Сегодня мы расмотрим часть второго послания апостола Павла к Тимофею. Это особенное послание и есть ценным даром для нас. Оно было последним вышедшим из под пера Павла, которые мы знаем и было написанно не задолго до его мученической смерти в Риме. Оно должно было стать последним завещанием Павла Тимофею в случае если он не успеет прийти к Павлу до его смерти. И потому Павел постарался подсумировать все самое важное для христианина в его жизни веры.

В этом послании Павел предупреждает об опасностях, которые угрожают церкви, особенно в последнее время. 1 Знай же – говорит он – что в последние дни наступят времена тяжкие. И вот как он описывает эти времена 2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. (2Тим.3:1-5). И это Павел говорит не о неверующий, он говорит это состояние будет в среде современного христианства. В церковь вторглись силы мира и безбожия. И вот ввиду этой ситуации Павел и написал это послание. И целью было не только предупредить Тимофея о тенденциях, которые ожидают христианство, но и чтобы приготовить его как верного служителя, могущего противостоять таким тенденциям. Это письмо было личным, и потому мы тоже можем онести его лично к себе.

1. Укрепляйся в благодати, которая во Христе Иисусе

Давайте прочитаем 1 стих. 1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом. Интересно как начинается этот отрывок. Он начинается со слова «итак». Его можно еще перевести «следовательно» или «поэтому». Это слово есть связующим с тем, что говорится в предыдущем открывке, то есть в первой главе. Там в конце главы говорится о трех христианах. Двое из них Фигелл и Ермоген оставили Павла в его гонениях. А третий Онисифор, напротив, всеми силами искал Павла, и найдя, много помагал ему в его узах и не стыдился Павла. И дальше Павел вспоминает о его верном служении в Ефесе.

Первые два — Фигелл и Ермоген, когда наступили тяжелые времена, когда начались преследования за слово не выдержали и покинули Павла.

В то время Павел уже не был таким популярным проповедником, который собирал большие аудитории. Наоборот, он находился на нелигальном положении, он мог быть опасен для них, и потому они решили не иметь ниго общего с ним. Все Асийские оставили меня, говорит Павел. Павел стал не выгодным для них и они отстранились от него. Онисифор, однако, не стыдился заключения Павлового, он был другом и верным братом не только в солнечные дни, но и когда было очень опасно.

И вот почему Павел начинает эту главу словом «итак». Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом. Павел говори Тимофею брать пример с Онисифора, который был верен до конца. И вот Тимофей, сын мой, чтобы быть верным Иисусу до конца, тебе обязательно нужно укреплятся в благодати Иисусом Христом. Если ты не воспользуешься благодатью дарованой тебе ты тоже не сможешь быть верным Господу до конца, но с позором займеш место дизертира. Но если ты будешь укреплятся благодатью Христовой, то ты исполнишь свое служение. Итак укрепляйся благодатью Иисуса Христа. Но, что это значит укреплятся в благодати Христом Иисусом? Во первых эти слова значат то, что сами мы ни к чему не способны без силы Божьей.

Однажды царь Давид сказал в 61 Псалме: Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога (Пс.61:12). Сила не в нас, она у Бога. Христос говорит, что без Него мы не можем делать ничего. Мы не можем сделать, что-то хорошего, мы не можем быть верными без Его силы. Потому для нас важно во первых понять наше бессилие, нашу нищету, нашу полную зависимость перед Богом. Сами мы никак не справимся. Мы наследовали натуру полностью испорченую грехом. Потому никакой своей резолюцией или силой своей воли, или намерением, а только укреплением в благодати Иисуса Христа мы можем угодить Богу.

И при том, что зная наше полное бессилие, нищету, наготу мы должны также знать, что сила у Бога и она доступна каждому из нас. И потому Павел призывает Тимофея и также каждого из нас – укреплятся в благодати. В русском переводе написанно: укрепляйся в благодати Иисусом Христом. Но в греческом тексте говорится: укреплятся в благодати, которая в Иисусе Христе. Укреплятся значит: смотреть на Иисуса Христа. И твое испытание, это не наказание Божье, а Его дар любви. Перестань осуждать себя, прими твое испытание как высший знак, что Бог тебя любит. Начни благодарить Его там под грузом твоего креста, что ты не в силах его нести. Скажи: Господи, я не могу, Ты знаешь какой я неверный, какой я испорченый, во мне нет ничего доброго, но я благодарю Тебя, что Ты даешь мне понять, что я не могу.

Сегодня Христос говорит тебе: прийди ко Мне ты, кто так трудишься и ты, кто так обременен и Я успокою тебя, возьми иго Мое на себя ибо иго Мое благо и бремя Мое легко. Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: 10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его (Екл.4:9,10). Христос говорит: без Меня, не можете делать ничего. Но вместе с тем мы можем сказать: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Это и есть что значит: укреплятся в благодати, которая во Христе Иисусе. Давайте теперь дальше посмотрим, как должен поступать христианин чтобы оставаться верным Господу.

Давайте прочитаем стих 2: и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Первое Павел говорит: укрепляйся в благодати, которая в Иисусе Христе. Дальше он говорит: и что слышал от меня… то передай. «Передай», какое это важное слово. Вся история христианства в этом слове «передай». Только вдумайтесь, если бы было одно поколение которое не стало передавать, то христианство бы остановилось. Но всегда, и во все временна были люди которые передавали.

Каждое Богослужение мы читаем последний приказ Иисуса Мтф. 28:19,20 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. Значит передайте, что Я повелел вам. То есть Господь призвал нас быть такими передатчиками, которые передают благую весть. К этому призван каждый христианин. Этим то и отличается дитя Бога от религиозных людей, не только принял, но теперь передаю. Иначе если только принимать, то скоро такой человек становится как болото. В него попадает, и … и все. Гниет и квасится. Но Господь призвал нас быть не болотом, но каналом: что слышал (то есть и принял) от меня, то передай. Принять истину это привилегия, а передать ее другим — это обязаность каждого христианина. Наш Господь так поступал. Он сошел с небес творить волю не Свою, но волю Отца. Христос передал то, что принял от Отца и теперь говорит Своим ученикам передать то что они приняли от Него.

И что же нам нужно передать: и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай… То что Павел учил не было скрытым учением. Его учение не менялось в зависимости от слушателей. Что же Тимофей принял от Павла при многих свидетелях. В 1 Коринфянам 15 Павел говорит: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию. Все что передавал Павел, было то, что он сам принял, он ничего не изменил, ничего не добавил своего. Это же он говорит делать и Тимофею. Все что проповедовал Павел было связанно только с личностью Иисуса Христа и полностью согласовалось с Библией. Он умер за грехи наши, по Писанию, был погребен и воскрес в третий день, по Писанию.

Враг всегда старается убедить нас заниматься чем-то, но не передавать эту важную весть об Иисусе. Он говорит: то и то нужно сделать, и еще это, ну а благовествовать, это может уже когда-то, когда появится свободная минутка.

И передвать другим, то что принял, важно еще не только с той точки зрения, что только таким образом распостраняется Царство Бога, но и потому, что это дает назидание нам самим. Когда мы благовествуем другим о блгодати Бога, это помогает нам самим укреплятся в этой благодати и напоминать себе то во, что я верю.

Но особенно для распостранения Евагнелия, Павел говорит, нужно передавать верным людям, которые смогут и других научить. То есть мы должны передавать всем, но только верные люди умеющие учить других будут передавать Евагнелие дальше, чтобы это не остановилось. Слава Господу, что во все временна такие люди были и потому Евангелие дошло до нас. Итак наша задача самим стать такими людьми и дальше воспитать таких верных людей. Именно верность есть первая и главнейшая характеристика для передатчиков Евангелия, а не знания или способности. То есть не изменность в своем отношении к Господу и Его Евангелию.

В первом стихе Павел говорит укрепляйся в благодати, то есть будь сильным и дальше передавай. Именно чтобы передавать нам нужно быть сильным в благодати. Христос говорит: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Мы не можем быть свидетелями то есть передатчиками без силы и благодати Святого Духа. Вот потому, чтобы быть верными нам нужно быть передатчиками, а для этого нужно укреплятся в благодати которая во Христе Иисусе. Но также Павел предупреждает, что тот кто будет передавать Евангелие должен быть готов переносить страдания как добрый воин Иисуса.

2. Переноси страдания как добрый воин Иисуса Христа.

Давайте прочитаем стихи 3-7 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. В этих стихах Павел сравнивает христианина с добрым воином, атлетом и земледельцем. И в конце говорит: разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Этими образами Павел пользовался не однократно и потому, он знал что Тимофей должен понять их. Давайте посмотрим на каждый образ, ведь каждый из них очень важен для того чтобы понимать какой образ жизни должен иметь христианин.

Во первых Добрый воин. В 3,4 стихах Павел говорит: Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Первое на что должен пойти тот, кто решил быть верным Господу чтобы передавать Его Евангелие это решить переносить страдание.

Тимофей хорошо знал о каких страданиях Павел говорит, он сам не раз был свидетелем, когда Павла побивали палками, заключали в темницы, побивали камнями, давали клятву убить его, как он часто был в разных опасностях и гонениях. В этом же послании Павел говорит Тимофею, что все желающие жить благочестиво будут гонимы. Но воину который участвует в боевых действиях, страдания хорошо известны. Он знает, что такое изнурительные походы, голод, ночи без сна или в ужасную погоду под открытым небом. Он знает, что такое боевые раны, потеря боевых товарищей. Но он готов на все это ради победы. Добрый воин не жалеет себя и готов до конца повиноватся военачальнику. Если он начнет жалеть себя, то быстро займест место дизертира.

Нам так хочется много плода, чтобы много было учасников в наших фронтах, на богослужении. Но в тоже время честно говоря не хочется страдать. Господь Иисус сказал однажды: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Иоан.12:24-26). Это Господь говорил о Его смерти на кресте. Если мы действительно верим что Он Господь мы должны повиноваться этому слову и решить переносить страдания как добрый воин Иисуса Христа.

Во-вторых атлет. Давайте прочитаем стих 5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Чуть сложно понимать этот стих, потому проще он означает, что никакой атлет не получит награды, если будет нарушать правила соревнований. Хочу привести пример такого вот случая о котором говорит Павел.

В январе 2008 года Международная федерация тенниса (ITF) вынесла решение о дисквалификации бывшей первой ракетки мира, пятикратной победительницы турниров Большого Шлема швейцарской спортсменки Мартины Хингис на два года, начиная с 1 октября 2007 года. Во время турнира в Уимблдоне в 2007 году в ее пробах был обнаружен кокаин. Спортсменка лишилась зачетных очков и призовых денег Уимблдона и последующих соревнований. За время рассмотрения дела Мартина Хингис ушла из большого спорта.

В (1Кор.9:24-27) Павел говорит: Не знаете ли, что бегущие на ристалище (то есть на соревнованиях) бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. Жизнь христианина, как соревнования. И как в каждом соревновании есть правила, так и в жизни христианина есть правила, которые он не должнен нарушать, но также и есть награда, потому Павел говорит: И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. Наша жизнь должна быть во всем украшением учения Господа Иисуса. Как много противников христианства, потому что отдельные христиане ведут себя недостойно этого звания. Поэтому нам нужно пересмотреть нашу жизнь: нету ли там чего-то, что может быть искушением для других верующих или неверующих. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. (2Кор.6:3-10).

В третьих христианин — земледелец. Давайте прочитаем стих 6: Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Здесь христианин — трудящися земледелец. Ленивый земледелец никогда не получит хорошего урожая. Тот кто хочет урожай, должен подготовить почву: забрать камни, хорошо взрыхлить, удобрить. Также он должен позаботится о семени. Но и потом у него много работы: прополка, поливка, борьба с вредителями. Без всего этого не бывает хорошего урожая. Но на все это земледелец идет, чтобы получить плод. Это учит нас, что чтобы получить плод нам нельзя быть ленивыми, нельзя забрасывать дело. Бог ожидает от нас плодов. Это Его воля. Без усердия в труде Божьем не возможно получить хороший плод.

Все эти образы доброго воина, атлета, и трудящегося земледельца — объединяет стремление получить награду. Также их объединяет то, что ради достижения этой награды они идут на значительные жертвы. Через это Господь учит нас, что для того чтобы наша проповедь Евангелия была действенной, нам нужно решить переносить страдания, иметь правильный образ жизни, и усердно трудится ради достижения цели. Без этого будут, только пустые фантазии, а плода не будет. Своей силой мы так не можем жить, но благодать Бога делает нас способными передатчиками.

В 8,9 стихах Павел говорит: Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Павел призывает Тимофея помнить Иисуса Христа из семени Давидова, воскресшего из мертвых по его благовествованию. Почему? Ведь Тимофей был уже дитям Божьим, больше того служителем. Почему же Павел призывает его помнить Господа Иисуса Христа. Потому, что искушение забыть Господа Иисуса есть постоянно. Постоянно есть искушение стать религиозным человеком, которые не имеет личных отношений с Господом, а служение на автомате. Глагол «помни» в греческом тексте стоит в теперешнем продолжительном времени. То есть – не иногда вспоминай, а постоянно помни. Помни Того, Кто есть Господом твоей жизни, Кому принадлежит твоя жизнь. Она не твоя, Он дорого купил ее Своей Кровью. И дальше Павел говорит как помнить: что Он от семени Давидова и что Он воскрес из мертвых по благовествованию Павлову. То что Он от семени Давидова говорит нам о человеческой природе Господа Иисуса. Он будучи Господом славы отказался от славы ради тебя и стал человеком, стал рабом для всех, Он умер на кресте за мои и твои грехи, был погребен, но втретий день воскрес из мертвых. Именно так, говорит Павел, я благовествую. Не уклоняйся от этой истины ни на право, ни на лево. Помни, ради Кого ты должен переносить страдания как добрый воин, перед Кем иметь правильный образ жизни как спортсмен, и для Кого усердно трудится как земледелец. Это Господь Иисус Христос. Ради благовестия о Нем я сейчас страдаю в тюрьме как злодей, но не стыжусь этого. А на, что я готов пойти ради моего благовествования? Ради Господа Иисуса Христа.

Вас не пугают эти слова? Но нам не нужно заботится наперед и переживать через какие страдания мне нужно пройти. Единственное что мне нужно так это стараться быть Ему угодным, Павел говорит об этом в 15 стихе. Давайте вместе прочитаем его. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. Только Он знает через, что нам нужно пройти, мы не знаем. Но Господь обещает никогда нас не оставить. Из всякой беды Он сильной рукой вытащет меня. А если мой крест станет слишком тяжел для меня, Он как небесный Симон Киренеянин вместе понесет его со мной.

Но желание Павла было не только самому лично знать Иисуса и жить угодным Ему делателем, его огромным желанием, ради которого он все тепрел, было то, чтобы и другие люди познали Христа и стали учасниками вечной жизни. Посему я все терплю ради избранных, – говорит Павел, – дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Именно любовь к людям являет нашу любовь к Господу Иисусу. Мы не знаем, кто эти избранные. Знаем только, что Господь желает, чтобы все люди спаслись. Это должно стать и наше желание, чтобы они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Павел говорит: я все терплю ради избранных. Да даст и нам Господь такую гарячую любовь к погибающим, чтобы решить все переносить ради их спасения во Христе Иисусе.

И в конце в подтверждение своих слов о том что он учил Тимофея, Павел цитирует один из гимнов, давайте прочитаем стихи 11-13: 11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

Я хочу закончить проповедь словами гимна «жить для Иисуса».

Жить для Иисуса, с Ним умирать,

Лучшую долю можно ль желать?

Стоит смиряться, стоит бороться,

Стоит за это жизнь всю отдать.

Жить для Иисуса, краток уж день

И недалеко смертная тень.

Не унывая, не уставая,

Верно трудиться пусть нам не лень.

Жить для Иисуса, грех победить;

Крест поношенья бодро сносить.

Кончив путь жизни, чтобы в Отчизне

Славой бессмертья венчанным быть.

(п. Дима)