head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Служитель тайны Христовой” (Ефесянам 3:1-21)

СЛУЖИТЕЛЬ ТАЙНЫ ХРИСТОВОЙ

Ефесянам 3:1-21

Ключевой стих 7 : "которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его"

Сегодня мы продолжаем изучение послания Ефесянам. В прошлый раз Господь через 1ую главу напомнил нам, какие обильные духовные благословения каждый верующий обрел в Иисусе Христе. В этой же главе, ап. Павел говорит о великой тайне, которая открылась ему через благодать Христову. Это тайна Церкви Божьей. Той самой Церкви, которую основал Христос. Той самой Церкви, которую не одолеют врата ада. Той Церкви, что прославит Бога на земле и в Небесах, сейчас и в вечности. Церкви сильной, живой, побеждающей и благословенной. Пусть Господь помилует нас и откроет наши глаза и разум к пониманию Его мудрости.

Посмотрите стих 1: «Для сего-то я, Павел, [сделался] узником Иисуса Христа за вас язычников». Как мы уже знаем, Павел писал свое послание к Ефесянам из тюрьмы. Обычно люди попадают в тюрьму за какие-то постыдные дела: воровство, бандитизм, убийства и еще много разных статей криминального кодекса. Однако Павел попал в тюрьму по другой причине.

«Для сего-то…» говорит он. Для чего же? Об этом говорится в предыдущей главе. И говорится там много всего. Мы не рассматриваем ее детально. Но, в общих чертах, там говорится о спасении язычников. Стихи 2:11-13: «Итак помните, что вы, некогда язычники …были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою».

Вы были далеки. Божьи обещания данные Израилю на вас никоим образом не распространялись. Вы были безбожниками и не имели никакой надежды. Но благодаря Крови Христа теперь это не так. И вот, для того, чтобы вы, ефесяне-язычники, узнали это, для того, чтобы вы приобщились к обильным духовным благословениям во Христе, я Павел, много пострадал и вот, сейчас даже сижу в тюрьме.

Павел попал в тюрьму не за какое-то стыдное дело. Он оказался там, потому что в его сердце было страстное желание исполнить волю Бога. Ту волю, которая открылась ему в Иисусе Христе. Эта воля раньше была тайной, но теперь она открылась ему и об этой тайне он и говорит дальше.

Посмотрите стихи 2-6: «Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования».

Давайте стих 6 вместе прочитаем: «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования».

Во времена Павла одной из главных проблем, разделяющих церковь было противостояние между иудеями и язычниками. То, что Бог хочет чтобы и язычники спаслись. То, что Христос пришел не только для иудеев, но и для язычников. То, что церковь должна проповедовать и трудиться не только для иудеев, но и для язычников — было действительно потрясающим откровением Бога для первых верующих. До, того, как Бог открыл это Петру, тот вообще не хотел никаким образом соприкасаться с язычниками. И поэтому, то, что Павел пошел проповедовать язычникам было возмутительно не только ортодоксальным иудеям, но и христианам из иудеев. Это разрушало традицию и мировоззрение, которое формировалось столетиями. Это стало причиной многих споров и разногласий в ранней церкви. Этому вопросу посвящались первые церковные соборы.

Сегодня эта истина уже не кажется тайной. Cегодня все чаще можно услышать вопрос: «зачем проповедовать Христа там, где люди исторически верят в другого бога? Мусульманам, буддистам, индуистам и прочим? Бог один но к нему можно прийти разными дорогами». Такой вопрос чаще всего задают люди, которые уже идут своей дорогой и эта дорога пролегает не через церковь и не через Библию. Вопрос, куда они придут, конечно, остается открытым…

Но, это все вопросы, которые мы можем услышать там, за пределами нашей церкви. Мы — евангельские христиане, и, как и Павел хотим проповедовать Евангелие до края земли всем народам: славянам, американцам, африканцам, индусам, мусульманам, буддистам и даже коммунистам. Аминь!

Однако, честно признаться, есть еще так много разных причин и поводов у людей в церкви и вне церкви не быть вместе. Так много всяческих преград между людьми, разделений, и эти разделения из мира перекочевывают в церковь. Люди не могут жить вместе даже из-за того, что один пасту из тюбика давит с конца, а другой — с середины. Что же говорить о куда больших различиях.

Различные церковные деноминации не могут принимать друг друга. Знаете анекдот про украинца на необитаемом острове? Попал один на необитаемый остров. Через десять лет нашли его. Он за это время дом себе построил, ферму завел, большое хозяйство и два храма построил. Спрашивают: а зачем два? А он отвечает: вот это — наша, православная, киевского патриархата церковь, я туда каждую неделю хожу. А вот то — московского. Так я туда ни ногой!

Когда мы смотрим друг на друга, то легко можем найти причины, почему мы не можем быть вместе. Но церковь — это там, где смотрят не друг на друга, а на Христа. У всех у нас разные привычки, разная история, разная культура. В церковь приходят разные люди, но посреди нас кто? – Христос! Аминь!

И Павел именно об этом и говорит, посмотрите стих 6 еще раз: «чтобы и язычникам быть сонаследниками (вместе), составляющими одно тело (вместе), и сопричастниками обетования Его (вместе) во Христе Иисусе посредством благовествования». Во Христе Иисусе! Аминь!

Вместе во Христе Иисусе — это первая часть тайны, которой строится та самая: сильная, плодоносная и победоносная Церковь, о которой мы говорили в самом начале. Посмотрите на человека рядом с вами и давайте скажем друг другу: вместе мы наследники, вместе мы — одно тело, вместе мы имеем Божьи обещания, во Христе Иисусе. Аминь! Пусть Господь поможет нам всегда смотреть на Христа Иисуса и не смотря на все отличия вместе трудиться для Его славы. Аминь!

Посмотрите стихи 7: «которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его». Исполняя свое служение, строя вот эту единую церковь Божию во Христе Иисусе, Павел встретился со многими трудностями и гонениями. Его били палками и камнями, гнали и злословили. Сейчас вот он сидел в тюрьме. Тем не менее, сам Павел считал это служение — даром благодати от Бога. Большой дар большой благодати. Почему?

Давайте прочитаем стихи 8-10: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия».

Во-первых, через это служение Павлу открылось неисследимое богатство Христово.

Кем был Павел до того, как встретил Христа. Он был главным гонителем Церкви Христовой. Он горел злобой. Думал, что служит Богу, а на самом деле был противником Бога. Нравилась ли ему такая жизнь? Уверен, что это не так. Вспомните, с какими словами Иисус явился Павлу: «Савл! Что ты гонишь Меня? …трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:4,5). Даже и в этом самом послании Павел напоминает ефесянам, какой была их жизнь до того, как они познали Христа. И, я уверен, эти слова относились не только к ефесянам, но и к самому Павлу. Он говорит: «…мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева…» (Еф.2:3). Нужно ли вам напоминать ту погибельную тьму, из которой Господь спас и призвал каждого из нас? Думаю, что мы хорошо помним в каком состоянии Господь нашел нас.

Что же обрел Павел и каждый верующий во Христе? Неисследимое богаство Христово, говорит он. И когда мы осознаем все те благословения, которые обрели в Боге, то не можем не согласиться с Павлом.

Что это за богаства? Вспомните первую главу этого послания. Это Божья благодать избрания и предопределения. Мы никак не могли заработать права быть избранными. Бог избрал нас прежде создания мира, и поэтому же мы можем быть уверенны, что никто не отнимет нас из руки Божьей. Далее, Бог усыновил нас в Иисусе Христе. Он искупил нас Его Кровью и простил нам все грехи. Он оживил нас, освятил, дал силу и открыл разум к познанию Его мудрости и воли через Духа Святого. Он дал нам надежду воскресения и славного наследия в Его Царстве. Он дал нам святую и сильную жизнь, мир, единство и общение верующих. И более всего, Он в преизбытке одарил нас Своей вечной любовью, через которую все эти благословения приходят в наши жизни. Ничто в мире не может дать нам этих богатств.

Вы знаете, кто на данный момент считается самым богатым человеком в мире? По рейтингу агенства «Блумберг» в этом году им стал мексиканец Карлос Слим. Его личное состояние составило 75 млрд. долларов. На втором месте Билл Гейтс, на третем — испанец Амансио Ортега. Но, даже если сложить все их богатства вместе — все равно это лишь мелкая монета, в сравнении с тем неисследимым богатством, которое открывается всякому верующему в Иисуса Христа. Сам Павел очень хорошо осознал это, поэтому говорил: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3:8).

Благовествовать всем неисследимое богатство Христово может тот, кто это богатство обрел и осознал. А ведь бывает, что человек вроде и обладает богатством, а не знает этого или не осознает и живет, как последний нищий. Пусть Господь помилует нас и поможет всегда помнить и знать те духовные благословения, то неисследимое богатство, которое мы обрели в Нем, чтобы мы жили сильной и богатой жизнью. Чтобы мы этим богатством делились с другими людьми, со всеми, к кому Господь нас посылает. Чтобы всегда были благодарны Господу за эту милость, и, как Павел всегда радовались Христу. Аминь!

Во-вторых, через это служение Павел стал частью великой Церкви. Еще раз прочитаем стихи 8-10: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия».

…дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. Здесь Павел открывает нам удивительную роль Церкви Христовой в Божьем творении и премудрости.

Какой ты видишь свою церковь? Какой ты видишь церковь в целом? Какова ее роль? Как много различных мнений существует как в мире, так и в самой церкви. Как часто наши глаза закрыты и не видят Божьей истины и Его славы, являющейся в церкви! Мы смотрим на свое небольшое собрание, на людей, которые сидят рядом на служении, оцениваем свою церковь по каким-то локальным успехам или локальным же неудачам в служении и не видим всей картины.

Но перед глазами Павла совсем другая Церковь. Церковь с большой буквы. Церковь, которую Христос оставил на земле, чтобы через нее совершать Свою волю до дня Откровения. Церковь — как самое большое и удивительное чудо Бога. Тело Христово и собрание спасенных из всех народов, племен и языков. Церковь — глава, жених и хозяин которой Сам Христос. Эта Церковь призвана явить начальствам и властям на небесах многоразличную премудрость Божию.

В этих стихах Павел расширяет наш кругозор, чтобы мы видели величие и славу Церкви живого Бога. В глазах Павла весь мир — это большая сцена. На этой сцене действует Церковь во всеоружии и славе Божьей. Она исполняет замысел ее автора — Бога. А начальства на небесах, Ангелы Божьи — это восхищенные зрители. В этой великой постановке важен каждый участник. Каждый член церкви выполняющий свою роль, свое служение, на которое поставлен постоянно и верно украшает и возвеличивает общую картину и ее Автора.

Премудрость Бога многоразлична, говорит Павел. И когда мы смотрим на церковь, то понимаем, почему. Сколько различных свидетельств я слышал в своей жизни. Как удивительно Бог находит погибшее, как дивно Он спасает. Каждого приводит по своему пути. И как высоки пути Его. Каждый спасенный являет славу Божью. О, Его мудрость действительно многоразлична. Посмотрите каждый на себя и на людей вокруг вас. Все разные, но все слагают единое целое. Если каждый будет представлять свой цвет, то вся картина сложится в яркий, красочный гобелен, прекрасная ткань, на которой выткана Божья история.

Когда я читал эти слова, в памяти всплыло другое место Писания: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр.7:9-12). Эта картина величественного небесного Богослужения и истинного поклонения, когда многоразличная удивительная и славная Церковь на небесах вместе с начальствами прославляет Единого, Вечного и Славного Творца. Аминь!

Какое это удивительное чудо, какая это удивительная благодать — во-первых, стать частью этой церкви славы Божьей, а, во-вторых, быть причастным к этому самому удивительному и славному труду — строительству этой церкви. Потому что Павел видел именно это. «Мне… дана благодать сия… открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф.3:8,9). И когда мы слышим, как Господь посылает нас воспитывать учеников до края земли, нам нужно слышать именно этот призыв — идти и участвовать в этом славном труде строительства славной Церкви Господней. Когда я думаю об этой благодати, всегда удивляюсь милости Божьей, и для меня всегда это такая удивительная тайна, как Господь может использовать меня, со всеми моими немощами, грехами и слабостями в Своем удивительном и славном труде. Моими руками, молитвой, устами, работой над Божьим словом и подготовкой проповеди Бог строит Свою Церковь. Диво да и только. Как объяснить? Как передать эту радость и гордость быть причастным к удивительному делу Божьему? Пусть Господь помилует нас, иметь этот широкий взгляд на историю Бога и Его Церковь, чтобы мы могли благодарить нашего Отца за каждого брата или сестру — они слава Божья. Чтобы мы горели сердцем своим — распространять и расширять церковь в своем поколении. Аминь.

Стихи 14-19 — это личная молитва Павла о братьях и сестрах в Ефесе. Давайте более детально рассмотрим эту молитву.

Прочитайте стих 16. «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке». Мы видим, чтобы Павел молился, чтобы верующие были тверды во внутреннем человеке. На примере самого Павла и многих служителей мы легко можем убедиться, что служение строительства Церкви — это нелегкий труд. Мы встречаемся с внешними и внутренними трудностями. Для того, чтобы этим путем идти до конца, нужна внутренняя твердость и сила от Духа Святого. Что делает нас слабыми? Наши грехи и раны. Из-за немощей мы не можем сопротивляться дьяволу и его искушениям. Но когда мы через слово Бога укрепляемся в вере, Дух Святой дает нам силу быть твердыми.

Взгляните на стих 17. «Верою вселиться Христу в сердца ваши». Здесь мы видим, что Павел молился для верующих о единстве со Христом. Единство с Христом — основа христианской жизни. Слово «вселиться» указывает на постоянное пребывание, а не краткий визит. Сам Павел в послании Галатам говорил: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). Это состояние единения со Христом давало Павлу силу и обновление. Об этом единстве с учениками и Сам Христос молился Отцу. Это единство побуждает нас и дает силу, чтобы исполнять волю Бога, как это делал Павел и Господь Иисус.

Прочитайте стихи 18,19, «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Далее Павел молится, чтобы мы могли быть укоренены и утверждены в любви. Основой для наших действий и слов должна быть любовь Бога. Эта любовь действительно превосходит всякое разумение. Один человек сказал: любовь Христа достаточно широка, чтобы охватить все человечество, достаточно длинна, чтобы длиться вечно, достаточно глубока, чтобы достичь самого жалкого грешника, и достаточно высока, чтобы возвысить его до небес. И это правда. Любовь — это то, что отличает учеников Христа в этом мире. Любовь — это главный мотив нашего служения. Божья любовь — это сила, которая скрепляет Церковь в одно целое. И молитва Павла о любви — это не просто красивые слова. Это действительно самая большая наша необходимость. И нам самим нужно молиться, чтобы Бог открыл наши сердца к пониманию Его любви. Чтобы Его любовь наполняла нас, и через нас проливалась на людей вокруг. Аминь.

Давайте прочитаем стихи 20,21: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь».

Если бы нужно было охарактеризовать этот отрывок одним словом, я думаю подходящим словом было бы слово «полнота». Здесь есть полнота Божьего замысла относительно всего мира и церкви. Здесь есть полнота церкви и ее роль в истории. Здесь есть полнота жизни верующего. Всякая полнота. И Господь призывает нас и посылает на труд, чтобы эта полнота была действительно реализована. Своею силою Он действует в нас и дает намного больше, чем мы просим.

Перед нами сейчас открывается целый новый год. Будут различные события. Собрания молитвы, конференции, приглашение в студ.-городках, изучение Библии и прочее. Некоторые события — большие и заметные, другие — тихие и известные только вам самим. Но давайте помолимся, чтобы все это, да и сами жизни наши послужило к строительству, к совершенству, к полноте Божьей в наших жизнях и нашей церкви во Христе Иисусе. Пусть Бог трудится в нас и через нас, пусть Его слава и многоразличная премудрость будет явна и нам самим, и начальствам здесь на земле и начальствам в небесах, Ангелам Божьим. Пусть имя Христово будет возвеличено и прославлено и спасаемые постоянно прилагаются к церкви. Аминь.

(п. Ионафан)