head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Симеон и Анна” (От Луки 2:25-38)

СИМЕОН И АННА

От Луки 2:25-38

Ключевой стих 25 : "Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем"

На Рождество мы будем говорить об Иисусе, и только о Нём. Потому что в Нём – спасение, через Него в наш мир пришла надежда, благодаря Ему мы здесь с вами сидим. О младенце Иисусе мы будем говорить очень предметно, но во время Рождества. Но сегодня мы уделим время людям, которые ждали рождения младенца Иисуса. Собственно, эта и следующая проповеди так и называются «Люди, которые ждали Спасителя». Они ждали, и мы ждем. Но знаете, ждать можно одного и того же, но делать это по-разному. Мы точно знаем из Библии, что Симеон и Анна не только ждали, но и дождались, и были угодны Господу. Потому нам есть, чему поучиться у них.

1. Симеон

В каком-то смысле, мы с вами почувствуем сегодня себя Шерлоками Холмсами, потому что всего по нескольким стихам, в которых упоминаются Симеон и Анна, попробуем представить себе, как они жили и о чем думали; попробуем восстановить их жизнь.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. (Лук.2:25)

Сразу пройдемся по месту действия. Это был Иерусалим, столица Иудеи. Город с историей и традициями. Отсюда вытекает несколько выводов. Во-первых, получить прописку в Иерусалиме могли только дети строителей стены времён Неемии. Плюс некоторые программисты на абаке с двадцатилетним стажем иногда могли себе позволить гостинку. Тяжело сказать, была ли прописка у Симеона. Но судя по тому, что в Библии сказано: Тогда был в Иерусалиме человек, а не «тогда жил в Иерусалиме человек», мы можем предположить, что прописки таки не было.

Во-вторых, Иерусалим был центром политической жизни Ближнего Востока. И хотя тогда был популярен лозунг: «Миру – Рим», и всем заправлял римский император, тем не менее, в Иерусалиме тоже было чем заняться местным политикам. Улицы города часто перекрывали для движения, и на большой скорости по ним проносились черные бронированные колесницы людей от власти.

В-третьих, в Иерусалиме находился величественный Храм. И хотя он был посвящен Богу, о Боге в нём мало что напоминало. Этот Храм был не столько похож на место, где можно помолиться, сколько на современный ТРЦ. Здесь можно было купить, практически, всё. Местные бизнесмены в короткие сроки делали здесь себе целые состояния. Говорили: «если имеешь бутик при Храме – за будущее можно не беспокоиться».

Были здесь и те, кто считали себя верующими. Именно считали. Назывались они фарисеи. Их можно было узнать не по любви между ними, а по особой одежде с кисточками по краям. Считалось, что чем больше кисточка – тем лучше ты знаешь Бога. Потому по улицам Иерусалима ходили франты с кисточками длиной в несколько метров. Исходя из такой длины, можно было предположить, что эти люди настолько хорошо знали Бога, что без стука заходили на чай даже во Святое Святых.

Уже из одних этих трех пунктов можно сделать вывод, что для настоящего верующего Иерусалим был далеко не самым лучшим местом для жизни. Этот город наполнял дух наживы, лицемерия и честолюбия. Но именно здесь, в Иерусалиме, и жил человек по имени Симеон, муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева. И, забегая наперед, скажем, что он это утешение получил. Через этот факт можем учиться следующему: даже в самое развращенное время всё равно есть святой Божий остаток. И этот остаток получит утешение от Самого Господа.

Вообще, то, что о Симеоне упоминает Библия – крайне удивительно. Однозначно можно утверждать, что Симеон не был молод. В самом деле, если бы ему на тот момент было двадцать или тридцать, или даже пятьдесят лет, зачем было евангелисту Луке писать: Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лук.2:26). Если бы Симеон был молод, то это пророчество было бы сродни такому: «Ты не поступишь в университет, пока не закончишь школу». Утверждение очевидное, и без него вполне можно было бы обойтись. Нет, Симеон был уже в годах преклонных.

Раз он не был молод, то не был и многообещающ. Обычно футболиста после тридцати пяти лет никто, кроме «Милана», не хочет покупать. Почему? Толку от него, как от козла молока. Что же говорить о Симеоне? Его ждало блистательное будущее? Нет. Ну, может, хоть какое-то будущее? Тоже нет – в Библии о нем больше ничего не говорится. Более того, судя по пророчеству и по его собственным словам, он уже собрался умирать (стих 29): Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром (Лук.2:29). Кажется, что о нем говорить – у него все осталось в прошлом? Да и в прошлом не было ничего такого. Но Библия пишет о нем.

Вы знаете, что у Библии самый большой тираж за всю историю человечества? Восемь миллиардов экземпляров. Вы знаете, что Библия переведена на 2500 языков – это больше, чем любая другая книга. Тут в газету попасть – большая радость. Выходящую только на выходных. Издаваемую только на одном языке. Региональную. В смысле географии, а не политики. И вот, в этой уникальной Книге упоминается Симеон! За что? Что в нём было такого особенного?

Библия отвечает на этот вопрос: Он был муж праведный и благочестивый. Симеон был особенным, потому что он был праведным. Но что значит «праведный»? Сразу проведем разграничение: понятие «праведность» встречается во всех религиях, и означает нравственное совершенство. Но в Библейском понимании, слово «праведность» имеет несколько иное значение. Это не то же самое, что «безгрешный». К примеру, Ной назван в Библии праведным, Авраам назван праведным. Но кто из них не ошибался и не грешил? Нет, праведный – это не означает безгрешный.

Праведность – это правильное положение перед Богом. Праведность – это правильные отношения с Богом. Бытие, пятнадцатая глава, шестой стих говорит:

Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Вера Аврама вменилась ему в праведность. Праведник – это тот, кто верит Господу. Люди иногда говорят «я верю в Бога», при этом подразумевая «я знаю, что Он где-то есть». Но праведник – это не тот, кто просто верит, что Бог есть. Праведник – это тот, кто доверяет Богу самое ценное в своей жизни и даже саму жизнь. У Авраама не было детей до ста лет, но он доверял этот вопрос Богу, и потому назван праведником.

Праведность напрямую связана с верностью. «Верный» – это не значит «праведный», но праведный – это значит «верный». В послании Галатам (Гал.3:9) Авраам назван верным. Он прошел через массу искушений и испытаний, где он, бывало, ошибался и падал. Но самое главное, что после своих падений он не разочаровывался в Боге, не уходил, обвиняя Его, но всё равно возвращался к Нему и шел с Ним дальше по жизненному пути. Точно таким же был и Моисей.

Праведность – это не то качество, которое написано на лбу. Правда, её не видно. Праведный человек не светится особым светом. Не светился и Симеон, хотя на темных улицах Иерумалима это было бы как нельзя более кстати. Внешне он был самым обычным и непримечательным, но внутри – духовно богатым и исполненным Богом. Конец 25-го стиха говорит об этом: и Дух Святый был на нем. Хотя для людей он был самым обыкновенным дедом, с которого сыпется песок, но для Бога он был особенным.

Вы когда-нибудь слышали о таком человеке, как Моуриньу? Это тренер мадридского «Реала». Все называют его особенным. Знаете почему? Не поверите: только потому, что он сам себя так назвал. The Special One. Остальные просто подхватили. Правда, у него на самом деле есть все причины себя таким считать. Он очень хороший тренер.

Есть ли у вас причины считать себя особенным или особенной? Есть ли в вас что-то такое, что выделяет вас из серой толпы? Да, есть. Если ты доверяешь Богу, то ты особенный. Ты особенный для Бога! Ради тебя Он родился как младенец и был положен в кормушку для скота. Ради тебя Он пришел в этот грешный мир. Всемогущий Бог был распят тоже ради тебя!! Потому никогда не говорите, что в вас нет ничего особенного. Побойтесь Бога! В вас есть Дух Святой и образ Божий. Вы дети Бога.

Что еще мы видим? Написано: чающий утешения Израилева. Симеон не отчаивался, глядя на то, как в Храме стояли игровые автоматы, а прощение грехов покупалось за деньги. Он не отчаивался, глядя на римлян, гордо расхаживающих с видом хозяев по Святому городу. Он чаял утешения Израилева, то есть – он верил и надеялся, что всё изменится. Знаете, отчаяние и надежда несовместимы. Это прямо противоположные вещи. Точно так же, как вера и страх.

Если Библия говорит, что Симеон надеялся, значит, он не отчаивался. В этом есть урок и для нас: никогда не отчаиваться, но ждать и надеяться. Когда смотришь вокруг, отчаяться очень легко: в нашей стране всё покупается и все продается, везде коррупция и бюрократия. Студенты не хотят слушать Евангелие, вернее, слушают, но не хотят менять свою жизнь. Как здесь не отчаяться и не опустить руки?

Но Симеон не отчаивался, и это имело свой плод. Если бы он отчаялся, он никогда не пришел бы в Храм, в котором так многое приводило его в это самое отчаяние. Но он пришел. Если бы он отчаивался, он никогда не увидел бы Мессию. Но он увидел. Результатом того, что он принял решение не отчаиваться, результатом того, что он выбрал надеяться и верить, стало то, что его надежда воплотилась в реальность.

Люди думают, что отчаяться – значит просто отреагировать на сложившуюся неблагоприятную ситуацию. Это так просто. «У меня нет денег – как тут не отчаяться? Это же в порядке вещей». Но Библия учит нас, что всегда нужно хранить надежду, не впускать в свое сердце отчаяние. Потому что когда оно войдет, ты можешь пропустить самое важное благословение в своей жизни. Симеон не отчаивался, и он его не пропустил – давайте прочитаем стихи 27-30:

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твое (Лук.2:27-30)

То, что было обещано Симеону, произошло. Он держал на руках Царя царей. И в Нем он обрел великое утешение, так что сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего… с миром.

Что вгоняет в отчаяние тебя? Ты смотришь, и не видишь никакого выхода. Что это? Ты знаешь сам. Павел говорит во втором коринфянам: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; (2Кор.4:8,9). Золотые слова: мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. Потому что мы не оставлены – ведь с нами Бог! Младенец Иисус родился нам, чтобы в наши жизни вошел Божий мир.

Утешение Израилево, которого ждал Симеон – это был приход Мессии. Вообще, надо сказать, весь иудейский мир ждал того же. Но только все ждали прихода Мессии-царя, который сокрушит язычников, выгонит из Иерусалима римлян, сведёт огонь на неверных. Все ждали конца света. А Симеон ждал младенца Иисуса, и потому сразу же узнал Его.

Сейчас мир тоже пребывают в ожидании, как и две тысячи лет назад. И люди тоже ждут разного. Большая часть мира ждет конца света 21-го декабря, веря, что произойдет какой-то катаклизм, который будет немного пугающим, но прикольным, и который можно будет отметить в кругу друзей. Меньшая часть – ждет наступления Рождества; ждет дня, когда можно будет вспомнить о рождении младенца Иисуса. Всё, как и две тысячи лет назад: одни ждут конца света, другие – рождения Младенца Иисуса. Каков был результат две тысячи лет назад? Симеон дождался, а все остальные – так ничего и не поняли. Будем же мудры, как Симеон. Аминь?

Наша страна нуждается не в конце света, она нуждается в Иисусе Христе. Нашим политикам нужен Иисус. Нашим судьям и преподавателям нужен Иисус. Нашим семьям нужен Иисус. Потому давайте будем ждать Его прихода, давайте будем делать всё возможное, чтобы Его имя было превознесено превыше всякого имени человеческого. Давайте будем надеяться на Иисуса, а не ждать конца света 21-го декабря. Если будем верить в Иисуса – не постыдимся. А если будем верить в 21-ое декабря – только еще раз разочаруемся и еще раз впадем в отчаяние. Зачем нам эти проблемы?

У нас есть твердое обетование, давайте вместе прочитаем стихи 30-32:

ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лук.2:30-32). Господь нас не оставит. Это всё, что можно сказать, глядя на этот отрывок. Он всё проведет Своей рукой и введет нас в Свой свет и в Свой покой.

2. Анна

Давайте вместе прочитаем стихи 36-38:

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лук.2:36-38)

Тут же, при храме, оказался не только дедушка Симеон, но еще и бабушка Анна. Среди ученых ведутся упорные споры касательно того, кто же был из них старше. Интересно, что согласно одной из интерпретаций, Анне дают даже не 84 года, как мы читаем в 37-м стихе, но утверждают, что это вдовой она была 84 года. До этого семь лет она была замужем, и вышла, наверное, как тогда было принято, где-то в 14. Итого – 105 лет. Но в любом случае, 84 или 105 – для нас это все равно более чем солидный возраст.

Об Анне мы знаем еще меньше, чем о Симеоне. Она была пророчицей. Это совсем не значит, что она предсказывала будущее. В Библейском понимании пророк – это человек, который провозглашает Слово Бога. В этом смысле, мы все с вами – Божьи пророки. Она была из колена Асирова, а это значит, что у неё гарантировано не было прописки в Иерусалиме. Более того, у неё не было даже своего собственного жилья, так что она не отходила от храма.

Какая была ее жизнь? В самом начале, когда она только выходила замуж, она была вполне счастлива. Её жених был предметом воздыханий всех девушек в округе. Они прожили душа в душу семь лет, после чего муж погиб, в результате несчастного случая на производстве. Как она жила дальше? не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

Нужно признать, что именно в этом месте я получил очень большое откровение. Я читал это место много раз, казалось, все знал об Анне. Но это было не так. Вообще удивительно, как часто люди приходят в церковь, считают себя новым творением, но живут с теми же стереотипами, по тем же принципам, что и в миру. Сейчас поясню, о чем я. Первоначально об Анне я планировал говорить так: тяжелая и безрадостная жизнь при храме и упорство в Господе.

Но когда я дошел до этого места в проповеди, то серьезно задумался. Почему же ее жизнь я считаю безрадостной и суровой? Потому что она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Извините меня, а разве это не радость – служить Господу? Своё отношение к Анне я строил исключительно на стандартных взглядах неверующих людей: пойти в храм (церковь) – значит лишить себя радостей жизни. Этот мир считает служение постом и молитвой полным отвержением своего «я». Что это – суровые будни, это всегда постное выражение лица, это жизнь самоотречения и страдания. Помните фильм «Гардемарины вперёд»? Там беглая Анастасия Ягужинская, когда игуменья предлагает ей служить Богу, говорит примерно следующее: «Я еще молодая, я пожить хочу. Ты святая, а я из плоти и крови». Но насколько же это неверное понимание! Что служение – это потеря каких-то шансов на что-то.

На самом деле, отсюда вытекает очень серьезный вопрос: а правильное ли у нас с вами отношение к служению, к молитве, к духовному хлебу? Не является ли это для нас всего лишь обязаловкой или некой повинностью, от которой мы с радостью сбежим и избавимся при первой попавшейся возможности? Этот вопрос адресован каждому из нас.

Вот что писал о служении Богу Давид:

Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его (Пс.26:4)

На самом деле, служить Господу – это благословение. Служить Господу постом и молитвой – это привилегия. Посещать духовный хлеб – это радость.

Одно дело, если бы Анна жила при храме, принимала бы вид святой, а сама ругалась со всеми и сплетничала. Но нет – она служила Господу постом и молитвой, и делала это с радостью. Потому и написано: И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. Если бы в её сердце была только горечь о бесцельно прожитых годах, если бы она все эти годы просто страдала – никогда бы она не узнала грядущего Мессию в этом младенце, никогда бы не стала с радостью славить Господа и говорить о Нем всем. Анна жила полноценной и радостной жизнью в Господе, служа Ему.

Когда мы читаем с вами о Симеоне и Анне, мы видим старых людей, у которых, если честно, нет никаких перспектив в будущем. Да и в прошлом им особо нечем хвалиться. По-человечески, в этих людях не было ничего. Но, верите или нет, эти люди были особенные. И особенными их делали отношения с Богом, доверие Богу и желание отдать свою жизнь для Него. Кажется, что у этих людей не должно было быть поводов для радости. И поводов, действительно, не было. Но радость была.

Часто ли вы видите радостных бабушек и дедушек? Не бубнящих себе под нос проклятия в адрес всех и вся, но радующихся? Симеон и Анна радовались так, что дай Бог каждому. Почему? Есть такая знаменитая цитата: «жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». И вот в конце своей жизни, оглядываясь назад, Симеон и Анна, словно говорят нам: «Мы прожили благословенную и полноценную жизнь. Нам не стыдно». Они стали особенными людьми в Господе, они стали праведниками и глашатаями Божьего Слова. Они стали драгоценными в глазах Бога, и потому мы сейчас говорим о них.

Лично я получил великое утешение через этих двух людей, через их радость, через их веру, и через их верность. У них было намного меньше возможностей служить Господу, чем у меня. Они вообще были в стесненных обстоятельствах. У них не было Евангелия, они понятия не имели о новозаветней церкви и дарах Духа. У них не было даже машины. В порядке исключения на Симеоне пребывал Дух Святой – в Ветхом Завете это была большая редкость. Но Бог дал мне залог Духа Святого еще в двадцать четыре года, когда я только покаялся. И Он всегда пребывает со мной. Симеон с Анной были уже в возрасте, им физически непросто было служить Господу. Но для меня – намного проще. Тогда было намного меньше по настоящему верующих людей, чем сейчас. Отчего же мне отчаиваться?

Молюсь, чтобы ни для кого служение Богу не было бременем, от которого хочется избавиться, но было великим благословением и дарило радость. Молюсь, чтобы каждый из нас имел ту же радость, что и Симеон с Анной, и с надеждой ожидал рождения младенца Иисуса. Молюсь, чтобы каждый увидел себя особенным в глазах Бога. Аминь.

(п. Ярослав)