head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Наречешь Ему имя: Иисус” (От Луки 1:26-38)

НАРЕЧЕШЬ ЕМУ ИМЯ: ИИСУС

От Луки 1:26-38

Ключевой стих 31,32 : "и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его"

Отрывок, который мы сегодня разбираем, описывает события, которые в церковном календаре называются Благовещенье. Ангел от Бога пришел рассказать простой деревенской девушке Марии о том, что в скором времени должно произойти, и какое ее место в этом божественном замысле. Он принес хорошие новости. Хорошие для Марии, и хорошие для всего мира. К сожалению, в последнее время мы не часто слышим хорошие новости. Газеты, телевидение и интернет рассказывают о погибших заложниках и расстрелянных детях, об эпидемиях и голоде, об авариях и природных катаклизмах. Когда я встречаюсь с чем-то подобным, обычно у меня бывает две волны изумления. Первая — от трагизма случившегося, и вторая — от осознания испорченности человеческого сердца, которое так сильно проявляется в подобных ситуациях. И иногда мы спрашиваем себя: Куда катится этот мир? Есть ли выход? Есть ли спасение? Но Ангел принес нам хорошую весть. Он рассказал о Спасителе, которого Бог дал этому миру. Пусть Господь даст нам открытые уши и мягкие сердца, чтобы эта ангельская весть прозвучала и для каждого из нас, и наши сердца наполнила этой радостью и этим ожиданием освобождения, которое Бог приготовил нам в Иисусе Христе.

Посмотрите стихи 26,27. Кто и когда были задействованы в истории рождества? «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария».

Слова «в шестой месяц» относят нас к предыдущему отрывку, где рассказывается история Захарии и Елизаветы, которым Бог дал сына не смотря на преклонный возраст. Через пол-года после описанных событий ангел Гавриил пришел в обычный иудейский дом, к обычный иудейской девушке Марии.

Кем она была? Писание не слишком много рассказывает о ней. Лука, ее современник смог проследить ее родословную до царя Давида, патриарха Авраама и даже до Адама. Но это все, что известно о ее происхождении. Жила она в небольшом городке, Назарете и была родственницей Елизавете. Правда, здесь автор указывает на еще два немаловажных факта: первое — она была юной незамужней девушкой, и второе — она была обручена и ожидала свадьбы. Мы можем попытаться представить себе как она жила и о чем мечтала готовясь к замужеству: уютный дом, который она сама украсит, а Иосиф обставит мебелью, красивые, здоровые и послушные дети, любовь, понимание и т. д.

Но однажды нечто неожиданное прервало мирное течение ее жизни и подготовку к свадьбе: к ней с особой вестью пришел Ангел Гавриил. Что же он сказал ей? Посмотрите стихи 28,29: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие».

Марию смутил приход Ангела и это не удивительно. В конце концов, нам не каждый день приходится общаться с Ангелами. Но интересно, что еще больше чем само присутствие Ангела, Марию смутило его приветствие. Почему Ангел призывает Марию радоваться? О какой благодати и о каком благословении он говорит? И что все-таки значит: Господь с тобою? Такие вопросы проносились в ее голове. Но, самым главным, наверное, был вопрос: не помешает ли это моей свадьбе и счастливой жизни с Иосифом?

Наверное, Ангелу самому было неловко, за то, что смутил девушку, поэтому он поспешил исправить ситуацию и побыстрее объяснить цель визита и смысл своего приветствия. Посмотрите стихи 30,31: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус».

Ангел назвал Марию благодатной не потому, что у нее был Иосиф и скоро свадьба, а потому что Бог пришел в Ее жизнь, решил особым образом открыться ей, и приготовил ей особое, уникальное место в Своей истории.

Что же такое благодать? Слово «благодать» по-гречески «χ?ρις» означает незаслуженную милость, нисходящую от Бога. Мы иногда думаем о благодати поверхностно. Люди часто под благодатью понимают крепкое здоровье, карьерный рост, увлекательную жизнь, материальный достаток, успех в делах, счастливую семью. Но библейское понятие "благодать" имеет другое, более высокое значение. Божья благодать бесценна, свята и ни с чем не сравнима. Она проявляется в наших жизнях разнообразно и больше всего связана с тем, как Бог действует и открывается в нас. Например: если Бог исцелил меня — это благодать? Да, но не только потому, что здоровье стало лучше, но и потому что я через это узнал исцеляющего Бога. Бог поставил меня на служение — это тоже благодать? Конечно! Потому что исполняя свое служение я узнаю сердце Бога к этому миру и ко мне, приношу плод и испытываю постоянное укрепляющее действие Духа Святого. Ап. Павел говорит в (Еф.3:8): «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово». Оказывается, рассказывать неверующим о Христе — это тоже благодать. Даже страдания могут быть благодатью для нас, если через них мы сможем найти благого Бога, познать Его и выбросить все лишнее из своей жизни. Наибольшая благодать в наших жизнях конечно же проявилась в том, что Бог по милости спас нас Кровью Сына Своего от грехов, смерти, осуждения и ада. Этот дар не возможно было заслужить, но Бог дал нам его и тем открылся нам благим и славным Господом, Ему слава во веки веков. Аминь!

В чем же состояла благодать, которую Бог приготовил для Марии? Посмотрите стихи 31-33: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Всевышний избрал ее, чтобы дать миру Своего Сына. Для этого Мария забеременеет сверхъестественным образом и станет матерью этого особенного ребенка. На первый взгляд все кажется весьма неплохо, да? Само по себе рождение ребенка — это большая благодать. Но чем это должно было на деле обернуться в жизни Марии? Попробуйте представить себе это: древнее законническое общество, молодая женщина становится беременной до свадьбы и все вытекающие отсюда выводы. Для Марии это должно было обернуться позором на нее саму, позором на ее семью… кто поверит, что ребенок от Духа Святого? Ее могли побить камнями, и первым это мог сделать любимый Иосиф. Весть Ангела значила, что со всем тем, что она себе мечтала и планировала о свадьбе, счастливой жизни с Иосифом, о простой и спокойной жизни теперь можно попрощаться. Но что же было другой стороной монеты? Стоила ли овчинка выделки? Ответ мы находим в личности ребенка, которого должна была родить Мария.

Давайте еще раз прочитаем стихи 31-33 и задумаемся, почему сын Марии, это благодать для нее самой, и благодать для каждого из нас: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Во-первых, Его имя: Иисус. Иисус — это греческая форма еврейского имени Иешуа – сокр. от Иегошуа, что значит "помощь Иеговы" или "Иегова спасает". От чего же Он спасает? В (Матф.1:21) сказано: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Каковы последствия греха в жизни человека? Открываем Бытие 3 главу и читаем… о, да тут большой список. Что в этом списке? – в нем смерть, в нем все страхи, болезни, жизнь в рабстве страстей и желаний, в рабстве суеты, в нем разорванные, изломанные, искалеченные отношения с Богом и с другими людьми. Как долго можно продолжать этот список! В начале я говорил о новостях. Недавно мы услышали, как талибы в Пакистане ворвались в школу и расстреляли 100 детей военнослужащих. Или вот тоже не так давно мы услышали, как террористы в Славянске ворвались в церковь и убили сыновей пастора. Мы поражаемся: как может сердце человека быть таким злым, таким черствым, испорченным. Это из-за греха. Но в четверг мы слышали свидетельство нашей сестры, и она сказала, что нашла, что ее сердце ничем не лучше чем сердца тех сепаратистов и террористов на Донбасе. И в другой момент ты смотришь на свою жизнь и понимаешь: и мое сердце такое-же. Оно такое-же темное, такое-же эгоистичное, сколько в нем гнева, осуждения, обид и эгоизма. Откуда это все? – это прямое действие греха и его последствия. Мы читаем о том, какие вирусы, эпидемии и болезни сотрясают человечество. Но это тоже последствия греха, в Раю такого не было. И это не может быть исправлено всеми силами науки, всеми мыслителями и учителями, всеми деньгами мира. Так что, есть здесь кто-то кому нужен Спаситель? Мне нужен Спаситель. Мария была обычным человеком, как мы с вами, и ей тоже нужен был Спаситель. Иисус, Сын Марии стал этим Спасителем. Он Тот, кто пришел «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14,15) Он тот, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25). Он тот, кто «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:24). Он Спаситель Иисус. В Нем жизнь моя, спасение мое, праведность моя, исцеление мое, потому что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13). Аминь!

Во-вторых, Он будет велик. Давайте еще раз прочитаем стих 32: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его». Иисус – велик, потому что Он – Сын великого Бог. Всякая плоть как трава, и ее слава, как цвет на траве-засыхает и увядает. Но Иисус – Единородный Сын Всемогущего Бога. Сын Творца и управителя истории. Его величие основано не на Его человеческих достоинствах, оно заключено в самой Его сущности.

Как человек, Иисус Христос весьма умалился. Кто считал Его великим, когда Он, маленький мальчик, лежал у груди Своей матери? Кто считал Его великим в последующей жизни? Он жил, как нищий, не имея порой места, где преклонить голову. Сильные мира сего видели в Нем невежественного галилеянина, о котором они говорили: "Не знаем, откуда Он". Кто считал Его великим, когда Он был покрыт кровавым потом, когда Он был продан за цену раба, когда стража окружила Его с мечами и кольями, будто Он был разбойником? Кто почитал Его за великого, когда Его связали и повели на суд как преступника, п потом повесили между злодеями? Но Тот, которого презирали, в чье лицо плевали, теперь в славе восседает на престоле Отца. Он – помазанный "Царь царствующих, и Господь господствующих". Он вознесен чтобы вечно царствовать в славе Отца.

Все те, кто чего-то достиг в жизни, кого мир почитает великими, в конце концов, всего лишь грешные люди. Они жили и умерли. Но Иисус – Сын Божий, Один достойный всего нашего поклонения и славы. Он – наш путь и истина и жизнь, и только через Него каждый может прийти к живому Богу.

В-тетьих, Он — вечный царь. Посмотрите еще раз стихи 32,33: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Бог пообещал Давиду, что от его корня произойдет Мессия (2Цар. 7:12). Однако Давид был только тенью Иисуса, Царя любви и мира. Все царства в мире временны и люди напрасно возлагают свои надежды на земные царства и земных правителей. Те только используют их для своей выгоды. Но Царь Иисус не таков. Он истинный царь. Он правит любовью и миром. Его суд справедлив. Он защищает Своих людей и спасает их от всех врагов, от рук всех, ненавидящих нас. Его Царство — вечное Царство. Оно выше всех земных царств, оно не знает границ и распространяется от сердца к сердцу. Он — царь которому я хочу служить и поклоняться.

Спаситель, Сын Божий и вечный Царь, вот что узнала Мария о Сыне, которого должна была родить. И это была великая благодать Бога для нее. Не смотря на все трудности и испытания, которые ей предстояло пройти: крушение всех ожиданий, непонимание и отвержение близких, опасность для жизни, бегство в Египет. Не смотря на то, что ей самой однажды оружие прошло душу, когда она увидела своего Сына распятого с разбойниками. Не смотря на все это, Бог был с ней и открывался ей в мальчике, которого она однажды носила под сердцем. Что сказать на это? – не хватает никаких слов и воображения, чтобы представить себе величие той благодати, которая проявилась в ее жизни, а через нее и в жизни каждого верующего, каждого грешника, спасенного жертвой и воскресением Иисуса Христа.

Каким был ответ Марии? Взгляните на стих 34: «Мария же сказала Ангелу: Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел Гавриил терпеливо объяснил Ей, как это может быть, в 35-м стихе он говорит: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим». Ангел продолжал говорить в 36 и 37-м стихах. «Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Ангел убедил Марию, что нет ничего невозможного для Всемогущего Бога – как Он сказал, так и будет. Гавриил был хорошим и верным учителем Библии. Он помог Марии принять духовное решение по Божьей воле.

Давайте прочтем стих 38. «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от нее Ангел». Ответ Марии – это не эмоциональный порыв несчастной и обреченной женщины. Ее решение основывалось на обещании Бога и работе Святого Духа. Ее слова – плод жизни веры и ее любви к Богу. Мария любила Бога и доверяла Богу, поэтому знала, что участвовать в рождении Мессии Иисуса Христа и быть матерью воплощенного Бога – это самая большая благодать Бога к ней. Мария осознала себя рабой Господней, для которой самый главный приоритет – это выполнить волю Бога. Поэтому Бог смог использовать ее в Своей искупительной истории и благословить ее жизнь. Мария поняла, что Ее жизнь полностью в руках Бога. Поэтому она решила повиноваться.

Что было бы, если бы она не приняла волю Бога? Трудно сказать. Бог точно исполнил бы Свою волю, но исполнил бы через другого человека. А Мария прожила бы обычную жизнь, воспитала детей и умерла. Да, наверное, более спокойную. Но с другой стороны, она бы никогда не познала этой великой Божьей благодати, и радости исполнения Его воли, радости знать и видеть своего великого Сына и Спасителя.

Бог ищет людей, которые хотят исполнять Его волю. Он благословляет их и через них действует в каждом поколении. Почему в жизнях многих людей не реализуется это благословение? Потому что, когда Бог приходит и говорит: «Я хочу совершить в твоей жизни удивительное», они отвечают: «Ты что, у меня же скоро свадьба! Не хочу, не буду!» Но те, кто покорит свою волю и желание воле и желаниям Господа смогут испытать в своей жизни удивительную благодать и стать источником благословения для всего мира. Те, кто отвечают: се раба (или раб) Господень, да будет мне по слову Твоему, увидят в своей жизни великие Божьи дела. Пусть Господь растит наших сестер прекрасными матерями молитвы, как Мария и через них творит Свои удивительные дела в этом поколении.

В это время мы празднуем Рождество. Никто не знает в какой точно день произошло это событие, но это и не важно. Важно другое. Бог послал Своего Сына Спасителем для каждого из нас и для всего мира. Он — великий Сын Божий и достоин нашего поклонения, и Он — вечный царь, который любовью и миром правит в сердцах людей. В Нем ответ и решение для каждого. Пусть Господь поможет нам вспомнить эту великую благодать, радоваться, как призывает Ангел и делиться этой радостью с другими. Чтобы в это Рождественское время родившийся Царь и Спаситель осветил жизнь каждого человека Своей любовью и благословением. Счастливого Рождества!

(п. Ионафан)