head
Університетська Біблійна Співдружність

ОБК 2012: Проповедь “Добрый самарянин” (От Луки 10:25-37)

ДОБРЫЙ САМАРЯНИН

От Луки 10:25-37

Ключевой стих 33-35 : "Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе"

Вступление:

Добрый вечер! Я рад приветствовать вас на этой конференции, которая называется "Большая перемена"

Наша жизнь постоянно меняется. Разные причины способствуют этому. Но важными из них являются те, которые меняют жизнь к лучшему, делают ее полной и здоровой.

В сегодняшнем слове такой причиной стала встреча двух людей. Один из них был в предсмертном состоянии. Его изранили и оставили ели живого на краю дороги разбойники. Он умирал, лежа в одиночестве. Но в этот трудный момент ему повстречался, человек, который оказал ему небесную милость. Этого человека Иисус назвал добрым самарянином.

Кто же он добрый самарянин? Почему он так милостив к нам?

1. Вопрос о вечной жизни (25-29)

Прочитаем стих 25:

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

В этом стихе идет речь о вопросе некого законника Иисусу Христу. Что бы понять вопрос законника, необходимо понимать кто он, и кого представляет собой? Законник это религиозный лидер Израиля. Законник в рамках того времени занимался тем, что изучал Закон, данный Богом через Моисея израильскому народу. Полученные знания он должен был практиковать в своей жизни и также учить этому народ.

Но, к сожалению, законники потеряли свое истинное призвание увещевать народ идти путем Божьим. Власть, данную им Богом, они узурпировали, а Закон, которому они должны были учить народ, использовали как инструмент манипуляций для достижения личных, корыстных выгод.

В отличии от законников, Слово Евангелия, которое нес Иисус народу было живым. Оно исцеляло от любых болезней, освобождало от бесов, давало мудрость. Из-за этого люди шли к Иисусу и слушали Его Слово. В такой ситуации, законники, боясь потерять свою власть, тут же огласили Иисуса своим врагом и конкурентом номер 1. С того времени они не пропустили ни одного момента, что бы в чем-то подловить, и обвинить Иисуса, задавая ему самые разные вопросы.

Вот и наш законник, имея те же намерения, пришел к Иисусу и спросил: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?".

На первый взгляд, кажется, что законник ищет истину и хочет найти ответ для себя. Но Писание говорит, что он искушал Иисуса. Печально, что знаток закона легкомысленно относился к Слову Божьему. Для него это была обычная теория. Он в очередной раз использовал это, чтобы найти в ответе Иисуса что-то неправильное и упрекнуть Его. Но как Начальник жизни, тот Кто, Сам дает вечную жизнь, ответил ему?

26Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

На вопрос законника Иисус ответил вопросом. Цель Иисуса помочь человеку. Он желает не обвинить нас, но помочь осознать себя грешником, покаяться и обновится в отношениях с Богом. Иисус попытался направить законника размышлять над своим вопросом.

Как ответил законник?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Без раздумий законник выпалил правильный ответ. Действительно, чтобы обрести вечную жизнь, необходимо искренне любить Бога и любить ближнего своего.

Писание говорит, мы должны любить Бога всем сердцем, всей душой, всей силой и всем умом. Бог первый возлюбил нас. Его природа это отцовская любовь. Он Тот, Кто дал нам жизнь и заботится, что бы наша жизнь была прекрасной и полноценной. Когда мы сердцем прикрепляемся к Богу, Его живительная любовь питает нас и наполняет своей силой.

Также Писание говорит, мы должны любить ближнего своего как самого себя. Однако из-за своего эгоизма не поступаем так. И все же нам следует подражать Богу, который вопреки нашим грешным поступкам полюбил нас.

Казалось, на этом диалог Иисуса и законника прекратился. Но, нет. Иисус – Господь видящий сердце человека. Он видел, что законник лукавил. Он знал, что тот имеет знания, но не практикует их. Иисус хотел исправить мотивы этого человека. Потому неожиданно сказал:

28 "правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить."

Что бы "жить" мало знать, нужно еще и практиковать свои знания. К примеру, у вас есть водительские права. Вы посещали автошколу, слушали лекции, ездили на учебной машине с инструктором. Более того, вы на отлично сдали экзамен и получили водительское удостоверение. Однако если вы не применяете свои знания на практике, вы никогда не сможете управлять автомобилем.

Так и наш законник имел знания, но не имел практики, посему эти знания не были для него полезны. В Евангелии от Матфея 23:27-28 Иисус говорит: "27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония." Иисус знал, что законник, на самом деле лицемерил. Да ему была известна первая заповедь. Но он никогда ее не исполнял. Потому что, любить Бога на словах мало, нужно еще на практике подтверждать это любовью к ближнему. А вот с этим у него были большие трудности. Вот как Иисус описал поступки подобных ему: "онисвязывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; "

Не только в то время, но и в наше, многие люди называющие себя христианами на самом деле не являются таковыми. Они посещают церковь или даже служат там. Они утверждают, что искренне любят Бога и готовы все совершить ради Него. Однако, при этом, не могут принять ближнего даже в своей личной семье, не говоря уже о других людях.

Слова Иисуса коснулись этого человека. Он понял то, что Иисус говорил, было правдой о нем. Однако, его гордость не позволила ему остановиться, и он продолжил уже оправдывать себя. Давайте посмотрим, что в ответ сказал законник:

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

Хороший вопрос, не правда ли? И хотя на самом деле законник не хотел слышать истинный ответ– вопрос действительно важный.

А как вы думаете кто ваш ближний? Кто-то скажет это мой муж или моя жена. Кто-то скажет – это мой папа и моя мама или мои дети. И, часто это соответствует действительности! Однако не все могут так твердо утверждать об этом. Многие супруги вдруг меняют свой взгляд, когда из-за греха прелюбодеяния оставляют свои семьи и ищут удовлетворения своих личных желаний. Многие родители решают, что их родные дети для них обуза, а потому бросают их в детдоме или еще хуже просто на улице. Даже некоторые мамы, для которых не должно быть ничего ближе, чем их дети в утробе, из-за своего эгоизма идут и делают аборт. Грех, который пришел в этот мир, стремится убрать из сердца человека чувство любви к ближнему. Он навязывает людям мысль, что ближний это ты сам и необходимо удовлетворять только себя и свое эго. Грех заставляет человека проводить границу между ним и всем остальным миром.

Однако, у Иисуса значение "ближнего" совершенно иное. И Он детально говорит об этом в своей притче о добром самарянине.

2. Притча о добром самарянине (30-37)

Обратимся к :

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Во-первых, посмотрим на местность. Дорога из Иерусалима в Иерихон имела дурную славу и была очень опасной. Иерусалим расположен на высоте 601 метра над уровнем моря, Иерихон примерно на 1000 метров. Дорога из Иерусалима в Иерихон была протяжностью 32 км. Она извивалась по узким скалистым ущельям и изобиловала крутыми поворотами, что делало ее раем для разбойников. Еще в V веке, как сообщает Иероним, эту дорогу называли "Красной, или Кровавой дорогой". А в XIX веке нужно было платить пошлину местным шейхам за безопасный проезд по ней. В своей притче Иисус описывал действительное положение дел на дороге из Иерусалима в Иерихон.

Во-вторых, Иерусалима и Иерихон имеют символическое значение.

Иерусалим был духовной столицей мира. Там был храм Божий, в котором обитал Сам Бог.

Иерихон же был проклятым городом. Это был первый город, который Израильтяне уничтожили, когда вошли в Ханаан после пустыни. Бог объявил этот город проклятым и запретил его отстраивать. Тем не менее, спустя некоторое время Иерихон был отстроен, хотя человек, сделавший это, понес на себе страшное проклятие.

Итак, как говорит притча, человек вместо того, что бы пребывать в Иерусалиме, в месте служения Богу, принимает решение идти опасным путем в город греха и проклятия – в Иерихон.

Людей, которые не хранят и не заботятся о своих отношениях с Богом, постоянно тянет в место греха. И как результат – это приводит к трагедии. Как говорит Писание: "и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым". Ничего удивительно, что в месте греха водятся разбойники. Человек оказался в предсмертном состоянии, истекая кровью, но еще живой. Бог хранил его жизнь даже в такой ситуации. Но, чтобы не умереть, он нуждался в чьей-то помощи.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Вот, вроде бы, два самые подходящие кандидаты, чтобы помочь бедняге. Два служителя церкви. Но, к нашему удивлению, они прошли мимо.

Первым, о ком идет речь, был священник. По каким причинам священник оказался на этом пути сказать сложно. К примеру, он направлялся в Иерихон, что бы обличить грешников и призвать их к покаянию. И вот, на его пути повстречался до полусмерти израненный человек. Писание говорит, увидев его, священник спешно прошел мимо. Возможно, он предположил, что человек уже умер. Потому не пожелал прикасаться к нему. Он знал: если притронется к мертвому, будет нечистым семь дней. А это значит лишиться своей очереди служить в храме, и ему не хотелось рисковать этим.

Левит был тем, кто нес непосредственное служение в Храме Бога. Он мог быть музыкантом, петь в хоре или выполнять любую административную работу по храму. Его появление на этой дороге, также странно, как и появления священника. На своем пути он встречает лежащего, избитого и израненного человека. Левит подошел к тому человеку, посмотрел и прошел мимо. Возможно, он подошел, чтобы увидеть лицо лежавшего, вдруг оно было знакомо ему. Или он просто хотел запомнить его, что бы по прибытию в город дать точное описание полицейским. Но, по факту все было просто: он подошел, посмотрел на раненого, а после удалился прочь, так и, оставив лежать избитого человека на своем месте.

А как поступают люди в таких ситуациях сейчас? К сожалению в наше время ситуация совершенно не изменилась.

Вот реальный случай! Несколько молодых парней ехали на автомобиле, и сложилось так, что они сбили человека на дороге. Они привезли его в больницу и попросили врача оказать ему первую медицинскую помощь. Но тот без денег отказался это делать. Те, кто привез пострадавшего, не смогли оплатить услугу врача, и человек умер. Позже оказалось, что пострадавший был сын врача.

Это еще раз подчеркивает то, что проблема греха человеческого эгоизма, гордости и безразличия актуальна всегда.

После того, как мимо раненного прошли две столь неординарные персоны, казалось, его надежда получить помощь просто угасла. Возможно, он принял мысль, что на этом его жизнь закончится. Иногда мы приходим в отчаянное положение. У кого-то есть большие трудности финансового характера. Кто-то уже долгое время болеет и не может выздороветь. У кого-то глубокая депрессия, не позволяющая обрести здоровое эмоциональное состояние. Кто-то чувствует себя в полном одиночестве. У кого-то страдания из-за родителей. Кажется, что этим трудностям нет конца и края. Кажется, что изменить это просто не возможно.

Но, Иисус не закончил свою историю на этих двух персонажах. Он говорит о третьем человеке – добром самарянине. Встреча с которым, принесла абсолютную перемену в жизнь умирающего. Я верю, что и в вашу жизнь эта встреча принесет большую перемену.

Прочитаем стихи 33-35:

Давайте обратимся к стихам 33-35 и вместе прочтем эти стихи:

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Как говорит Слово, тою дорогою проезжал один самарянин. Кем он был по профессии, Иисус не отметил. Возможно, это был купец или ремесленник. Но то, что Иисус в притче привел пример самарянина, было не случайно. Для иудеев все самаряне были язычниками, с которым иметь общение было равным осквернению. Посему иудеи с самарянами не сообщались. Из-за такого отношения не были в долгу и самаряне. Они от всего сердца призирали иудеев и не желали иметь с ними ничего общего. Пожалуй, когда Иисус говорил о самарянине, законник пришел в шоковое состояние с мыслями: неужели этот человек может быть ближним ему.

Как бы то не было, именно самарянин не прошел мимо, но стал помогать израненному иудею. Вполне вероятно перед этим ему в голову пришла мысль: "Кому ты хочешь помочь, это же иудей, он ненавидит тебя, и при первой же возможности обозвал бы тебя собакой или еще хуже побил камнями". Но мысли такого рода не остановили его. Он перевязал раны потерпевшего, промыв их маслом и вином. После сего положил его на своего осла и привез его в гостиницу. Оплатил там пребывание больного, а также пообещал компенсировать все превышающие расходы.

Здесь мы видим настоящее милосердие. Милосердие, которое стоит выше любой политики или религиозных споров. Милосердие, для которого не жалко денег, масла вина и осла. Мы видим милосердие жертвенного сердца, которое готово отдать все, только бы человек не умер, но имел жизнь.

Прочитаем стихи 36-37

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Кто был ближний попавшемуся разбойникам? На ответ Иисуса законник сказал тот, кто оказал ему милость. Ближний тот, кто оказывает милость. Да, Иисус показал законнику следующее. Не следует делить людей на ближних и дальних. Следует самому стать ближним тому, кто нуждается в твоей помощи. Иисус поступил так. Он, будучи Богом, оставил славу Небес и пришел в этот мир, чтобы понести грех каждого из нас и дать нам спасение. Иисус явил свою милость к нам и первым стал ближним к каждому из нас. Как говорит Писание: " Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились".

Люди этого мира лежат избитые и раненные. Однажды, они были обмануты сатаной. Писание говорит, что сатана отец лжи. Он солгал им, что эгоизм, гордость, похоть, жадность и многие другие грехи сделают их независимыми и свободными. Он солгал этим людям, что во грехе есть истинное счастье и наслаждение. Он солгал, что если они пойдут в грешный Иерихон они обретут это. И все они поверили и пошли туда. Но это была ловушка. Сатана завлек их на путь погибели, и на этом пути стал ранить и избивать их до смерти. Даже этот законник, который на ответ Иисуса, не пожелал произнести слово "самарянин", также был в сетях сатаны. Его гордыня ослепила его глаза, и он не мог видеть кто же на самом деле ближний.

Но, Слава Богу, который предвидел это. Он послал в этот мир Доброго Самарянина Иисуса, который подходит к каждому человеку и желает врачевать его. Иисус Добрый Самарянин. Он не пройдет мимо. Если ты сейчас думаешь что ты один, ты оставлен в своей проблеме и решения этому нет – ты ошибаешься. Иисус Добрый Самарянин знает о твоих трудностях. Ведь сам Он, пришел в этот, мир оставив Славу небес. Не во что, поставив себя, он пошел на крест что бы решить самую большую трудность человека – грех. Иисус умер на кресте за наши грехи, за наши болезни и за наши немощи. Иисус ценой своей жизни сделал нас свободными от этого. Все что, осталось сделать нам это попросить прощения у Бога за свои грехи и принять Иисуса своим Господом. Давайте откроем свое сердце Иисусу и дадим Ему возможность врачевать наши раны и трудности.

Моя жизнь была похожа на жизнь того израненного парня лежащего на обочине. Как и он, я был обманут сатаной, а потому стал его легкой добычей. Родился я в не большем селе на юге Украины в Херсонской области. У меня также есть младшая сестра. Мои родители были сельскими работниками. Наша семья была совершенно обычной и ничем особым не выделялась. Наши родители искренне любили нас и делали все возможное, что бы дать нам наилучшее. Однако в какой то момент мой отец стал пить. Когда он приходил домой пьяный, он устраивал моей матери воспитательные работы, часто избивая ее. Однажды он так избил ее, что она оказалась в реанимации. В этот момент в мое сердце вошел страх. Я боялся, что отец может избить маму так, что мы ее потеряем. Я не могу сказать, что я стал ненавидеть отца. Но все же мне было тяжело принимать его. На ряду со страхом у меня появились комплексы, неуверенность в себе. Когда я пошел в школу, в средних классах у меня стала проявляться похоть к противоположному полу. Это усиливалось грязными разговорами с друзьями. Также я искал, а потом и читал похотливые журналы, газеты, книги. К тому дню, когда я стал выпускником школы, моя голова, мои мысли были абсолютно переполнены развратом. Сатана использовал это, провоцируя меня делать мерзкие и грязные поступки. Я пытался несколько раз прекратить это. Отказаться от похоти и жить чистой жизнью, но у меня ничего не получилось. Я возвращался к старому. В своем сердце я чувствовал отвращение к тому, что я делаю, но изменить это не мог. Анализируя, то, как я жил, я вижу себя обманутым, побитым и раненым.

Но однажды ко мне пришел Иисус. Я узнал, что Он умер за мою похоть, за мои страхи и комплексы. Через изучения Слова Божьего я получал врачевание своих ран. Через личную встречу с Иисусом я получил полное освобождение от похоти. Его благодать и милость так чудесны. Господь позволил мне создать прекрасную семью с сестрой которая любит Бога всем сердцем – п.Оленой. Одной из тем молитвы нашей семьи – это что бы многие молодые люди создавали свои семьи в Господе. А мы были в этом хорошим примером.

В самом начале этой проповеди я говорил о теме нашей конференции, которая называется "Большая перемена". Мы также говорили о том, что в жизнь человека приходят перемены в зависимости от того, кто повстречается на его пути. В этот мир человек приходит грешником. Грех проявляется в нем на протяжении всей жизни. Гордость, жадность, похоть, обман, эгоизм, ненависть – каждый из нас проходил это. Нас этому не учили, мы не делали это специально, но это проявлялось в нас. Грех глубоко проникает в жизнь человека с одной целью разрушить ее.

Как много людей в этом мире из-за греха страдают от страха, депрессий, одиночества. Это толкает их принимать наркотики, употреблять алкоголь, просто замыкаться в себе. Как много людей из-за греха живут в похоти и разврате. Это толкает их блудить и прелюбодействовать, разрушая себя как личность и свою семью. Как много людей из-за греха попали в зависимость от гордости, жадности и тщеславия. Это толкает их разрушать жизни других людей для удовлетворения своего эго. Этот список бесконечный. Цель греха одна погубить, искалечить и забрать жизнь человека. И за этого люди становятся несчастными, а их жизни умирая и духовно, и физически быстро угасают.

Вот таким был тот человек, который попался разбойникам, когда шел в Иерихон. Обузданный грехом он шел удовлетворять свои плотские желания в город греха. Но, идя тем путем, на самом деле он шел к смерти. Сатана ждет этого. И как только появляется возможность, тут же атакует человека, чтобы ранить его, мучить его, а потом забрать у него жизнь. Весь мир лежит в этих ранах.

Бог видел это. Его сердце – сердце любящего Отца. Он не желает что бы Его творение – человек так страдал. Потому Он послал своего Сына, что бы Он стал ближним нам. Что бы Он пришел и вытащил каждого из нас из мира боли и страдания и дал нам новую жизнь, жизнь вечную с нашим Отцом на небесах. Когда мы встречаем Иисуса – Его прикосновение дарит нам исцеление, очищение от всякого греха и удивительную радость.

Иисус стоит у вашего сердца прямо сейчас и призывает вас: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. "

Примите перемену, которую дает вам Иисус. Это великая перемена. Ваше сердце станет новым, а ваша жизнь станет здоровой.

(п. Джентельмен)