head
Університетська Біблійна Співдружність

ВБК 2014: Проповедь “Любовь Отца” (От Луки 15:11-32)

ЛЮБОВЬ ОТЦА

От Луки 15:11-32

Ключевой стих 20б : "И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его"

Тема нашей конференции – «Иисус – Добрый Пастырь». Вот, мне интересно, что вы себе представляете когда слышите эту фразу? Думаю, многие представляют пастуха с овцой на руках. В этом смысле, меня очень радуют презентации нашего оркестра в Киеве. Почти в каждой презентации там есть пастырь с ягненком на руках. Ягненок такой весь чистенький и опрятненький. В Photoshope вычищенный. Послушный. Но в реальности таких овец нет. Я специально в этом году ездил в село, чтобы посмотреть овцу. К сожалению, не удалось – в сёлах сейчас с этим проблема. Потому пошел в киевский зоопарк, и там увидел. Так вот, в реальности овцы зачастую, не всегда, совсем не такие, как на картинках. Они часто грязные, а иногда и непослушные. Так как быть с ними? Или может, презентации правы, и Иисус просто всегда держит на руках чистых и послушных? Через сегодняшнее слово мы услышим конкретный ответ на этот вопрос.

Часть 1. История одного юноши.

Притчу о блудном сыне Иисус рассказал не просто так. У неё была предыстория. Как мы знаем, Иисус не избегал людей, и более того — даже общался даже с такими грешниками, как мытарь Матфей и самарянская женщина. Такое поведение учителя Библии крайне не нравилось фарисеям. В стихе 2-м этой главы говорится, что фарисеи… и книжники роптали [на Иисуса], говоря: Он принимает грешников и ест с ними (Лук.15:2). И вот, в ответ на это Иисус рассказывает притчу. Давайте вместе прочитаем стихи 11 и 12:

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.

Притча рассказывает нам об одном отце. Вероятно, он был достаточно богатым человеком. В его владениях были луга, рощи и леса. Было даже одно озеро с кристально чистой водой. На его полях трудилась целая армия работников. Но еще больше, чем было его богатство, он любил своих сыновей.

В детстве отец всегда был рядом с ними. Они вместе ходили на рыбалку, вместе играли в настольный хоккей, вместе смотрели Чемпионат мира-2014 по футболу. Они всё делали вместе.

Когда сыновья подросли, отец отдал их в самую лучшую школу. Их преподавателями были представители знаменитых педагогические династий, таких как наши Задорожние. У мальчиков было все: беззаботное детство, интересная юность и прекрасные перспективы на будущее — в КПИ их уже ждал пастырь Славик. А главное, у них был замечательный отец, который любил их больше всего на свете.

Прошли годы. Мальчики выросли и стали прекрасными юношами. Если бы эту притчу пересказывал историк Иосиф Флавий, он бы в присущем ему стиле описал бы их так: «Его сыновья выделялись среди всех своих сверстников огромным ростом и необычайной красотой, так что прохожие, увидев их, плакали от радости и умиления».

И вдруг, среди всей этой идиллии младший сын говорит: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. Он требовал раздела имущества при живом отце! Наверное, это всё было не просто так. Наверное, уже задолго до этого дня, младший сын начал считать, что отец его ограничивает. Что он не даёт ему жить так, как ему хочется. Он не дает ему старый Роллс-ройс из гаража, погонять с друзьями по трассе, потому что, видите ли: «у него нет прав». Наверное, младший сын часто говорил друзьям: «У Васьки-соседа, батя жёсткий – не разрешает курить в постели. А мой отец, прикинь, зверь, вообще не разрешает курить».

И вот, младший сын, считая, что все эти годы его обманывали и прятали от него лучшую жизнь, приходит к отцу и требует раздела имущества. Его интересовали чувства отца. Его интересовали только деньги, которые обещали ему свободу. Желание грешить и жить распутно сделали его страшным эгоистом. Отцу не было жаль денег, но он знал, к чему приведет такое решение сына. Поэтому как мог старался отговорить его от этого решения. Но когда ничего не помогло, он, из любви и уважения к своему сыну, разделил имение. И что же младший сын? Он, недолго думая, собирает все свои вещи, и отправляется, как написано, в дальнюю сторону. Не сказать, что там было хоть что-то, чего не было в родном городе. Но для сына было важно, что там не было отца.

Вначале всё было, как в сказке: младшего сына с радостью принимали в лучших домах Лондона. Его носили на руках. Самые красивые (правда, глупые) девушки всегда окружали его и томно вздыхали при одном его появлении. На слайде показан младший сын так, как его изобразил бы сейчас Голливуд. А вот Рембрандт эту часть жизни младшего сына изобразил вот так О нём писали стихи, его силой и мотоциклом восхищались. Но, к сожалению, деньги имеют свойство заканчиваться.

Посмотрите стих 14-ый: Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться (Лук.15:14). И вот, незадача! По закону подлости, великий голод в той стране настал именно в тот момент, когда закончились деньги. Написано, что он начал нуждаться. Количество возможностей день ото дня сокращалось, а потребности не хотели уменьшаться. По привычке он кричал: «Гарсон!», по привычке требовал такси, по привычке пытался зайти в дорогие рестораны. Но его уже никто и нигде не принимал. Многие старые знакомые, с которыми он, бывало, кутил всю ночь напролет, завидев его, вдруг начинали переходить на другую сторону улицы или делали вид, что не замечают его.

Нужно признать, что он не отчаялся. Посмотрите стих 15-ый:

и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней (Лук.15:15).

Этот человек помог младшему сыну даже не из милости, а потому что, как написано, младший сын пристал к нему. Потому, тот, отослал его подальше от себя на поля свои пасти свиней. Кажется, что на то время, это была стандартная работа для 50% населения. Однако здесь есть нюанс, что пасти нужно было свиней, которые считались у израильтян нечистым животным. Упоминая это в притче, Иисус еще раз подчеркивает всю глубину падения младшего сына – он вынужден взяться за работу, за которую не взялся бы самый последний израильтянин.

16-ый стих говорит: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему (Лук.15:16). Он не почитал за мерзость есть свиной корм, но даже этого ему не давали, считая его хуже свиньи.

Эту притчу я впервые услышал где-то в 7-м классе на уроке русской литературы. Учительница прочитала ее, а потом спросила: что это значит? И мне всё было понятно — всё здесь так ясно и кристально. Вот, только, что значит эта притча — я не мог понять. В этой притче, младший сын символизирует людей, которые отошли от Бога. Бог – это наш Небесный Отец. Многие думают, что Бог хочет ограничить человека, забрать у него что-то хорошее и приятное. Люди уходят от Бога, несмотря на Его безграничную любовь. Кто-то подумает: «ну какая радость может быть в служении Богу? Гораздо веселее тратить жизнь на что-то другое». Но знаете, в раю, где Бог был рядом с Адамом, последний был самым счастливым человеком! А смерть, печаль и страдание пришли, когда он забыл о любви Бога и нарушил единственную Его заповедь.

Жизнь без запретов казалась такой сладкой и яркой. И казалось, таким же будет и финал. Но получилось с точностью, да наоборот – печально и угрюмо. Давайте вместе прочитаем стих 17-ый:

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода (Лук.15:17). Наконец-то у младшего сына открылись глаза на то, что с ним происходило. Он увидел всю абсурдность этой ситуации, понял, что к ней его привела не случайность, а его собственная глупость. Он говорит сам себе: я уже недостоин называться сыном (Лук.15:19). Пожалуй, впервые он по-настоящему осознает всю глубину своего падения и всю свою жестокую неблагодарность по отношению к отцу. Он понимает, что у отца нет ни малейшего основания любить его. Если любовь нужно заслужить, то он не заслуживает её. Наверное, впервые в жизни, младший сын перестал обвинять отца и начал ценить его. И вот, он встает с самого дна жизни и идет к отцу, рассчитывая хотя бы, что тот не будет его ненавидеть и даст какую-то работу.

Часть 2. Возвращение в отчий дом.

Давайте вместе прочитаем стих 20:

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лук.15:20). Узнать кого-то вдалеке, особенно кого ты давно не видел, можно, только если ты ждёшь этого человека. Так ждал сына отец. Когда далеко на дороге появилась одинокая фигура, он сразу узнал в ней сына. Уходя из родительского дома, был красивым и упитанным юношей, как большинство наших братьев. А возвращался побитый жизнью бродяга. Но отец узнал его и, отбросив палку, на которую опирался в последнее время, побежал к своему дорогому сыну. Он кричал: "Сын, мой дорогой сын, ты вернулся!!!". Он обнял своего сына и начал целовать его мокрое от слез лицо.

Отец, несмотря на ужасное оскорбление и свой преклонный возраст, побежал навстречу сыну. Он мог бы пойти. Он имел полное право дождаться его прихода и выслушать его. Он имел полное право проучить его, дать ему понять всю мерзость его поступка. Но он даже не подумал об этом. Сын думал о том, что не заслужил любви отца. А отец просто любил его. Любил без условий. В его сердце царили радость и мир. Он сказал рабам своим: «приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться».

Вспоминая, что это притча о Божьей любви, сложно не удивиться её силе и величию Божьего прощения. На этой земле лишь материнская любовь способна на такое. Лишь мать любит, прощая всё. Есть такая притча: Был у матери единственный сын. Однажды он влюбился в одну девушку. На его предложение руки и сердца, она потребовала от него доказать свою любовь. Для этого ему нужно было вырвать сердце у матери и принести своей девушке. Парень опечалился, однако выполнил ее просьбу. Возвращаясь к девушке с материнским сердцем в руках, он споткнулся, упал и сильно ударился о землю… И тут материнское сердце не выдержало и заговорило: «Не ушибся ли ты, сынок?»

И кажется, что больше материнской любви уже ничего нет. Но Божья любовь выше материнской. В своём слове Бог говорит: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Мать любит своего ребёнка, когда он родился, когда начинает ходить, когда начинает говорить. А Господь полюбил нас, когда мы были грешниками и ничего не знали и не хотели знать о нём. И эта любовь проявилась в том, что Он отдал [на крест] Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан.3:16). Бог-Отец ради нас отдал на страдания Своего Сына. Это уже выше любви материнской, которая любит только одного. Это жертвенней любви материнской. Это сильнее любви материнской.

Часто мы не можем понять некоторые черты Божьего характера. Слово говорит: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь (Ис.55:8). Человеку тяжело понять эталон Божьей святости. И точно так же за гранью нашего понимания оказывается и всепрощение Божьей любви.

Мысли людей об этом собраны воедино в одном из персонажей этой притчи – в мыслях, словах и поступках старшего сына. В его голове никак не могло уместиться такое отношение отца к блудному сыну. По-человечески, он прав: он, старший сын, заслуживает намного большего, чем младший. Впрочем, отец и не отрицает этого. Он говорит: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. Отец, конечно, помнит, но не вспоминает прошлого. Его радует то, каким его сын стал в настоящем. Он говорит старшему сыну такие слова: о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лук.15:31,32). Это человек смотрит на свои грехи, а еще больше, на грехи своего соседа. Совсем, как старший сын: «а почему ты ему дал, а мне нет»? Самая большая проблема в жизни для них – это то, что отец заколол откормленного теленка для другого, что более грешный сосед покаялся и пришел к Богу. А Бог? В Нем нет конкуренции по любви – Он одинаково сильно любит каждого. И для Него ты – самый любимый Его сын.

Заключение

Сам я был воспитан в хорошей семье. Правда, в 10 лет я начал курить, но это продолжалось недолго и стало хорошим уроком для меня – больше я не курил. А так… До 20 лет в компании с друзьями я не позволял себе даже выпить пива. Не матерился. Был отличником в школе и институте. Однако в какой-то момент вдруг понял, что все эти вещи ограничивают меня. Тогда я резко начал навёрстывать упущенное. Хотелось попробовать всё и сразу. Особенно я налегал на алкоголь. Ведь он давал новые ощущения и новых друзей. Деградация шла очень быстрыми темпами. И начав с пива, я очень быстро перешел на самогон, одно воспоминание о запахе которого, сейчас просто убивает. Но и это не было пределом. Хотелось чего-то такого-эдакого. Однажды я шел на работу, и подумал: а было бы хорошо сейчас сесть вот здесь на улице на бетонную плиту, и выпить с бомжом, а потом пойти на работу. А еще лучше – вообще не пойти.

И вот в таком состоянии меня однажды нашёл Господь. Долгие годы я встречал разных людей, которые мне говорили об Иисусе, но я лишь высмеивал их, считая их необразованными глупцами. Конечно, ведь в 22 года я уже работал преподавателем в университете! Я презирал их, и презирал Самого Бога, считая Его уделом неудачников. При этом в своей собственной жизни я не видел никакого смысла и даже думал о самоубийстве, как выходе из замкнутого круга. Единственное, что меня останавливало – я не хотел причинять боль родным.

Но Бог, несмотря ни на что, всё равно любил меня. В этот сложный и драматичный момент моей жизни Он протянул ко мне Свои любящие руки, пробитые гвоздями, пал мне на шею и целовал меня. Настолько велика была Его любовь ко мне, что Он принял меня таким, как я был: несмышленым, заблуждающимся и глупым. Он дал мне лучшую одежду – сияющие ризы праведности. Он дал мне перстень на руку мою – право называться ребёнком Божьим. Он дал мне радость и надежду вечной жизни!

Тема нашей конференции – «Иисус – Добрый Пастырь». Что значит «добрый»? Добрый только для тех, кто его слушает? Слава Богу, не только это. Иисус – это добрый Пастырь для тех, кто сейчас Его даже не слушает. Иисус – Добрый пастырь, потому что Он принимает и любит даже тех, кто этого нисколько не заслуживает. Он принимает всех, даже Своих врагов.

Кто есть кто в этой притче? Очевидно, что мы – это блудный сын. Это мы прожигали свою жизнь и жили далеко от Бога. Именно нас выглядывает Отец наш Небесный, и ждёт, когда же мы устанем от жизни со свиньями.

Может, кто-то думает: "Ну, меня Бог точно никогда не примет – слишком много я уже нагрешил, да и сейчас грешу". Послушайте, нет такого греха, который был бы сильнее Крови Иисуса Христа! Нет такого греха, который был бы больше любви нашего Небесного Отца! Вместо того чтобы говорить: «Наверное, Он не примет меня», – делай, как делал сын – встань и приди к Отцу… Слышишь? Приди к Отцу Небесному! Довольно жить кое-как, и питаться свиными рожками вместо хлеба! В доме Отца тебя ожидает пир. Довольно жить в свинарнике! В доме Небесного Отца тебя ожидают прекрасные обители.

С другой стороны, мы не можем находиться только лишь на позиции иждивенца: «Ну, давай, Бог, я пришёл – люби меня!». Мы не знаем продолжения этой притчи, да это и не нужно. Библия ясно показывает нам, что мы не можем только лишь получать любовь от Бога. Мы должны делиться ею, являть её этому миру. Если ты уже несколько лет как застрял в фазе «отец… пал ему на шею и целовал его» – покайся. Не ищи, чтобы тебя любили другие – люби других сам.

Не будь и старшим сыном, вечно всеми недовольным и вечно жалующимся: «вот, я столько лет служу тебе», «вот, я столько делаю по церкви», «вот, меня никто не ценит», «вот, они всегда всё не правильно делают». Будь источником благословения на всяком месте. Чтобы, когда приходишь в церковь, братья и сестры радовались, а не принимали решение служить тебе до конца.

Не будь ни одним из братьев. Будь отцом! Посмотрите вокруг: сколько блудных сыновей и дочерей сейчас в Украине! Они не знают что и как делать, они ненавидят и боятся друг друга. Даже убивают. Они питаются свиными рожками и не видят никакого выхода из этого. Но мы ведь знаем? Мы ведь видим выход! Давайте будем теми, кто не молчит, когда ближнему плохо, но являет делом любовь Небесного Отца. Давайте будем приглашать наш народ к Богу, будем проповедовать Слово – в этом выход для нашей страны! В этом спасение нас от самих себя! И если мы будем так жить, если будем трудиться на нивах Господних со скромным и любящим сердцем, я уверен, очень скоро наша страна станет народом святым и царством священников! Аминь!

(п. Ярослав)