head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Заключительный этап жизни Давида” (2-я Царств 21-24)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЖИЗНИ ДАВИДА

2-я Царств 21-24

Ключевой стих 22:2,3 : "Господь – твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!"

В прошлом отрывке мы изучали про восстановление царства Давида, восстановление отношений Давида с его нардом. Сегодня же мы изучаем заключительный этап жизни Давида, последние 4 главы книги 2 Царств. Мы подумаем про его последние поступки, взлеты и падения, заключительную песнь, последние слова. Все это хорошо показывают его отношения с Богом и отношения с людьми. Пусть Бог поможет нам научиться, кто же действительно царь и хозяин нашей жизни.

1. Голод в стране (21:1-22)

Какое бедствие постигло Израиль после восстановления царства Давида? Взгляните на стих 1: «Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян». После возвращения Давида в Израиле начался голод. Это было не просто пару месяцев засухи, это был серьезный голод, который продолжался из года в года на протяжении 3 лет. Давида, как ответственного правителя, обеспокоило такое положение, и он начал вопрошать Господа, чтобы узнать причину. Господь ответил, что «это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян». Кто же такие Гаваонитяне и почему за них так наказывал Господь? Взгляните на стих 2: «Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды». Когда Израиль входил в обетованную землю Господь повелел им истребить все народы, живущие на этой земле. Но Гаваонитяне притворились народом, пришедшим издалека, и хитростью заключили мир с Израилем. Израильтяне были вынуждены сдержать свое слово и дали обещание, что не будут истреблять гаваонитян, и они поселились среди них. Но Саул нарушил это обещание. Возревновав об Израиле, он умертвил некоторых гаваонитян. Это было зло в очах Господа, и Он послал наказание. Хотя непонятно, почему Господь послал голод именно во время Давида, а не во время Саула. Но ясно было одно, когда начался голод, Гаваонитяне, наверное, стали проклинать Израиль за то, что сделал Саул. И Господь вспомнил эту несправедливость.

Чтобы решить эту несправедливость, Давид призвал гаваонитян и говорил с ними. Он спросил у них: «что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?» (3). Что же потребовали гаваонитяне? Взгляните на стихи 5,6: «И сказали они царю: того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов Израилевых, – из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом. И сказал царь: я выдам». Давид исполнил требование Гаваонитян. Ради своей клятвы Ионафану он пощадил его сына Мемфивосфея, и выдал 2-х сыновей Рицпы, наложницы Саула, и 5 сыновей Меромы, дочери Саула. Их повесили на горе перед Господом, и они погибли все семь вместе. Рицпа, наложница Саула, разослала вретище возле умерших и не позволяла птицам небесным и зверям полевым прикасаться к ним. Давида тронул такой поступок, и он решил позаботиться об прахе Саула и его потомков. Он собрал их кости и похоронил их, как подобает, в потомственной гробнице. После сего голод прекратился.

Это событие по современным меркам выглядит жестоко и ужасающе. Но на самом деле это произошло, потому что так ужасен грех в очах Бога и требует такого ужасного наказания. В то время еще не было жертвы Иисуса Христа, который умер за грех человека, поэтому человек должен был сам платить за грех ценой своей жизни и жизни близких. Господь не только любящий, но и справедливый Царь и Судья, который будет судить грех, и мы должны это помнить. Если мы не принимаем жертву Христа, то сами понесем свое осуждение.

После этого снова началась война между филистимлянами и израильтянами. Произошло 4 битвы и все завершились победой. Отмечается, чтобы были убиты последние потомки из рода Рефаимов, люди сильные и великорослые, у одного было даже по 6 пальцев на руках и ногах. Но это преимущество не помогло им, Господь был на стороне Своего народа, и все они пали. Таким образом исполнилось обещание Господа, что будут истреблены все хананеи, и окончательно завершился исход, который был начат еще Моисеем.

2. Хвалебная песнь Давида (22:1-51)

После того, как Господь даровал победу и истребил всех врагов Давида, он воспел Господу хвалебную песнь. Без спору это просто потрясающее произведение на целый 51 стих, и вы можете ее неоднократно читать его дома и наслаждаться, и даже выучить наизусть, но сейчас мы остановимся лишь на некоторых моментах, которые показывают отношения Давида с Богом.

Итак, кем для Давида стал Господь? Давайте прочтем стихи 2,3: «Господь – твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!». Здесь Давид называет Господа твердыней, крепостью, избавителем, скалой, щитом, рогом спасения, ограждением, убежищем, Спасителем. В общем, весь боекомплект! Мы не раз встречаем эти слова на страницах Псалтыря. Отсюда видим, что Бог был для Давида буквально всем, а не только частью его жизни. Он был для него надежной опорой и единственным упованием. Он был для него Спасителем, Избавителем, Который спасает от всяких бед. Давид ясно понял, что вся его жизни, все победы, успех, все зависит только от Господа.

Как же Давида получил такое знание о Боге? Взгляните на стихи 4-7: «Призову Господа достопоклоняемого и от врагов моих спасусь. Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. Но в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал, и Он услышал из чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его». Как видим, Давид получил такое знание экспериментальным путем. Как вы знаете, жизнь Давида была очень бурной – он постоянно то скрывался от Саула, то от Авессалома, то от филистимлян, постоянно вел боевые действия, не раз подвергался опасности. Порой ему казалось, что цепи ада облегли его и сети смерти опутали его. Но в таких ситуациях Давид всегда призывал Господа, и Он слышал его и избавлял дивным образом. Часто молодые люди говорят, что Библия слишком древняя философская книга и далека от реальности. Но как видим на примере Давида, Библия говорит не о каких-то далеких теоретических вещах, но очень реальна и практична. Он избавил его в конкретных ситуациях от конкретных проблем. Сам Бог говорит: «испытайте меня» (Мал.3:10), «воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер.33:3). Если мы всем сердцем обращаемся к Господу, тогда Бог слышит и дает ответ. Я не раз убеждался в этом в своей жизни. Когда просил за родителей и Он исцелил их, просил за учебу и Бог дал красный диплом и даже диссертацию. Испытайте силу Господа в своей жизни и вы, воззовите к Нему, и Он ответит!

Далее Давид говорит о величии и могуществе Бога (8-17). Здесь Давид использует самые яркие образы, которые только можно: «всколебалась земля», «поднялся дым», «огонь поядающий от гнева Его», «горящие угли сыпались», «Наклонил Он небеса и сошел», «мрак под ногами его», «воссел на Херувимов», «понесся на крыльях ветра» и т.д. Казалось бы что за фантастика, такого не бывает. Но на самом деле такое мог говорить только тот, кто действительно знает Бога. У Давида просто нет слов, чтобы выразить, насколько велик и могуществен Бог. Поэтому он подбирает самые яркие образы и выражения. Но интересно, что такой великий и могущественный Бог все же обратил свое внимание на одного мелкого и грешного человека. Давид говорит: «Простер Он [руку] с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих» (17). По Своей милости такой великий Бог обращает внимание и на каждого из нас. Бог знает каждого человека лично и относиться индивидуально.

Взгляните на стихи 26-28: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его. Людей угнетенных Ты спасаешь и взором Своим унижаешь надменных». Здесь видим, что Господь это действительно живой и справедливый Бог. Он обращает на нас внимание не только, когда нам трудно, и мы взываем к Нему. Он постоянно обращает на нас Свое внимание. Он обращает внимание на нашу жизнь, на наше сердце, стремления и поступки. Тот, кто ищет милости Бога и поступает по милости, получит милость от Бога. Кто искренне ищет Бога, то найдет Его. Кто лукавит и обманывает Бога и других, получит соответственно. Одна сестра говорила: «Прийти на Богослужение в такую жару – это насилие над собой, лучше пойти на пляж». Один брат тоже говорил: «Я не прейду на собрание свидетельств, потому что они слишком трогательные, не могу слушать». Я тоже в пятницу и субботу думал: «Я не могу писать эту проповедь, ведь много работы в приемной комиссии». Все это выглядит правдоподобно, но в действительности – это лукавство. Поэтому важно следить за своим сердцем и искренне искать Бога!

Далее Давид отмечает, кто в действительности источник его сил. Взгляните на стихи 33-35: «Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня; научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук». Здесь видим, что Давид познал Бога не только, как своего Защитника, но и как источника своих сил. Бог не всегда забирал от Давида все неприятности, иногда Ему приходилось самому учить руки свои брани и воевать, а Господь давал необходимую силу для этого. Так случилось, например, когда Амаликитяне сожгли Секелаг огнем и увели всех жен и детей. Тогда Господь ободрил Давида и дал силу, чтобы преследовать их и отвоевать своих жен и детей (1Цар.30). Нам тоже иногда хочется, что бы Бог просто забрал проблему из нашей жизни. Но Господь хочет, чтобы Его дети, мы с вами, были сильными, чтобы верой бросали вызов трудностям, получали силу от Бога и преодолевали их, хотя они даже сильнее нас.

Итак, Давид познал Господа как великого, всемогущего, живого и справедливого Бога. Как же он жил перед таким Богом? Во-первых, он всегда имел страх Бога и жил перед Ним. Взгляните на стихи 21-24: «Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня. Ибо я хранил пути Господа и не был нечестивым пред Богом моим, ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал, и был непорочен пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне». Как мы видели, Бог очень много сделал для Давида, даровал много побед в жизни и много откровений. Со своей стороны Давид постарался всегда уважать Бога, поступать по Его заповедям и уставам, избегать греха. Хотя это не всегда удавалось и иногда, он сильно согрешал, как в случае с Вирсавией и с Урией. Но когда Бог обличал Его, он повиновался и раскаивался. Уповая на милость Бога, он снова возвращался к Богу и служил Ему.

Во-вторых, познав такого великого и славного Бога, Давид решает славить Его за все Его чудные дела. «За то я буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему, величественно спасающий царя Своего и творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки!» (50,51).

Изучая эту песню, мы много узнали о сущности Бога и Его отношении к нам, а также о том, каково должно быть наше отношение к Богу. Давид ясно показал, что Бог не был для него пустым звуком, не был где-то в углу, за пределами Его жизни, но всегда был в центре Его жизни. Всю свою жизнь он основал на Боге. И это нравилось Богу. Хотя у него было много немощей и ошибок, но он всегда постарался поставить Бога в центре своей жизни, в центре своего царства и в центре своих отношений. Взирая на Давида, нам нужно проверить свое сердце. Кто находится в центре нашей жизни? Знаем ли вы Бога, как знал Его Давид? «Итак познаем,[говорит Осия] будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Пусть Бог поможет нам сделать правильное решение в своей жизни, как сделал Давид!

3. Последние слова Давида (23:1-7)

Очень часто последние слова, сказанные человеком на земле, хорошо показывают содержание и плод всей его жизни. Вот несколько последних изречений известных людей. Перед смертью великий Леонардо да Винчи вскричал: «Я оскорбил Бога и людей! Мои произведения не достигли той красоты, к которой я стремился». Граф Толстой последнее, что сказал перед смертью: «Мне бы цыган услышать – и больше ничего не надо». Последние Черчилля были: «Как мне все это надоело». А один нарком НКВД признался: «Должен быть Бог, Он наказывает меня за мои грехи!». Можем представить, как жили эти люди. Что же сказал Давид в своих последних словах? Взгляните на стихи 1-3: «Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием». На самом деле, неясно, когда именно Давид сказал эти последние слова. Но за то через них ясно видно стиль жизни Давида.

Посмотрите на стих 1: «Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева». Во-первых, Давид всегда помнил свое незнатное происхождение. Он был сыном Иессея. Иессей не был влиятельным человеком, и Давид был лишь одним из его многих сыновей. Иессей не считал Давида кем-то особенным. И когда пророк Самуил пришел в его дом, Иессей показал ему всех, кроме Давида (1Цар.16:10-13). Возможно, отец Давида думал, что его младший сын даже недостоин посетить такое важное собрание. Давида оставили на поле пасти овец. Но Бог взял его от пастбища и овец и сделал его царем над Израилем (2Цар.7:8-9). Бог победил всех его врагов и поднял его высоко. В радости и благодарности Давид написал много песен и также эти последние слова.

Во-вторых, Давид любил слово Бога и повиновался ему. Посмотрите на стих 2-3а: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня, Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева». Что же было таким особенным в жизни Давида? Его таланты? Победы? Мужество? Нет. Это был Бог, который говорил Давиду Свое слова. В то время в Израиле не было Библии, кроме Торы, поэтому Давид старался внимательно слушать слово Бога, которое говорил Ему Дух святой через пророков, различные события и молитву. «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс.118:97). «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:103-105). Так Давид любил слово Господа и вразумлялся им. Он не только вразумлялся сам, но и старался передавать его другим, Слово Бога всегда было на языке у него. Какое повеление Бог дал Давиду? Стих 3б говорит: «владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием». Бог четко показал Давиду Свой план и волю для его жизни. Бог хотел, чтобы Давид был пастырем для своего народа и управлял им в страхе Бога. Только в таком случае он будет праведен и угодит Богу. Для лидера важно помнить, что не он хозяин народа, а Бог, поэтому нужно в страхе Бога и смирении служить своему народу. Давид, как мог, постарался исполнить это повеление в своей жизни, хотя и ошибался, как мы увидим в последней главе.

В-третьих, Давид постоянно обновлялся в благодати Бога. Взгляните на стихи 4,5: «И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?». Такие слова мог сказать только действительно счастливый человек. Оглядываясь на свою жизнь, Давид видит не мрак грехов и тьму ошибок, но яркий свет Божьей благодати. Он сравнивает свою жизнь с рассветом. Это чудесное явление и мы часто наблюдаем его, когда встаем на духовный хлеб. В такое время после ночной темноты на безоблачном небе появляется солнце. Влажная от росы трава, пробуждается и в лучах солнца начинает расти. Вся природа обновляется. Подобным образом проходила и жизни Давида. Зачастую в его жизни наступала ночь, приходила тьма гонений, трудностей и грехов. Но в такое время Господь миловал его и посылал свет Божьей истины и прощения в его сердце. В свете слова Бога Давид видел все свои грехи и ошибки, раскаивался и обновлялся в лучах Божьей милости и прощения. Через такие события Давид мог расти в познании Бога и себя. Такое видение он имел и на свой дом. Хотя дети не следовали его путем, многие из-за греха закончили плохо. Но Давид видел в истории Бога совершенного потомка, восходящее солнце Иисуса Христа, от которого все спасение для человека! Может быть, кто-то из Вас находится сейчас в такой духовной тьме. Возможно у кого-то нет силы преодолеть грех, нет желания служить Богу, нет надежды, что кто-то измениться. Не отчаивайтесь! Взирайте на Христа, который умер за наш грех и воскрес. Не от Него ли исходит все спасение наше и все хотение наше?! Пусть Бог поможет нам всю свою жизнь обновляться в благодати Иисуса и в конце своей жизни сделать такую же исповедь, как Давид: «все было только по милости Бога! Слава Ему!».

4. Храбрые Давида (23:8-39)

В остаток этой главы говорится о людях Давида. Это рассказ о храбрых сотрудниках Давида. Имена трех главных сотрудников были Исбосеф Аханамитянин, главный из трех, Елеазар сын Додо, и Шамма, сын Аге. Исбосеф поднял копье свое на восемьсот человек и поразил их в один раз (8). Елеазар также был великим воином, который сражался до того, что рука его утомилась и прилипла к мечу (10). Шамма один сражался против филистимлян (12). Все эти люди не занимали главных позиций в армии Давида. Но они были настоящими лидерами и сотрудниками, без которых Давид не мог бы ступить и шагу. Стихи 14-17 описывают их сотрудничество, как они заботились друг о друге.

Однажды Давид захотел пить и сказал: «кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот?» (15). Наверное, Давид скучал по дому. Ему так захотелось чашку воды из колодезя в его родном Вифлееме. В то время филистимляне оккупировали город, и трое храбрых, обдумав, решили рискнуть жизнью. Они пробились через линию филистимской обороны, набрали воды из колодца и принесли ее Давиду. Как же ответил Давид на этот храбрый поступок? Просто поблагодарил и выпил воду? Нет. Он сказал: «сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? И не захотел пить ее» (17). Давид отказался пить эту воду и вылил ее во славу Господа. Казалось, что он отнесся как-то неуважительно к своим друзьям. Но это не так. Давид высоко ценил, уважал и любил этих людей. Конечно, Давид мог бы поблагодарить их и выпить эту воду. Это был бы знак хорошего лидерства. Но Давид отказался пить ее и вылил ее во славу Господа. Это было знак великого Божьего лидерства! Божий лидер не должен концентрироваться на себе и сам пить человеческую славу, похвалу и уважение. В конце концов это погубит его. Настоящий Божий лидер должен выливать все хорошее во славу Господа. Почему? Потому что Бог есть Царь, только Он достоин всей славы! Своим поступком Давид направил взгляд этих мужей и их посвящение к Богу. Он вдохновил их сражаться не за мелкую человеческую цель, но намного большую Божью цель в своей жизни.

Давид хорошо усвоил этот урок в своей жизни. Однажды (эти события описаны детально в последний 24-й главе) он решил сделать перепись населения. Это не было продиктовано Божьим повелением или особой надобностью. Господь восстановил царство Давида, объединил народ, успокоил его от всех врагов. Но вместо того, чтобы воздать всю славу Господу, Давид захотел сам пить славу, глядя на величие и мощь своей державы. Это привело к тому, что Господь начал поражать народ язвами. Страдали невинные люди. Но, в конце концов, Давид раскаялся, и понял, что народ принадлежит не ему, а Богу, и все закончилось милостью и Божьим избавлением.

Итак, мы подошли к концу изучения 2-й книги Царств. Мы подробно изучали о становлении царства Давида, о его отношениях с Богом, отношениях с людьми. Он не был идеальным царем, в его жизни было много ошибок и грехов, но по Своей милости Бог устроил его царство. Через все это Давид и мы с вами вынесли один очень важный урок. Хотя во главе всех стран и организаций стоят люди, но в действительности миром управляет Бог. Только Он есть Царь и Хозяин нашей жизни! Только Он по Своей милости устрояет нашу жизнь. И только Он достоин всей славы и нашего упования!

Пусть Бог поможет нам поставить Его в центре, Царем своей жизни, чтобы мы были Божьими лидерами в этом поколении, храбрыми воинами у Христа, которые изливают всю свою жизнь и похвалу только во славу нашего Царя Иисуса!

(п. Самурай)