head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Добрый воин Христа” (2-е Тимофею 2:1-26)

ДОБРЫЙ ВОИН ХРИСТА

2-е Тимофею 2:1-26

Ключевой стих 2:3,15 : "Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины"

Ровно неделю назад наша страна праздновала 23ий День Независимости. В честь этого праздника на центральной улице Киева прошел военный парад. Я смотрел его в записи и, тем не менее, чувствовал силу и торжественность исходящую от солдат, которые ровными шеренгами шли по улице. Там были и выпускники военных ВУЗов и те, кто уже участвовал в боевых действиях. Наверное, самый волнительный момент был, когда минутой молчания почтили тех, кто уже отдал свои жизни за то, чтобы мы с вами жили в свободной стране. Я подумал о тех, кто шел сейчас по улице, что очень скоро для многих из них вместо военных маршей будут свистеть пули и взрываться снаряды, а некоторые, может быть и не вернутся оттуда. Но все равно они шли вперед, туда где труд и опасность.

В сегодняшнем слове Павел сравнивает жизнь христианина с жизнью воина, спортсмена и земледельца. Все это примеры посвященной, направленной жизни, в которой есть своя цена, но есть и награда. Что значит для нас быть воинами Христа сегодня? Как нам побеждать в духовных битвах? Как угодить Господу? Пусть Бог откроет нам разум и сердце, чтобы мы могли понять и принять Его слово и жить благословенной жизнью.

Посмотрите стихи 1 и 2: «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:1,2).

Павел говорит: «итак». В предыдущей главе Павел говорил о Божьем избрании и призвании в жизни Тимофея. А еще о том, что молодая Божья Церковь встретилась с гонениями и страданиями. Сам Павел попал в тюрьму и некоторые, испугавшись трудностей, оставили его. Трудностей не избежал и Тимофей. Поэтому сейчас апостол показывает ученику где взять силу, чтобы перенести все трудности и устоять. «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом». Сила и крепость верующего — в благодати Иисуса Христа. Очень важно, чтобы христианин, а тем более духовный лидер, был сильным. Почему? Потому что идет духовная война и слабый не устоит. Эта война, цель которой – «да будет воля Твоя на земле (в моем сердце, в моей семье, в моей стране…), как на небе». И в этой духовной войне наша сила и крепость — благодать Иисуса Христа. Аминь!

Рано или поздно мы сталкиваемся со своими ограничениями, устаем или отчаиваемся. И только укрепляющая благодать Иисуса поднимет, исцелит раны и восстановит. Благодать Христа побуждает нас к служению, к борьбе и к победе для Господа. «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом».

Посмотрите стих 2 еще раз: «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2).

Здесь Павел говорит о необходимости проповедовать Евангелие и воспитывать учеников Христа. От поколения к поколению Евангельское учение передается от верного к верному. В этой цепочке нет обрывов или пауз, поэтому благая весть достигла и нас сегодня. Но Евангельское учение — это огромная ценность, ключ к вечной жизни и новому миру, поэтому нам нужно заботится о том, чтобы оно сохранилось неизменным и распространилось дальше. Поэтому Павел говорит Тимофею: передай не кому нибудь, а верным людям.

Кто такие верные люди? Верные люди, это те, кто глубоко познал благодать Иисуса Христа. Те, кто познав Божью любовь, теперь свою жизнь посвящают Ему целиком. Они не отрекутся во время трудностей, как Ассийские верующие из первой главы. Они не променяют Евангелие на славу и богатства этого мира.

Когда я прихожу в церковь, я радуюсь, потому что вижу здесь верных людей. Верных в большом и в малом. У нас чисто сегодня в зале, потому что вчера верные люди пришли и приготовили его. Но, кроме таких практических дел, как служение внутри церкви, Господь поручил нам и другое дело: изучение Библии и воспитание учеников Христа. Нам нужно быть верными и в этом, чтобы среди нас поднялись верные учителя Библии, которые будут способны и других научить. Сейчас у нас появилась новая тема молитвы: за то, чтобы члены группы орлов изучали Библию с 70ю новыми братьями. Будем ли мы найдены верными? Пусть Господь поможет нам и растит нас в верности в служении Его агнцам. Аминь.

Посмотрите стих 3: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3).

Как Павел называет христианина в 3ем стихе? – добрый воин Иисуса Христа. Давайте скажем друг другу: «я – добрый воин Иисуса Христа». Аминь!

Раньше мы много не знали о воинах. В мирное время некоторым даже казалось, что нам не нужна армия вообще. Но сейчас мы уже понимаем, почему солдат должен быть сильным и верным. И еще, теперь мы понимаем, какая разница между воином и не воином. В то время, когда все бегут от войны, солдаты, наоборот, берут свое оружие и идут туда где опасность.

Что отличает доброго воина? Во-первых, он поступает не так, как ему хочется, а соответственно приказу военачальника. Во-вторых, он тренирует себя быть добрым воином и в совершенстве владеть собой и своим оружием. В-третьих, он приносит победу.

Поэтому дальше Павел говорит в стихе 4: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:4). А потом в стихах 5 и 6 приводит нам в пример жизнь спортсмена и трудолюбивого крестьянина.

На практике это значит: готовность терпеть тренировки, получать раны в бою и даже отдать жизнь ради победы. Это значит также, что воинская обязанность в жизни солдата должна быть на первом месте. Даже если у него есть семья, друзья и любимое хобби, при первом звуке трубы он должен стать в строй с готовностью идти до конца. Он не может сказать: «я уже запланировал пойти на пикник» или «я хочу поехать к маме». Точно также и в жизни верующего. Наш главнокомандующий — Господь Иисус, и нам нужно учиться ставить Его волю выше своей. Если ты осознаешь, что призван Господом к славной жизни, как добрый воин Иисуса Христа, чтобы исполнять волю Его, тогда мы не можем поступать, как хочется. Тогда, конечно мы учимся прежде всего искать Его Царства и правды.

Все было бы хорошо, если бы не страдания. Как это ни прискорбно, но в нашей жизни случаются страдания. Нам хочется их избежать, но иногда мы даже не понимаем их причин. И порой может казаться, что лучше не жить, как воин. Что ты будешь более счастлив, если будешь просто себе жить, как получается. Но это не правда. Те, кто последовал этому не сделали счастливыми ни себя, ни других. Пустая, бесполезная жизнь не может быть счастливой и благословенной. Но, когда мы с решением служим Господу, как Его воины, Он приносит в нашу жизнь Свою укрепляющую и утешающую благодать и мы можем радоваться даже посреди страданий.

Посмотрите стихи 8-10: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2Тим.2:8-10)

Подумайте о Павле, который пишет эти строки. Он сидит в тюрьме. Кажется, он должен сейчас заботиться о себе. Но мысли Павла о его духовном сыне. Он мог бы отречься Христа и освободиться. Но страдать за имя Христа он посчитал большей ценностью чем даже жизнь. Он сам решил переносить лишения, как воин Христа и найдя великую ценность в такой жизни, он побуждал к этому и своего возлюбленного сына, Тимофея.

Возможно, слова «переноси страдания» – это не то приглашение, которое Тимофей и мы с вами хотели бы услышать. Как же мы можем принять его? – нам нужно взирать на Иисуса Христа. Он — Сын Давидов, человек, как и мы с вами. Он претерпел страдания, и был осужден, как преступник. Но Он воскрес и наследовал славу Небес. Павел, глядя на Христа также был готов все претерпеть. Ради кого? Ради избранных, ради Тимофея и других учеников, чтобы они получили спасение во Христе с вечной славой. Когда мы взираем на Христа осужденного, претерпевшего крест и воскресшего, мы находим силу чтобы продолжать свое служение одной душе в любых обстоятельствах. Аминь!

Стихи 11-13 — это слова древнего христианского гимна: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:11-13). Наверное Павел пел его в тюрьме и эти слова приносили в его сердце благодать Господа и радостное ожидание встречи с Ним на Небесах. Павел покорил свою жизнь слову, исполнил все правила и увидел плод своего труда. Теперь ему ничего не оставалось, как только прославлять своего Бога за все то благо, что Павел обрел в Нем.

Посмотрите стихи 15-17: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит» (2Тим.2:15-17)

Здесь Павел предостерегает Тимофея от пустых и бесполезных дел, которые ничем не помогут ему, а наоборот будут приводить к расстройству церкви и нечестию. Речь идет о спорах и пустословии.

Чтобы показать себя достойным и влиятельным перед людьми, Тимофей мог тренироваться в словопрениях, чтобы красноречием и разными аргументами разбивать своих оппонентов во время церковных собраний в пух и прах. Но Павел показывает ему другой путь: старайся представить себя достойным Богу, старайся быть неукоризненным служителем и старайся правильно учить слову истины. Вот над чем тебе нужно трудиться, чтобы стать добрым воином Иисуса Христа.

Как воин должен все время тренировать свой ум, дух и мастерство, также и ученик Иисуса Христа должен расти в необходимых христианских качествах: в отношениях с Богом, отношении к служению и отношении к Божьему слову.

Старайся представить себя Богу достойным — это значит расти во внутренних качествах. Не просто быть красивым и красиво говорить перед людьми, но расти человеком по сердцу Бога. Планка Божьих стандартов много выше человеческих. Но Павел побуждает нас трудиться над своей жизнью, чтобы мы не оказались недостойны Божьего призвания. В (1Кор.9:26,27) он говорил о себе так: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Когда я думаю о том святом служении, к которому призвал меня Господь, особенно, когда мне предстоит встать за кафедру, чтобы проповедовать слово, мое сердце иногда сжимается. Потому что Божье призвание так велико, и слово Божие так свято. И так много всего недостойного в моей жизни. Поэтому я только молюсь и надеюсь на милость и благодать Господа, что Он будет растить меня и изменять мое сердце, чтобы оказаться достойным. Это не дело одного дня, поэтому Павел призывает нас стараться, это значит: трудиться над почвой своего сердца, обновляться покаянием, хранить себя чистым постоянно.

Также Павел говорит: старайся быть неукоризненным служителем. Неукоризненный служитель — это тот, кому нечего стыдиться в своем труде. Тот, кто верно и самым лучшим образом исполнил порученное. Тот, кто может прямо смотря в глаза сказать: я все сделал, что Господь поручил. Когда мы смотрим на свое служение, на то, как мы исполняем Божье поручение в своей жизни, можем ли мы так сказать? В одном христианском гимне поется:

Дни жатвы прошли безвозвратно, конец жизни, лета настал,

И сумрак внезапно сгущаясь, работу на ниве прервал

Я видел: жнец каждый, ликуя, с любовью снопов ношу нес

Чтоб класть их к ногам Иисуса, а я только листья принес…

Мне данные Господом годы в бездействии я проводил

другие трудились на ниве, а я развлеченья любил…

Пусть Господь поможет нам любить не развлечения, а труд на Господней ниве и растит нас неукоризненными служителями, которые принесут прекрасный плод в Его Царстве. Аминь.

Наконец, третье, к чему Павел побуждает Тимофея и нас с вами — правильно относиться к Библейской истине.

Давайте еще раз прочитаем стих 15: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».

Хороший солдат мастерски владеет своим оружием. Снайпер с километра попадает белке в глаз, а гвардеец разбирает и собирает АК-74 за 30с з завязанными глазами. Также мастерски служитель Христа должен владеть словом Господа. Здесь слова «верно преподает» в оригинале звучат, как «правильно режет». Божье слово — это острый меч, мощное оружие, которое проникает прямо в сердце человека. Безответственное обращение с ним может не помочь, а наоборот, сильно ранить. Те, кто занимается пустословием и спорами искажают Библейскую истину, выдергивают цитаты, и вместо того, чтобы служить и поклоняться слову Бога, используют его, чтобы утверждать свои глупые идеи и учения. Такое отношение не наставляет собрание, а, наоборот, разрушает его. Поэтому служитель Христа должен иметь правильное отношение к слову Бога и с благоговением верно и всем сердцем трудится над тем, чтобы самому правильно понимать и принимать Божью истину и правильно и верно научить других.

Посмотрите стихи 20-22: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2Тим.2:20-22)

Здесь Павел учит нас хранить себя чистым сосудом. Какая польза от золотой или серебряной чашки, если она грязная? Ты не будешь пить из нее до тех пор, пока не помоешь. И если рядом стоит грязная золотая и чистая деревянная чаша, чтобы напиться никто не возьмет грязную, какой бы красивой она не была. Бог хочет видеть нас чистыми. Поэтому нам нужно постараться хранить себя, убегать похотей и держаться правды, веры, любви и мира, чтобы Господь мог использовать нас для Своей славы.

Господь в каждом поколении призывает служителей в Его армию добрыми воинами Иисуса Христа. Для этого Он дает всю необходимую экипировку, не так, как нашим солдатам собирают на каски и бронежилеты. Бог дает всего достаточно, чтобы противостать дьявольским козням и, все преодолев, устоять: пояс истины, броня праведности, ботинки благовестия, щит веры, шлем спасения и меч слова Божьего (Еф.6:11-17). Он открывает нам долгосрочную стратегическую цель: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мат.6:10) и несколько очень конкретных, тактических: «Украина — царство священников, страна посылающая миссионеров», «родить 10 духовных и физических детей», Он говорит, как нам это делать: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мар.16:15)… вопрос в том, кто откликнется на этот призыв. Кто решит жить, как воин Иисуса Христа не смотря ни на что и расти неукоризненным служителем Божьего слова в этом поколении. Хотя .изнь ученичества не проста, а мы слабы и легко разочаровываемся. Но пусть Господь поможет нам решить жить, как добрые воины Иисуса Христа и переносить страдания. Это лично и моя молитва — жить как воин Христа в любое время. Из-за Его благодати ко мне. Пусть моя жизнь будет полезной для Него и пусть Он будет прославлен во мне и в моей семье во всякое время. Пусть Бог сделает нас верными свидетелями Его Евангелия в этом поколении!

(п. Ионафан)