head
Університетська Біблійна Співдружність

“Павел в Риме”

Павел в Риме

Деян. 27:1-28:31

К.С. 28:30,31:

«И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно»

Сегодня у нас последняя проповедь по книге «Деяния Апостолов». Книга деяний оканчивается. Но, хотя оканчивается книга Деяний, но сама работа Святого Духа продолжается. Сейчас Святой Дух точно так же как и две тысячи лет назад через Своих Слуг проповедует Евангелие среди языческих стран, изменяет людей, исцеляет болезни, изгоняет бесов и так далее. Работа Святого Духа не завершилась, Он работает и сейчас. Поэтому давайте сегодня учимся у Ап. Павла как мы можем участвовать в работе Святого Духа. Давайте также учиться образу жизни духовного лидера.

1. Путешествие в Рим. (27:1-28:15)

После того, как Павел проповедовал на суде перед царем Агриппой, Агриппа и Фест решили, что Павел не совершил никакого преступления. Его можно было бы отпустить, но так как Павел сам потребовал передать дело на рассмотрение кесарю, то он должен отправиться в Рим. Посмотрите стихи 1,2 главы 27: «Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники». На следующий день они пристали к финикийскому городу Сидону, откуда направились на Кипр, проплыли море между Кипром и малой Азией и прибыли в Ликийский город Миры. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил Павла и других узников на него. Посмотрите на стихи 7,8: «Медленно плавая многие дни и едва поравнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея».

Давайте подумаем над таким вопросом: Бог сказал Павлу, что он должен проповедовать в Риме. Павел сам хотел проповедовать и жаждал исполнить волю Бога. Поэтому, нам кажется, что Бог должен был открыть все двери, но, вместо этого, Павел стал узником в Иерусалиме и пробыл под стражею минимум два года. И сейчас он отправляется в Иерусалим как узник, вместе с преступниками. Это путешествие происходило со многими опасностями для жизни Павла и его спутников. Почему Бог делает так? Мы точно не знаем, но мы знаем один факт: дело Бога не совершается в удобстве, но совершается в страданиях, в гонениях, в опасности. Чем более великое дело Бог хочет совершить через нас, тем большие страдания мы должны перенести. За все надо платить. Этот факт подтверждает вся Библия. Например, Израильскому народу Бог дал огромную привилегию быть избранным и особым народом Бога на земле среди множества других народов, также обещал, что они будут царством священников и народом святым для других народов. Это самая великая миссия, но посмотрите, сколько страданий, гонений, переселений, войн, оккупаций и плена должны были пройти Евреи, чтобы быть избранным народом. Посмотрите спасение. Хотя Иисус был Богом, но за спасение людей Он заплатил великую цену страданий и смерти на кресте. Не только спасение. Для того, чтобы воспитать учеников Иисус тоже платил цену: он был с ними все время, терпел их эгоизм, неверие, человеческие амбиции и споры. Один раз даже Иисус не выдержал и сказал: «о род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» Также и Павел сейчас, за великую миссию и видение проповедовать в Риме, платил заключением, неудобством и опасностями.

Мы легко принимаем страдания, чтобы заработать деньги. Почему? Потому что видим компенсацию: заработав деньги, мы можем что-то купить. Но зачем мы должны страдать, чтобы исполнить волю Бога? У Бога тоже есть компенсация. Познать глубокую любовь Иисуса Христа, войти в глубокий духовный мир, стать другом Бога можно только перенося страдания в исполнении воли Бога. Нет другого способа познать сердце Иисуса Христа и войти в небесную радость, кроме как участвовать в остальных страданиях Иисуса Христа. Это наша компенсация от Бога. Бог хочет благословить нас прежде всего духовно, поэтому позволяет трудности и страдания в исполнении Его миссии. Сейчас мы строим здание церкви. Я знаю, что многие из вас устали, устали отказывать себе в чем-то, чтобы пожертвовать на строительство, устали ходить темными ночами через разрытую дорогу, устали сидеть в холоде и на сквозняках. Но через это Бог позволяет нам строить храм Бога в нашей жизни, чтобы Он всегда пребывал с нами. Бог сильно хочет благословить нас, поэтому позволяет временные трудности. То же самое и воспитание учеников. Мы хотим стать великими и влиятельными людьми. Поэтому Бог посылает нам непослушных агнцев. На самом деле это не мы воспитываем агнцев, а Бог воспитывает нас через них. Чем более великое дело Он приготовил для нас, тем более непослушных и неверных агнцев Он посылает. Поэтому не отчаивайтесь. Это значит, что Бог готовит нас для более великого дела.

Что произошло дальше? На Крите Павел советовал сотнику, чтобы остаться на том месте, куда они уже добрались. Осень уже заканчивалась, и на Средиземном Море начинался сезон штормов. Это было очень опасное время для плавания. Но гавань «хорошие пристани» была не приспособлена для зимовки, и многие моряки советовали, если возможно, доплыть до Финика, который имел удобную гавань. Финик был расположен совсем рядом, меньше чем в ста километрах от «хороших пристаней», поэтому это не казалось очень сложной задачей.

Посмотрите стихи 13-15: «Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита. Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон. Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам». Сначала, казалось, ничто не предвещало беды, но, во время плавания, поднялся сильный ветер и начался настоящий зимний шторм. Корабль не мог противится ветру и его вынесло в открытое море. Чтобы корабль не сел на мель, они спустили паруса, потом подняли лодку и стали обвязывать корабль. На следующий день, чтобы облегчить корабль, они выкинули груз, а на третий день выкинули даже все личные вещи. Моряки и все пассажиры сделали все, что от них зависело для спасения. Но буря не прекращалась. Много дней не было видно ни солнца ни звезд, продолжался шторм и в конце концев пропала всякая надежда на спасение. Тогда Павел встал среди них и сказал (стихи 21-26): «И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: “не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою”. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров». Удивительно! Все моряки и воины боялись. Они сделали все, чтобы спастись, но надежды на спасение не было. Они были бессильны что-либо сделать, поэтому отчаялись и сложили руки. Но кто не отчаялся? Кто укреплял их и насадил им веру и надежду? Это был Ап. Павел. Здесь видно, что такое духовный лидер. Это тот, кто не отчаивается в сложных и отчаянных обстоятельствах. Хотя ему самому страшно, но он преодолел страх и помогает другим преодолеть страх. Это тот, кто сам смотрит на Бога и помогает другим делать то же самое. Духовный лидер дает надежду и веру, а не сомнения и страх. Таким лидером был Ап. Павел. Когда все отчаивались, он сказал: «Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль». Иногда мы пытаемся утешить других: «успокойся, все будет хорошо». Но часто это пустые слова, они не основаны ни на чем. Поэтому нам не верят. Но слова Павла были не пустыми. Они были основаны на обещании Бога и на доверии Богу. Посмотрите еще раз на стихи 23-25: «Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: “не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою”. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано». Павел имел обещание Бога, что он будет проповедовать в Риме. Поэтому с ним не могло ничего случиться. И не только с ним. Бог даровал ему обещание, что ради него спасет и всех остальных. С этим словом Павел пошел к воинам, морякам и узникам и помогал им верить в обещание Бога. Именно это и есть слуга Бога и духовный лидер. Вы хотите быть духовным лидером? Тогда должны взять слово обещания Бога и с этим словом насадить другим надежду Бога и веру в Бога.

Откуда у Ап. Павла такая сила? Это от веры в Бога. Вера в Бога – это значит, что я верю, что Бог исполнит то, что обещал. Так как Павел верил в Бога, он даже во время бури больше доверял слову Бога, а не смотрел на обстоятельства. Как мы можем иметь такую крепкую веру? Надо поступать по вере в малых делах. Это значит: я верю в Бога, поэтому могу преодолеть страх и говорить об Иисусе Христе на работе. Если я верю в Бога, то могу верить слову Бога: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» а не считать есть ли три гривны в кармане или нет. И если есть, то могу использовать не для себя, но для Бога. Если верю Богу, то могу доверять ему в создании семьи. Через такие решения и действия веры наша вера растет и становится живой и практической.

В стихах с 27 по 44 рассказывается как корабль вынесло к острову Мелит, современная Мальта. После четырнадцати дней бури, путешественники, наконец, увидели залив, имеющий отлогий берег куда решились пристать. Но когда уже приближались к земле, корабль сел на мель и его разбивали волны. Чтобы не произошел побег, воины хотели умертвить узников, но сотник, желая спасти Павла, приказал тем, кто умеет плавать, плыть к берегу, а остальным спасаться на досках или на чем-то от корабля. Таким образом спаслись все 276 человек, которые были на корабле.

Давайте подумаем об этих событиях. Павел не был моряком. Хотя он много путешествовал, но он не был специалистом. Когда отправлялись из Крита, то сотник и моряки не хотели слушать его мнение. Но во время бури Павел стал самым главным человеком на корабле. Мы легко обманываемся из-за тихого ветра и не думаем, что в любое время может возникнуть буря. Мы привыкли слушать советы опытных людей-профессионалов больше, чем духовных людей как Павел. Но у мирских специалистов и ученых есть свои ограничения. Они не могут решить жизненных проблем, вопросов жизни и смерти, вопросов греха и смысла существования. Люди страдают не потому, что нет профессионалов. Люди погибают потому, что у них нет пастыря. Люди нуждаются в пастырях, которые знают истину, которые имеют веру во Всемогущего Бога. Только пастыри могут помочь людям в главных вопросах жизни. Поэтому, нам нужно прислушиваться к советам духовных людей, которые могут дать настоящую помощью во время жизненных бурь. Духовные люди — это те, у кого есть Слово Бога, те, доверяют Богу во время бури, и только они могут помочь тем, кто бедствует в бурях.

В главе 28 в стихах с 1 по 10 рассказывается про пребывание Павла на Мальте. Местные жители приняли их и разложили огонь. В это время змея укусила Павла, но Павел скинул ее в огонь и при этом не претерпел никакого вреда. Те, кто видели это, сначала думали, что боги наказывают Павла за какое-то страшное преступление, но потом, видя, что никакого вреда не случилось, подумали, что Павел и есть один из богов. Потом местный латифундист по имени Публий принял спасшихся с корабля и три дня угощал их. Отец Публия болел горячкой и болями в животе. Павел вошел к нему, помолился, и, возложив на него руки, исцелил. После этого и все другие больные на острове приходили к Павлу и были исцеляемы. Здесь мы видим еще один факт о том, кто такой духовный лидер. Духовный лидер — это источник благословения для других. Павел был таким источником благословления. Ему не было жалко благодати Бога ни для кого. Кто бы ни приходил к Павлу, он получал исцеление. Мы тоже не должны хранить благодать Бога только для себя, мы должны без сожаления раздавать ее другим. Это то, к чему нас призвал Господь.

2. Проповедь Павла в Риме (28:16-31)

С наступлением весны, сотник с воинами и узниками сел на александрийский корабль и через несколько дней все прибыли в Италию. Братья приветствовали Павла и принимали не только его, но и сотника, воинов и всех узников. Когда они прибыли в Рим сотник передал узников военноначальнику, а Павлу было позволено жить отдельно с воином стерегущим его. Что делал Павел?

Посмотрите стихи с 17 по 20: «Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами». Первое, что сделал Павел — он собрал Иудеев, чтобы рассказать им о своем уповании на Иисуса Христа. Хотя Павел много потерпел от Иудеев, но его самое горячее желание — чтобы и его народ принял Евангелие. Он верил, что у Бога есть великая добрая воля на еврейский народ. Павлу так хотелось, чтобы они тоже приняли надежду Израиля, Иисуса Христа и стали царством священников м святым народом. Поэтому он собрал знатных Иудеев чтобы еще раз рассказать им об Иисусе Христе.

Посмотрите стих 23: «И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им [учение] о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков». В назначенный день Иудеи собрались, и Павел весь день с утра до вечера проповедовал им о Царствии Божием и приводил множество свидетельств из Ветхого Завета о том, что Иисус — это Христос, Мессия. Иудеи хорошо знали Ветхий Завет, поэтому проповедь Павла состояла в том, чтобы показать из Закона и Пророков, что Иисус Христос исполнил все обещания, данные Богом.

Как реагировали Иудеи? «Одни убеждались словами его, а другие не верили. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат». Поверить в Иисуса Христа — это благодать Бога и работа Святого Духа. Хотя проповедь Павла была самая горячая и самая лучшая, хотя все они хорошо знали закон, но не все поверили, а только те, кому Бог дал мягкое сердце чтобы слышать и разуметь благодать Бога. То, что мы поверили в Иисуса Христа — это великая благодать Бога в нашей жизни, потому что Он выбрал нас из многих людей, чтобы мы поверили, Он смягчил наше сердце, когда мы слушали проповедь, смирил нас перед Словом Бога. Это вечная тема нашей благодарности Богу.

Хотя Павел так горячо желал, чтобы его народ принял Иисуса Христа, он не отчаялся, когда Иудеи ушли, не приняв Слово Бога. Он стал проповедовать и учить в своем доме. Посмотрите на стихи 30,31: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Павел два года жил в Риме и принимал всех, кто приходил к нему. Каждому, кто приходил к нему, он проповедовал о Царствии Божием и учил о Господе Иисусе Христе. Его жизнь состояла из проповеди Евангелия и изучения Библии. Находясь в Риме, Павел также написал несколько посланий: послание к Филиппийцам, а Ефесянам, к Колосянам и к Филимону. Павел проповедовал также римским воинам, так что Евангелие дошло даже до кесарева дома. Вероятно Феофил, которому Лука написал Евангелие от Луки и книгу Деяний, тоже уверовал через проповедь Павла. Таким образом, Павел заложил крепкий фундамент Евангелия в Риме.

Мы часто говорим, что у Павла было видение покорить Рим Евангелием. Но его действия, кажется, совсем не подходят к обстановке. Как может один старый человек, даже с несколькими помощниками, изменить такой огромный город как Рим через проповедь в маленькой комнате и изучение Библии? Но работа Бога происходит по другим законам. Бог ищет верного человека, который ради Иисуса будет делать то, что может сделать в этой ситуации. Такого человека Бог поднимает и через него приносит много плода.

На этом книга деяний заканчивается. Книга Деяний — единственная книга в Библии, которая не имеет окончания, она как будто обрывается на полуслове. Это значит, работа Святого Духа не заканчивается, она будет продолжаться до второго пришествия Иисуса Христа. Работа Святого Духа продолжается и в наше время. Но работа Святого Духа не происходит просто так, Святой Дух работает через Своих слуг. Так было во все времена от Бытия и до нашего времени. Но чтобы Божия работа продолжалась в нашем времени, Бог ищет таких людей, которые услышат его призыв и будут исполнять волю Бога сейчас. Через таких людей Святой Дух будет работать в этом поколении. Кто эти люди? На самом деле именно нас Бог хочет поставить духовными лидерами и Его слугами в этом поколении. Поэтому он позволяет нам некоторые трудности, чтобы мы разрушали свои мирские надежды и чтобы имели действительно живую веру.

Также у Бога есть надежда и на Украину. Эту надежду можно определить словами Исх. 19:5,6: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым». Бог хочет использовать Украину, чтобы распространять Евангелие по всему миру, особенно в мусульманские страны. Как мы можем участвовать в осуществлении этой надежды? Мы можем проповедовать и изучать Библию там, где мы находимся. Имея великую надежду во Христе, мы должны осуществлять ее начиная с самого малого, с того, что мы можем сделать прямо сейчас. Тогда Бог благословить нас и исполнит нашу надежду во Христе.

Через эту проповедь мы узнали, какой образ настоящего духовного лидера. Это образ человека, который верит и доверяет Богу в любых обстоятельствах, держит обещание Бога и помогает другим иметь надежду на Бога. Бог хочет сделать нас такими людьми, потому позволяет нам различные трудности. Также мы узнали, что Бог имеет надежду на нас и на Украину. Мы можем участвовать в осуществлении этой надежды, если будем исполнять то малое, что можем делать сейчас: приглашать студентов, воспитывать учеников, проповедовать и изучать Библию.