head
Університетська Біблійна Співдружність

Проповедь по Посланию Ефесянам 2:1-10


“БЛАГОДАТЬЮ ВЫ СПАСЕНЫ”

К Ефесянам 2:1-10

Ключевой стих 2:5

“И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены”

Перед тем, как говорить о Церкви в главной части послания (2:1-3:21), вначале ап. Павел говорит о спасении каждого. Сегодняшний отрывок состоит из трех частей. Во-первых, какими мы были в прошлом (1-3); во-вторых, кто мы в настоящее время (4-7); и, в-третьих, какими мы были созданы (8-10).

I. Какими мы были в прошлом (1-3)

Ап. Павел напоминает нам, какими мы были в прошлом для того, чтобы мы лучше узнали, какую удивительную благодать мы получили. В стихах 1-3 “вы” означает язычников, а “мы” – евреев, включая и ап. Павла. Здесь мы узнаем, что церковь в Ефесе состояла из язычников и евреев, и между ними случались конфликты. Ап. Павел помогает и язычникам и евреям осознать, что и те и другие – ужасные грешники перед Богом. Почему Павел делает это? Это потому, что трудно понять, насколько велика благодать, которой Бог даровал им спасение, без осознания того, в каком бедном состоянии они были до того, как поверили в Иисуса.

Первое, они были мертвыми. Взгляните на 1-ый стих: “И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим”. Здесь “преступление” означает “сбиться с правильного пути”. “Грех” означает “не попасть в цель” и “не достигнуть установленного Богом стандарта”. Они ушли с путей праведности Бога и не достигли того стандарта, который установил Бог, в результате чего находились под гневом Бога (Рим.3:19). Короче говоря, они были мертвыми по преступлениям и грехам. Смерть, о которой говорит Библия, означает не прекращение существования, а вечное разделение с Богом. Если говорят, что физическая смерть – это разделение души и тела, то духовная смерть – это разделение человека с Богом. Еф.4:18 хорошо объясняет о духовной смерти: “Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их”.

Хотя кто-то имеет стройное и крепкое тело, но если в нем нет жизни Бога, то такой человек мертв, как цветок в вазе. Многие говорят, что смерть – это конец. Но Библия говорит, что это не так, а есть еще вторая смерть. Если человек умрет, не приняв Иисуса, он должен принять вторую смерть. Эта вторая смерть – вечное страдание в огненном озере. В Откр.20:14,15 говорится так: “И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное”. Также, в Мк.9:48,49 говорится о том, как страшна вторая смерть: “Где червь их не умирает, и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится”. Мы не должны относиться легкомысленно ко второй смерти. Это потому, что она – это вечное наказание без шанса исправиться. Принять Христа – это не вопрос выбора, это необходимо для спасения. Принимает ли человек Христа – это определяет его жизнь или вечное наказание. Библия ясно говорит, что “кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк.16:16). Библия говорит четко, что те, кто не принял Иисуса Христа, являются мертвыми по преступлениям и по грехам.

Второе, они были рабами сатаны. Взгляните на 2-ой стих: “В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления”. Павел говорит, что они жили по обычаю мира сего. Мир, о котором говорит Библия, означает наполненный системой ценностей этого мира. Поскольку культура мира основана на материализме, похоти и гордости житейской, то если мы стремимся к мирской культуре, естественно мы удалимся от Бога, и потом будет трудно жить духовной жизнью. Поэтому ап. Иоанн утверждал так: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего” (1 Ин.2:15,16).

Также они жили по воле князя, господствующего в воздухе – значит, по воле дьявола. Дьявол – это господствующий дух, который работает в сердце неверующих. За злом, за испорченностью и за насилием стоит дьявол. Если мы вспомним нашу прошлую жизнь, то мы рыдали и страдали из-за неизвестной власти, забиравшей нашу свободу. Внутри мы кричали, что так жить нельзя, что это совсем не та жизнь, которую ожидали, что я не для этого поступил в университет. Но все равно мы жили так грешно, потому что неведомая власть контролировала нас. Все это потому, что нами управлял сатана. Хозяином нашей жизни был сатана, и мы были его собственностью.

Третье, они были по природе чадами гнева, которые жили по желаниям похоти и помыслов. Желания плоти означают испорченную, эгоистичную и эгоцентричную человеческую природу. Например, невоздержанность в еде или желание много спать – то есть лень по своей сути. Еще есть похотливые желания, желание обогащаться, гордость, – короче говоря, люди – это рабы корыстолюбия. Иногда мы не понимаем, почему богатые люди, имея достаточно много, не удовлетворены, а совершают преступления, чтобы приобрести еще больше, и вредят другим. Это потому что они стали рабами корыстолюбия. Библия провозглашает, что и евреи, и язычники, все под грехом (Рим 3:9). Библия также говорит: “Как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добра, нет ни одного”(Рим 3:10-12). Хотя люди выглядят прекрасно и великолепно, но по природе они испорчены коренным образом. Поэтому мы должны признать, что в нас – лишь испорченность и падение, и коренным образом мы – чада гнева Божия. Тогда мы можем глубоко понять благодать спасения Бога.

Выше мы рассмотрели, в каком духовном состоянии мы находились, до принятия Иисуса Христа и получения Его спасения. Все мы были мертвы по преступлениям и по грехам, жили по обычаю мира сего и были рабами сатаны. Также все мы жили по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов и были по природе чадами гнева, как и прочие. Короче говоря, мы были безнадежными людьми.

II. Наша настоящая духовная позиция (4-10)

После напоминания ефесским Христианам об их жизни до принятия Иисуса, Павел объясняет, какова их духовная позиция теперь, благодаря Иисусу. Взгляните на стихи 4,5: “Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас”. Поскольку наш грех слишком грязен и страшен, Бог должен был сразу уничтожить грешников. Однако, богатый милостью Бог протянул Свою руку спасения, пожалев таких грешников. Испорченные люди никогда не ищут Бога первыми из-за своей испорченной природы. Известный Евангельский проповедник Чарльз Сперджен прекрасно объясняет это. В своей книге он сказал так: “Адаму следовало бы взыскать своего Творца. Он должен был бы пройти весь сад, взывая: “Боже мой, Боже мой! Я согрешил против Тебя! Где Ты? Твое творение припадает к ногам Твоим и просит милости из рук Твоих. Я исповедую Твою справедливость и прошу милости, если такому, как я, можно оказать милость”. Но вместо этого Адам убегает от Бога. Грешник не идет к Богу, а Бог приходит к нему. Первый призыв – это не “Боже мой, где Ты?”, а голос благодати: “Грешник, где ты?” Бог приходит к человеку, а не человек ищет своего Бога. От дней Адама и до сих пор не было еще такого случая, когда грешник первым взыскал бы своего Бога. Прежде Бог должен найти его. Овца отбивается от стада сама, но никогда сама не возвращается к стаду, если Великий Пастырь не отыщет ее”.

Кристалл Божьей любви, которая первая приходит к грешнику, проявился в том, что Бог отдал Своего Сына ради грешников. В 1-ом Ин.4:9,10 говорится: “Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши”. Как мертвые могут воскреснуть? Это возможно только чудом. Это чудо свершает Божья любовь. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой Он первый возлюбил нас, воскресил нас, мертвых из-за преступлений. Здесь большое значение имеют слова “воскресил со Христом”. Христос умер на кресте за наши грехи и воскрес Божьей силою из мертвых на третий день. Это объективный и исторический факт. Если мы принимаем этот факт верою, тогда мы соединяемся с Христом. Тогда смерть Христова становится моею смертью и Его воскресение – моим воскресением. То, что мы получили новую жизнь благодаря единению с Христом, было совершено благодатью Бога. Поэтому Павел подчеркивает, что благодатью вы спасены.

Взгляните на 6-ой стих: “И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе”. В Кол.1:13 говорится: “Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего”. Бог дал нам истинную свободу, освободив нас от цепей сатаны. Также Бог не только воскресил нас со Христом, а посадил на небесах во Христе Иисусе. Об этом сказано во 2-ом Тим.2:11,12: “Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас”. Также, в Откр.3:21 говорится так: “Побеждающему дам сесть со Мною на престоле моем, как и Я победил и сел со Отцем моим на престоле Его”. Таким образом, только благодатью Бога мы получили спасение. Те, кто знает, что получил спасение только благодатью, всегда скромны и всегда честны. Великий миссионер Уильям Керри был в прошлом сапожником. Когда он работал в Индии миссионером, кто-то намеренно спросил его: “В прошлом вы были всего лишь человеком, который делает обувь?” Тогда он скромно ответил: “Я не умел делать обувь, а всего лишь ремонтировал ее”. Так как он знал, каким человеком был, он всю уповал только на благодать Бога.

Какими же людьми Господь создал нас? Ап. Павел еще раз подчеркивает, что в нас нет доброты, что только благодатью Бога мы получили спасение. Взгляните на стихи 8,9: “Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился”. Почему Павел снова повторяет, снова подчеркивает, что спасение – не через доброту, а только благодатью Бога? Он даже говорит, что наша вера – тоже не от нас, а дар Божий. Когда мы хвалим дар, мы хвалим дающего дар, а не получившего. В нас нет ни одной черты, достойной хвалы. Единственное, что есть достойное хвалы, это Иисус Христос, спасший нас от наших грехов. Если мы хвалим какие-нибудь свои заслуги, мы этим делаем благодать Иисуса Христа напрасной. Мы должны хвалить лишь Иисуса Христа, Который отдал Свою жизнь за нас, самых великих грешников. Иногда мы печалимся и уничижаем себя, смотря на то, что нам нечем похвалиться. Однако, это хорошо, что у нас нет чего-то достойного похвалы. Кроме Иисуса Христа в нас не должно быть ничего, достойного похвалы. В 1-ом Кор.1:31 говорится: “Хвалящийся, хвались Господом”. Я молюсь, чтобы мы хвалили только Господа и любили только Его.

Давайте посмотрим, как связано то, что Бог спас нас Своей благодатью, с тем, что Он создал нас на добрые дела? Взгляните на 10-ый стих: “Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”. Это слово хорошо показывает нам, что мы получили спасение только верой, независимо от наших добрых дел или поступков, но после получения спасения должны заниматься добрыми делами. Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе. Это слово говорит нам, что мы – новое творение, которое Бог создал снова в Иисусе Христе. В 2-ом Кор.5:17 говорится: “Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое”. Поэтому наше спасение – это Божье творение, и также это новое творение. Бог сделал нас новым творением в Иисусе для того, чтобы мы делали добрые дела. Добрые дела – это не условие для спасения, а результат спасения. Кто получил спасение и родился свыше, обязательно делает добрые дела. Когда мы думаем о том, что Бог спас нас Своим великим провидением и использует нас на добрые дела, мы получаем великое впечатление.

Все мы в прошлом были мертвыми по преступлениям и по грехам. Также мы были рабами сатаны и жили по желаниям плоти. Коренным образом мы были объектами страшного гнева Божия. Однако милосердный и любящий Бог пожалел таких грешников, как мы, и послал Своего Сына Иисуса Христа к нам, и только верою в Него спас от вечной погибели. Цель этого – чтобы мы исполняли добрые дела. Поэтому, как спасенные, мы должны активно заниматься добрыми делами, особенно для спасения других людей. Если мы активно не занимаемся добрыми делами, то постепенно исчезает благодать спасения, потом мы теряем полученную нами благодать спасения и оказываемся в таком же жалком состоянии, как неверующие. В стоячей воде заводятся разные микробы, и она скоро портится. Но проточная вода не портится никогда, а всегда свежая. Подобно этому, если мы не занимаемся активно добрыми делами, тогда в нашем сердце растут всякие жалобы и недовольство, и в конце концов мы становимся совсем бесполезными. Однако, если мы занимаемся добрыми делами, то сердце наполняется источником благодати, и этот источник делает нас живыми. Только когда мы совершаем добрые дела, мы можем хранить благодать Бога как благодать Бога. Также только эти дела – не напрасны, а остаются вечно (1 Кор.15:58).

Я приношу благодарение и хвалу Богу, Который спас нас только верою и помог нам делать добрые дела.