head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Испытание Бога и Бог – Иегова Ире” (Быт. 22:1-19)

ИСПЫТАНИЕ БОГА И БОГ –  ИЕГОВА ИРЕ

Бытие 22:1-19

Ключевой  стих 14

"И  нарек Авраам имя  месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится"

Всякое  дело, которое происходит в этом мире – условно.  Всякая религия тоже условна. Люди приходят в храмы или ищут своих богов, потому что они ожидают получить выгоду, особенно материальную выгоду от своих богов. Разве можно искать Бога и абсолютно послушаться Его и жертвовать чем-то для Бога, если не ожидать никакого выгоды?  Есть ли Бог, Который бы пожертвовал Собой и безусловно полюбил этот мир? Давайте, через сегодняшнее слово на примере Авраама, слушаем голос Святого Духа и имеем правильный образ отношения с Богом. 

I. Вот я (1-8)

Что Бог  приказал сделать Аврааму? Как ответ Авраама показывает его базовое отношение к Богу? Взгляните на 1-ый стих: "И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я". Слова "после сих происшествий" означают после того, как Бог дал Аврааму сына Исаака и после того, как Авраам изгнал Измаила. Бог назвал Авраама по его новому имени завета: "Авраам". Этим Он напоминает нам, что имел большую надежду в его жизни. Бог благословил его не только для того, чтобы он наслаждался этим благословение лично, но чтобы через него благословить весь мир. Ответ Авраама "вот я" означал, что сердце Авраама было открыто перед Богом. Он был готов исполнить любое Его приказание. Он не был слишком занят своими делами, чтобы ответить "вот я".

Затем Бог сказал: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (2). Стих 1 говорит, что Бог требовал этого, чтобы искушать его.  В нашей жизни всегда есть искушения. Но есть два вида искушений. Один вид искушения – от сатаны. Другой, – от Бога. Искушение сатаны – чтобы погубить верующего, чтобы разрушить отношения с Богом и поработить верующего греху. Противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, (1-е Пет. 5:8) чтобы верующий упал в гордость, в похоть глаз и в похоть плоти этого мира.

Однако есть случаи, когда Бог искушает верующих. Но искушение Бога отличается от искушений сатаны.  Сатана искушает, чтобы погубить нас. Но Бог искушает нас, чтобы укрепить нас и сделать нас крепкими верующими. Бог, через искушение, помогает нам больше любить Бога и иметь крепкую уверенность в любви Бога и иметь страх Бога. Так как искушения разные, то и поступать мы должны по-разному. Если нас искушает сатана, мы должны бороться против искушения оружием молитвы и слова Бога. Но когда Бог искушает нас, нам следует абсолютно послушаться в вере.

Давайте посмотрим, как Авраам ответил на Божие искушение? Авраам вряд ли ожидал такого приказа. "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе". Говоря по-человечески, нельзя требовать такого и нельзя слушаться такого приказа. Кажется, что этот приказ совсем не отвечает природе Бога. Бог Сам напомнил Аврааму, что Исаак – это его единственный и любимый сын, которого Сам Бог обещал и дал плодом двадцатипятилетней веры и ожидания Авраама и Сары.  Также, принести своего сына во всесожжение – абсолютно нельзя.

Но Божий  приказ был ясным. Здесь мы видим, что иногда план и смысл Бога превыше нашего ума и здравого смысла. Здесь есть какой-то особенный план для Авраама. Вероятно, если что-либо могло стать идолом в сердце Авраама в то время, то это был Исаак. Божий слуга не может хранить идола в своем сердце. Поэтому Бог воспитывал Авраама, желая, чтобы тот поставил Его на 1-е место в своем сердце. Когда Бог благословляет нас и дает нам желание нашего сердца, нам легко полюбить этот дар больше Того, Кто дал этот дар. Поэтому Божье благословение должно быть возвращено назад, если оно перестает быть благословением, а становится ловушкой для того, кто получил его.

Что он сказал слугам, когда подошел к  тому месту, о котором Бог говорил ему? Как эти вещи показывают веру Авраама в Бога?  Стихи 3-5. "Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам".

Рано  утром следующего дня Авраам сделал необходимые приготовления, взял с  собою двоих слуг и Исаака и  пошел в землю Мориа. Здесь мы видим, что Авраам сразу повиновался слову Бога. Он встал рано утром, чтобы сделать самое нелегкое и печальное дело в своей жизни. Чтобы прибыть на место понадобилось три дня. Авраам никому не рассказал о своих планах. Он не сказал Сарре; он не сказал слугам; он не сказал Исааку. Это решение Авраам должен был принять перед Богом один. Никто не мог понять его и такое дело.  По прибытии в землю Мориа, он оставил слуг, взял Исаака, и вместе с ним отправились на гору. Исаак был счастлив со своим отцом. Для него это была прекрасная прогулка.

Что несли  Авраам и Исаак по дороге на гору? О чем Исаак спрашивал отца? Но по мере приближения к горе, Исаак начал испытывать страх от непонятного поведения своего отца. Он думал о приготовлениях к жертвоприношению: он нес дрова, его отец нес огонь и нож. Но где же был агнец для всесожжения? Раньше Исаак наверняка участвовал со своим отцом в жертвоприношениях животных. Он понимал, что в скором времени должно было произойти. Поэтому он спросил: "Отец мой! : вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?" (7)

Как ответил Авраам? Что это говорит о нем? Как этот ответ насадил веру в сердце Исаака? Стих 8. Авраам и глазом не моргнул и ответил: "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой". И шли далее оба вместе. Авраам не пытался ничего объяснять. Он доверял Богу. Он знал, что Бог любит его. В своем сердце он имел мир Божий. Как это возможно! За долгие годы Божьего воспитания Авраам научился доверять Богу. Он верил, что Господь усмотрит в любой ситуации. Для него не существовало больших проблем. Для него не существовало маленьких проблем. Если Бог дает Своим слугам задание, вне зависимости от того, насколько сложным и невыполнимым оно может казаться, если слуги делают все, что в их силах – Господь усмотрит. Господь – это всемогущий Создатель неба и земли. Он дал всему жизнь. Господь обещал: "В Исааке наречется тебе семя" (21:12б). Авраам должен был испугаться, когда Исаак спросил: "Отец, где же агнец?" Но его вера в любовь Бога и его решение повиноваться Его слову не поколебались. Авраам не сомневался в Божьей любви; он не жил по чувствам. Он жил верой в слово Бога, и его вера проявилась в абсолютном повиновении.

Бог хранит Свои обещания. Автор послания к  Евреям говорит, что Авраам верил, что  Бог хранит Свои обещания; он верил, что всемогущий Создатель Бог может и из мертвых воскресить, почему и "получил его в предзнаменование" (Евр.11:17-19). Как мы должны поступать, когда мы не понимаем, что Бог делает с нами, и каким путем ведет нас? Мы должны хранить Его обещания и повиноваться Ему, будучи уверенны, что Господь, воскресивший Иисуса из мертвых, усмотрит.

II. Теперь Я знаю, что боишься ты Бога (9-19)

Что Авраам делал по прибытию на место жертвоприношения? Что ангел Господень сказал ему? Когда они достигли места, о котором говорил ему Бог, Авраам построил там жертвенник и разложил на нем дрова. Он не пытался вернуться назад или как-то иначе защитить своего сына. Он связал его и положил на дрова. Исаак должен был просто доверять своему отцу, потому что он знал, что отец любил его больше, чем саму жизнь. Авраам взял нож. Именно в это время Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Стихи 11,12 говорят: "Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.  Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня"

"Авраам! Авраам!" Авраам ответил: "Вот я" (11). По-прежнему он был готов повиноваться Господу. Ангел сказал: "Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (12). Здесь ясно, что Бог хотел испытать от Авраама, есть у него страх Божий.  Страх Божий это не только начало мудрости (Пр.9:10); это также и основа веры, и кульминация Христианской веры. Бог призвал и воспитывал Авраама в течение 25 лет, пока тот не научился глубокой любви и страху Божьему. Вера, которая любит и боится Бога, это вера, которая приносит Ему в жертву Исаака. Бог хочет, чтобы каждый из нас принес Ему в жертву нашего Исаака. Исаак был дороже для Авраама самой жизни. Но он не скрывал его от Бога.

Как Бог  усмотрел агнца для жертвоприношения? Стихи 13,14. "И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится".

Авраам возвел свои очи и увидел позади овна, запутавшего в чаще своими рогами. Господь и в самом деле приготовил агнца для всесожжения. Бог смотрел вперед на совершенного Агнца, Которого усмотрел для того, чтобы Тот взял на себя грехи мира (Ин.1:29). Авраам принес овна во всесожжение. Он назвал то место "Иегова-ире", что означало "Господь усмотрит". Он научился важному уроку веры: Бог все приготовит для того, кто любит и боится Его. Мы также должны научиться этому. Единственный путь постичь это – принести нашего Исаака в жертву Богу. Без такой веры в нашем сердце не будет истинного мира, и наша жизнь веры очень скоро станет поверхностной. Но когда мы хотя бы раз испытаем на личном опыте веру "Господь усмотрит", мы узнаем секрет жизни веры. Зная этот секрет, мы сможем во все дни нашей жизни служить Богу без страха, в святости и праведности. Теперь Авраам знал абсолютную любовь Бога и любил Бога, Которому верил, уповал и повиновался. Он знал, что Бог хранит Свои обещания.

Прочитайте  стихи 17-18. "то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;  и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" На этот раз Бог скрепил Свой завет с Авраамом непреложной клятвой (Евр.6:13-17). Он не мог клясться никем высшим, поэтому клялся Самим Собою. Бог обещал, что так как Авраам повиновался Ему и не пожалел своего единственного сына, Он непременно благословит его и умножит его семя как звезды небесные и как песок на берегу моря.

Также Он обещал, что его семя овладеет городами его врагов, и в его  семени благословятся все народы земли за то, что он послушался гласа  Божьего. Бог обещал сохранить это  обещание любой ценой – даже если бы Ему пришлось из камней воздвигать потомков Авраама. Так начиналась Божья искупительная история. Она продолжала струиться через века, пока не достигла своей кульминации в Иисусе Христе. Через Его смерть и воскресение была решена проблема греха человечества, и те, кто верит в Него, получают новую жизнь. Бог обещал поставить людей – царственное священство, которые разделили бы Евангелие спасения и жизни с больным и умирающим миром. Бог и сейчас продолжает работать, чтобы исполнить свое обещание, данное Аврааму.

Чему мы научились о Боге Авраама через главы 12-22. Бог обещал благословить его и сделать источником благословения. Он призвал его покинуть свою Родину и пойти в Ханаанскую землю. Авраам ухватился за эти слова Божьи и пошел. В обетованной земле он строил алтари и там призывал имя Господа. Бог защищал его. Когда он был подавлен и одинок, Бог посетил его и обновил Свое обещание. Бог всем благословил Авраама. Он дал ему обильное материальное благословение. Он исполнил желание его сердца и, через его жену Сарру, дал сына Исаака. Авраам научился вере в Бога сначала через страдания из-за материальных проблем, потом из-за человеческих.

Также Авраам много раз был в духовной опасности и в духовном кризисе. Авраам вкусил, насколько пустой и бессмысленной является жизнь, прожитая только для своей семьи и сына, когда он жил так на протяжении 13 лет. Но, каждый раз, во время духовной опасности и кризиса, Бог посещал его и помог ему хранить веру. Авраам ощутил любовь и утешение Бога и Его верность. Он повиновался Богу без принуждения и не по обязанности, а радостно, веря в Его любовь и доверяя Ему. Теперь его вера росла до такого уровня, что он мог отдать самое драгоценное для себя и для своей семьи Богу, отдать безусловно, без ожидания компенсации, абсолютно доверяя суверенитету и любви Бога.

Но Бог  имел еще одно благословение для  него – Он хотел сделать его  источником благословения для всех народов. Бог призвал и благословил  Авраама, чтобы он стал каналом, через  который Бог намеревался благословить все человечество.

Наша  вера также растет таким же образом, как и у Авраама. Наш Небесный Отец, не пожалел Своего любимого Единственного Сына Иисуса и отдал для нас на кресте в жертве. Отдавая Свое самое драгоценное, Бог явил свою безусловную любовь для нас, грешников. Как мы можем служить Богу, отдавая самое дорогое? Как мы можем служить другим как благословение Бога для них?  Только тогда, когда мы знаем сердце Бога которого не пожалел Своего любимого единого Сына Иисуса на кресте за нас.  Только тогда, когда мы имеем страх Божий как Авраам, значит, только когда мы чтим Бога как Бога и его любовь как любовь Небесного Отца Бога.  Это только когда мы верим что Бог все Сам приготовит в наших нуждах, принимая и благословляя нашу веру и послушание.  Через жизнь веры Авраама, мы учимся, что жить верой до конца твердо стоя в слове обещания, – это самая драгоценная и благословенная жизнь. Также мы видим, что Бог продолжает воспитывать одного человека как Авраам в вере, пока тот не стал предком веры и источником благословения для всех людей. Пусть Бог поможет нам расти духовно в вере, любви и послушании в такой степени как Авраам.  Пусть Бог воспитывает многих героев веры, как Авраам, в нашей земле сделает нашу землю, землей благословения для всех народов, даже до края земли.

"И  нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится"