head
Університетська Біблійна Співдружність

“Вечный и совершенный священник Иисус”

ИИСУС – ВЕЧНЫЙ И СОВЕРШЕННЫЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК

Евреям 7:1-28

Ключевой стих 7:25

«Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них»

Мы живем в стране, где христианство имеет 1000-летнюю историю. Большинство людей, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни считают себя христианами, даже если ходят в церковь всего три раза в год. Но некоторые из наших соседей – очень преданные в религиозном плане люди, они верно исполняют все правила и традиции церкви и считают, что только так можно достичь спасения. Глядя на таких людей, мы можем немного понять евреев, которые сейчас столкнулись с очень важными вопросами: «почему мы должны верить в Иисуса Христа? В чем преимущество веры? Может быть лучше, получив оправдание верой, преданно исполнять закон, как это делали наши отцы?». На самом деле с такими вопросами когда-нибудь сталкивается каждый из нас. Когда-либо мы или наши агнцы столкнутся с вопросом: «неужели нам обязательно верить именно так? Может быть лучше просто ходить в православную церковь, преданно исполнять правила и традиции церкви, тогда не будет конфликта с родителями или друзьями». Сейчас я не говорю, что какая-то церковь лучше или хуже. Я говорю о том, что многие люди не могут верить в Иисуса Христа, а прячутся за выполнение правил и традиций.

Как помогает таким людям автор послания к Евреям? Он говорит о преимуществе Иисуса Христа как единственного истинного первосвященника. Мы должны глубоко знать превосходство Иисуса Христа, чтобы не прятаться за исполнение церковных правил, но представить себя Богу как истинных учеников Иисуса Христа и верных исполнителей Его воли.

Превосходство Иисуса Христа над ветхозаветными священниками

Как мы изучали раньше, Бог поставил Иисуса Христа первосвященником. Кто такой священник? В Ветхом Завете Бог поставил священников, потому что грешные люди не могли подойти к Богу. Священник совершал жертвы, приносил дары народа, молился за народ, учил народ закону Бога. Если люди согрешали, он должен был заступить народ, чтобы Бог не истребил их. Кроме того первосвященник входил во святилище и получал откровение от Бога. Таким образом священник – единственный посредник между Богом и грешным человеком и единственный путь, которым грешник может прийти и поклониться Богу. Кроме того, священниками могли быть только сыны Аарона из колена Левия, потому что Бог призвал их.

Но у евреев возникал вопрос: «у нас уже есть священники, в чем преимущество Иисуса над другими священниками?» Это очень важный вопрос. Иисус превосходнее первосвященников из колена Левия потому что:

Во-первых, Иисус – царь правды и царь мира. Посмотрите на стихи 1,2. «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира». В Библии есть один очень загадочный персонаж – Мелхиседек, который встретил Аврама после, и освобождения Лота. Об этом рассказано в 14-й главе Бытия. О Мелхиседеке сказано, что он был священником Бога Всевышнего, что Аврам дал ему 1/10 часть из всего, и что Мелхиседек благословил Аврама именем Бога. О Мелхиседеке не известно больше ничего и он больше нигде не упоминается в истории Авраама. Казалось бы, о Мелхиседеке можно забыть, как о второстепенном персонаже Библии. Но в псалме 109, в котором Давид пророчествует о сущности грядущего Мессии, Бог специально говорит об Иисусе: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Таким образом Мелхиседек становится очень важным персонажем Библии и образом Иисуса Христа как истинного первосвященника.

Итак, что говорит нам об Иисусе Мелхиседек? Еще раз посмотрите на стих 2б: «во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира». Во-первых, по знаменованию имени царь правды. Еврейское слово «мелех» обозначает «царь» а слово «цедек» – «правда» или «праведность». Таким образом Мелхиседек дословно переводится как «царь правды» или «царь праведности». Кроме того, сказано, что он был царем Салима. Слово «салим» имеет тот же корень, что и «шалом», то есть мир. Таким образом Мелхиседек – это одновременно и царь правды и царь мира. В Библии правда и мир очень тесно связаны: если у нас есть праведность, то есть правильные отношения с Богом, то у нас есть мир с Богом и людьми. Если нет праведности, то не может быть и мира. Все бедствия Израиля во время Ветхого Завета, произошли из-за греха и беззаконий. Иеремия 6:14,15 говорит так: «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: “мир! мир!”, а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют». Также Исаия 48:22: «Нечестивым же нет мира, говорит Господь». Наоборот, результатом праведности есть мир. Исаия 32:17 говорит так: «И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки». Также 48:18: «О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские».

Иисус, как Мелхиседек, – царь правды и мира. Бог – свят и не может мирно относиться ко греху. Хотя священники Ветхого Завета приносили много жертв за грехи, но это не удовлетворяло праведность Бога. Но Бог исполнил Свою праведность, распяв Иисуса на кресте, чтобы установить мир с грешниками. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Иса. 53:5). Только в Иисусе Христе мы имеем мир, потому что только смерть Иисуса удовлетворила праведность Бога и только Иисус примирил нас с Богом. Многие люди пытаются установить мирные отношения с Богом на основе добрых дел, но без Иисуса. Но это не удается, потому что только смерть Иисуса примирила нас, грешников, со Святым Богом. Проблема мира – это наша реальная проблема. Большинство людей не имеют мира в сердце. Особенно в современном мире беспокойство и стресс – очень серьезная проблема. Мы часто получаем стресс на работе, на учебе и дома. Люди по-разному хотят решить эту проблему. Некоторые люди пьют. Некоторые глотают антидепрессанты. Многие студенты, чтобы не думать о предстоящей сессии, все время играют в компьютерные игры. Из-за беспокойства многие домохозяйки с утра до вечера смотрят глупые сериалы. Но это не решение проблемы беспокойства. Так люди тратят время на то, чтобы убежать от проблемы, вместо того, чтобы решить ее. Но Иисус Христос реально решает проблемы. Благодаря прощению в крови Иисуса мы помирились с Богом, и нам нечего бояться и переживать так как верим, что Бог нас любит. Иисус сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28).

Также, только в Иисусе Христе мы действительно становимся праведными не по делам, но праведностью Иисуса Христа. Каждый их нас старался преодолеть свои грешные привычки, например все братья старались сами преодолеть похоть, но ни одному из нас это не удалось. Мне это тоже не удалось. Но только, когда мы поверили в Иисуса, то Он избавил нас от развращенности и сделал чистыми перед Богом. Благодарю и восхваляю Иисуса, Которого Бог поставил царем праведности и мира для верующих в Него!

Во-вторых, Иисус превосходнее священников из колена Левия, потому что Авраам признал Его превосходство. Посмотрите на стих 4. «Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих». Также стихи 6,7: «Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим». Кто благословляет и кто благословляется – это вопрос кто больше. Для евреев – это очень важный вопрос. Для евреев Авраам – родоначальник всего еврейского народа и отец веры. Поэтому Авраам – самый высокий, он благословляет всех и благословление Авраама естественно распространяется на его детей. Но в Бытии не Авраам, а Мелхиседек благословил Аврама, и Аврам беспрекословно принял это благословление. Также Аврам дал 1/10 часть всего. Отдавать десятую часть – самая фундаментальная вещь в правильных отношениях с Богом. Мы отдаем 1/10 часть не людям но Богу. Этим мы признаем, что Бог является нашим Господом. Также это значит что все, что у нас есть на самом деле принадлежит Богу. Сейчас мы приносим 1/10 часть в церковь, потому что церковь – это тело Иисуса Христа. В Ветхом Завете десятины принимало колено Левия, потому что Бог поставил их служителями Бога. Но Авраам, которого евреи считали выше, чем самих себя не принял десятину от других, но отдал ее Богу через Мелхиседека. Этим Бог показал, насколько велик Мелхиседек и несколько велик Иисус Христос. Хотя Бог поставил нас царственными священниками для этого мира, но наше положение перед Богом – поклониться и служить Иисусу Христу.

В-третьих, Иисус подобен Мелхиседеку в том, что первосвященство Иисуса не имеет ограничений. Посмотрите на стих 3: «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда». Также стихи 23-25: «притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Хотя Бог ставил хороших священников, но все они имели ограничение в служении. Когда-нибудь любой первосвященник умирал, и его служение заканчивалось. Например, многие очень уважали папу Иоанна-Павла II. Но, хотя он был хорошим папой, но он тоже умер и его миссия на земле окончилась. Но Иисус не такой. Он умер и воскрес и больше не умирает. Потому и служение Иисуса как первосвященника никогда не прекращается. Потому мы всегда можем приходить к Богу через Иисуса Христа.

В-четвертых, Иисус превосходнее левитских священников, потому что Бог поставил Его не по закону плотской заповеди, но по непрестающей силе жизни. Цель священника – привести людей к Богу и ходатайствовать за людей перед Богом. Но не все священники Ветхого Завета были такими. Например два сына священника Илия развращали народ, не исполняли священнических обязанностей и даже спали с женщинами, которые приходили для поклонения Богу. Были среди священников и ужасные люди, хуже, чем неверующие, такие как Анна и Каиафа, которые предали Иисуса на распятие. Но они были священниками по закону, потому что происходили от рода Аарона. Но Иисус не такой. Слово Иисуса было словом жизни. Иисус исцелял больных, очищал прокаженных, спасал грешников, воскрешал мертвых. Он действительно приводит людей к Богу, приводит их к покаянию и вере. К кому вы пойдете, если заболеете? К внуку Гиппократа или к врачу, который умеет лечить? Такой врач – это Иисус. Иоанн пишет: «если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника». (1-е Ин. 2:1) Иисус действительно ходатайствует за нас перед Богом. Он – первосвященник по силе жизни непрестающей.

В-пятых, Иисус превосходнее земных первосвященников тем, что не имеет греха. Все другие священники были немощными и грешными людьми. Приходя к Богу, они должны были приносить жертвы и за себя и за народ. Поэтому, их служение Богу не могло быть совершенным, и они не могли угодить Богу в совершенстве. Но Иисус не такой. Он не имеет греха и Его служение Богу совершенно. Посмотрите на стих 26: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес».

В-шестых, Бог показал преимущество Иисуса тем, что поставил Иисуса первосвященником с клятвой. Псалом 109:4 говорит: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Бог поставил священников Ветхого Завета без клятвы. Но об Иисусе сказано: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». В одном маленьком предложении Бог трижды употребил утвердительное слово: «клялся», «не раскается», «вовек». Это значит воля Бога про первосвященника Иисуса абсолютная и никогда, ни при каких обстоятельствах не может измениться. Это значит, что Бог не принимает иного первосвященника, кроме Иисуса.

Цель сатаны – чтобы мы искали другого посредника между Богом и человеком кроме Иисуса Христа. Поэтому сейчас возникло много ложных христов, многие говорят: «я – христос, я приведу вас к Богу простым путем». Мы должны знать, что Библия ясно предупреждает нас о таких людях: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2:22,23) Мы не должны соблазняться, мы должны крепко стоять в вере, что Иисус – единственный истинный первосвященник. Бог никогда не изменит Своей воли, а все кто отвергают Иисуса – отвергают путь спасения.

Иисус – первосвященник Нового Завета

Когда мы сравниваем Мелхиседека и Иисуса Христа, мы можем найти еще одну общую деталь: и Мелхиседек и Иисус не принадлежали к колену Левия. Хотя Бог в Ветхом Завете поставил священников без клятвы, но Он ясно указал, что священниками могут быть только потомки Аарона из колена Левия. Однако Иисус произошел из колена Иуды, из потомков Давида, то есть Он не мог быть священником Ветхого Завета. Зачем Бог сделал так? Посмотрите на стихи 11,12: «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона». Цель Бога – ясно показать, что Он изменил закон, то есть в Иисусе Христе вступил с людьми в Новый Завет.

Почему Бог вступил с нами в Новый Завет? Посмотрите стихи 18,19: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу». Как мы хорошо знаем, исполнение закона не могло сделать нас совершенными. Чем больше мы пытались стать совершенными, тем больше мы признавали, что мы – страшные грешники, достойные только осуждения перед Богом. Когда я не принимал Иисуса Христа как свое оправдание перед Богом, то единственное мое дело было лежать на кровати и отчаиваться из-за своих грехов и ожидать гнева Бога. Зная наше такое жалкое положение, Бог изменил завет. Раньше мы должны были нести наказание и проклятие из-за наших грехов, но теперь прощением Иисуса Христа мы куплены для Бога.

В романе Виктора Гюго «Отверженные» хорошо показано бессилие закона и сила прощения к изменению грешника. Жан Вольжан был бедным юношей, который не мог помочь своим младшим братьям и сестрам достать хлеба. Однажды он украл булку, был пойман и его отправили на каторгу. Он нарушил закон и понес наказание. Наказание должно было изменить его в добропорядочного гражданина, но он только больше ожесточился и сразу же обокрал епископа, который принял его в свой дом. Его поймали с поличным и он должен был бы нести еще большее наказание, может быть даже до конца жизни. Но епископ простил его и покрыл его преступление перед полицией. Он сказал: «Жан Вальжан, брат мой! Вы более не принадлежите злу, вы принадлежите добру. Я покупаю у вас вашу душу. Я отнимаю ее у черных мыслей и духа тьмы и передаю ее Богу». С тех пор Жан Вольжан стал новым человеком. Он организовал свое дело и использовал доход, чтобы помогать бедным. Последующие 90% книги посвящены тому, как Бог изменил бывшего каторжника и преступника в жертвенного и смиренного человека, источника благословения для других. То, что не могло сделать наказание, смогло сделать прощение Иисуса Христа.

Еще раз посмотрите на стих 19б: «но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу». Закон не мог приблизить нас Богу. Но прощением Иисуса Христа и надеждой Небесного Царства мы приближаемся к Богу.

Также, смотрите стих 22: «то лучшего завета поручителем соделался Иисус». Новый Завет с Богом в Иисусе Христе – лучше. Что такое Старый Завет? Это традиционная религия. Это когда мы приходим в церковь по привычке или из-за того, что так делали мои родители и бабушка с дедушкой или из-за того, что пастырь сказал. Конечно, служить Богу в седьмой день – это заповедь Бога и мы должны так делать вне зависимости, говорит пастырь или нет. Но приходить на Богослужение только из-за пастыря – это Старый Завет, это не то, что угождает Богу. Прийти с радостью, чтобы иметь отношения с Богом и Его Словом – это угодит Богу. Старый Завет – это законническое отношение с Богом: Ты меня благослови, а я Тебе поставлю свечку или буду приходить на богослужение. Лично я часто перед сессией говорил: Господи, помоги мне сдать этот экзамен, я буду учиться, я поставлю Тебе свечку, и буду давать милостыню. Но хотя Бог помогал, но я не имел отношений с живым Богом. Также Старый Завет – это думать, что если сегодня согрешил, то Бог не любит меня сегодня, а если удалось не согрешить, то я праведник перед Богом. Бог не хочет от нас такого служения и так мы не можем угодить Богу.

Но Бог заключил с нами в Иисусе Христе Новый Завет. Этот завет Бог описал так: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». (Иер. 31:33,34). Этот завет основан не на наших услугах, но на любви Бога. Бог обещал нам простить наши грехи и беззакония, вложить в наши сердца Свой закон, и быть нашим Богом. Единственное, что Он хочет, чтобы мы были Его народом, то есть любили Бога, надеялись на Бога, радовались Богу, ценили Бога и уважали Бога. Этот завет угодит Богу. Иисус – это первосвященник именно такого завета. Именно Он делает нас такими, какими хочет видеть нас Бог.

Иисус – совершенный первосвященник

Итак, Иисус много превосходнее священников, поставленных по закону Моисея. Также Иисус стал первосвященником Нового, лучшего Завета. Но Иисус не просто хороший, Он – совершенный первосвященник. Каков должен быть совершенный первосвященник? Первосвященник должен угодить Богу и сделать наши несовершенное служение совершенным перед Богом. Первосвященник должен заступить согрешивших людей, чтобы Бог помиловал их. Первосвященник должен помочь человеку прийти к Богу и помочь людям видеть живого Бога. Посмотрите стихи 25-28: «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. 26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого. 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного». Как мы видим, все что нужно для идеального первосвященника исполнилось в Иисусе Христе.

В нашей стране многие привыкли иметь религиозное отношение с Богом. Но Бог хочет от нас живой веры в Иисуса Христа и живого отношения с Иисусом Христом. Нам, как и евреям, легко скатиться от живой веры к традиционным или религиозным отношениям с Богом. Но, хотя это легко, там нет жизни. Когда я жил в религиозных отношениях с Богом, то не знал прощения Иисуса Христа, а Бог казался очень далеким и злым. Тогда я мог только больше грешить, ходил с мрачным лицем, старался показаться перед людьми праведным, но сам был наполнен похотью, страхом и осуждением. Если сейчас попадаю в формальные и религиозные отношения с Богом, то только осуждаю себя за то, что не очень хороший руководитель фронта, не могу с любовью и терпением помогать агнцам. Но Бог призвал меня к другому. Когда действительно имею живую веру в Иисуса Христа, Который стал моим первосвященником, то могу радоваться в трудностях, могу помогать другим иметь надежду на Царствие Бога и помогать не отчаиваться. Бог призвал нас к новой светлой и благословенной жизни в Новом Завете с первосвященником Иисусом. Давайте будем стараться иметь живые отношения с Богом через нашего живого первосвященника Иисуса Христа. Давайте жить в Новом Завете с Богом.