head
Університетська Біблійна Співдружність

“Вождь спасения, Иисус”

ГОСПОДЬ СПАСЕНИЯ – ИИСУС.

Евреям 2:1-18

Ключевой стих 2;9

“но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех”

В предыдущей главе мы видели как велик и славен Иисус. Он выше ангелов, Он сотворил небо и землю, Он есть Сын Божий и Бог, Он есть Тот, кто совершил очищение грехов наших. В этой главе автор послания к Евреям говорит нам о величайшей ценности спасения, дарованного нам.

1.Ценность и величие спасения.

Давайте прочитаем стих 1:

1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

Мы должны быть внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Во первых мы должны быть внимательны. Обычно, если человек не ленив, он проявляет внимание к своим делам, к своим заработкам, к удобству в жизни, к тому, что может назвать своим. Но автор обращает наше внимание что мы в первую очередь должны быть внимательны к слышанному. К слышанном – значит к слову Бога. Не к своим чувствам или настроению, но к Слову Божьему. Мы должны внимательно и усердно изучать слово Божие, каждый день пребывать в нем. Что означает слово отпасть в 1-м стихе? Это слово переведено с греческого «парарреин». Оно может означать, что что-то утекает, ускользает; оно употребляется для обозначения кольца, соскользнувшего с пальца; факта, ускользнувшего из памяти, для обозначения чего-то убывшего или вытекшего. Обычно им обозначают то, что было небрежно или бездумно упущено. Итак отпасть означает слышать о спасении, об Иисусе, но относиться к этому небрежно, как к вещи, не имеющей ценности, а потому упустить или выбросить как ненужную вещь. Большинству людей в жизни не столько грозит то, что они внезапно потерпят катастрофу, сколько то, что течение жизни их постепенно отнесет в грех. Лишь немногие люди в полном сознании и в один момент отворачиваются от Бога. Многих же изо дня в день все дальше и дальше уносит от Него течение жизни. Большинство же незаметно для себя втягиваются в опасную ситуацию и вдруг осознают, что погубили свою жизнь. Как сказано Лук.9:25 «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?»

Давайте посмотрим стих 2:

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

В Псалме 67 подробно рассказывается, как в присутствии бесчисленного множества ангелов закон был дан Божьему народу. Закон предписывал строгое наказание всякому согрешившему, так что всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние. Взгляните стих 3:

3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него],

Но Новый Завет был дан не через ангелов, но через Сына – Иисуса Христа, который, как мы изучали, неизмеримо выше ангелов. Здесь употребляется слово «толикое спасение», что означает «такое великое спасение». Потому и небрежное отношение к спасению очень страшно и влечет за собой гнев Божий. В стихе 3б мы видим, что сначала Евангелие было дано людям, слышавшим его лично из уст Иисуса. Но это не просто как легенда, дошедшая до наших дней. Мы сами, лично узнаем Иисуса на своем опыте а не понаслышке и тогда проповедуем другим Христа. Взгляните на стих 4:

4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

Евангелие уникально по своему воздействию. Иисус способен кардинально изменить человека. Одно из великих чудес – изменение одного человека. Когда мы раскаиваемся и приходим к Иисусу, Он дает нам Духа Святого, который изменяет нас и совершает чудеса в нашей жизни, так что немощные обретают силу, а боязливые становятся храбрыми, а развращенные – чистыми. Не только во времена Апостолов Бог совершал чудеса, раздавая Духа Святого, но и в наши дни. Недавно мама сестры Лены позвонила и сказала, что она однажды проснулась утром и почувствовала, что больше не хочет курить. Она очень удивилась и позвонила своей дочери. Лена сказала ей, что сестры постоянно молились за нее, чтобы она бросила курить. И тогда произошло чудо. Еще пример. Моя мама готовила свидетельство на конференцию. Она волновалась, так как делала это впервые. Кроме того возникла проблема с веком на глазу, так что врачи сказали что надо делать операцию, потому что само не пройдет. Но, несмотря на препятствия, она читала свидетельство и как раз в момент чтения она почувствовала, что в глазу что-то произошло. Она исцелилась, так что потом врачи не могли понять, как же это произошло. Врачи очень удивлялись. Также, как мы знаем, Бог исцелил маму Саши Ноя от рака. Так Бог дает подтверждение работы Святого Духа, дает нам личный опыт познания силы Господа, чтобы мы имели твердую веру в Иисуса Христа.

Итак мы видели как уникально, ценно и велико то спасение, которое даровано нам. Хотя окружающий мир кричит нам – живи легко, деньги решат все твои проблемы, но мы должны знать, что же по настоящему ценно – это наше спасение. Мы должны пребывать в слове Бога постоянно, и тогда любая проблема найдет свое решение, Бог проведет нас добрым путем и в самых трудных обстоятельствах. Слава и хвала Иисусу Христу!

2.Истинное величие – только в Иисусе Христе.

Взгляните на стихи 5, 6, 7:

5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде

засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты

помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,

Из книги Бытие мы знаем, что вначале Бог создал небо и землю, потом сотворил растения и животных, потом сотворил и человека и поставил его над своим творением. Человек был прекрасен, будучи сотворен по образу Божьему. Хотя Ангелы обладают большей силой и умом, но именно человек был сотворен как хозяин будущей вселенной. То, что мы только что читали – это цитата из псалма 8, где Давид по вдохновению говорит: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.» Хотя Бог при сотворении дал человеку власть над вселенной, но из-за греха человек потерял все. Именно грех лишил человека того величия и славы, которыми обладал человек при сотворении. Как мы видим в стихе 8 «все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;» Хотя Бог покорил, но сейчас не видим этого, потому что все мы согрешили. Но тут же автор обращает наше внимание на Иисуса. Именно под Его ноги Бог покорил все! Давайте прочитаем стих 9:

9. но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

Автор послания говорит, что в этом положении к человеку пришел Иисус Христос. Он страдал и Он умер. Он вкусил смерть за всех. Кто хочет вкусить смерть, да еще и за других? Часто люди не хотят просто понять другого человека, не то что вкусить смерть за другого. Муж говорит жене – почему ты не понимаешь меня? Жена думает – это ты не понимаешь меня. Но Иисус вкусил смерть, чтобы принять нас и понять нас. Как мы подвержены страданиям и смерти, так и Он пошел на страдание и смерть. Придите к Иисусу, который хорошо знает ваше сердце! Вы были так дороги ему, что Он вкусил смерть за вас!

Он умер, чтобы возродить человека, чтобы он стал тем, для чего он был сотворен – то есть стал великим человеком, в котором виден святой образ Божий. Здесь мы видим как нам открывается великий Божий замысел относительно человека. Только в Иисусе Христе этот замысел исполняется. Не чудеса науки и техники делают человека великим, но только в Иисусе человек становится тем, кем он должен был стать от начала творения.

Я встречал немало людей, которые говорили что жизнь – это ошибка. Многие чувствуют как несчастна их жизнь. Один знакомый сказал, что хочет жить до 40-ка лет а потом умереть, чтобы не быть стариком и не мучиться. Но причина тому – что человек из-за греха потерял славу и величие, которые вначале были даны ему. Но Иисус, будучи самим Богом сошел на землю и, будучи унижен перед ангелами и даже людьми, претерпел смерть и совершил спасение пролитием Своей крови. За то Он увенчан славою и честью и в Нем, только в Нем человек становится тем, кем должен был стать при сотворении. Потому в Иисусе мы находим исполнение великого Божьего плана, который описан еще в книге Бытие. Потому в Иисусе нет отчаяния, но есть смысл жизни, жизнь уже не ошибка, но явление другим людям славы Божьей.

3.Иисус-вождь спасения.

Давайте посмотрим стих 10:

10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Иисус пошел на страдания, чтобы дать нам спасение. Здесь применено слово «вождь», по гречески «архегос». Архегос – это тот, кто прокладывает путь, по которому последуют другие. Если судно село на рифы и спасти людей можно только если один член команды поплывет к берегу с тросом и закрепит его там, чтобы остальные могли последовать за ним, то тот, кто плывет первым, чтобы спасти остальных – это архегос. Это и имеет в виду автор Послания к Евреям, когда он называет Иисуса Вождем нашего спасения. Иисус проложил путь к Богу, по которому мы можем следовать за Ним. Мы не знаем как идти к Богу, и иногда перед нами встают неразрешимые проблемы как огромные горы. У кого-то есть гора бессилия, у кого-то гора похоти, у кого-то гора компромиссной жизни или боязливости, у кого-то гора сопротивления родителей. Стоя перед этими горами мы в изумлении – как же мы можем прийти в Царство Бога в нашем состоянии? Но Иисус знает как провести нас в Небесное Царство, потому что Он есть вождь спасения! Он знает как одолеть эти горы! И Он ведет нас, нам нужно только следовать за Ним, никогда не оставить следовать за Иисусом, который есть вождь спасения!

Посмотрите стихи 11-13. Автор Послания к Евреям цитирует отрывки из Ветхого Завета (Пс. 21,23; Ис. 8,17.18). Что он имеет в виду? Обратите внимание, в стихах 11 и 12 мы названы братьями Иисусу, в стихе 13 мы предстаем как дети, которых Бог дал Иисусу. Через это подчеркивается, что Иисус – это не кто-то далекий от нас, который не может понять нас, но Он стал как один из нас. И Он не стыдится назвать нас Своими братьями, хотя мы и недостойны того. Какая это благодать и привилегия!

Например, греки представляли Бога как высокого и отрешенного от мира людей. Но сущность христианской идеи о Боге заключается в том, что Бог стал во всем как человек. Через Свои страдания Иисус Христос сравнялся с человеком, отождествил Себя с ним. Посмотрите стихи 14, 15

14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

Здесь сказано, что Иисус Своей смертью лишил диавола силы. Как это возможно? Но без Иисуса мы и впрямь беззащитны, поскольку диавол имел бы на нас полное право, как на согрешивших и отступивших от Бога. Но через Свою смерть Иисус полностью уплатил цену нашей вины и греха перед Богом и потому диавол уже не имеет никаких прав на нас. Хотя он не умер, мы видим сколько зла вокруг, но он потерял право владеть теми, кто в Иисусе Христе. Как правит диавол? Он правит страхом и беспокойством в сердцах людей. И богатые и бедные живут под властью смерти, страдая от страха и переживаний. Кто-то боится потерять работу, кто-то боится болезни, кто-то боится разориться или остаться без денег. Один богатый человек сказал, что ему постоянно живется очень тяжело, как студентам во время сессии, потому что приходится рисковать. Кто-то день ночь беспокоится за завтрашний день и не знает себе покоя и радости. Но хотя от страха мы были подвержены рабству, но Иисус победил власть страха! Пребывая в Иисусе, в Его учении, мы освобождаемся от власти беспокойства и страха.

Давайте прочитаем стихи 16-18

16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Кто сам через печали и страдания не прошел, не может понять другого, пережившего подобное. Физически здоровый человек не имеет представления об усталости или боли, которые постоянно мучают другого. Человек, который легко учится и схватывает новое, часто не может понять, почему у другого возникают трудности. Человек, не знающий печали, не может представить себе душевной боли другого, охваченного горем. Чтобы искренне сочувствовать человеку, мы сначала сами должны пережить то, что пережил другой – именно так поступил Иисус. Какая наша самая реальная проблема? Это искушение. Мы думаем – почему я такой бедный и страдаю от искушения? Но не только мы страдали от искушения. Даже Сам Иисус был искушаем, тем более мы. Но для нас есть радостная весть – Иисус победил искушение и знает как помочь нам. И, когда мы страдаем от искушения, Он не как орган контроля или наказания, но помощник. Мы не должны сдаваться или отчаиваться, потому что есть Тот, Кто может и искушаемым помочь. Когда мы с раскаянием приходим к Иисусу, признавая свой грех и немощь, мы получаем помощь. Иисус помогает, посылая нам Святого Духа.

Я был довольно стеснительным, нерешительным и боязливым человеком. Когда я поверил, то самым трудным для меня казалось свидетельствовать перед знакомыми. Я не мог преодолеть свой характер. Но в чем была помощь Иисуса?

Во-первых в слове Бога. Я верил слову «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий». Я решил бороться.

Во-вторых помощь Иисуса проявилась в том, что я попал в обстоятельства, при которых я мог свидетельствовать об Иисусе, приглашая друга на конференцию. В третьих, Он дал мне Духа Святого, видение и слово, так что я потом мог смело говорить и перед начальником на работе. В Иисусе я тзбавился от боязливости и страха, так что могу свободно проповедовать вам.

Итак, мы видим, что Иисус есть великий первосвященник. Он, в полноте обладая Божественной сущностью, унизил Себя и стал во всем как человек, испытав наше страдание и трудности. Если в первой главе мы видели, как велик Иисус, то здесь мы видим, что такой великий Иисус унизил себя и пришел к нам. Через вторую главу мы ясно увидели, какая это великая привилегия! Подытоживая все сказанное, хочу отметить 3 важных момента. Во-первых, спасение, которое даровано нам – это самое важное и самое ценное, что у нас есть. Если оно так ценно, то мы должны быть внимательны к слову Бога, с постоянством пребывая в нем. Во-вторых, спасение тем более ценно, потому что из несчастных грешников, которые едва-едва идут сами не зная куда, Иисус изменяет в тех, кем мы действительно должны быть согласно Божьему замыслу – в великих по делам и по внутреннему миру. В третьих, Иисус близок к нам и помогает нам в наших реальных нуждах, Он помогает нам в искушении. Мы должны быть внимательны к слышанному, пребывать в слове Бога и глубоко изучать Библию, как мы видели в 1-м стихе. Хотя часто перед нами встают трудности и искушения как высокие горы, но Иисус знает как провести нас в Небесное Царство, потому что Он есть вождь спасения! Он знает как одолеть эти горы! И Он ведет нас, нам нужно только следовать за Ним, никогда не оставить следовать за Иисусом, который есть Вождь спасения!