head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Чтобы ты знал и следил путь их” (Иеремия 5,6)

ЧТОБЫ ТЫ ЗНАЛ И СЛЕДИЛ ПУТЬ ИХ

Иеремия 5,6

Ключевой стих 6:27 : "Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их"

Сегодня наша страна стоит на пороге действительно драматических событий. Мы постоянно слышим о различных военных слухах, часть страны уже находится под оккупацией, в новостях мы видим людей с оружием и в военной форме, в социальных сетях часто встречаем панические сообщения, агрессию и непонимание. Все это не может оставить нас равнодушными. Мы ищем ответа, мы думаем, молимся и делимся друг с другом: «что могут, и что должны делать верующие в такой ситуации?» Сегодняшнее слово поможет нам разобраться. Давайте мы смирим наши сердца перед Божьим словом и пусть сейчас Дух Святой наставит нас, укрепит в нас веру и даст понимание Божьей воли о нас и о нашей стране. Аминь.

Каким же было положение Иудеи и Иерусалима, когда Иеремия говорил эти слова?

Положение их было незавидным. Страна стала разменной монетой в борьбе жестоких и могущественных империй, которые окружали их: Египет, Ассирия, а потом и Вавилон. Все время они платили кому-то дань и не могли быть независимы. Пока у них все еще была своя страна и храм, где можно было поклониться Господу. Но Иеремия видел, что это не на долго. Вскоре они лишатся даже этого: положат свои руки на голову и длинной ободранной вереницей пойдут в плен.

Нам нужно понимать, что эти события не случайны. Они происходили и произойдут не потому, что рядом с Израилем вдруг появился хитрый и коварный царь, который собрал большую армию, всех обманул и теперь угрожал Божьему народу. Причины тех событий, что уже произошли, и тех, что только собирались случиться — гораздо глубже. И Божье слово побуждает нас искать ответ в духовном мире.

Давайте обратимся к Писанию. Посмотрите стихи 1,2: «Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы [Иерусалим]. Хотя и говорят они: "жив Господь!", но клянутся ложно».

Причина, почему Иерусалим оказался в столь плачевном состоянии — то, что они перестали искать истину и соблюдать правду. Не было ни одного человека, кто поступал бы так. Если бы был хотя бы один, Бог пощадил бы столицу. Но его нет.

Эти слова напоминают нам описание Содома и Гоморры, когда Бог готов был пощадить эти города, если бы в них нашлось хотя-бы десять праведников. Но их не нашлось. А положение Иерусалима было гораздо хуже — Бог не нашел там ни одного ищущего истину. Хотя эти люди сохраняли видимость благочестия, хотя они продолжали говорить: «жив Господь!», служили в храме, приносили жертвы, это не отражалось в их жизнях.

В стихе 3 Иеремия восклицает: «О, Господи! очи Твои не к истине ли [обращены]?»

Эти люди могут сколько угодно обманывать друг друга, сколько угодно раз повторять: жив Господь, слава Богу, Аминь, Аллилуия. Но Бог видит сердце человека! Глаза Бога обращены к истине, Он не будет обманут внешним, напускным благочестием. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:13).

Бог послал различные трудности этому народу, чтобы они раскаялись. Но вместо того чтобы смириться, они, наоборот, ожесточили свои сердца, лица сделали каменными и не обратились. Иеремия искренне удивлен таким положением дел.

Посмотрите стихи 5:4,5 «И сказал я [сам в себе]: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего; пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы».

Он думал, что, может быть, бедняки неграмотны, их дни наполнены суетой и заботой о том, чтобы выжить, у них нет времени и желания поднимать свои глаза от земли и поэтому они не знают и не понимают, почему такие беды приходит в из жизни. Но оказалось, что и среди богатых, образованных, мудрых нет ни одного, кто искал бы Бога от всего сердца.

В 6:10 он говорит: «К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им».

Как оказалось, причина была не в том, что они не знали или не могли знать истину. Причина была не в том, что у них не хватало возможностей или времени, чтобы искать Бога и поступать по Его слову. Причина была в том, что ухо у них необрезанное, т. е. они сознательно решили не покорятся Божьему слову и потому не могут его слушать. Причина была в том, что слово Бога у них в посмеянии, т. е. они не относились к нему как к истине, а просто как сказкам или анекдоту. Они насмехались над теми, кто говорил, что Библия — это истина. И, наконец, слово Бога было неприятно им. Им было неприятно, что Божья истина обличает и осуждает те грехи и неправды, что они допускали в своем сердце, в своих мыслях, словах и поступках, поэтому они просто закрывали свои уши и не слушали.

К сожалению, народ Иерусалима не обратился. Посмотрите стихи 5:7,8: «Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого».

Удивительное зло и развращение наполнило этот город и эту землю. Они стали поклоняться идолам вместо Бога и служить творению вместо Творца. Они испортились и погрязли в сексуальном развращении, они не были верны своим семьям. Они превратились в фабрику зла. Всякая неправда фонтаном извергалась из этого города, как вода из источника. «Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло: в нем слышно насилие и грабительство, пред лицем Моим всегда обиды и раны» (6:7).

«О, Господи! очи Твои не к истине ли [обращены]?», восклицает пророк…

«Неужели Я не накажу за это?» – отвечает Господь (9)

Все перечисленное уже было так худо и горько, но этот народ пошел еще дальше: они пренебрегли Божьим милосердием и долготерпением и стали употреблять его во зло. Посмотрите стихи 11,12: «ибо дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною очень вероломно, говорит Господь: они солгали на Господа и сказали: "нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода"» (Иер.5:11-13).

В Еккл.8:11 говорится: «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло». Именно это произошло здесь. Задумайтесь только: когда Бог не наказывал их, когда давал возможность раскаяться и обратиться, когда миловал и долготерпел, тогда они решили, что Бога просто нет. Что слова Его в пророках — это просто ветер, пустой звук.

«ибо дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною очень вероломно, говорит Господь». Вероломство, предательство, неблагодарность… как еще назвать, когда человек использует Божью благодать, Божие милосердие для того, чтобы оправдывать свои грехи? Как еще назвать, когда брат или сестра делает грех и говорит: а.. Христос все равно уже простил меня… и снова и снова распинает в себе Сына Божьего. Как еще назвать, когда дети используют доброту и любовь родителей для того, чтобы делать зло? Но именно это делал Израиль.

Посмотрите стихи 5:22-25: «Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: "убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы". Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе».

Здесь Бог предстает в образе Законодателя. Он от века, от сотворения положил законы вселенной: физические и духовные. Эти законы не изменяются и творение не может переломить действия законов Творца. Так волны не могут преодолеть линию берега, накатываются и возвращаются. Точно также и люди не могут изменить духовных законов.

Во Втор.11 Бог обещал Своему народу защиту, своевременный дождь и хороший урожай, если они будут покорны Господу. Это слова благословения. Но если они оставят Бога, тогда в действие вступят слова проклятия. Поэтому Бог говорит: Меня ли вы не боитесь?

В стихе 5:17 говорится, что они надеялись на то, что хлеб растет и так. Надеялись на то, что овцы и волы плодятся даже и тогда, когда они не слушаются Бога. В конце концов, они надеялись на свои укрепленные города, думали, что высокие стены защитят их от врагов лучше, чем Господь. Все это будет разрушено. Все, на что они надеялись, будет отнято у них. Меня ли вы не боитесь? – говорит Господь.

Стих 5:25: «Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе». Бог так хотел дать им все доброе… но беззакония и грехи отрезали им возможность получить это доброе. Тот сознательный выбор, который они сделали, отвергнув Божью истину и любовь сейчас должен был привести их к еще большей беде и разрушению.

Далее Бог обращает внимание на начальников народа, пророков и священников. Посмотрите стихи 5:26-28 «Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда».

О чем говорят эти стихи? О том, что те, кто должен был отвечать за правосудие: судьи, князья и старейшины народа использовали свое положение в обществе не для того, чтобы творить справедливый суд, а для того, чтобы обогащаться. Те, кто должен был стать гарантом законности и права для всех людей извращали закон и суд, чтобы еще больше обогатиться, сделались тучны, жирны, преступили всякую меру во зле.

«О, Господи! очи Твои не к истине ли [обращены]?», звучит вопрос и в наших сердцах когда мы видим такое зло.

«Неужели Я не накажу за это?» отвечает Господь… «и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?» (29)

Посмотрите стихи 5:30,31 «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?».

Что из того, что произошло на этой земле Господь называет изумительным и ужасным? Падение экономики и девальвация шекеля? Или может политическая нестабильность? Или может реальная военная угроза? Все это страшные вещи. Но все это — последствия. Изумительное и ужасное — это то, что пророки пророчествуют ложь. Удивительное и ужасное — это то, что священники также используют эту ложь и не служат Богу, а только лишь обогащаются и господствуют. Удивительное и ужасное — это то, что народ любит это. Удивительное и ужасное — это то, что здесь на всех уровнях иудейского общества состоялся заговор против Господа. На всех уровнях они решили не покоряться Богу и Его истине: «я не мешаю воровать тебе, и ты не мешай мне», «я не мешаю прелюбодейстовать тебе и ты не мешай мне», «я не мешаю тебе брать взятки и ты не мешай мне».

Мы понимаем почему так произошло. Стихи 6:13,14 «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет».

Их сердца преданы корысти. Их интерес — не служение Богу, а извлечение прибыли. В таком случае, если людям не нравится слово Бога, если оно неприятно им, тогда что они будут говорить людям? Будут говорить то, что им нравится. Будут говорить: «мы — великая нация! Ура, товарищи!», «у нас храм Господень, все будет хорошо!», «заграница нам поможет!»

Помогут ли такие слова людям? – нет. Это легкомысленное поведение. Это просто доза морфия для больного. Вместо того, чтобы помочь людям бодрствовать, вместо того, чтобы помочь им обратиться к Богу, вместо того, чтобы лечить свой народ, они усыпляли его и вгоняли в наркотический транс. И народу нравилось это. Как хорошо не бодрствовать в молитве, а беззаботно спать, как приятно слышать мантры «мир, мир», пусть даже и нет никакого мира. Как приятно, когда тебя называют великим народом. Нам становится понятно, почему такую сладкую ложь им было приятней слушать, чем слово Господа.

Посмотрите стихи 6:16-19: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдем". И поставил Я стражей над вами, [сказав]: "слушайте звука трубы". Но они сказали: "не будем слушать". Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли».

Здесь Бог обращается к истории и гласу разума. Посмотрите в прошлое, посмотрите, когда вам было хорошо. Разве не тогда, когда вы были послушны Мне? Вот, перед вами путь добрый, идите по нему. Но как они ответили? – «не пойдем».

Бог говорит: вот, я посылал вам стражей, истинных пророков. Не таких, которые только усыпляют вас, не таких, которые только дают забвение. Настоящих! Слушайте их, слушайте звука трубы. Но как они ответили? – «не будем слушать».

Они вели себя, как капризные дети. Когда мама говорит ребенку: одень шапку, простудишься; не ешь столько конфет, заболеешь. А ребенок падает на пол и капризно кричит: не хочу! Не буду! Такой ребенок действительно рано или поздно заболеет. Так и с Израилем: «Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли». Что случится с ними? В их жизнь придет плод их выбора, их решения не слушать Бога, не поступать по заповедям Его и не поклоняться Ему.

И здесь в воздухе повисает Божий вопрос: «что же вы будете делать после всего этого?» Все! Уже дожились, доуправлялись до края: голые, нищие, беспомощные, нет ничего… и все равно не хотите обратиться, все равно не хотите изменить хоть что-то и не хотите покаяться. Как же вы собираете дальше жить? Что же вы будете делать после всего этого? Но у них не было ответа на этот вопрос.

А есть ли он вообще, хоть какой-то ответ? Есть ли надежда для этого народа? Кажется, что нет. Но он есть. Есть у Господа. Аминь.

Во-первых, потому что наш Господь – Бог судящий зло и истинный, Его слово верно. Посмотрите этот отрывок, ни один из вопросов не остался без ответа. Иеремия говорит: «очи Твои не к истине ли [обращены]?» (5:3) и Бог отвечает — это так, поэтому «Неужели Я не накажу за это?» (5:9) Когда Иудея не обратилась, когда они солгали на Бога и сказали: «нет Его, и беда не придет на нас» (5:12), тогда Бог ответил — «делайте насыпь против Иерусалима: этот город должен быть наказан; в нем всякое угнетение» (6:6). Когда эти люди сказали: Божье слово в пророках — это просто ветер, Бог ответил — для вас оно станет огнем, вы увидите, как оно исполняется (14).

Бог свят, Он судит зло и простирает милость Свою к тем, кто послушен Его слову. Поэтому, когда мы видим беззаконие и зло вокруг нас, у нас все равно остается уверенность и упование на Господа, сотворившего небо и землю.

Во-вторых, Бог оставляет остаток. Посмотрите стихи 5:18,19 «Но и в те дни, говорит Господь, не истреблю вас до конца. И если вы скажете: "за что Господь, Бог наш, делает нам все это?", то отвечай: так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим в земле не вашей».

Если бы Бог хотел уничтожить этот народ — Он уничтожил бы его до последнего человека, так что и памяти о нем не осталось бы. Но Бог хотел разбудить и восстановить этот народ. Для этого Он Сам сохранит остаток, тех, кто спасется даже в плену и задаст правильный вопрос: «за что Господь, Бог наш, делает нам все это?» Милость Бога в том, что этот вопрос не останется без ответа. Он посылает к этому остатку Своего слугу, который должен будет объяснить причины падения и помочь сделать правильные выводы на будущее.

Бог хранит в этом мире Свой остаток. К этому остатку Он посылает Своих слуг. Кого? – Нас с вами, верующих этого поколения. Он посылает нас, чтобы найти этот остаток и проповедовать этим людям Евангелие, наставить на всякую истину и научить всему, что Господь Иисус открыл Своим ученикам (Мат.28:18-20). Аминь.

В-третьих, вместо лживых пророков Бог посылает этому поколению служителя с особым заданием — быть башнею посреди народа. Посмотрите стих 6:27: «Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их».

В чем состоит функция башни? Башня возвышается. Сверху ведь все хорошо видно. Поэтому, если приближается враг — с башни доносится тревожный звук, который разбудит всех и поможет бодрствовать. Сверху видно, не искривились ли пути народа. И если люди идут не туда, тогда слуга Бога, как пастырь должен направить на правильную дорогу. В конце концов, башня сама по себе является ориентиром для людей. И в мире, где люди потеряли правильные духовные и моральные ориентиры, слуга Бога должен своей жизнью показывать пример святой жизни, повиновения слову Бога и истинного поклонения.

Сейчас, когда наш народ действительно стоит на пороге страшных событий, когда люди смотрят в завтрашний день и не знают чего от него ждать нам нужно решить быть башней посреди своего народа и своего поколения. Не прятаться от событий, не надеяться переждать все тихонько в углу, а принять реальность, как она есть и в слове Бога найти ответы, найти надежду и темы молитвы для своего народа. Нам нужно принять решение и стать, как башня посреди своего народа, чтобы разбудить людей и помочь им уповать на Господа. Не на заграницу, не на действие каких-то договоренностей, не усыпить ложным упованием, а показать, что помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю (Пс.123:8). В конце концов, нам нужно принять решение и стать, как башня посреди своего народа, чтобы своею жизнью показать пример повиновения и упования на Господа.

И когда я читаю это слово и когда смотрю на нашу церковь, я вижу перед собой многих прекрасных верующих. Верующих, которые возвысятся посреди своего народа, которые возьмут на себя ответственность за то, как этот народ ходит перед Господом и через горячую искреннюю молитву, через верное изучение Библии личное и с агнцами, через жертвенное служение одной душе изменит этот народ в источник благословения для всего мира. Аминь.

(п. Ионафан)