head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Обращу на них очи Мои” (Иеремия 24-26)

ОБРАЩУ НА НИХ ОЧИ МОИ

Иеремия 24-26

Ключевой стих 24:5-7 : "Так говорит Господь, Бог Израилев: подобно этим смоквам хорошим Я признаю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую; и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим."

Если чуть-чуть обратить внимание на имена царей в сегодняшнем отрывке, и на тот исторический фон, который стоит за событиями 24-26 главы, то можно увидеть, что события развиваются в обратном хронологическом порядке: сначала были события 26 главы, потом 25, потом 24. Может показаться, что это странно. Но тут есть своя логика. 24 глава — это пророчество для переселенцев, которые попали в Вавилон после начала одного из самых страшных событий в истории Израиля: Вавилонского плена. Для Иудеев плен воспринимался как конец света. Они не понимали, как такое могло произойти. Но в мире все имеет причины и последствия. В 25 и 26 главе показаны два небольших эпизода жизни Иеремии. Кажется маленький эпизод жизни — это мелочь, возможно случайность. Но из таких мелочей и состоит реальная жизнь, именно такие мелочи и составляют сущность жизни человека, народа, страны, всего мира. Это не значит, что евреи пошли в вавилонский плен из-за этих двух эпизодов, но эти эпизоды хорошо показывают общее состояние еврейского общества перед вавилонским пленом и почему плен стал неизбежным. Но 24 глава говорит не о грехах Иудеев, а о милости Бога и Его надежде на Свой народ.

Посмотрите на стих 24:1. «Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон». В 24 главе Господь начал показывать Иеремии видение.

Когда это было? Тут сказано: после того, как Новохудоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон. Это описано первое переселение в Вавилон. В то время на ближнем востоке проходила война за передел сфер влияния между Египтом с одной стороны и Ассирией и Вавилоном с другой стороны. Фараон Нехао воевал против Ассирии, и в этой войне погиб последний благочестивый царь Иудеи, Иосия. Вместо него воцарился Иоахаз, который царствовал всего три месяца, пока фараон был занят на войне. После этого фараон сместил его и поставил вместо него Иоакима и он царствовал 11 лет. Фараон проиграл войну и почти утратил влияние в Сирии и Палестине, но сохранил влияние на Иоакима. Иоаким платил дань Ассирии, но потом поверил обещаниям фараона о военной помощи и вышел из подчинения. В результате, когда Ассирия пала перед Вавилоном, то первый вавилонский царь — Новохудоносор, сразу расправился с непослушным вассалом Ассирии, вывел Иоакима в плен. Вместо него стал царем Иехония, который тоже царствовал три месяца, пока Новохудоносор разбирался со своими делами. После этого царь вавилонский вывел в плен Иехонию и вместе с ним все войско Иудеи, всю дружину царя, всех вельмож, писцов, художников, плотников, кузнецов и так далее. Другими словами, в плен пошла вся элита нации, остались только крестьяне, некоторые ремесленники, а также нищие и бомжи. В это время в Вавилон среди прочих был переселены будущие пророки Даниил и Иезекииль. Через 11 лет произойдет и второе переселение: когда царь Седекия восстанет против царя вавилонского, тот придет, победит его и переселит остаток народа в Вавилон, так что останутся только бедняки.

Для переселенцев это была катастрофа. Они потеряли все: свое положение, богатство, домы. Теперь они должны были жить среди чужого народа, говорить на чужом языке, привыкать к другой культуре. Местные жители их в лучшем случае не любили, в худшем — ненавидели. Мера их ненависти видна в книге Есфирь, когда множество людей были готовы убивать Иудеев только за то, что они Иудеи. Все желание сердца переселенцев было вернуться назад. Но почти никто из них не вернулся.

Для Иудеев как нации это тоже была национальная катастрофа. Они потеряли элиту нации, не только политическую, но и производственную, культурную, экономическую. Многие из пленников, хотя выжили, но ассимилировались. Например, у пленных князей было много сыновей. Их забрали, чтобы учиться и служить царю вавилонскому. Но только четверо из них Даниил, Седрах, Месах и Авденаго решили даже в вавилонском плену жить перед Богом. Что сталось с остальными? Скорее всего они стали просто обычными слугами, которые ищут, как правильно улыбнуться царю и не разгневать его.

Итак, почему такая катастрофа произошла? Посмотрите на 25 главу, стихи с 1 по 10: «Слово, которое было к Иеремии о всем народе Иудейском, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, – это был первый год Навуходоносора, царя Вавилонского, – и которое пророк Иеремия произнес ко всему народу Иудейскому и ко всем жителям Иерусалима и сказал: от тринадцатого года Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, до сего дня, вот уже двадцать три года, было ко мне слово Господне, и я с раннего утра говорил вам, – и вы не слушали. Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, – и вы не слушали и не приклоняли уха своего, чтобы слушать. Вам говорили: "обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим из века в век; и не ходите во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, и не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла". Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе. Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника». За семь лет до первого переселения Иеремия сказал всему народу, что они пойдут в плен, за то, что не слушались воли Господа. Это не было отдельное непослушание, это был их стиль жизни. Иеремия лично говорил им 23 года, а до этого Господь посылал им множество пророков, которые говорили одно: «обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим из века в век; и не ходите во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, и не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла». Требование Господа: раскайтесь, перестаньте делать зло и оставьте идолов. Что значит не делать зло и делать добро? В книге Иеремии есть много конкретных примеров: царь должен не строить свой дворец, а установить правосудие. Князья должны разбирать дела сироты и вдовы, богатые не должны использовать богатство для обогащения, но заботится и поддерживать бедных. Пастыри, пророки и священники не должны убаюкивать грешника приятными сказками, а ясно призывать к покаянию и помочь в этом. Весь народ, каждый человек, не должен обманываться, но должен выкинуть идолов, шаманизм, колдовство, серьезно относиться к слову Бога и поступать по Его воле. Это значит быть избранным народом Бога. Но они не хотели. Царь строил себе дворец, и не заботился о справедливости, судьи судили за взятки, богатые притесняли бедных, весь народ приносил жертвы идолам, вызывал духов, гадал, приносил в жертву детей, а священники и лжепророки говорили: все правильно, так и надо. Когда настоящие пророки пытались говорить им истинное слово Бога, то они просто убивали. Пример такого отношения виден в 26 главе. Иеремия предсказал, что если Иудеи не раскаются, то Храм и ковчег завета не спасут Иерусалим. Бог предлагал им раскаяться и жить. Он сказал: «Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали; итак исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрек на вас». Но, вместо того, чтобы серьезно задуматься, весь народ хотел убить Иеремию. Они даже вспомнили прецедент, что за такие же слова уже убили Урию из Кириаф-Иарима. Только заступничество одного из князей, Ахикама, сына Сафанова, спасло Иеремию от расправы. В конце концев праведность Бога не могла больше терпеть и Господь отдал их в руки их врагов. Именно потому что Иудеи так упорно не хотели раскаяться, они пойдут в плен. Сейчас это произошло.

Но, несмотря на то, что для Иудеев переселение в Вавилон было катастрофой, для окрестных народов — повод для злорадства, для теологов — повод порассуждать, что так бывает с тем, кто не слушается Господа, но для самого Господа и для Его народа это переселение была новая надежда.

Давайте вернемся к видению, которое видел Иеремия. Посмотрите на стихи 24:1-3: «Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, … одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина – со смоквами весьма худыми, которых по негодности [их] нельзя есть. И сказал мне Господь: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие – весьма хороши, а худые – весьма худы, так что их нельзя есть, потому что они очень нехороши». В видении Иеремия увидел две корзины смокв. Они не просто стояли где-нибудь, но стояли перед храмом Господним. И одна корзина была наполнена очень хорошими смоквами, а вторая — очень плохими, так что их нельзя было и есть. То, что эти смоквы стояли перед храмом, значит что Сам Бог рассматривает эти смоквы и находит, что хорошие — очень хороши, а плохие — совсем испорченные. Эта оценка — не человека, но Бога.

Итак, кого символизируют эти смоквы? Посмотрите на стихи 4-7: «И было ко мне слово Господне: так говорит Господь, Бог Израилев: подобно этим смоквам хорошим Я признаю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую; и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим». Также стихи 8-10: «А о худых смоквах, которых и есть нельзя по негодности [их], так говорит Господь: таким Я сделаю Седекию, царя Иудейского, и князей его и прочих Иерусалимлян, остающихся в земле сей и живущих в земле Египетской; и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их. И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их».

Хорошие смоквы символизируют переселенцев, которых выселили в Вавилон, а плохие — это те, кто остались: царь Седекия, его князья и прочие Иерусалимляне, которые остались в земле Иудейской. Наверное, ни переселенцы, ни оставшиеся не были согласны с такой оценкой. Переселенцы пошли в плен, они все потеряли и подвергались реальной опасности. Но Бог говорит, что признает их хорошими и благословит их: «и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом». Бог будет хранить и оберегать их, как раньше хранил Иосифа в Египте, как оберегал в Египте Израильский народ. Господь обещал их возвратить в землю их, и устроить их. Самое главное Господь обещал дать им сердце, чтобы знать Господа, и они будут народом Господа, а Он — их Богом. Наоборот, о тех кто остался, Господь говорит, что оставит их на озлобление, на злострадание, на поругание всем народам, куда они пойдут. Они будут убиваемы мечем, умирать от голода, от болезней, пока не будут истреблены с земли.

Если смотреть историю, то видим, что так и произошло. Переселенцы выжили. Через семьдесят лет они вернулись и смогли восстановить храм и стены Иерусалима. После Вавилонского плена у них не возникало вопросов: поклоняться или не поклоняться идолам. В плену они решили поклоняться только одному Богу. До переселения в Библии не употребляется слово «книжник». После переселения Ездру называют «книжиком». Это потому, что до переселения никто не интересовался словом Бога, но в плену они стали усердно изучать Библию. До переселения Иудеи приносили жертвы в храме, на высотах, под всяким деревом, но после возвращения из плена у них остался только храм, а в обычное время они всегда собирались в синагогах, где читали и изучали Библию и молились.

Совсем по-другому сложилась жизнь у тех, кто остался. После второго переселения оставшиеся попали под власть криминальных авторитетов. Одному полевому командиру удалось отбить выживших, но они не послушались повеления Господа оставаться в Иудее и служить царю Вавилонскому. Они решили убежать в Египет, так как это казалось более безопасно. Но результат был плачевный: они там погибли или рассеялись. В любом случае когда Иудеи вернулись из Вавилона в самом Израиле уже не было ни тех, кто остался, ни их потомков.

В чем причина такого резкого отличия между переселенцами и теми кто остался? Об этом сказал Сам Господь во второй части 7 стиха: «ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим». Разница в том, что переселенцы покаялись и всем сердцем обратились к Господу. По-человечески они потеряли все: у них не осталось богатства, не осталось домов, не осталось родственников, у них даже не осталось их идолов, которым они поклонялись. Когда они пришли в Вавилон, то обнаружили, что там поклоняются совсем иным богам. Но у них осталось одно: живой Бог, который Бог и в Иудее и в Вавилоне, Который живет и слышит тех, кто обращается к Нему. У них остался только Бог и они вцепились в Него всеми своими силами, потому что больше не на что было полагаться. В страданиях, в изгнании они научились находить радость в слове и обещаниях Господа, научились реально уповать на Бога и научились исполнять слово Бога и жить по Его заповедям. Тот плод веры и праведности, который Бог так долго хотел и не мог получить от них в земле Израиля, теперь Он получил в земле изгнания. Таким образом Бог осуществил слово «и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом».

Часто человек, пока не попадет в страшные обстоятельства, не может раскаяться. Как говорят: гром не грянет, мужик не перекрестится. Это и есть та причина, по которой Бог позволил такое изгнание: чтобы через изгнание создать новый Израиль, который будет слушать Бога, который обратится всем сердцем к Богу. Но тут есть и надежда: желание Господа — не наказать, а спасти, сделать Свой народ святым и подходящим к Нему.

В 25-й главе, еще перед переселением, после того, как Иеремия предсказывал страдания и изгнание Иудеев в Вавилон, дальше идет пророчество о возвращении Иудеев через 70 лет и наказание для всех соседних, близких и далеких народов. Господь еще до переселения установил границу наказания для Своего народа. И Он обещал, что когда наказание исполнится, когда Его народ обратится к Богу всем сердцем, те, которые угнетали и мучали Его народ не останутся ненаказанными. Это очень напоминает слова Петра: «время начаться суду с дома Божия». Глядя на это мы не должны унывать, но во всякое время постараться раскаяться и обратиться к Богу.

В сегодняшнем слове мы узнали, что ничто не бывает бесследно. Если человек или страна или народ не хотят раскаяться, когда есть возможность, то, в конце концов, Бог накажет. Но желание Бога — не наказать, а спасти и привести к покаянию, заключить новый завет, чтобы человек или страна или народ знали Бога, прилеплялись к Нему, ходили Его путями, чтобы их жизнь прославляла Бога. Это окончательная цель наказания Бога. Поэтому у каждого из нас есть надежда: раскаяться и обратиться к Богу через Иисуса и войти в царство Бога.

Сейчас наша страна переживает самое трудное время за последние 23 года. Нам может показаться несправедливым то, что происходит, хотя это последствия многих лет жадности и безответственности и политиков, и судей и простых людей. Если посмотреть даже не очень внимательно, то и в нас самих и в обществе увидим множество грехов, за которые должно придти наказание. Это и аборты и жадность и эгоизм и безразличие людей и безответственность и желание наслаждаться жизнью в этом мире и еще много другого. Но мы знаем нашего Бога. Он не позволяет трудности больше, чем можно перенести. И Он позволяет трудности для того, чтобы исправить и очистить нас и наш народ, чтобы наш народ соответствовал понятию «царство священников и народ святой». Для меня лично это было большим утешением. Я верю, что это не для того, чтобы уничтожить, но для того, чтобы очистить и воспитать Свой народ святым народом. Я верю, что это относится и к нам: если Господь позволил нам быть до сего дня, когда было множество возможностей потерять и страну и государство, то эти трудности Господь позволяет нам, чтобы приготовить из нас действительно святой народ, который будет знать Бога и обратится к Нему всем сердцем. Здесь есть также и то, что мы должны делать: как переселенцы в Вавилон, мы должны обратиться к Богу всем сердцем, как переселенцы должны схватиться за Него и не отпускать.

(п. Влад)