head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Это Я, Который говорю с тобою” (От Иоанна 4:1-26)

ЭТО Я, КОТОРЫЙ ГОВОРЮ С ТОБОЮ

От Иоанна 4:1-26

Ключевой стих 26 : "Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою"

Есть такой фильм «Автостопом по галактике». Некоторые из вас слышали о нем. В этом фильме у народа, жившего на одной из планет, возник вопрос «о смысле жизни, вселенной и вообще». Они построили мощный суперкомпьютер и приготовились ждать ответа на свой вопрос. Ждать пришлось долго – шесть с половиной миллионов лет. Ровно через шесть с половиной миллионов лет они, с баннерами, флагами и кока-колой вновь пришли к суперкомпьютеру, чтобы услышать такой долгожданный ответ. И они его услышали! Ответ на вопрос о смысле жизни звучал так, цитирую: «Сорок два». Ответ хороший, но как его примерить на себя?

Сегодня мы услышим ответ на вопрос о смысле и предназначении человеческой жизни. Ответ понятный и удобоваримый. И для этого нам не придется ждать шесть с половиной миллионов лет. Всего лишь полчаса.

1. Иисус у колодца

Давайте вместе прочитаем стихи с 1-го по 3-ий:

Когда же узнал Иисус о [дошедшем до] фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, – то оставил Иудею и пошел опять в Галилею (Иоан.4:1-3)

Некоторое время Иисус находился в Иудее. Его ученики крестили народ, а Сам Иисус проповедовал и, как мы знаем со слов Никодима, творил чудеса. Фарисеи только присматривались к Иисусу. Сейчас у них были к Нему вопросы касательно крещения. Но в планах Иисуса не было конфликтовать с ними здесь и сейчас. Его время еще не настало. Потому, как написано, Он оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Иногда имеет смысл уступить в мелочах, чтобы выиграть главное сражение. Посмотрите стих 4-ый:

Надлежало же Ему проходить через Самарию (Иоан.4:4)

Здесь мы сделаем небольшое лирическое отступление. Самария находилась между Иудеей, расположенной на юге, и Галилеей, расположенной на севере. Естественно, самый короткий путь между Иудеей и Галилеей проходил именно через Самарию. Однако в большинстве случаев иудеи предпочитали обходить эту местность стороной. Причина была в ненависти, которую испытывали друг ко другу иудеи и самаряне. Это была старая вражда и шла она еще от времен, когда иудеи не разрешили самарянам вместе с ними отстраивать иерусалимский храм.

С тех пор иудеи обходили Самарию десятой дорогой, а конкретно через Десятиградие. При этом их путь удлинялся примерно в два раза. И только в одном случае, когда нужно было срочно прийти из Галилеи в Иерусалим на праздник Пасхи, иудеи рисковали пройти через Самарию.

Что касается Иисуса, то Он никуда не спешил, и Ему вовсе необязательно было идти через Самарию и подвергаться насмешкам местного населения. По-человечески, Ему «не надлежало проходить через Самарию». Но Он пошел именно так, и только благодаря этому нам открылась удивительная история. Иногда нам кажется, что в нашей жизни всё должно быть несколько иначе – намного легче и проще. Но когда ты проходишь весь путь, то вдруг понимаешь, что идти через Самарию – это был Божий план.

У нас тоже есть такие Самарии, куда не хочется заходить. Сейчас, например, очень непопулярным стал Донбасс. Иногда люди даже говорят: я из Донецкой области, но не из Донбасса, чтобы на них не подумали чего-то такого. Вы тоже не подумайте чего-то такого – я тоже, хоть из Донецкой области, но не из Донбасса. У нас в Славянске даже нет ни одной шахты.

Давайте прочитаем вместе стихи 5-6:

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа (Иоан.4:5,6)

Лето. Полдень. Жара. Одинокий колодец. На севере высится гора Гевал, на юге, совсем рядом, полнеба закрывает гора Гаризим. До ближайшего города – около километра пути. Где-то полчаса назад ученики ушли в этот город в надежде купить хоть немного еды. Иисус устал. Он присел возле колодца, пытаясь скрыться в его тени от нестерпимого палящего солнца. В такое время здесь никого не бывает. Только утром и вечером.

Но неожиданно Иисус заметил одинокую женщину, которая медленно шла со стороны города с водоносом. Очевидно, она была изгоем. Иначе бы она не шла по такой жаре за водой. Удивительно, но мы знаем ее имя. В Библии его нет, но старинные предания сохранили его нам. Ее звали Фотина, в русской традиции, не знаю почему, это имя соответствует Светлане.

Стих 7-ой говорит: Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

Мы – можем понять Иисуса. Но только не женщина – давайте вместе прочитаем стих 9-ый:

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Между Иисусом и женщиной стояла масса преград. Во-первых, Он был иудеем, а она самарянкой. Иоанн тут же поясняет: Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Во-вторых, Иисус был мужчиной, а самарянка – женщиной. Ортодоксальные раввины никогда не говорили с женщиной в публичном месте, даже если это была их жена или дочь. Были даже фарисеи, которых называли "контуженные фарисеи", потому что при виде женщины на улице они закрывали глаза и шли наощупь, часто стукаясь лбом о стены! Если видели раввина говорящим с женщиной в общественном месте – это был конец его репутации. А тут еще такое романтичное место! Колодец и все такое. Именно с колодцем связаны истории Исаака и Ревекки, Иакова и Рахиль. Сейчас все знакомятся в интернете, а тогда – возле колодца, где всегда в онлайне висело множество людей.

Ну, и в-третьих. Женщина об этом не знала, но Иисус знал: она была грешницей, а Он был Богом. Их разделяла безмерная пропасть, которую не мог преодолеть ни один человек.

Но удивительно, Иисус, зная обо всем этом, первый заговорил с ней. Он, зная все ее ограничения, первый сделал к ней шаг. В этом мы видим милость Бога. Хотя именно человек разорвал отношения с Богом, согрешив против Него в Эдемском саду, Бог продолжает говорить к человеку даже тогда, когда тот не хочет о Нем ничего слышать.

Целых одиннадцать лет Бог пытался говорить ко мне через разных людей. Через незнакомых людей, которых я больше никогда и не видел. Когда мне говорили о Боге, я презрительно усмехался. «Бог? Да кому Он нужен? Сейчас такой прогресс в науке. Сейчас каждый сам себе бог». Но Он все равно продолжал говорить ко мне.

2. Живая вода.

Иисус продолжил разговор с женщиной, хотя она уже с самой первой фразы ответила ему дерзко и с вызовом: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Наверное, ей было даже где-то приятно, что она, самарянка, тем более, изгой, может поставить на место мужичину-иудея. Но что Иисус? Давайте, вместе прочитаем стих 10-ый:

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Иоан.4:10)

Знаете, какая фраза в рекламе является одной из самых эффективных для привлечения внимания клиентов? Правильно – «Скидки». Особенно это хорошо действует на женщин. Так и здесь. Женщина, видела, что у Иисуса ничего не было с собой, даже кожаного ведра, обычного у путников, потому умом понимала, что никакой воды Он дать ей не сможет. Но всё равно, слова Иисуса о даре по-особому коснулись ее сердца. Почему-то ей вспомнилась Ревекка и десять верблюдов… Здесь не было верблюдов, но кто знает, о каком даре Он говорит? Потому она поменяла свой тон и слегка заинтересовано спросила: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? (Иоан.4:11) Ей уже стало интересно! Но при этом она не могла не подколоть Его: Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? (Иоан.4:12)

О! Тут она пускает в ход самый главный свой козырь! Вообще, если хочешь унизить человека – начинай его с кем-то сравнивать. Если муж хочет поссориться с женой, ему следует сказать что-то вроде: «А вот у моей мамы…. борщ намного вкуснее». Если хочешь, чтобы тебя уволили с работы, начинай говорить начальнику: «А вот предыдущий наш начальник – он так не делал, и его все любили».

Женщине интересно, но, в то же время, она в насмешку сравнивает Иисуса с Иаковом, зная, что ни один мужчина за всю историю, не обладал такими качествами, как Иаков. Куда там Брэду Питу или Ди Каприо! Одно только соцсоревнование по рождению детей между Лией и Рахилью чего стоит! А все ради кого? Ради Иакова! А как он эффектно напоил овец Рахиль при знакомстве? Просто, играя мышцами, отвалил камень и напоил ее овец, несмотря на протестующие крики пастухов. И все – Рахиль сразу растаяла.

Еvеrу night in му drеамs

I sее уоu, I fееl уоu…

Удивительно, но Иисус стал, наверное, первым мужчиной в жизни самарянки, который не провалился сквозь землю от одного такого сравнения. Давайте вместе прочитаем стихи 13-14:

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Иисус говорил женщине о духовном, но та Его не понимала. Иисус говорил ей о той пустоте, которая есть внутри каждого человека, и которую ничто, кроме Бога, не способно заполнить. Помните, что говорил Екклесиаст? Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа! (Еккл.1:14). В жизни человека всегда есть пустота, которая не дает ему жить полноценно. Ему всегда чего-то не хватает, даже если он, как Екклесиаст, имеет абсолютно все.

Этот мир предлагает массу способов, как заполнить эту пустоту: развлечения, путешествия, алкоголь, ни к чему не обязывающие отношения и так далее. Многие пытаются заполнить эту пустоту работой. У одного немца на могиле было написано: «Только работа была его жизнью, и в ней был его высший долг». Красиво написано! Но стоит ли жить только для того, чтобы работать?

Для тех, у кого уж совсем пусто в душе, мир предлагает попробовать отношения между мужчинами отдельно, и между женщинами отдельно. Но тщетно.

Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять. Мир много чего предлагает, вот только есть проблема – это всё не то, и этого вечно не хватает. Самарянская женщина была замужем пять раз, а сейчас просто жила с мужчиной вне брака. Не то, чтобы она была по-особому развратной, хотя другие женщины ее именно такой и считали. Наоборот, она всегда только и мечтала о семье, детях, уютном доме. Ей всегда хотелось быть любимой и желанной. Но каждый раз ее мечты рушились, как карточный домик. Раз за разом ей казалось, что вот он – принц на белом коне, но каждый раз ее ждало глубокое разочарование.

Люди ставят себе какие-то цели, но когда достигают их, чувствуют лишь разочарование. Вспомните, какую цель поставил себе Амнон, как он хотел во что бы то ни стало добиться Фамарь. Но когда он достиг этой цели, он стал даже ее ненавидеть.

Вчера был финал Лиги Чемпионов, и он напомнил мне финал Кубка УЕФА 4-х летней давности, в котором Шахтер играл с бременским Вердером. Тогда я думал, что если Шахтер выиграет кубок, это будет нечто совершенно феерическое. Но удивительно, когда Шахтер выиграл и шла церемония награждения, я вдруг понял, что не испытываю ровным счетом ничего. Мысли уже были о чем-то постороннем. Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять.

На земле нет ничего, что могло бы заполнить пустоту человеческой души. Но этот источник есть на Небесах. И это Сам Бог. Лишь Он может утолить жажду нашей души: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек.

3. Это Я, Который говорю с тобою.

Посмотрите стих 15: Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Самарянка насмешливо просила Иисуса дать ей живой воды, зная, что у Него ничего нет. Но внезапно Иисус оборвал ее. Он сказал: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

Женщина застыла. Она побледнела. Иисус попал в самую болезненную ее точку. Кажется, это немного жестоко с Его стороны прямо говорить о той проблеме, о которой она избегала даже думать. Но она должна была увидеть то, что отделяло ее от Бога, что не давало ей возможности получить воду живую, о которой говорил Иисус.

То, что отделяет нас от Бога, называется «грех». И с ним иначе нельзя. К нему нельзя относиться толерантно. Потому что именно грех не дает нам прийти к Богу. Лишь когда человек осознает, что он грешник, лишь тогда он начинает серьезно воспринимать Бога. Самарянка должна была увидеть свою проблему. Ее грехом было то, что всю свою жизнь она гонялась за мужьями, откладывая Бога на потом: «А-а! К Богу прийти всегда успею!».

Уже обескуражено, женщина отвечает Иисусу: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

Слова Иисуса достигли самого ее сердца. Она вдруг поняла, что через этого человека, сидящего у колодца, к ней сейчас говорит Сам Бог. Она вдруг четко, как на фотографии, увидела свою жизнь во всей ее неприглядности и грязи, во всей ее несостоятельности.

Теперь, разговаривая с Иисусом, она впервые задала себе вопрос: «И чего ты без Бога достигла?». Наверное, впервые в жизни они глубоко пожалела о том, как жила, наверное, впервые в жизни, она захотела узнать Бога. Потому задала тот вопрос, который, как она слышала, является самым важным в жизни:

Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

В своем вопросе женщина касается темы поклонения. Достоевский в «Братьях Карамазовых» через одного из героев утверждает, что человек не может жить без него, без поклонения. И если он не поклоняется Богу, то поклоняется чему-то еще. Всю жизнь самарянка поклонялась мужчинам, но теперь она жаждала поклонения Богу, только не знала, как это нужно делать.

Она задала хороший вопрос, но не совсем тот, который мог изменить лично ее жизнь. Она спрашивала Иисуса о том, в какой форме лучше всего поклоняться: как часто ходить в церковь, в какую церковь, сколько нужно покупать свечек в год и так далее.

Иисус мягко и терпеливо ответил ей, подводя к самому главному – посмотрите стихи 21-24:

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Иисус дал ей ответ: настоящее поклонение – это не посещение определенных мест или прохождение через определенные ритуалы. Настоящее поклонение – это когда дух человека говорит и встречается с Богом – Бессмертным и Невидимым. Истинные поклонники – это те, которые имеют личное общение с Богом.

Посмотрите на стих 25:

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

И вот сейчас женщина подошла к самому главному вопросу. Не только в ее жизни, но в жизни любого человека. Этот вопрос звучит так: «Как я могу восстановить разбитые отношения с Богом? Кто может изменить мою жизнь? Кто может вернуть мне утраченный рай?». И ответ на него мы слышим в 26-м стихе. Давайте вместе его прочитаем: Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

За свою жизнь самарянка многое повидала. За свою жизнь она многое перепробовала. Но ни в чем она не смогла найти смысл. Кажется, ее проблема лежит на поверхности – это проблема замужества. Но если копнуть глубже, можно увидеть, что все намного серьезней. Ее проблема вовсе не мужья, ее проблема – это разрушенные отношения с Богом.

В конце каждого Богослужения мы провозглашаем: «Иисус есть ответ». Он действительно есть ответ для наших жизней. Лишь Он есть универсальный ответ на все вопросы человека. Только Иисус является точкой контакта между абсолютно Святым и Праведным Богом и грешным человеком. Без Иисуса общение между Богом и человеком невозможно. Без Иисуса, мы – враги Богу. Второе Послание Коринфянам говорит: Бог во Христе примирил с Собою мир… (2Кор.5:19) Он Сам это сделал. Только через Христа мы получаем доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся. Только через Христа мы можем прийти к Богу и заполнить ту пустоту, которая есть в наших сердцах.

Если мы принимаем Иисуса, если мы принимаем этот ответ с Небес, тогда все наши проблемы решаются – пустота уходит и внутрь нас входит Дух Божий. Тогда мы имеем мир с Богом и можем запросто общаться с Ним, можем поклоняться Ему. Поклонение идет от восстановленных отношений с Богом. Мы служим Богу не для того, чтобы получить возможность Его о чем-то просить. Мы служим Богу, потому что мы имеем отношения с Ним, имеем общение с Ним, потому что мы дети Его.

Проблема современного общества в том, что оно напрочь потеряло общение с Богом. В результате возникла пустота, которую общество стремится заполнить чем угодно. Поскольку сделать это не получается ничем, приходится придумывать новые способы. Сейчас все ратуют за однополые браки – думают, что в этом есть смысл, что если ты защитишь право грешить для гомосексуалиста, ты ощутишь громадное внутреннее удовлетворение. Сейчас популярна стала борьба с расизмом. И если раньше была пословица: «ты называешь черное белым», то теперь она считается расистской. И, кажется, так много есть всего в современном обществе, нет никакой пустоты, одна полнота… Но откуда же тогда берется стрельба в школах, которой раньше не было? Откуда тогда столько самоубийств, столько ненависти, столько разрушенных браков? Всё это потому, что люди потеряли общение с Богом. В этом смысле, от нас с вами зависит, заполнит ли ее Бог.

Самарянка нашла ответ на главный вопрос своей жизни. С тех пор ее жизнь изменилась. В 28-м стихе написано, что она оставила свой водонос, свою прежнюю жизнь, чтобы никогда к ней больше уже не возвращаться. Если в твоей жизни есть вопросы, на которые ты не можешь найти ответы, хотя ищешь уже много лет; если в твоей жизни есть неразрешенные проблемы, если в нашем обществе есть проблемы, которые нельзя решить, задай себе правильный вопрос: «Кто может помочь?». И тогда ты услышишь тихий голос Иисуса: это Я, Который говорю с тобою.

(п. Ярослав)