head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Но перешел от смерти в жизнь” (От Иоанна 5:15-47)

НО ПЕРЕШЕЛ ОТ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ

От Иоанна 5:15-47

Ключевой стих 24 : "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь"

В прошлый раз мы говорили об исцелении. Иисус — целитель, Он исцеляет всякую болезнь и немощь. Сегодняшнее слово — продолжение этой темы. Кого можно исцелить? Только того, кто живет. Если человек уже умер, то единственный врач, который им еще интересуется — это патологоанатом. Иисус не только исцеляет. Главное желание Бога Отца и Иисуса Христа — дать вечную жизнь. Что такое вечная жизнь, как ее получить, кто ее дает — это тема сегодняшней проповеди.

Во-первых, Я делаю то же, что и Отец.

Посмотрите стихи 15,16: «Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу». После того, как бывший больной, которого исцелил Иисус, узнал Иисуса, он сразу пошел к иудеям и объявил, что его исцелил не кто-нибудь, а Иисус. Почему он это сделал, не понятно, но понятно, что иудеям очень не понравилось, что Иисус исцелял, тем более в субботу. Они начали наезжать на Иисуса: «Иди отсюда, богохульник! Это как можно было даже такое подумать: осквернять субботу и исцелять в такое время! Как тебя только земля носит!». Потом они начали говорить людям, которые видели исцеление и прославляли Бога: «Не слушайте его. Этот человек не от Бога. Если бы он был от Бога, то он чтил бы субботу. Ишь, какой, думает, если может исцелять, то все сразу будут думать, что он от Бога. Да побить его камнями, как говорил Моисей!».

Как Иисус ответил на их обвинения? Посмотрите стих 17: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Иудеи знали, что есть некто, кто никогда не перестает делать. Это Бог. Он дает дождь, ранний и поздний, повелевает ветру и дует, дает жизнь и дыхание всему. Прямо сейчас, в субботу, иудеи могли посмотреть вокруг и увидеть, что солнце не остановилось в небе, птицы не застыли посередине полета, вода течет, ветер дует, а люди продолжают дышать. В субботу Бог не бездельничает, Он обеспечивает нужды всего мира и даже больше. Иудеи хорошо поняли, что сказал Иисус. Иисус не только указал им, что они неправильно понимают субботу, но и то, что Бог Его отец. Фактически Иисус назвал Себя Сыном Бога и признал Себя равным Богу. «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (18).

Посмотрите на стихи 19-21: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Конечно, Иисус мог бы сказать: «вы меня неправильно поняли» и не идти на конфликт с иудеями. Но Иисус наоборот подтвердил: вы все правильно поняли, Я действительно Сын Бога, я действительно знаю, что Бог делает на небе и делаю то же самое на земле. Более того, вы увидите дела больше, чем это исцеление. Вы увидите воскресение мертвых.

Во-вторых, в Иисусе есть вечная жизнь.

В сегодняшнем слове Иисус минимум четыре раза говорит о вечной жизни. И также четыре раза говорит о суде. Причем, стихи о вечной жизни и о суде идут по очереди: про вечную жизнь, потом про суд и снова про вечную жизнь и снова про суд и так четыре раза. Это значит, это очень важно и что суд и вечная жизнь очень связаны между собой. Кроме того, и суд и вечная жизнь во всех этих случаях сильно связаны с Иисусом Христом. Мы все это рассмотрим. Сейчас давайте рассмотрим что такое вечная жизнь и как нам войти в нее. Посмотрите на стихи 21, также 24-26: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет», «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».

Во-первых, у Иисуса есть сила и власть дать вечную жизнь. Тут Иисус говорит о чуде, которое не может совершить человек, но только Бог: это воскресение мертвых. В Евангелиях описано 3 случая, когда Иисус воскресил мертвых: воскрешение сына вдовы в Наине, воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря. Были и другие воскрешения. Это было свидетельство, что Иисус — Сын Бога. В 21 стихе сказано: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Бог дал Иисусу власть и силу оживлять мертвых. Оживить кого-то — это добрая воля Иисуса, Он оживляет того, кого захочет. И, Слава Богу, Иисус Хочет оживлять мертвых. Более того, жизнь, которую дает Иисус — это не просто временное оживление, как после реанимации, но настоящее воскрешение, так что смерть больше не имеет власти. Конечно, мы еще состаримся и умрем, но это не вечная смерть, а переход в новый мир, в новое тело, которое больше не будет стариться и болеть, не будет больше умирать. Такое тело получил Иисус Христос после воскресения из мертвых. А сейчас, в этом мире мы живем полноценно и свободно, как дети Бога.

Во-вторых, Кто обретает вечную жизнь. Стих 24 говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Для того, чтобы иметь жизнь вечную, нужны две вещи: слушать слово Иисуса (это раз) и веровать в Пославшего Иисуса (это два). Что это значит?

Первое условие – слушать слова Иисуса. Это значит не только, чтобы ухо уловило какие-то колебания воздуха, не только понять, что говорил Иисус, но и принять Слова Иисуса и жить так, как Он учит. Хороший пример человека, который слушал слова Бога — это Авраам. Когда Бог сказал ему пойти из земли своей, из дома отца своего в землю, которую Он укажет, то он не просто услышал и понял, что Бог хочет, но он встал, взял все свое имущество и пошел, как ему сказал Бог. Часто христиане не слушают слов Иисуса, даже не потому, что не хотят подчиняться, а просто потому, что не слушают. Включил на плеере или мобилке аудиобиблию, проповедь или христианскую музыку, поставил затычки в уши и идешь по своим делам, а в голове свои мысли, что нужно сделать то, то и то. Конечно, это лучше, чем вообще не слушать слова Бога, но без размышления о слове Бога, без того, чтобы попытаться принять его, это не очень полезно. Мы читаем Библию. Библия – интересная книга, мне, например, читать ее нравится больше, чем «Войну и мир» или «Войну миров». Но мы читаем Библию не потому, что это интересно, а потому что в Библии есть голос Бога. Бог говорит нам в Библии, дает слово, которое предназначено только для нас, но надо услышать слово Иисуса, понять, что Он хочет сказать и послушаться. Это значит «слушать слово Иисуса».

Второе условие — это веровать в пославшего Иисуса Христа, то есть в Бога. Почти все люди верят, что Бог есть. Я в Украине не видел убежденных атеистов, для которых вопрос самозарождения жизни и большого взрыва был бы вопросом жизни и смерти. Практически каждый может ответить: «да, что-то там есть». Но это не значит верить в Бога. Здесь сказано: «веровать в пославшего Меня». То, что Бог послал Иисуса многое говорит о Боге. Бог не хотел, чтобы люди умирали, поэтому отдал Своего возлюбленного Сына на страдания и смерть, чтобы осудить грех, и не осуждать грешника. Бог хотел общаться с человеком, поэтому послал Иисуса, чтобы Он обитал с нами, знал наши трудности. Если я хочу иметь отношения со своим сыном, то интересуюсь его жизнью, хочу разделить его проблемы, хочу проводить с ним время. Все это сделал Бог в Иисусе Христе для нас. Бог добрый, любящий, верный и лучшее доказательство этому — то, что Иисус пришел в мир. Поэтому мы должны верить.

Авраам верил в такого Бога. Однажды, Авраам сидел в своем шатре и жаловался на Бога: «вот, мне уже 84 года, я послушался Тебя и пошел из своей земли, а Ты не дал мне даже одного сына». Тогда Бог вывел его вон из палатки и сказал: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. Столько будет у тебя потомков». Далее сказано: «поверил Авраам Господу и это вменилось ему в праведность». Это вера. Вера — это значит я верю, что Бог добрый, Он не обманывает, Он защищает, не хочет использовать, но хочет благословить. Хотя я не вижу исполнения Его обещаний, я верю, что Он исполняет, потому что Он обещал. Хотя я не вижу, но не сомневаюсь в Его силе. На самом деле нам верить значительно легче, чем Аврааму. Он был первым верующим. Тогда не было многих подтверждений силы и доброты Бога. Но он поверил. Потому и мы должны верить. Верить, что Бог любит меня, потому что Он послал Иисуса. Верить, что Он добрый к нашей стране, к нашему народу. Даже если у меня нет детей, но не сомневаюсь, что Бог добрый и Он благословляет детьми. Он благословляет родственников поверить в Иисуса. Ему можно доверять женитьбу и замужество, обеспечение будущего, доверять и в жизни и в смерти.

В-третьих, перешел от смерти в жизнь. Еще раз посмотрите на стих 24: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Тут сказано: имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Здесь мы видим суть вечной жизни. Вечная жизнь — это не очень долгая жизнь. Это не то чтобы после 70 лет наступает 100 лет, зубов становится еще меньше, а артрит и радикулит еще больше. После ста лет наступает двести, тогда уже не можешь ходить даже с палочкой, нужно передвигаться на инвалидном кресле, вместо того, чтобы жевать вареники, шашлыки и другую вкусную и полезную пищу тебя кормят какими-то безвкусным детским питанием. А после двухсот лет есть еще триста, пятьсот, тысяча и дальше до бесконечности. Никто не захочет так существовать до бесконечности. Но вечная жизнь — это не просто длинная жизнь, а состояние жизни. По отношению к жизни есть два состояния: смерть или жизнь. В пятницу я смотрел видео, как вырастить коллоидный сад водорослей. Это кристаллы медного и железного купороса растут в растворе обычного канцелярского клея. Получается очень похоже на подводный сад водорослей. Но, хотя эти кристаллические водоросли похожи на живые, но они мертвые. Так и в нашем мире. Любой ребенок, который рождается в мир, получает жизнь. Но он вырастет, состарится и, в конце концов, умрет. По сути наша жизнь — это долгое умирание. Все люди принадлежат смерти. Но Иисус говорит, что есть жизнь. Когда мы слушаем слов Иисуса и верим в Бога, то имеет отношение с Богом и соединяемся с Его жизнью. В стихе 26 сказано: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Люди не имеют в себе жизни, поэтому стареют и умирают. Но Иисус имеет. Соединяясь с Иисусом Христом мы соединяемся и с Его жизнью. Это как садовник прививает деревья (если я неправильно что-то говорю, то пускай меня п. Дима поправит): берет маленькую веточку от одного дерева и прививает на место большой ветки у другого дерева. Тогда маленькая ветка становится частью дерева и получит его жизнь. Но и дерево, чтобы дать жизнь привитой ветке должно перенести страдание: у нее отрезают большую ветку, чтобы на ее место привить привой. Так и Иисус: чтобы дать нам соединиться с Богом и жить той вечной жизнью, которая есть в Боге, Иисус должен был пострадать и умереть на кресте и потом воскреснуть.

Для того, чтобы немного продлить жизнь, люди едят качественные продукты, избегают опасностей, завещают заморозить себя после смерти в жидком азоте и ищут «ген старости». Но чтобы обрести вечную жизнь нужно другое: подойти к Иисусу и соединиться с Ним в вере. Тогда его жизнь будет течь в нас.

В-третьих, Иисус — праведный судья.

В 22, 23 стихах, в стихах с 27 по 30, и в стихах 45, 46 Иисус говорит о суде. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца», «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Здесь мы видим, что Бог отдал Иисусу право судить. Суд Иисуса праведен, потому что Он не ищет своей воли, но во всем исполняет волю Отца. Суд Иисуса очень серьезный, потому что от этого зависит вечная жизнь или вечное осуждение. В чем состоит суд? Суд состоит в нашем отношении к Иисусу. Если мы верим в Иисуса, верим, что Он – Сын Бога, Спаситель, если приходим к Нему, то соединяемся с Ним и Его жизнь становится нашей жизнью. Тогда смерть и осуждение не властны над нами. Но если не верим, или отвергаем милость Иисуса, то остаемся при своих: смерть и суд все так же властвуют над нами, а вечная жизнь Бога не имеет к нам никакого отношения. Иисус не осуждает нас, но предупреждает: если не будете веровать, то вы не можете избавиться от суда.

В-четвертых, Свидетельства об Иисусе.

Итак, вечная жизнь и вечное осуждение зависит от того как мы воспринимаем Иисуса. Кто Иисус? Во все времена личность Иисуса вызывала много споров и разногласий. Одни считали Иисуса пророком, другие — тем, кто искушает и развращает народ. Петр исповедовал Иисуса Христом, Сыном Бога Живого, а фарисеи и первосвященники считали Его богохульником и воплощением дьявола, поэтому предали Его не страдания и смерть. Сейчас то же самое: люди по-разному воспринимают Иисуса. Кто такой Иисус — это вопрос и для нас, от которого зависит наша жизнь и смерть. Каким образом мы можем правильно ответить на него? К сожалению, нельзя просто выучить ответ на этот вопрос, тут нужна личная вера. Поэтому нам нужно подтверждение, свидетельство об Иисусе. В стихах с 31 по 47 Иисус говорит о свидетельствах о Себе.

Во-первых, Иисус Сам засвидетельствовал о Себе. Он сказал о Себе: Я — Сын Бога, Я даю вечную жизнь. Конечно, такое свидетельство не имеет большой силы в суде, и не всегда люди, которые говорят подобные вещи, говорят правду. Но это не значит, что Иисус лгал о Себе. Конечно, есть много людей, которые считают себя Богом, Наполеоном, или императором галактической империи. Есть даже книга: «как управлять галактикой, не привлекая внимания санитаров». Но Иисус не был сумасшедший. Также Иисус не был руководителем секты, как то «Мария-Деви-Христос» или Муни. Мы должны рассмотреть, кем был Иисус в жизни и в служении и решить, можно ли доверять словам Иисуса. Я лично доверяю им.

Во-вторых, Иисус привел свидетельство Иоанна Крестителя. Иисус не нуждается в свидетельстве человека, но привел это свидетельство, чтобы кто-то уверовал и спасся. Мы тоже иногда рассказываем агнцам свое жизненное свидетельство. Мы делаем это для того, чтобы они уверовали и спаслись. Даже если не уверовали, то хотя бы заинтересовались, кто такой Иисус.

Третье свидетельство — это свидетельство дел. Посмотрите стих 36: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Иисус совершил множество чудес, которые невозможно совершить человеку. Когда Иоанн Креститель, будучи в тюрьме, посылал учеников к Иисусу, то Иисус сказал им: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!». Иисус и сейчас не перестает работать. Он и сейчас спасает, исцеляет, прощает грехи, воскрешает мертвых. Мы много обращаем внимания на курсы валют, на новые гаджеты, на моду и так далее. Но чтобы наша вера росла, нам надо обращать внимание на работу Бога, которая происходит сейчас, в нашей церкви, среди наших агнцах. Есть много примеров, но хочу привести только один: раньше с. Алена когда смотрела на свое будущее, всегда говорила: ой, это я никогда не смогу сделать, это у меня не получится, я этого не умею. Сейчас она говорит такое раз в 10 реже. Это небольшое, но явное чудо Бога в ее жизни. И мы должны обращать внимания на такие чудеса, тогда наша вера растет. Поэтому так важно писать свидетельства и делиться ими. Мы видели Его работу в своих жизнях и в жизнях других людей. Поэтому мы возвещаем эти чудесные дела Иисуса, чтобы другие узнали и поверили.

Четвертое свидетельство – это свидетельство Отца. Стихи 37,38 говорят: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал». Если мы уверуем в Иисуса, то Бог посылает нам Святого Духа, Который подтверждает и свидетельствует об Иисусе. Поэтому, чтобы слышать голос Святого Духа нам нужно обращать внимание на свою молитвенную жизнь: не только просить, но славить, благодарить Бога, раскаиваться и слушать Его наставление.

Пятое свидетельство – это свидетельство слова Бога. Посмотрите на стих 39: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Писание говорит и свидетельствует об Иисусе. За много столетий до прихода Иисуса Христа Бог в Библии написал, где придет Мессия, когда, какая Его миссия, что Он будет делать, какие признаки, что Он пришел. Лично я тоже поверил в Иисуса Христа через свидетельство Библии, через 53 главу пророка Исаии. Иисус говорит иудеям: «встаньте от духовной лени, рассмотрите Библию. Вы хотите через Библию получить жизнь вечную, и Библия говорит как: веровать в Меня. Я есть именно тот Мессия, о котором написано Моисеем, там есть признаки, сравните и увидите, что это Я. Придите ко Мне и будете иметь жизнь».

Почему люди не принимали Иисуса? Об этом сказано в стихах 42-44 и 46,47: «но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?… Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» Главная причина, почему люди не верят — это потому что не любят Бога. Любят себя, свое служение, свое положение, авторитет, но не Бога. Поэтому не ищут славы от Бога, но от людей. Поэтому не принимают ни слов Иисуса, ни писания Моисея.

Мы все, по крайней мере большинство из нас, свидетели силы Иисуса воскресить мертвых. Мы все (тут уже не большинство, а абсолютно все) были умершими в грехах, не имели отношений с Богом, были отрезаны от Его вечной жизни и погибали от греха. Но когда Иисус принял нас, то дал нам Его жизнь. Мы можем свидетельствовать: Иисус оживил меня. Большинство людей, которых мы видим вокруг себя все еще мертвые. Поэтому мы можем им засвидетельствовать: придите к Иисусу и будете иметь жизнь. На самом деле вечная жизнь — это главный и практически единственный вопрос каждого человека. И есть только одно решение — Иисус Христос, живой Сын Бога.

Давайте вернемся к самому началу сегодняшнего слова. Зачем Иисус вообще стал спорить с иудеями и говорил с ними? Кажется, гораздо проще было уйти от них и не ввязываться в спор. Это действительно так. Но Иисус разговаривал с ними, потому что хотел спасти их. Существует единственный путь спасения — это Иисус Христос. Если веруем в Него и принимаем Его слово, если признаем Его Сыном Бога, то соединяемся с Ним и Его жизнь становится нашей жизнью. Это значит мы перешли из смерти в жизнь. Если не веруем, то остались в смерти, остались под гневом Бога и, в конце концов, попадем на суд и в вечную погибель. Ключ к вере – это Сам Иисус Христос. Чтобы мы уверовали, Он предлагает нам множество свидетельств: это и свидетельства уверовавших, и подтверждение Святого Духа, и множество дел, которые совершил и совершает Иисус, и свидетельство пророчеств Библии. Даже Сам Иисус свидетельствует о Себе: это действительно Я. Поэтому сейчас верой примите Иисуса, и Его жизнь станет вашей.

(п. Авраам)