head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Радость служения Господу” (От Иоанна 3:22-36)

РАДОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДУ

От Иоанна 3:22-36

Ключевой стих 29,30 : "Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться"

Следуя за Господом, исполняя Его волю в своих жизнях мы встречаемся с различными событиями и ситуациями. Одни воспринимаются нами легко и радостно — другие не очень. И тех и других в наших жизнях будет еще много… также, как они были в жизнях тысяч прекрасных Божьих служителей, которые были до нас. Как не ослабеть в служении? Как сохранить и умножить внутренний мир и радость в служении Господу? Как нам встречать трудности? Все ответы на эти вопросы мы можем найти в этом отрывке. Так что, давайте приготовим наши уши и сердца, отложим мысли о всем постороннем и пусть Господь учит нас сейчас. Аминь.

В этом отрывке мы снова встречаемся с прекрасным Божьим служителем, Иоанном Крестителем. В прошлый раз мы вспоминали о нем, когда он крестил Иисуса и свидетельствовал о Нем, как об Агнце Божьем. Что же произошло с ним после того?

Посмотрите стихи 22-24: «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу».

После того, как Иоанн крестил Иисуса, их дороги разошлись. Каждый из них вел свое служение. Служение Иисуса росло и только лишь набирало обороты, в то время, как служение Иоанна постепенно сокращалось и угасало.

После праздника Пасхи Иисус с учениками находились в Иерусалиме и его окрестностях. Иоанн с учениками были где-то в нижнем течении Иордана. Автор указывает на то, что и те и другие практиковали водное крещение. Правда, в Иоан.4:2 говорится, что сам Иисус не крестил, этим занимались Его ученики. Наверное, те из них, что раньше следовали за Иоанном. А вот Иоанн продолжал крестить, как это делал всегда. К нему все еще сходилось множество людей. Его влияние было достаточно сильным в народе и он использовал это, чтобы проповедовать людям о Христе и о том, что нужно покаянием приготовить для Него свое сердце.

О каком же крещении идет речь в этом отрывке?

Судя по всему, это не совсем то крещение, которое сейчас практикуется в церквях. Крещение, производимое церковью сегодня несет в себе вполне определенное Библейское значение. Оно не имеет никакого отношения к какой-то мистической защите или ангелам-хранителям, как это часто воспринимается в народе. Погружение в воду символизирует собой смерть и погребение со Христом и воскресение для новой жизни (Рим.6:3,4). В отношении к Богу оно является обещанием чистой совести и посвящения своей жизни Ему (1Пет.3:21). В отношении к миру оно являет собой свидетельство: человек этот верою получил спасение, и теперь он принадлежит Христу. Сам по себе обряд не дает спасения, как свидетельство о рождении не дает жизни, а является лишь справкой о том, что рождение состоялось. Однако он важен, как для самого человека, так и для людей, его окружающих. Он важен, потому что Сам Господь заповедал своей Церкви совершать крещение и обращать людей к Богу. Давайте помолимся, чтобы Господь помог нам исполнять Его волю, чтобы в церковь приходили новые люди, посвящали свои жизни Ему и обряд крещения стал частой и привычной практикой в нашей церкви, как причастие. Аминь.

Но крещение Иоанна было о другом. Его крещение было крещением покаяния, когда приходящий исповедовал перед Богом свои грехи и погружение в воду символизировало омытие этих грехов и очищение от них.

В иудейской практике и религиозной жизни вопрос очищения был очень важен. Закон Моисея очень много говорит об очищении от осквернения, если, например, человек прикоснулся к мертвому телу или еще чему-то из определенного нечистым по закону. Ритуальное омовение относилось к очищению от внешних скверн. Но Иоанн говорил о необходимости очищения внутреннего человека. Говорил, что грех делает намного более нечистым, чем прикосновение к трупу. Его концепция очищения абсолютно отличалась от того, чему учили раввины и книжники.

На этой почве у учеников Иоанна и иудеев возник конфликт. Посмотрите стих 25: «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении». Спор был непростым, но как часто бывает, когда люди спорят: начали они «за здравие», а закончили «за упокой». Они спорили о тонкостях религиозного обряда, пока не перешли на личности, и пока фарисеи не заявили: «да ваш учитель сам сказал, что он — никто, только голос в пустыне. И вообще, все люди от него, теперь ходят к какому-то Иисусу из Назарета. Скоро с вами вообще никого не останется. Фу-у, неудачники». Ученики Иоанна обиделись, сказали: «а у вас пейсы смешные, и фамилии еврейские», и пошли за разъяснениями к учителю: «И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (26).

Каким же был ответ Иоанна? Посмотрите стихи 27-30: «Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться».

В этих стихах Иоанн говорит о миссии, о служении и о служителе, он говорит об источниках радости верного слуги Господа. Я надеюсь, в этом зале есть много людей, которые хотят исполнять волю Бога и угождать Ему? Аминь! Давайте тогда разберемся с этим ответом.

1. Миссия дается Богом

Стих 27: «Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба». Здесь Иоанн говорит о том, что то служение которое совершает он сам и то служение, которое совершает Иисус это то, что Бог дал каждому из них исполнять. Если человек берет на себя то, чего Господь ему не повелел, то его дело разрушится рано или поздно само собой. Но Бог будет растить, укреплять и благословлять того служителя, который на своем месте делает то, что заповедал ему Господь.

В Лук.3:2,3 сказано: «при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов».

Господь заповедал Иоанну проповедовать крещение покаяния для прощения грехов, и он именно этим делом и занимался. Другие служители Бога занимались тоже своим делом на том месте, где Господь их поставил, а Иоанн крестил в пустыне.

Для нас очень важно научиться, во-первых, не сравнивать себя с другими служителями или церквями. Вот у них много, а у нас мало. Вот у них 3д голограммы, а у нас прозрачки на кодоскопе… Бог каждому дает свое дело, свою меру ответственности, свои ресурсы, свои таланты и дары. Кто-то служит голодающим детям в Африке, а кто-то собирает стадионы в Америке. Но каждого на свое место поставил Господь и каждый в конце концов даст свой, личный отчет Богу. Помни к чему ты призван, исполняй то, что Господь открыл тебе Духом Святым всем сердцем и всеми силами, не ленись и не завидуй, и ты будешь иметь свой, прекрасный плод у Господа.

Во-вторых, ценить ту миссию, то служение, которое дал нам Господь. Это служение — часть наших личных отношений с Богом. Это еще одна точка соприкосновения с Ним. Плоды этого служения — это те плоды, которых ожидает от нас Господь. Это плоды, которые прославляют Его и делают нашу жизнь действительно полной и благословенной перед Ним. Поэтому мы благодарим Бога за то служение, к которому Он призвал нас, за служение, в котором мы можем быть верны и полезны Ему и Его истории.

Ты на месте стоишь, что Господь тебе дал, на том месте, куда Он поставил тебя. Только там будет Он тебе посох и щит. Там лишь плод принесешь, Его волю творя. И захочет послать Он тебе благодать, то не будет искать по далекой земле. Он на месте твоем тебя будет искать, на том месте, что Он приготовил тебе.

Ученики Иоанна не знали этого, они смотрели на то, как люди все больше идут к Иисусу и начали завидовать, возник вопрос конкуренции. Но Иоанн был спокоен по этому поводу, он не собирался бороться с Иисусом за популярность. Он делал то, что Бог поручил ему.

2. Наше служение должно указывать на Христа

Стих 28: «вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним».

Ученикам Иоанна было приятно быть учениками такого влиятельного человека. Поэтому, когда его популярность пошла на спад, они огорчились. Они хотели, чтобы Иоанн взял себя в руки, мобилизовал скрытый ресурс и всем показал что есть еще порох в пороховницах. Но что говорит Иоанн? «не я Христос, но я послан пред Ним».

Иоанн имел все возможности и способности, чтобы получить очень большое влияние в Израиле, а может дальше. За ним следовало огромное количество людей. В любой момент он мог провозгласить себя мессией и люди поверили бы ему. Не один служитель, находясь в подобной ситуации, не устоял, соблазнился своей популярностью, стал проповедовать себя, успех или богатство, то что будет нравиться людям, чем можно людьми манипулировать, вместо Христа. Но Иоанн не поступил так. Он хорошо знал, кто он такой и какова его миссия, поэтому снова и снова он отправляет людей ко Христу. Он говорит здесь, что его цель — не популярность, не власть над другими, не политическое влияние или что бы то ни было еще. Его цель — привести людей ко Христу, и, если его влияние будет мешать, тогда он готов уйти со сцены вообще.

«Не я Христос». Нам стоит задуматься над вопросом: кто я такой? что я собой представляю? что есть во мне такого, что я могу дать людям? Сможет ли тем, что есть во мне насытиться или спастись хотя бы один человек?

Когда-то, когда я только начал служить в КПИ, я мечтал, как придут многие люди, как мы с Давидом будем такими классными лидерами и проповедниками и учителями, и все будут слушать нас с открытым ртом. А потом я вдруг представил, что они взяли и пришли. И я понял, что мне нечего им дать, я вообще не готов к этому и вообще не достоин. Людям нужен Бог, людям нужен Христос, в Нем одном есть жизнь, в Нем одном есть свет, который просвещает всякого человека (1:9). В Нем одном есть прощение грехов и примирение с Богом, все для каждого человека. И потому, если я хочу, чтобы что-то доброе через меня происходило, если я хочу быть полезным хотя бы для одного человека, тогда в моей жизни должен сиять Христос, а не я сам. Он должен быть изображен во мне (Гал.4:9). Быть центром моей проповеди и свидетельства.

Как мы уже говорили, Господь призывает нас к различным служениям. Но каким бы ни было твое служение, какой бы ни была твоя роль в церкви и в истории Бога, пусть Христос сияет через тебя. Показывай людям Христа. Указывай на Него. Он один так прекрасен, Он один так велик, так благ, так славен. Люди могут остаться равнодушны к твоей музыке, к твоему учению, к твоим поступкам или таким разумным аргументам. Но никто не останется равнодушным, встретившись с удивительной личностью Иисуса Христа. Нужно только привести человека к Нему, а дальше… дальше все в руках Господа. Пусть Господь помилует нас и поможет нам так знать Христа и так стоять перед Ним, чтобы Он сиял во всех наших словах и поступках. Аминь.

3. Радость служителя состоит в исполнении воли Бога

Стихи 29,30: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться».

На прошлой неделе в Одессе была свадьба п. Гены и Кук Козолуп. Наши сестры имели возможность посетить свадьбу и благословить новую семью. На свадьбе пели песни, хорошо кушали и радовались. Так? п. Галя не грустила от того, что все хвалили Кук и пели песни для нее, а не для Гали? Уверен, что нет. Все радовались. И это правильно. Странно было бы, если бы на свадьбе все забыли о женихе и невесте и начали бы поздравлять главного свидетеля или томаду. Когда ты приходишь на свадьбу друга, то радуешься, хотя и понимаешь, что это не твой праздник, не ты на нем главный. И чем больше ты будешь хвалить жениха и выражать свою радость по поводу свадьбы, тем большей будет твоя радость.

Иоанн сравнивает служение Господу с такой вот свадьбой. Жених на ней — сам Господь, а служители — это друзья жениха. Видя, как люди идут к Иисусу, Иоанн радовался самой искренней и чистой радостью. Да, не Иоанн был главным на этом празднике, да, сам он отходил на второй план. Но при этом он видел, как Господь совершает Свою волю, он слышал голос жениха и от этого его радость только умножалась.

«Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться», говорит Иоанн, и мы понимаем его, потому что и сами радуемся, когда, например, слышим свидетельство одного грешника, который пришел ко Христу. Ты слушаешь и радуешься, хотя, казалось бы: причем тут ты сам? Но ты радуешься от того что слышишь, как умножается Божья слава в жизни этого человека.

В Иоан.15 Иисус говорит о некоторых вещах, которые крайне нужны в жизни христианина: нужно пребыть в Иисусе, нужно наполняться Его словом, нужно исполнять Его волю. Каким будет результат этого? – Иоан.15:11 «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». И это правда. Когда ты любишь Господа, когда через Его слово ты узнаешь Его цели, когда в своем служении ты исполняешь Его волю, ты принесешь много плода, прославишь Отца на Небесах и Он даст тебе совершенную радость.

Может ли быть у христианина большая радость, чем созерцание Божьей славы? Может ли быть у христианина большая радость, чем видеть, как воля Бога исполняется и люди приходят ко Христу? Что может сравниться с удовольствием от осознания того, что ты — часть Божьей истории и, что воля Всемогущего Бога совершается через тебя, твой труд, молитвы и терпение? Эта радость доступна только слугам Господа. Эта радость наполняла сердца апостолов, когда они шли с заседания синедриона, после того, как их избили и отругали за проповедь об имени Иисуса. Эта радость была в сердце Павла и Силы, когда они сидя в тюрьме воспевали Господу. Эта радость поражает и пленяет. Как однажды она пленила и меня. Когда меня только-только пригласили в церковь, еще и речи не было о каком-то служении. Я приходил в дом пастыря смотрел на его жизнь. Я приходил в церковь и смотрел на братьев и сестер. Я видел в них радость. И тогда я подумал: если однажды я стану членом этой церкви и Бог что-то будет делать в моей жизни, тогда я хочу быть служителем, как они. Не смотря на трудности, это полная жизнь, в ней есть все, и я хочу, чтобы и мою жизнь наполняла такая-же радость.

Знать Господа и исполнять Его волю — это великая радость. Смысл жизни христианина — умножать славу Бога во всех народах. Ему должно расти. Все больше Христа должно быть в наших жизнях, словах и поступках. Я молюсь, чтобы Господь наполнил нас радостью, и чтобы она светила через нас, привлекая и пленяя других людей ко Христу и для славы Его. Аминь.

Посмотрите стихи 31-36: «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».

Здесь Иоанн указывает на исключительную роль Христа в истории Бога. Указывает, почему Он — жених и Ему должно расти, указывает, почему нужно приводить людей не к себе, не к идеологии или религии, а к Нему одному. Указывает, почему нужно исполнять Его волю, а не то, что сам себе придумал.

Все служители, в том числе и сам Иоанн — это всего лишь люди, сущие от земли, поэтому и говорим мы как сущие от земли и сами по себе ничего нового сказать не можем. Но Иисус — это тот, кто пришел с Небес. Он выше всех. Он открывает нам волю Отца и показывает Небеса. Ему принадлежит вся власть, потому что Отец все дал в руку Его. И в конце концов, только в Нем, в этой совершенной, удивительной личности есть спасение и жизнь. Верующий в Него — спасен, а неверующий, какими бы ни были его достижения — не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

Служение Иоанна было недолгим. Он встретил много критики и гонений. Большую часть своей жизни он провел в пустыне, неизвестный никому. Затем последовал короткий период славы и народного признания. Потом — тюрьма и смерть. Но даже за то короткое время, что было ему отведено, он смог сделать так много, и так много прославить Господа. Когда я читаю его слова: «сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться», я понимаю, что передо мной человек, в жизни которого состоялось все, что должно было, все, что Господь ему предназначил. Он блаженный человек. Его жизнь была освещена небесной радостью. Радостью, которую он обрел во Христе, в исполнении Божьей воли, в служении вверено Господом. И когда я смотрю на него, то вижу перед собой пример Божьего служителя, образ в который я хочу расти. Я тоже, хочу глядя на свою жизнь, видеть как в ней прославлен Христос и говорить: радость моя исполнилась. Если вы хотите того-же, тогда давайте помолимся и постараемся чтобы в наших жизнях было больше Христа. Чтобы Он светил в нас, как светил в жизни Иоанна. Чтобы наше служение, слова и поступки указывали на Него и вели людей к Нему. Ему должно расти. Пусть Христос будет прославлен в нас, в наших семьях, нашей церкви и по всему миру. Аминь.

(п. Ионафан)