head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Блаженны нищие духом” (Луки 6:20)

БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ

От Луки 6:20

"И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие"

В последнее время, приглашая студентов в КПИ, мы проводим небольшое анкетирование. Два вопроса из 4-ех в анкете о том, в чем человек видит и как достигает своего счастья. И это не спроста. Каждый из нас стремиться в жизни к чему-то, что по его мнению сделает его счастливым.

Ответы все разные: кто-то стремится к миру в душе, кто-то хочет проводить социальные проекты и быть полезным, кто-то мечтает об успешной карьере, кто-то о финансовой независимости, кто-то о хорошей семье. Одна девушка ответила на вопрос о счастьи за своего друга, она сказала: <он будет счастлив, если я буду рядом>. Ответы разные, но кое-что в них есть общего: все они сводятся к форме: <когда произойдет то-то, тогда я стану счастливым>.

Библейское понятие счастья, или же блаженства совершенно отличается от этой формулы. Когда Иисус говорит о блаженстве, Он говорит скорее о внутреннем отношении, чем о внешних обстоятельствах. В 6-ой главе Евангелия от Луки приводится сокращенный вариант знаменитой нагорной проповеди из Мат.5. Иисус говорит о твоем блаженстве, о твоем счастьи, открой свое сердце и уши, чтобы слышать и научиться, как быть блаженным. Сегодня только стих 20.

Давайте прочитаем его вместе: <И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие>.

Чтобы понять, как на быть блаженными, нам придется ответить на несколько вопросов:

1. Что такое блаженство? Что значит быть блаженным?

2. Кто такие нищие духом? Почему они блаженны?

3. Как все это относится к Царству Бога?

Итак, что же такое блаженство? что значит быть блаженным? какого человека можно назвать блаженным?

Как мы только-что сказали, общепринятое понятие о счастье сводится к тому, чтобы достичь определенных условий или вещей. Человек думает: <когда я достигну этого, тогда стану счастливым>. К чему же приводит такое понимание счастья?

У каждого, кто здесь сидит уже есть какой-то жизненный опыт: ты чего-то достиг в жизни, чего-то к чему стремился, например: женился, нашел работу, поступил в университет, закончил университет, детей родил… Но, что ты получил, когда достиг своей цели? Ты получил некоторое удовлетворение и необходимость устанавливать новую цель. Это все, и это не то, чего ты мог ожидать.

Подобным опытом делится с нами царь Соломон в книге Екклесиаст. Библия называет его мудрейшим царем и человеком в истории. В 1-ой главе Соломон говорит: <Я… был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом> (Еккл.1:12,13а).

Дальше он говорит: я испытал все. Я накопил огромные богатства, испытал чувственные наслаждения, имел большую семью, успех, карьера, женщины. Везде тупик. Мы тратим целую жизнь, чтобы достичь этого. Он это все получил и увидел, что дальше идти некуда. <Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа!> (Еккл.1:14) В украинском переводе: <усе це марнота та ловлення в?тру!> Оказывается, искать свое счастье в вещах этого мира, в успехе, в деньгах, в хорошем муже или красивой жене, в детях… это бессмысленное занятие, все равно, что ловить ветер.

К какому же выводу пришел в конце концов Соломон? Он говорит: <Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека> (Еккл.12:13) В конце концов он пришел к выводу, что все для человека: все его счастье, удовлетворение, все ответы в том, чтобы иметь правильные отношения с Богом и с Его словом. Аминь!

В Своем слове Бог обещает благословить тех, кто будет слушаться Его постановлений, кто любит Его и верен Ему. Многие из нас уже не первый год, как последовали за Иисусом. Другие только недавно узнали Путь. Все мы хотим жить благословенной жизнью, испытать Божье благословение.

Кто-то скажет: но где же оно, где же это благословение? Мы смотрим на своих неверующих знакомых, однокурсников, сослуживцев. Мы смотрим новости. И мы видим, что зачастую неверующие люди живут лучше, чем верующие. Они богаче, они ездят на дорогих машинах, и в семье вроде не все так плохо, и оценки лучше. То, чего мы достигаем тяжелым трудом, они получают обманом или покупают. И если человек не имеет правильной концепции о счастьи, о благословении и блаженстве, то очень легко он оставит Бога и пойдет за мирскими ценностями. И мы видим это иногда, к сожалению.

Такой же вопрос возник у автора одного из Псалмов.

Псалом 72:

1 Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! 2 А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – 3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, 4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; 5 на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам. 9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. 11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" 13 так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, 16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

Он жил праведной жизнью, он искал лица Бога, но однажды он посмотрел на нечестивых земли, как они живут и преуспевают и подумал: наверное лучше жить как они, он позавидовал им. Они нечестивые, они все имеют, над всем насмехаются, даже против Бога говорят злые речи своим языком. И молния с неба не поразила их. У него в сердце, как гнойник назрел вопрос: <не зря ли я упражнялся в праведности, не зря ли я жертвовал собой, агнцев приглашал? Я делал все это и у меня ничего нет>. Он говорит: <я не могу этого понять. Чем больше я вижу, тем больше конфликт в моем сердце. Почему машина все время ломается? Почему дети часто болеют? Почему зарплату не поднимают?> Чем дальше, тем больше ему хочется дать себе послабление, может быть не уйти от Бога полностью, но по крайней мере не так серьезно относится к заповедям Его. И тут у него наступает поворотный момент. Ключевое слово: доколе

17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. 25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

Мне было трудно до тех пор, пока я не вошел в храм и не увидел величие Бога, святость Его, благость Его, пока я не увидел Его план на мою жизнь, мое место в Его удивительной истории спасения. Он увидел что ожидает его и что ожидает нечестивого. Он говорит: когда я вижу Твое величие Бог, то понимаю, что все, что я получу на небе: жизнь без болезней, грехов и тления, вечная слава, все то, что я могу получить здесь на земле: брак, богатство, самые прекрасные вещи – все это ничто в сравнении с Твоей красотой и величием, Бог. Вот, где мое счастье. В близости самому Богу, в созерцании Его красоты и величия, в общении с Ним, в отношениях с Ним.

Я вспоминаю одну историю из жизни известного молодежного пастора, Вильгельма Буша. Дело было в Германии, в 30-х годах, между первой и второй войнами. В стране была страшная безработица и инфляция. Цены за день могли вырасти в 2 и в 5 раз. И в один день пастор встретил молодого человека. Очень печального. Пастор спросил его, почему он такой грустный. Тот сказал: жизнь такая. Работу потерял, жена заболела, дети кушать хотят и жить негде. Тогда пастор обратил его взгляд к Библии и посоветовал каждый день читать и размышлять над Словом. Через некоторое время они встретились снова, и этот человек уже был радостным. Как оказалось, его обстоятельства не изменились: работу он не нашел, а жена не выздоровела. Но он был счастлив, потому что видел Иисуса, который был с ним во всех этих трудностях, укреплял Его Своими обещаниями, утешал и давал силы для жизни и борьбы. Изменились не его обстоятельства, изменилось его отношение.

Каков же вывод из всего этого? Действительно ли мы можем измерять благословение Бога в своей жизни количеством денег в кошельке, состоянием здоровья, порядком в семье? Нет. Конечно, все это очень важные для нас вещи, лучше, чтобы во всех этих вопросах мы успевали, и я сам хочу этого для себя и для вас. Но нам нужно признать, что все же они вторичны. Что же тогда первично? Что делает нас счастливыми, благословенными и блаженными? Да, это Бог. Это правильные отношения с Ним. Это Его ободрение, Его утешение. Это все, что имеет контакт, точку соприкосновения с вечным и живым Богом и Сыном Его, Иисусом Христом. Это то, что имеет отношение к Его вечному и славному Царству. Аминь!

Давайте еще раз прочитаем стих 20 вместе: <И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие>.

Иисус говорит здесь о том, что блаженны те, кто имеет нищий дух. Что же значит быть нищим духом?

Кто видел нищего на улице? Чем нищие занимаются? Они просят, они протягивают свои руки к даятелю в надежде получить. Это люди, которые находятся в зависимости от милости других. И если это относится к плоти, к материальному, то Иисус говорит о нищих духом. Нищий духом – человек, который осознает свою зависимость от Бога, свою нужду в Нем, в Его действии, в Его благословении, в Его спасении и подкреплении. Мы больше ищем Бога не тогда, когда чувствуем полноту, не тогда, когда не испытываем недостатка ни в чем, а тогда, когда ощущаем свою недостаточность, тем более недостаточность духовную.

Иисус говорит нам: блаженны нищие духом. Блаженны те, кто с голодным сердцем, с упованием и надеждой ищет Божьей правды и Царства Его, кто не почитает себя достигшим или совершенным, но вполне осознает свою ограниченность перед Богом и скромно стоит перед Ним.

Посмотрите на людей, которые приходили к Иисусу. Одни всем сердцем искали Его милости, Его исцеления, Его прощения. Иисус всегда отмечал таких людей и их веру. Например, мытарь Закхей. Он так хотел видеть Иисуса, что даже залез на дерево. Он не осмеливался подойти к Иисусу, в страхе, что его просто прогонят, но он так хотел быть поближе к Нему. Иисус увидел его духовный голод, его нищее сердце и пригласил его к Себе. Другие, например фарисеи, приходили к Иисусу, чтобы уловить Его в слове или деле. Они не чувствовали своей духовной нищеты. Они считали себя совершенными и праведными. И это для них Иисус сказал: <не здоровые имеют нужду во враче, но больные>.

Когда мы смотрим на величие Бога, на Его славу, то у нас уже не остается места для какой бы то ни было гордости или превозношения. Все наши дела и человеческие достижения, все то, чем мы могли бы гордиться, все это становится вдруг таким мелким и незначительным. <Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья… Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает> (Ис.40:22,26), говорит пророк Исаия. Как наши дела и помыслы могут хотя бы сравниться с величием Его дел и ведения? И вновь мы понимаем, что нам совершенно нечем гордиться, нечем превозноситься, нечем хвалиться. А все, что остается – в смирении стоять перед Богом небес и земли, искать Его воли и служить Ему всем, чем можем.

Когда мы честно смотрим на себя в свете слова Бога, в свете Его праведности и святости, то также не можем устоять. Потому что вдруг мы оказываемся, как Адам и Ева, обнаженными, во всем своем стыде и грехах перед Ним. Кем бы мы не тщились показать себя в глазах людей, как бы мы не кичились, перед святым Богом мы все равно – испорченные грешники.

В Ис.64:6 сказано: <Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас>. Вся праведность наша в свете Божьей праведности – как запачканная одежда. Мы не можем уповать и надеяться на нее в день пришествия. Мы всматриваемся в себя, пытаясь найти в себе что-то доброе и отчаиваемся. И тогда в молитве и с надеждой приходим к Нему, к Тому, Кто Своей Кровью омыл нас, чтобы освятить, очистить и оправдать. К Нему, к Иисусу Христу.

Примером такого человека был царь Давид. Он действительно всем сердцем искал Бога и уповал на Него, он осознавал свою испорченность и греховность и надеялся только на милость Бога. В противовес ему всегда ставят царя Саула. И тот и другой совершили немало ошибок и грехов перед Богом. По-человечески, царь Саул был даже лучше, чем Давид. Хотя он был грешник, но по крайней мере не был хитрый. Давид был хитрый. Когда он влюбился в жену своего преданного воина, Урии. И когда она забеременела, Давид поставил Урию в самом опасном месте битвы, чтобы тот погиб. Но когда пророк обличил его, Давид не ожесточил свое сердце, как это делал Саул, нет, он в раскаянии лежал перед Богом, он посыпал свою голову прахом, ничего не пил и не ел, молясь, чтобы его грех был прощен. Он говорил: <Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною> (Пс.50:3-5). Когда он стоял перед Богом, то не мог надеяться ни на свое положение царя, ни на свои прошлые добрые дела. Потому что это все – меньше пустоты перед Богом. Он стоял, как последний грешник, и говорил: <…Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!> (Пс.31:1,2) Не потому ли Библия называет Давида человеком по сердцу Бога?

Когда мы с искренним сердцем и нищим духом приходим к Богу, изливаем Ему свои вопросы, свои затруднения и скорби, Он отвечает нам. Что же Бог дает тем, кто ищет Его нищим духом?

Давайте еще раз прочитаем стих 20: <И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие>.

Ибо ваше есть Царствие Божие.

Почему нищие духом блаженны? Потому что мы нищие? Потому что у нас ничего нет? Разве нищета может быть блаженством? Нет. Мы блаженны, потому что Бог дает нам Свое Царство. Дает прямо сейчас. Он говорит: <ваше ЕСТЬ Царствие Божие>!

Царство Бога принадлежит нам! Разве это не удивительно? Не когда-то в будущей жизни. Конечно, и тогда тоже. Но оно принадлежит нам сейчас.

Посмотрите, к кому Иисус обращается в этом стихе? Он говорит не о каких-то далеких людях, не об отцах-пустынниках, не о каких-то святых и совершенных. Он сидит перед Своими 12-ю учениками, простыми рыбаками, с множеством недостатков и немощей, но со скромным сердцем и нищим духом, ведь они последовали за Ним, оставив прошлую жизнь. Он сидит перед ними, смотрит на них и говорит: <ВАШЕ есть Царствите Божие>.

Господь явил в нашей жизни Свою милость. Открылся нам. Хотя мы жили в грехах, были так далеки от Него, но Он Сам, первый пришел к каждому из нас, призвал следовать за Собой. Призвал в Свою славу, в Свое Царство. Поэтому мы сегодня сидим здесь, на этом служении, поэтому ищем ответов на вопросы своей жизни в Его слове, в Его откровениях. И Господь нам, каждому из нас говорит: <ваше есть Царствие Божие>.

Что же такое Царство Божие? Апостол Павел в Рим.14:17 говорит <Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе>.

Праведность, которой мы сами никогда бы не могли достигнуть. Праведность не от дел. От веры, от святой, полной и достаточной жертвы Иисуса Христа. Праведность, которая как белые одежды покрывает нас, все наши недостатки, грехи и немощи.

Мир. Мир Божий. Мир, как река, который превыше всякого разумения. Мир, который не зависит от политических интриг, который не зависит от состояния экономики, от проблем на работе или в университете. Мир, который не зависит даже от трудностей в семье или со здоровьем. Мир Божий.

Радость во Святом Духе. Радость, которая выше чем всякое мирское веселье и развлечения, чем компьютерные игры, чем танцы, дискотеки, вечеринки и друзья. Радость, которая наполняет и переполняет, и проливается наружу хвалой, благодарностью и молитвой. Царствие Божие ваше.

Царство подразумевает в себе Божье правление, там, где исполняется Его воля, благая и совершенная. Подразумевает в себе Его защиту и заботу. И когда мы смиряемся перед Богом, оставляем всякое свое превозношение, мы обретаем Его Царство и Его Самого.

<Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных> (Ис.57:15)

Блаженны нищие духом, говорит Господь. Пусть Господь помилует нас и хранит от гордости и всякого превозношения. Чтобы наши сердца были скромными, а дух нищим перед Ним. Пусть Господь поможет каждому из нас всем сердцем, всею душою и силами искать Его воли, Его Царства и праведности.

Давайте еще раз прочитаем стих 20: <И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие>.

(п. Ионафан)