head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Дом, основанный на камне” (Луки 6:27-49)

ДОМ, ОСНОВАННЫЙ НА КАМНЕ

От Луки 6:27-49

Ключевой стих (47,48) : "Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне"

Две недели назад на академии в Каневе я читал проповедь на тему <Живые камни или как построить свою жизнь>. Мне очень понравилось это слово, поэтому, наверное, Господь дал мне снова читать проповедь на эту тему. Безусловно, всех нас интересует, как построить успешную жизнь, как построить Царство Бога в своей жизни. Для этого Иисус дал нам прекрасную небесную конституцию. В прошлый раз мы учились таким важным принципам: иметь нищий дух, алчущее сердце, плакать о свои грехах и т.д. Сегодня мы тоже научимся важным принципам, которые могут стать надежным основанием для нашей жизни.

Часть 1. Любите врагов ваших (27-36)

Взгляните на стих 27: <Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас>. В мире существует много видов любви. Например, есть любовь к родителям, любовь к друзьям, любовь к противоположному полу, также есть любовь к пиву, любовь к футболу и т.п. Но в этом списке нет любви к врагам. Кто же такие враги и почему люди не хотят их любить?

В времена Иисуса у израильского народа было очень много врагов. Во-первых, врагами были римские оккупанты, во-вторых, врагами были язычники, т.е. весь остальной мир, кроме этого у каждого могли быть свои враги среди израильтян. Короче говоря, везде были сплошные враги. То ли дело у нас. Мы живем в свободном мирном независимом государстве. У каждого есть свобода слова, свобода вероисповедания, казалось бы, не должно быть никаких врагов. Но, тем не менее, они есть и даже могут быть совсем рядом, в церкви. Кто же они и каковы их действия? Взгляните на стихи с 27 по 30. Во-первых, это ненавидящие, потом проклинающие, обижающие, ударяющие, отнимающие, просящие и т.д. Такие вот нехорошие люди! Конечно, таких врагов может и не быть, но при одном условии: если мы изолируем себя от мира и порвем все отношения. Но поскольку нам нужно учиться, ходить на работу, служить миссию, водить машину, то врагов не избежать. Но даже если мы успешно построим все отношения, все равно есть такие люди, с которыми нам неприятно находится вместе, с которыми мы не любим молиться по двое, которые раздражают нас своим поведением, своим видом, словами. Всегда есть те, кто обращаются к нам в самое неподходящее время. Так часто п. Ионафан звонит мне перед самым собранием в четверг и просит подготовить хвалу. В такое время даже горячо любимый человек может стать врагом.

Как же мы должны реагировать на действия врагов? Взгляните еще раз на стихи 27-30. Давайте вместе перечислим эти действия: любите, благотворите, благословляйте, молитесь, подставь другую щеку, не препятствуй взять, давай безвозмездно. И все это ради кого, ради врагов? В мире действуют совсем другие законы. Кто обижает – дай сдачи, кто проклинает – нагруби в ответ, кто забирает – не уступай, борись до конца, будь сильным, переступай через других, иначе переступят через тебя, и ты будешь лузер. Тогда какой же смысл так унижаться, терпеть, любить, прощать врагов? Есть как минимум три веские причины.

Во-первых, действует золотое правило. Взгляните на стих 31: <И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними>. Все мы грешники и очень быстро сами можем занять позицию врага: можем кого-то ранить, нагрубить, обидеть. И как бы нам хотелось, чтобы нам не ответили злом за наши проступки, но простили и полюбили снова. Когда я опаздываю на встречу с п. Катей, мне всегда очень хочется, чтобы она не обиделась, не осудила и не злилась. Тогда как мы должны поступать? Мы должны поступать так же, как потом хотим, чтобы с нами поступали люди. Кто хочет, чтобы его прощали, тот сам должен прощать, кто хочет, чтобы его любили, тот сам должен любить. Если я хочу, чтобы п.Катя меня прощала, то и я сам должен любить и прощать ее немощи. Это правило хорошее основание для нашей жизни.

Во-вторых, для тех, кто любит врагов – будет великая награда. Взгляните на стих 35: <Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым>. Те, кто будет любить врагов, вовсе не останется в убытке. Такие люди будут иметь великую награду на небесах и будут сынами Всевышнего. Вау! Как же мы должны жить, зная этот факт? Представьте себе ситуацию: идет человек и видит в большой грязной луже 5 коп. Как вы думаете, он полезет за ними? Если в карманах ветер, то возможно. Но если у него в кармане миллион, то не думаю. Подобное происходит и в этом мире. Люди, не зная какие великие сокровища, Бог приготовил им в Иисусе Христе, стараются из всех сил уцепиться за вещи этого мира. Всеми праведными и неправедными путями они стремятся занять высшую должность, большую зарплату, лучшие условия жизни. Они борются изо всех сил, топят друг друга в грязи, и все только для того, чтобы хоть что-то иметь в этом мире. Но то ли дело мы! В Иисусе Христе Бог подарил нам прощения грехов, жизнь вечную и славный жребий быть Его сынами и дочерями, наследниками Небесного Царства. Зная это, мы можем не барахтаться в грязи за какие-то несчастные 5 копеек, мы можем не враждовать с людьми, но уступить им, пусть довольствуются этими копейками. А мы будем радоваться славной награде на небесах!

Третья и самая веская причина любить врагов кроется в 36-м стихе: <Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд>. Мы должны любить врагов, потому что Сам Бог полюбил нас. Некогда все мы были врагами Бога. Мы грешили, хулили Бога, поступали так, как хочется, и жили так, как будто Бога совсем нет. Все мы сделались преступниками против Бога и должны были понести наказание. Но как Бог поступил с нами? Он возлюбил нас! Он возлюбил нас, когда мы были еще грешниками. Он возлюбил нас, когда мы были еще врагами и враждовали против Него. Он возлюбил нас так сильно, что отдал Своего возлюбленного Сына Иисуса Христа страдать и умереть за наши грехи на кресте. Такая бескорыстная любовь к врагам тронула сердце сотника, стоящего под крестом. Такая любовь тронула предавших учеников. Такая любовь завоевала всю Асию, Грецию и даже Римскую империю. Такая любовь может установить Царство Бога и в вашей жизни, в церкви, в стране и даже во всем мире. Пусть Бог поможет нам помнить Его милость к нам, и практиковать Его любовь в этом мире.

Часть 2. Не судите (37-42)

Взгляните стих 37: <Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете>. Проблема осуждения – это очень актуальная проблема сегодня. Очень часто нам приходится слышать, как люди осуждают друг друга. Рядом с нашим домом живет сосед, и я часто слышу, как сын осуждает его за то, что пьет. Политики тоже часто осуждают друг друга: <Минула влада зруйнувала країну:>. Даже дети, которые, казалось бы, еще святые и непорочные, тоже оправдывают себя друг перед другом. Откуда же взялась такая привычка судить других? Она берет свои корни еще от грехопадения Адама и Евы. Помните, когда Бог обратился к Адаму: <И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?> (Быт.3:11). Адам ответил Ему: <жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел>. Когда Бог спросил жену: <что ты это сделала?>, она ответила: <А я то тут причем, это все змей>. С тех пор эта привычка судить других прочно въелась в человеческое общество. Человек боится осуждения и не хочет брать ответственность за свои грехи, поэтому обвиняет других, чтобы показаться хоть чуточку лучше. Но эти оправдания не избавят нас от ответственности. Как же нам избежать суда и не судить других?

Во-первых, мы должны знать кто же Бог и каково Его отношение к людям. В послании к Римлянам сказано: <Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела> (Рим.2:1,2). На самом деле ни один человек не может судить другого, потому что, осуждая другого, судит также и свои грехи. Единственный, Кто может судить мир – это Бог. Только Он – Святой, праведный и безгрешный. Только Он имеет право судить людей и однажды будит судить мир. Поэтому мы не должны судить, но предавать все на руки праведного Судьи Бога. Также мы должны помнить, как Бог относиться к грешникам. Когда священники привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, и хотели осудить ее, Иисус сказал: <Кто из вас без греха, первый брось на нее камень>. Когда все, будучи обличаемы совестью, ушли, Иисус обратился к женщине: <женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? : и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши>. Удивительно, Тот, кто имел право судить, не осудил эту падшую грешницу. Оказывается, Бог ненавидит грех, но Он любит грешника и хочет дать ему второй шанс. Зная такую любовь Бога, мы не должны осуждать других, но лучше помочь раскаяться в грехе и привести их к Богу.

Во-вторых, мы должны вынуть бревно из своего глаза. Взгляните стихи 41,42: <Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего>. Представьте себе картину. Один слепой брат с бревном в глазу начинает искать сучок в глазу другого брата. Наверное, ничего хорошего из этого не выйдет. Нужно убрать бревно. Подобным образом и в духовном мире. Прежде чем помочь кому-то решить проблему, мы должны сначала проверить свое сердце. Однажды я осуждал одного пастыря в сердце, что у него нет смелости проповедовать агнцам. Но когда сам пришел в КПИ проповедовать, то нашел, что у меня тоже нет смелости, и я даже открыть рот не могу из-за страха. Тогда я раскаялся и молился и за себя и за того брата. И правда, когда мы смотрим на других и сами прежде раскаиваемся, тогда у нас уже пропадает охота судить, но появляется желание молиться. И когда мы молимся, Бог дает нам сострадание и настоящую мудрость как помочь. Пусть Бог поможет нам не судить никого, но в покаянии и молитве искать Божьей помощи для каждого человека.

Часть 3. Дом, основанный на камне (43-49)

Итак, сегодня мы услышали две прекрасные заповеди: любите врагов ваших и не судите. Как же мы должны относиться к этим словам? Просто послушать и принять к сведению или же нечто большее? Взгляните на стих 46: <Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?>. Очень часто люди слушают проповедь и потом говорят: <Господи! Господи! Такая хорошая проповедь! Такое хорошее слово!>. Но потом идут и возвращаются к старой жизни. Такое отношение очень печалит Иисуса, и на таком отношении к слову нельзя построить Небесное Царство. Как же мы должны относиться к слову Бога? Взгляните на стихи 47-49: <Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое>. Для того, чтобы построить хороший и большой дом, нужно сначала положить хороший и крепкий фундамент. Для этого нужно копать, углубить и положить основание дома на твердом камне. Наверное, многие из вас помнят, как мы стоили церковь. Сначала мы копали, углубились и выкопали траншею. Сделали опалубку, а потом залили цемент. А затем положили основание нашей церкви на таком вот фундаменте. Результат вы можете видеть сами. Подобным образом нужно строить и нашу жизнь. Во-первых, нужно копать слово Бога. Например, открыть Библию или сесть за свидетельство. Потом нужно углубиться. Как вы знаете сокровище не лежит на поверхности земли. Сверху, только мусор и копейки, которые кто-то потерял. Поэтому нужно глубоко копать слово Бога, пока не найдешь драгоценную жемчужину для своей жизни. И вот нашел. Что же делать дальше с этой жемчужиной? Просто положить в сервант и забыть? Нет! Нужно положить ее в основание своей жизни. Когда мы слушаем слово Бога, важно не просто впустить его в свою голову, но пустить его дальше – в сердце, в руки и ноги. Чтобы оно могло исполнить то, на что оно было послано Богом. В послании Иакова сказано: <Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии> (Иак.1:25). И действительно, кто исполняет слово Бога, блажен будет в своем действии.

В качестве примера хочу рассказать 2 случая, оба произошли на прошлой неделе. Первый был в среду. Когда я готовил проповедь на ДХ, я принял слово: <Кесарево кесарю, а Божье Богу>. Я решил попробовать практиковать это слово. Сначала я не лег спать и решил усердно отдавать кесарево кесарю. Я помог братьям собрать леса, съездил в Эпицентр, а затем усердно готовил диссертацию и провел плодотворную встречу с оппонентом. Затем я решил отдать Божье Богу, и мы с п.Ярославом пошли приглашать студентов на ЕС, и Бог сотворил чудо – Он привел 2-х прекрасных братьев с горячим духовным желанием. Другой случай был в пятницу. Я шел через парк в столовую на обед. Поскольку я знал, что мне нужно готовить проповедь, то решил никому не проповедовать, чтобы не тратить время, а лучше больше готовиться. Но когда я шел, я увидел одинокого брата на лавочке. Я долго боролся нужно ли остановиться или нет. Но когда вспомнил слово Бога и свое призвание, то остановился и заговорил с ним. На удивление этот брат очень ждал нашей встречи и расценил ее, как Божье проведение, чтобы прийти в Библейский клуб и изучать Библию.

Через все это я понял, что слово Бога, как цемент, обладает большим потенциалом. Если только мы примем его, растворим его водой веры и выльем в своих делах и поступках, то оно станет твердым основанием и сотворит чудесные дела Бога в нашей жизни. Тогда не какие бури и никакие испытания не смогут поколебать нас и разрушить дело Бога.

Пусть Бог помилует нас быть не просто слушателями забывчивыми, но исполнителями слова. Пусть Бог поможет нам практиковать сегодняшнее слово, любить врагов и не судить никого на деле, чтобы мы могли стоить прекрасную жизнь на основании этого слова.

(п. Самурай)