head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Невозможное человекам возможно Богу” (От Луки 18:15-43)

НЕВОЗМОЖНОЕ ЧЕЛОВЕКАМ, ВОЗМОЖНО БОГУ

От Луки 18:15-43

Ключевой стих 18:27 : "Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу"

В прошлое воскресенье мы размышляли о молитве. Мы учились настойчивой молитве, на примере одной вдовы, а также смиренной молитве, на примере фарисея и мытаря. Подобно этому сегодняшнее слово учит нас о правильной системе ценностей, на примере богатого юноши и слепого попрошайки. Давайте подумаем, на что должен надеяться человек – на Бога или на свои силы. Какую систему ценностей благословляет Бог?

Часть 1. Невозможное человекам (15-25)

Взгляните на 15-й стих: <Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им>. Как мы уже видели раньше, к Иисусу приходили разные люди – слепые, хромые, прокаженные, одержимые: в основном это были взрослые. Но здесь появляется еще одна категория посетителей – это дети. Совсем маленьких мамы приносили на руках, кто постарше – держали за руку, или же они приходили сами. Кто-то хотел получить благословение Иисуса, а кому-то было просто любопытно, что делают старшие. Как же ученики реагировали на таких посетителей? <:ученики же, видя то, возбраняли им>. Ученики, осознавая серьезность, Божьего дела старались играть роль стражей порядка. Наверное, когда они видели детей, то плотно смыкали свои ряды и мужественно возбраняли им приходить к Иисусу. Наверное, они говорили – мал еще, нечего тут шляться, иди домой учить уроки! Как же Иисус отнесся к такой доблести учеников? Взгляните на стихи 16,17: <Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него>. Иисус охладил пыл учеников и попросил впредь пускать к Нему детей, как основных участников Царства Бога. Что же такого особенного в детях, что Иисус их так выделяет? Конечно, они – не ангелы, но тем не менее у них есть такие важные качества, как простота, наивность, доверчивость. Они простым сердцем доверяют своим родителям (когда те говорят, они верят). Они не лицемерят и честно признаются в своих желаниях, когда трудно – прибегают к родителям за помощью, полностью зависят и уповают на них. Когда маленькая Соля чувствует опасность она сразу бежит к папе Вочмену и кричит: <Папа, защити!>. Чтобы нам, взрослым, войти в Небесное Царство, очень важно иметь такое простое детское сердце по отношению к Богу и Его слову. Мы не должны быть слишком взрослыми, как ученики, не возбранять другим и самим приходить к Богу с простым сердцем. Пусть Бог поможет нам именно с таким сердцем слушать сейчас эту проповедь!

Взгляните на стих 18: <И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?>. Иисус направлялся в Иерусалим, чтобы встретить там Пасху. Это была последняя Пасха в Его земной жизни. В это время к Нему подошел молодой человек, один из начальствующих, и сказал: <Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?>. Он сказал: <Учитель благий!>. От таких слов таит сердце любого пастыря. Да и вопрос его интересовал не абы какой, а вопрос о вечной жизни. Не часто такое бывает. Не агнец прям, а просто клад какой-то. Очевидно, что он принадлежал к высшим слоям общества, был богатым, красивым, здоровым. Однако все это не давало ему покоя, его мучил страх смерти, поэтому он интересовался, как можно обрести жизнь вечную.

Что же Иисус ответил такому чудо-агнцу? Взгляните на стих 19: <Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог>. Ответ Иисуса был достаточно жестким. Дело в том, что этот юноша хотел заслужить жизнь вечную своими делами, поэтому спрашивал Иисуса: что мне делать? Он свято верил в добрую сущность человека. Он думал, что если делать хорошие правильные дела, то, в конце концов, можно стать достаточно хорошим человеком, чтобы наследовать жизнь вечную. Вот, например, Иисус – такой хороший человек, всем помогает. И я – тоже ничего, вот только Иисус подскажет, что мне нужно делать, и я стану таким же хорошим человеком. Большинство людей думает так же, вот я делаю плохие дела, но буду делать хорошие и перекрою ими плохие. Но это кране неправильное понимание о Боге и о человеке. Поэтому Иисус сказал: <никто не благ, как только один Бог>. На самом деле никто из людей не является хорошим. В Библии сказано: <нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного: потому что все согрешили и лишены славы Божией> (Рим.3:10-12, 23). Никто не благ, потому что все согрешили. Тот, кто хотя бы раз согрешил, уже лишен славы Божией и вечной жизни, и уже никакими делами не может оправдать себя. <потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех> (Рим.3:20).

Чтобы показать юноше его настоящую природу Иисус заговорил с ним о законе и о его делах. Он спросил его: <знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою> (20). Иисус перечислил некоторые из 10 заповедей, которые касаются отношения человека к своему ближнему. Юноша тут же выпалил: <все это сохранил я от юности моей> (21). Конечно, этот юноша старался хранить все эти заповеди. По крайней мере, он так думал. Но Иисус не даром спросил его, знаешь ли эти заповеди. Многие люди не знают, насколько серьезны эти заповеди. Обычно думают, раз я не никого не убил, не украл, значит исполняю. Но Бог намного серьезнее относиться к этим заповедям. Например, не прелюбодействуй – это не только не совершать акт физической измены. Иисус говорит, что <всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем> (Мф.5:28). Подобным образом, кто ненавидел кого-то, считай, что убил этого человека в сердце своем. Кто пожелал имущества ближнего, считай, что украл. Если так серьезно относиться к заповедям, подумайте, насколько вы исполняете их? Кто из вас хотя бы раз в жизни обманывал? Кто из вас хотя бы раз ненавидел, кричал на родителей, смотрел с вожделением? Я думаю, что у Иисуса и к этому юноше было бы много претензий по каждой из заповедей. Но Он не сказал ему ни слова. Его больше интересовали не столько дела, а сколько сердце этого юноши. В Евангелие от Марка сказано, что Он взглянул и полюбил этого юношу (Мк.10:21). И именно из-за любви Иисус все же указал на Его главную проблему, которая была в Его сердце. Взгляните на стих 22: <Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною>.

До сих пор Иисус говорил с юношей про отношения к людям, но теперь Он обратил его внимание на Его отношения с Богом. Первая заповедь говорит: <возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим> (Лк.10:27). Хотя юноша постарался исполнить заповеди Бога, он забыл про самую главную заповедь – любить Бога всем сердцем. Как оказалось, его сердце переполняла любовь к деньгам и к самому себе. Все доброе, что он пытался делать, было направлено только на собственную праведность и собственное обогащение. Именно это мешало ему любить Бога всем сердцем, искренно служить другим и иметь жизнь вечную. Но Иисус предложил ему выход из этой ситуации. Он предложил ему продать все имение и раздать его нищим. Взамен Он предложил ему награду на небесах и привилегию следовать за Ним в качестве ученика. Как же ответил юноша на такой милостивый призыв Иисуса? Стих 23 говорит: <Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат>. Когда зашел разговор про деньги, юноша уже не был таким самоуверенным, как после вопроса про заповеди. Он сильно опечалился, потому что очень любил деньги. В конце концов, он отошел от Иисуса, предпочтя земное богатство вечной жизни с Иисусом. Глядя на эту печальную картину Иисус прорезюмировал: <как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие> (24,25).

Как трудно человеку изменить свою испорченную сущность, как трудно преодолеть свои грех, изменить свое сердце или хотя бы одну привычку. Однако Иисус любит нас и хочет, чтобы мы наследовали жизнь вечную. Но это не возможно, если в нашем сердце есть идол. Как правило, это что-то одно, что мешает нам любить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. Для кого-то, это работа, для кого-то учеба, для кого-то семья, свои желания, амбиции. Все это делает нас подобно большому верблюду, а Царство Бога – маленькому игольному ушку. Поэтому Иисус говорит: <все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною>. Конечно, мы не должны буквально исключиться все из нашей жизни, но нам нужно пересмотреть свою систему ценностей и поставить Бога и Его Царство на первое место, и все подчинить Ему. Как же это возможно?

Часть 2. Невозможное человекам возможно Богу (26-43)

Когда окружавшие Иисуса люди услышали такие жесткие требования Бога к заповедям, в особенности к деньгам, они простонали: <кто же может спастись?> (26). Это очень важный вопрос. И Иисус дал на него очень важный ответ. Взгляните на стих 27: <Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу>. Во-первых, важно знать, что спасение не возможно человекам. Человек не может спасти себя сам. Он не может, как Мюнзаюзен взять себя за косичку и вытянуть из болота. Какие бы добрые дела он не делал, он все равно барахтается в болоте и только еще больше погружается в него. <Всякий делающий грех, есть раб греха>, т.е. человек хотел бы не делать греха, но все равно делает. Подобным образом, человек не может сам изменить свою систему ценностей, любить Бога всем сердцем и ближнего своего как самого себя. Тогда кому это возможно? Невозможное человекам возможно Богу! Там, где заканчиваются наши возможности, начинаются возможности нашего всемогущего Бога-Творца. Когда Израильский народ выходил из Египта, он столкнулся с непреодолимой преградой: спереди море, а позади разъяренное войско фараона. Но они воззвали к Богу и Он разделил воды Чермного моря и перевел их как по суше. Когда войску Иисуса Навина предстояло взять крепость Иерихона, они воззвали к Богу и Он сокрушил его стены по семидневном обхождении. Иногда наши грехи и идолы кажутся нам, как непреодолимые моря и стены. Но невозможное нам, возможно милости Бога! В стихах 31-33 Иисус снова указывает ученикам путь Божьего спасенья. Давайте вместе прочтем эти стихи: <Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет>. То, что не мог сделать человек, то совершил Иисус Христос через свою смерть и воскресение. Иисус был предан, унижен и побит, он страдал и умер за наши грехи на кресте. Некогда маленькое игольное ушко закона стало теперь большой дверью благодати даже для самого большого верблюда!

Таким большим верблюдом казался один человек, который сидел у дороги и просил милостыню близ Иерихона. Казалось, что ни что не может изменить Его печальную судьбу. Он так и обречен просидеть всю жизнь с протянутой рукой. Однако невозможное слепому, стало возможно Богу! Однажды мимо него проходил Иисус в окружении шумной толпы. Слепой поинтересовался: что это такое? И когда узнал, что Иисус Назорей идет, стал изо всех сил кричать: <Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!> (38). В отличии от богатого юноши слепой хорошо понимал, кто такой Иисус. Он верил, что Иисус – это Сын Давидов, обещанный Богом Мессия и Спаситель. Он верил, что Ему возможно все. Поэтому он не надеялся на свои силы, а только взывал к Его милости. Хотя люди закрывали ему рот, но он еще громче кричал: <Сын Давидов, помилуй меня>. В конце концов, Иисус остановился и велел привести его к себе, и когда тот пришел к Нему, спросил его: <Чего ты хочешь от Меня?>. Слепой сказал: <Чтобы мне прозреть?>. Он не попросил денег, квартиру, положение в обществе, единственной его темой молитвы было – чтобы мне прозреть. Хотя это лишало его источника дохода и требовало самостоятельно работать и обеспечивать себя, но это не пугало его. Он не думал про экономическую выгоду, едниственным его желанием было видеть Своего Творца и Спасителя лицом к лицу и иметь общение с Ним. Иисус благословил такую веру и систему ценностей и слепой тотчас прозрел! Невозможное человеку стало возможным Богу! Пусть Бог помилует нас верить, что Ему возможно все и настойчиво взывать к Нему о милости в любой ситуации! Пусть Бог помилует нас до конца хранить тему молитвы: Украина – святой народ, страна пастырей и посылающая миссионеров! Это не возможно нам, но возможно Богу!

Благодарю Бога за это слово. Я увидел, что действительно никто не благ, кроме одного Бога. Через строгие требования Божьих заповедей, я увидел, насколько я испорчен перед Богом. Бог говорит: не прелюбодействуй, а я допускал в свое сердце вожделенные мысли, Бог говорит: не убивай, а я осуждал других и часто гневался, Бог говорит: не кради, а я в сердце своем желал имущество ближнего, Бог говорит: не лжесвидетельствуй, а я часто говорил обман, желая показать себя лучше. Только за все эти дела, я достоин Божьего наказания. Но Бог интересует не столько мои дела, сколько мое сердце. Но и здесь я вижу, что одного мне не достает. Мысли о защите диссертации и о будущей карьере занимали первое место в моем сердце, поэтому я не мог любить Бога всем сердцем, служить Его делу и исполнять Его заповеди. Я много раз пытал поменять такую свою испорченную сущность, но снова приходил к тому же. Но через это слово я ясно понял, что своими силами это невозможно. Но то, что не возможно мне возможно Богу!!! Господь может изменить меня и сделать мою жизнь богоцентричной! Поэтому я не должен надеяться на себя, но приходить к Богу с такой верой и горячей темой молитвы: <Сын Давидов, помилуй меня, измени мое гордое и эгоистичное сердце! Я верю, Ты можешь все!>. Я славлю Бога, Который изменил мое сердце. Он может изменять и ваши сердца! Давайте вместе провозгласим наш ключевой стих: <Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу>.

(п. Самурай)