head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Иисус избрал из них двенадцать” (Луки 6:11-19)

ИИСУС ИЗБРАЛ ИЗ НИХ ДВЕНАДЦАТЬ

От Луки 6:11-19

Ключевой стих: 13 : "и когда настал день, Он позвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами"

В каком-то смысле, Божья история начинается с того, что Бог выбирает человека, чтобы участвовать в Божией искупительной истории. Бог начал Свою искупительную работу, выбрав отца веры – Авраама. Бог избрал царя Давида и использовал его, чтобы явить Свою волю и благословить Израиль. Иисус, пришедший в этот мир для совершения искупительной работы, тоже работал не сам, но выбрал и призывал учеников. Иисус воспитывал их и работал вместе с ними всю жизнь. Для этого Иисус Сам проявил инициативу, нашел и выбрал нескольких учеников, кого Сам хотел. Давайте глубоко подумаем о том, кем являются ученики Иисуса, и какое значение имеет то, что Иисус избрал Двенадцать.

Взгляните на стихи 11, 12. ":..В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу". Здесь "в те дни" означает кризисные дни, когда религиозные лидеры начали противостоять Иисусу и хотели поймать Его на слове. Иисус взошел на гору помолиться. Иисус пришел к Богу с многочисленными проблемами того поколения и в молитве просил у Бога помощи и духовных сил. Через молитву Иисус мог четко и ясно услышать голос Бога и укрепиться в Святом Духе. Молитва Иисуса сильно отличалась от формальной и гордой молитвы фарисеев. Она была так сердечна и настойчива, что продолжалась в уединенном месте всю ночь. В Своей жизни Иисус сердечно и верно молился Богу. Но ученики Иисуса не любили молиться, им казалось, что молитва – это пустая трата времени. Поэтому когда Иисус молился, они наслаждались сладким сном. В результате Иисус всегда был полон духовной силы и веры, а Его ученики быстро уставали и находились в состоянии духовного кризиса. Иисус в молитве всегда обращался к живому Богу, как к Своему любимому Отцу и искал Его волю.

В Библии написано так: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6:11-12). В духовной битве против грехов и власти смерти, нашим самым лучшим и сильным оружием являются слово Бога и молитва. Слово Бога – меч духовный. Молитва – самая мощная поддержка от всемогущего Бога и Святого Духа. В этом есть секрет духовной силы и победы Иисуса Христа. Когда у нас возникает много трудностей и проблем, это хороший шанс, чтобы начать полагаться на Бога в молитве. То, что Иисус, перед тем, как избрать 12 учеников, молился всю ночь – очень важный пример для нас.

Что Иисус сделал после молитвы? Давайте вместе прочтем стих 13. "Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами". В конце концов, Иисус призвал учеников и поставил 12 учеников апостолами. Здесь мы учимся некоторым вещам.

Во-первых, Иисус призвал Двенадцать. Некоторые из 12 были избраны среди учеников другого учителя, например, тут были ученики Иоанна Крестителя (Луки 6:13). Иисус избрал их после очень внимательной и серьезной молитвы. (Луки 6:12) Во времена Иисуса было много разных проблем. Израильтяне нуждались в освобождении от гнета Рима и в восстановлении политической независимости и экономической стабильности. Также срочно нужно было искоренить коррупцию саддукеев. Казалось, нужно прежде всего собрать способных экономистов, юристов, политиков и банкиров, чтобы создать специальный комитет для разрешения проблемы этого кризиса. Однако Иисус знал, что основная проблема – отсутствие жертвенных и добрых пастырей. Хотя фарисеи и книжники были религиозными лидерами, они занимались политикой и разлагались из-за лицемерия и коррупции. Они учили народ не слову Бога, а формальному соблюдению обрядов. Из-за этого люди страдали как овцы, не имеющие пастыря. Поэтому Иисус по воле Бога решил избрать будущих верных пастырей и через них хотел изменить мир и спасти многих погибающих грешников.

Под словом "Двенадцать" подразумевается 12 колен Израилевых, так что Иисус избрал новый Израиль, который символизирует все народы и весь мир. Для такой цели, число 12 кажется очень маленьким и ничтожным. Но Иисус избрал 12 как разных представителей многих грешников и народов. С Божьей точки зрения один верный и послушный слуга играет более важную роль, чем многочисленный непослушный народ. Божий святой народ начинается с некоторых людей, любящих Бога и повинующихся Его слову. Через избрание Двенадцати и их воспитание Иисус боролся против власти тьмы и сильно воссиял миру светом спасения. Сравнивая число людей этого мира, нам кажется, что у нас слишком мало. Но Иисус не думал, что 12 учеников – слишком мало, по сравнении с властью этого огромного мира. Наоборот, Иисус верил, что, если они станут истинными учениками Иисуса и исполнится Святым Духом, этого достаточно для изменения всего мира. То же самое касается нас. Если каждый из нас станет истинным учеником Иисуса и наполнится Святым Духом, Бог сможет изменить нашу землю и совершить духовное пробуждение в нашей стране, используя нас и наше собрание.

Во-вторых, Иисус поставил Двенадцать Апостолами с великой надежной. Слово "Апостолы" означает "посланцы Иисуса для выполнения особенной миссии". Поэтому можно сказать, что Апостол Иисуса – это духовный посол Иисуса для возвещения Евангелия и мировой миссии. На самом деле ученики Иисуса были пока не очень духовными, не очень верными и жертвенными. У них были свои амбиции, хронические духовные болезни и эгоистичные привычки. Однако Иисус не сравнивал их с фарисеями или саддукеями, а назвал их Апостолами. Здесь мы узнаем о том, что Иисус избрал Апостолов не только для того, чтобы они были с Иисусом, но для того, чтобы они были посланы туда, куда Святой Дух пошлет их, даже до края земли. Для того, чтобы изменить мир и спасти все народы, Иисус призвал Двенадцать. Для того, чтобы собрать детей Бога из всех народов, Иисус воспитывал 12 Апостолов. Иисус дал им привилегию что быть с Иисусом всегда и учиться у Него (Мк. 3:14). Они должны были познавать Иисуса и быть человеками Иисуса, значит, прежде всего, людьми Божьими. В Евангелии от Иоанна 17:6б Иисус говорит, что они прежде принадлежали Богу, но Бог дал них Иисусу. Поэтому они должны наследовать все слова Истины которые Иисус получил от отца Бога. (Ин. 17:19) В евангелии от Матфея Иисус объясняет, почему Он подробно рассказал учениками о тайне царства Бога, а толпе говорил просто притчами.(Мат, 13:10)

В то время, когда Иисус скрывал Свою истинную сущность перед людьми, Он явил Самого Себя Мессией 12 ученикам и требовал от них исповедования веры, что Иисус есть Христос и Сын Божий. Иисус радовался их исповедованию веры и обещал построить Свою церковь на основании этого исповедования.(Мф. 16:16-20) Чем больше приближался конец земного служения Иисуса, тем больше Он посвящал Свое время и служение для 12 учеников. Он ушел от народа чтобы больше быть с учениками, укреплять их и молиться за них. Это было подобно тому, как великий художник добавляет последний мазок для завершения своего шедевра перед выставкой. (Ин. 13-17)

Несмотря на то, что большинство из них были рыбаками из Галилеи, и все они пришли с разным опытом жизни, Иисус имел божественную проницательность, увидеть в каждом из них потенциал, который был спрятан за такой обыкновенной внешностью. Иисус не медлил разделить с ними тайны царства Божия. Хотя, часто ученики демонстрировали свое маловерие и слабость, но Иисус некогда не оставил Своей надежды и видения на них. После воскресения Иисус снова посетил учеников, которые в отчаянии снова пошли домой ловить рыбу и кормил их завтраком и снова укрепил их, чтобы они имели надежду на Царствие Божье и стали ловцами человеков. Иисус всегда в надежде и видении, что они будут апостолами и столбами в Божьей истории, воспитывал их, не смотря на их теперешнее положение. (Ин. 13:36) Иисус верил, что они сделают даже больше, чем сделал Иисус. (Ин. 14:12) Для этого, Иисус послал их проповедовать слово Бога и выгонять бесов, хотя они еще не были взрослыми верующими. (Ин. 20:21) В конце концов, Иисус дал им великое поручение: (Мф 28:18-20). Во время Своей жизни Иисус не оставил никакой книги. Но Он оставил таких обыкновенных учеников, которые учились у Него и подражали Ему. Это хорошо показывает нам, почему Иисус так высоко оценивал воспитание нескольких учеников и отдал Себя для воспитания таких учеников в Своей земной жизни.

С такой надеждой, видением и молитвой, Иисус воспитывал и тренировал их через разные события и разными методами. В широком смысле, мы тоже Апостолы Иисуса, то есть, Его посланцы для проповедования Евангелия. Так в послании к Римлянам 1:5 говорится: "Через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы". Также воскресший Иисус дал нам очень важное повеление: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам: и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф.28:19,20). Наш Спаситель Иисус Христос спас нас от грехов и вечной гибели Своей смертью на кресте и воскресением. Но Он спас нас не только для нас самих, но и для спасения многих людей. Поэтому, получив благую весть, мы имеем святую миссию – возвещать имя Иисуса многим людям. Апостол Петр провозглашает, кто мы и что мы прежде всего должны делать: "Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованы" (1Пет.2:9,10). В этом есть надежда Иисуса на Своих учеников.

В стихах 14-16 перечислены имена Двенадцати. "Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем". Призвав этих учеников, Иисус был с ними, учил людей слову Бога и заботился о нуждающихся в помощи агнцах. (17-19) Для этих Двенадцати самой большой привилегией являлось не мирское богатство, а то, что они пребывали с Иисусом, учились у Него и принимали Его воспитание. Поэтому в Евангелии от Иоанна Иисус говорит Своим ученикам так: "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (15:4,16). Иисус знает наши недостатки, маловерие и проблемы, но Он избрал нас учениками, с великой надеждой поставил нас пастырями и учителями Библии, чтобы мы росли человеками Бога до уровня апостолов. Пусть Бог поможет каждому из нас, каждой семье и каждому фронту иметь надежду и видение Иисуса – быть прекрасными учениками Иисуса и воспитать двенадцать учеников в своей жизни.

"и когда настал день, Он позвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами"

*Для справки: Двенадцать (краткие исторические данные из жизни апостолов Иисуса)- П. Ярослав

1. ПЕТР

Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера в семье простого рыбака Ионы. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Петр (Petrus – от греческого слова "камень", "скала", арамейское "кефас") ему дал Иисус, который, встретив Симона и Андрея, сказал им: <Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков>.

Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу. Он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, боясь навлечь на себя неприятности, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом. С другой стороны, Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, <Ты есть Христос, сын Бога живого>. После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. По преданию (Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I), Петр 25 лет (с 43 по 67 годы н.э.) занимал пост епископа Рима. Впрочем, это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим лишь в начале 60-х годов I века н.э.

Единственное описание мученической смерти апостола Петра мы находим у раннехристианского писателя Хегесипуса. Он рассказывает историю о чудесном явлении Христа. Нерон задумал погубить апостола Петра, когда тот был уже в преклонном возрасте (Иоанна 21:18). Когда ученики узнали об этом, они убедили Петра оставить город [Рим], что он и сделал после долгих уговоров. Но когда Петр подошел к городским воротам, то увидел Христа, идущего ему навстречу. Петр пал перед Ним на колени и спросил: "Господи, куда ты идешь?" Христос ответил: "Я иду, чтобы быть распятым снова". Петр понял, что для него пришло время принять смерть, посредством которой он прославит Бога, и вернулся в город. После того, как его взяли и привели на место казни, он попросил, чтобы его распяли вверх ногами, так как он не считал себя достойным быть распятым так же, как и его Господь.

2. АНДРЕЙ

Апостол Андрей (Андрей Первозванный) был родным братом апостола Петра. Андрея Христос первым позвал в ученики, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным. Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера. Апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1, 35-40).Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил все и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя. Писание доносит весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но и из них можно составить вполне ясное представление о нем. На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется дважды. Это он говорит с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а также вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов.До последнего дня земного пути Спасителя Андрей следовал за ним. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа: апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность рассказывать на разных языках о делах Христа.Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Богу. Андрею выпали по жребию Вифиния и Пропонтида с городами Халкидон и Византия, а также земли Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. И он прошел эти города и страны. Почти везде, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, но, подкрепляемый силой своей веры, апостол Андрей достойно переносил все бедствия во имя Христа. "Повесть временных лет" рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по реке. Остановившись на ночлег в месте, где впоследствии был построен Киев, апостол, поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест. После апостольского служения в землях будущей Руси, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в ахайский город Патры. В этом месте святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города. Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил ее от тяжкого недуга. Однако сам правитель не принял проповедь апостола, одновременно начались преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями. Егеат велел бросить апостола в темницу, а затем приказал распять его. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, народ, не понимая, в чем он согрешил, и за что его ведут на распятие, пытался остановить слуг и освободить его. Но апостол умолял людей не препятствовать его страданиям. Издали заметив косой крест в виде буквы "Х", поставленный для него, апостол благословил его. Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, а, чтобы продлитть страдания, его привязали, как и брата, вниз головой. Еще два дня проповедовал апостол с креста. На второй день Андрей стал молиться, чтобы Господь принять его дух. Так закончился земной путь Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. А косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

3. ИОАНН

Апостол Иоанн (Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев) – автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, дочери Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Иоанн также, как и братья Петр и Андрей был рыбаком. Он ловил рыбу с отцом и братом Иаковом, когда его позвал в ученики Христос. Он оставил отца в лодке, а сам с братом последовал за Спасителем. Апостол известен как автор пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим. На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии. О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий, согласно которым, после Успения Матери Божией Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число христиан увеличивалось с каждым днем.Во время гонений на христиан, Иоанн был отведен в кандалах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостол был приговорен к смерти через отравление. Однако выпив чашу со смертельным ядом, он остался жив. Тогда ему была назначена новая казнь – котел с кипящим маслом. Но и это испытание апостол, согласно преданию, прошел невредимым. Увидя это чудо, палачи не решились более искушать волю Господа, и сослали Иоанна Богослова в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет. После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил проповедовать, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие, в котором завещал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить Закон Христов. Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставаясь единственным живым человеком, видевшим воочию Иисуса Христа.

Когда настало время смерти, Иоанн ушел из города с семью учениками и велел выкопать для него в земле крестообразную могилу, в которую и лег. Ученики закрыли лицо апостола платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали его, но не нашли в могиле тела Иоанна Богослова.

4. ИАКОВ

Апостол Иаков (Иаков Зеведеев, Иаков Старший) – старший брат Иоанна Богослова. Иисус называл братьев Воанергес (дословно <сыновья грома>), очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать им места в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Вместе с Петром и Ианном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, и лишь им позволил Иисус стать свидетелями Преображения и Гефсиманского борения. После Воскресения и Вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он участвовал в устроении первых христианских общин. Ап. Иаков очевидно имел характер деятельный и энергический, был непоколебим, решителен. Стоит отметить, что Иаков – единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета. Он казнен в 44 г. н.э. по приказу Ирода Агриппы I, правителя Иудеи. Его смерть была исполнением сказанного Иисусом о нем и его брате Иоанне (Марка 10:39). Знаменитый древний писатель Климент Александрийский утверждал, что, когда Иакова вели на место казни, его необычайная смелость так поразила одного из конвоиров, что тот пал на колени перед апостолом, прося у него прощения и исповедуя, что он тоже является христианином и что Иаков не должен умирать в одиночестве. В результате оба они были обезглавлены. Примерно в это же время Тимон и Пармен, двое из семи диаконов, были казнены, один – в Филиппах, другой – в Македонии.

5. ФИЛИПП

Апостол Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа, приводит к Иисусу эллинов и просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца. Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнен (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполисе в Малой Азии. Есть и другая версия, согласно которой, в 54 г. н.э., апостола Филиппа после бичевания бросили в темницу и затем распяли в Иераполе во Фригии.

6. ВАРФОЛОМЕЙ

Существует единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна Нафанаил это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?" Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства". Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Согласно ряду исторических свидетельств, проповедовал он также в Армении, в связи с чем особо почитается в Армянской апостольской Церкви. Погиб мученической смертью: с него живьем содрали кожу.

7. МАТФЕЙ

Левий Матфей стал автором Евангелия от Матфея. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван <Матфей мытарь>, что, возможно, указывает на смирение автора. Ведь мытари глубоко презирались иудеями. Евангелие от Марка и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея. Однако о дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнен за проповедь христианства все в том же малоазийском городе Иераполис.

8. ФОМА

Апостола Фому называли Дидим – <близнецом> – настолько он был внешне похож на Иисуса. Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой – <уверение Фомы>. В Евангелии говорится, что Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа. Выражение <Фома неверующий> (или <неверный>) стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя. "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, где его долго пытали. После чего, пронзенный пятью копьями, он умер. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

9. ИАКОВ АЛФЕЕВ

Во всех четырех Евангелиях имя Иакова Алфеева приводится в списке апостолов, однако других сведений о нем не сообщается. Известно, что он был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Иисуса Христа. Именование Младший, или Меньшой Иаков получил для того, чтобы его легче было отличить от другого апостола – Иакова Старшего, или Иакова Зеведеева. Согласно церковной традиции, апостол Иаков является первым епископом Иерусалимской Церкви и автором канонического Соборного Послания. Нам не известны точная дата и обстоятельства его смерти, но утверждается, что это произошло в 66 г. н.э. Как пишет иудейский историк Иосиф Флавий, первосвященник Анна приказал побить Иакова камнями. Но раннехристианский писатель Хегесипус, которого цитировал Евсевиас, христианский историк, живший в III веке, говорит, что Иаков был сброшен с крыши храма. В этой версии его смерти утверждается, что Иаков не погиб от падения, поэтому ему разбили голову дубиной, которую, возможно, использовали валяльщики для сукна, или кузнечным молотом.

10. ИУДА ФАДДЕЙ

Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) – брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы ( и соответственно, еще один двоюродный брат Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван <Иуда, не Искариот>, чтобы отличить его от Иуды предателя. В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова. В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, родным братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка. Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду и Иуду, <брата Господня>, разными лицами. Определенную трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, включенного в канон Нового Завета, которое может принадлежать перу обоих. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Согласно другой версии Иуда был распят в Эдессе, древнем городе Месопотамии, приблизительно в 72 г. н.э.

11. СИМОН КАНАНИТ

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских списках апостолов, где зовется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя Кананит, которое библеисты иногда ошибочно толковали как <из города Каны>, на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово "зилот" – "ревнитель". Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) – непримиримых борцов с римским владычеством. Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть сведения (неподтвержденные) о посещении апостолом Симоном Британии. По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа: был заживо распилен пилой.

(п. Петр)