head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Все хорошо делает” (От Марка 7:24-37)

ВСЕ ХОРОШО ДЕЛАЕТ

От Марка 7:24-37

Ключевой стих 37 : "И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими"

В прошлый раз мы говорили о том, что у Иисуса возник конфликт с фарисеями из-за предания старцев. Тогда Иисус учил, что проблема – не нечистые руки, а не чистое сердце, потому что из него исходят всякие нечистые помыслы и оскверняют человека, но Бог по Своей милости очищает и дает нам Свою святость в Иисусе. Теперь Иисус отправляется в пределы Тирские и Сидонские, Он идет инкогнито, чтобы побыть наедине со Своими учениками, но и здесь, в языческой земле, ему не удается остаться без внимания. Библия описывает 2 встречи, которые особо тронули Иисуса, и хорошо показывают милость Бога к язычникам, а значит и нам с вами. Сфера полномочий Иисуса не ограничивается только пределами Израиля, но и каждый может прийти к Нему и получить ответ.

Часть 1. Дети и собаки (24-30)

Взгляните на стихи 24,25: «И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его». Оставив землю Генисаретскую, куда Иисус переправился со Своими учениками через Галилейское море, Он пришел в пределы Тирские и Сидонские. Тир и Сидон были крупные портовые города на Средеземном море, примерно 100 км на север от Израиля. Когда-то они были частью обетованной земли, но Израиль так никогда и не смог захватить их. Возможно это для того, чтобы туда пришел истинный Израиль, Царство Бога. Конечно, все это взгляд на перспективу. Но сейчас Иисус не спешил сделать Свой приход гласным. Он хотел утаиться в одном доме и побыть со Своими учениками. Чем дальше, тем уже менее Иисус уделял время публичному служению и тем больше пребывал со Своими учениками. Он хотел, чтобы они узнали Его лично и уже в следующей главе задает им самый важный вопрос: А вы за кого почитаете Меня? Но и здесь Иисус не смог утаиться.

Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его. Слух об Иисусе дошел и до этих мест. Одна женщина услышала об Иисусе и целенаправленно искала встречи с Ним. Кто была эта женщина и что у нее случилось? Библия говорит, что она была язычницей, а значит не принадлежала к избранному народу Израиля, даже указывается местность откуда она была – Финикия, которая была частью Сирии. Также украинский перевод говорит, что она была «грекиня». Но это не значит, что у нее было греческое гражданство, скорее это отражает ее культуру, в которой она была воспитана и жила. Как вы знаете, греческая культура славилась множеством богов, там был целый пантеон, который имел четкую иерархию и сферу деятельности – бог плодородия, бог земледелия, бог красоты, бог неба, бог моря и т.д. Хочешь плодов – тебе сюда, хочешь любви – тебе сюда… Очень удобно, чем то похоже на пантеон святых традиционных церквях. Но мы видим, что ни один идол не смог решить ее реальную проблему. Ее дочь была одержима нечистым духом. Евангелие от Мф. говорит, что она сильно страдала, бес тяжко мучил ее. Одержимость – это серьезная проблема, это когда человек не может управлять собой, своим сознанием, им управляет кто другой, и он явно не желает ему добра. Один человек, который жил в прошлом столетии, Билли Миллиган, имел целых 24 личности. Когда каждая обладала им, он становился совершенно другим человеком, менялись манеры и поведения, появлялась способности, которых он никогда не имел, навыки, которым никогда учился. В то, короткое время, раз в пару лет, когда он приходил в себя в свое реальное сознание, он постоянно хотел покончить жизнь самоубийством. Врачи, психиатры никто не мог помочь этому человеку, он мучился так всю жизнь и так и умер. Среди мусульман, атеистов, агностиков, язычников, есть много таких больных и одержимых. Но эти проблемы, особенно нечистых духов, они не могут решить своими силами. Но эта женщина нашла выход и пришла к Иисусу. Когда она смотрела на страдание дочки, ее сердце разрывалось от боли, она хотела, во что бы то ни стало, помочь ей. Она перепробовала все и однажды услышала об Иисусе, поверила в Него и пришла к Нему. Хотя ей пришлось выйти за рамки своей культуры, своих обычаев и своего мышления, но у ног Иисуса она смогла найти ответ. Иисус есть ответ для каждого человека! В Нем мы находим все – освобождение, исцеление, прощение, изменение.

Как же Иисус ответил на просьбу женщины? Взгляните на стих 27: «Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». На первый взгляд эти слова кажутся просто ужасными, как гром среди ясного неба. В отличии от сегодняшних дней в те времена собака не пользовалась такой любовью и славой у своего хозяина, скорее она служила символом бесчестья. Для грека слово собака было связано с бесстыдной и наглой женщиной, примерно как теперь используют слово «сука». Для иудея это тоже было презрительное слово, зачастую они называли им язычников. В ВЗ Исаия называет народы мира: «псы,… незнающие сытости» (Ис.56:11). Однако Иисус ни в коем случае не хотел унизить эту женщину, несомненно, Его интонация была совершенно другой. Да и слово Он подобрал здесь более мягкое – щенята. В любом случае эти слова не закрыли дверь сердца этой женщины. Слово «дай прежде» оставляет надежду, что после того, как покушают дети, смогут насытиться и щенки. Подобно этому и Евангелие сначала было принесено Израилю, т.е. детям, но лишь прежде, чтобы потом оно было даровано и другим народам.

Как женщина ответила на такие слова Иисуса? Взгляните на стих 28: «Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей». Она не стала спорить и защищать свое достоинство. Женщина скромно согласилась: так, Господи. В Его словах она нашла надежду для себя. В те времена у людей не было ни ножей, ни вилок, ни салфеток. Люди кушали руками и вытирали грязные руки кусочками хлеба, которые потом отбрасывали, и они доставались домашним собакам. Т.о. ответ женщины прозвучал примерно так: «Да, я знаю, сначала должно накормить детей, но разве я не могу получить кусочки, которые отбрасывают дети». Эти слова тронули Иисуса, и Он ответил на ее молитву: «за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери» (29). Что же именно так тронуло Иисуса, чему мы можем научиться через ответ женщины?

Во-первых, она имела правильное отношение к Иисусу и к Богу. В Ев. от Мф. она обратилась к Нему – Господи, Сын Давидов. Она верила, что Иисус обещанный Мессия, Спаситель. Она верила, что Он всемогущий Бог, Который сотворил небо и землю, она верила, что Он – суверенный Бог, который избрал Израиль Своим собственным народом, своими детьми. Но в тоже время она верила, что Он – щедрый и многомилостивый, что у Него есть крохи милости и для других народов и для нее лично. Ее вера похожа на веру женщины, страдавшей кровотечением 12 лет. Она верила, что если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. Ей не нужно было, чтобы Иисус остановился, ей не нужно было, чтобы Он что-то говорил или делал, ей нужно было какое-то особое внимание, только прикоснуться к краю одежды. Но такая вера остановила Иисуса, и Он дал намного больше. Подобно и эта язычница надеялась на крохи Божьей милости.

Во-вторых, она имела правильный взгляд на себя. Она не была высокого о себе мнения. Она скромно признала, что она собака, последняя грешница, которая ничего не заслуживает. Все, что она может получить – это только по милости Бога.

В-третьих, она имела правильный мотив. Она очень любила свою дочь и не могла смотреть, как она страдает. Ради нее она была готова на все, даже терпеть боль и унижение.

Такая вера, такое смирение, такая любовь тронули сердце Иисуса, и Он вписал ее в Свою историю, подобно блуднице Раав и моавитянке Руфь. Этим Иисус показал, что Он открыт и для языческого мира. Он открыт для каждого, кто скромно приходит к Нему с верой и уповает на Его милость.

Часть 2. Отверзись! (31-37)

Взгляните на стихи 31,32: «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, [Иисус] опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку». Возвращаясь в Галилею, Иисус проходил через район Десятиградия. Если вы помните, ранее жители этого места прогнали Иисуса, видя, что Он сделал с бесноватым и со стадом свиней. Но теперь спустя время, после проповеди бывшего бесноватого, они раскаялись и теперь уже с радостью приняли Иисуса. Они не только приняли Его, но и стали приводить других больных к Иисусу. Такие люди очень ценны для Бога, которые участвуют в сердце Бога и приводят других людей к Нему. Это сотрудники Божьей истории, делатели Божьей нивы, о которых так просил Иисус, и это миссия каждого из нас.

Кого привели эти люди к Иисусу? Стих 32 говорит: «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку». В отличии от женщины Сирофиникиянки глухонемой не мог ничего: ни попросить, ни услышать никакого ответа, был таким пассивным получателем исцеления. Но тем не менее Иисус нашел подход и к нему.

Во-первых, он отвел его в строну подальше от толпы, чтобы побыть с ним наедине, установить личные отношения. Хотя все мы стараемся приводить людей к Богу, молимся, изучаем Библию, но пока Иисус таким же образом не отведет человека в сторону, не поставит отдельно и не начнет говорить лично к нему, то все будет бесполезно.

Во-вторых, Он предпринял конкретные действия: вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка. Для нас сегодня это выглядело бы очень странно, но в то время люди верили в целебные свойства слюны. Поэтому Его поведение было вполне нормальным и деликатным. Возможно, такими действиями Иисус показывал, что собирается исцелить больного. Затем Он взглянул на небо, давая понять, что исцеление придет от Бога. И, в конце концов, провозгласил: «еффафа», что значит: «отверзись». «И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто» (35).

Иисус решил проблему физической глухоты и немоты. Но гораздо более серьезная проблема сегодня – это духовная глухота и немота. Казалось бы, Господь явно говорит нам, через Библию, через своих посланников, через жизненные события, свидетельства людей, но люди не слышат Его и не вразумляются. Они с легкостью слышат всякий мусор, новости, радио, сплетни. Бог говорит: воззови ко Мне и Я отвечу, покажу великое и недоступное. Кажется, просто помолись и получишь ответ – чего проще, но люди не могут сделать и этого. Один студент 13 раз сдавал высшую математику, сколько пастырь не уговаривал помолиться, он упорно не хотел и постоянно заваливал, но на 14-й решил помолиться и… сдал. Люди не только не слышат духовно, но и зачастую говорят что-то неясное и бесполезное. Вместо того, чтобы благодарить и хвалить Бога за то, что есть, используют свой язык, чтобы жаловаться, ранить других, осуждать. Политики так много говорят на публику, с телеэкранов, но если проанализировать их слова, то зачастую говорят не о чем, и все без толку. Иногда я просто удивляюсь самому себе, на кухне я с легкостью могу болтать с женой или с п. Ярославом про футбол. Но когда начинаю проповедовать, то зачастую не могу и слова внятно сказать, так что даже агнцы начинают утешать меня. Но когда Иисус говорит: отверзись, тогда все открывается! Люди слышат и принимают слово Бога, даже понимают и принимают обличения пастыря. Такие люди начинают говорить ясно и со смыслом, благодарить и прославлять Бога за все. Давайте помолимся, что всегда иметь открытые уши и уста, чтобы слышать слово Бога и ясно проповедовать о Нем.

Итак, что повелел Иисус людям и как они реагировали на это? Взгляните не стихи 36,37: «И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими». Иисус повелел не рассказывать никому о случившемся, но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали о Нем. В конце концов, смотря на все Его дела, они с радостью заключили: «все хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими». Иисус все хорошо делает! Служение Иисуса стало исполнением мессианских пророчеств. «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки» (Ис.35:3-6). Иисус сполна исполнил это пророчество. Куда бы Он не приходил, там все менялось кардинальным образом – слепой прозревал, немой говорил, глухой слышал, одержимый освобождался. Во истину Он все хорошо делает, Он обещанный Богом Мессия! Также творить все хорошо – это характеристика самого Бога Творца. Когда Бог сотворил мир за 6 дней, то воскликнул: вот, хорошо весьма. Иисус все сотворил совершенным, но человек из-за греха все превратил в ад. Из-за греха Адам и Ева потеряли рай и вечность с Богом, их сердца наполнил стыд и осуждение, в следующем поколении появилось первое убийство, Каин убил Авеля, через несколько поколений убийство стало нормой общества. Когда Бог посмотрел на мир во времена Ноя, то ужаснулся, как «велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). Тогда Господь наказал мир потом, но и после потопа люди снова развратились. И сегодня мы видим ту же картину – полно больных, глухих, слепых, одержимых грехом людей. Когда я гуляю по Жулянах, мне так больно видеть еле живых алкоголиков, которые сегодня есть, а завтра умерли, сгорели заживо. Мне так больно видеть молодых людей, которые не видят и не слышат Бога и тратят свою жизнь на пустые вещи. Мне так больно видеть, как идет война на Донбассе, как проливается кровь простых людей и солдат. Все что делает человек – все весьма криво и косо, и в конце концов заканчивается плохо. Но слава Богу, что Иисус все делает хорошо. Он пришел в этот мир, что вновь творить все хорошо весьма, чтобы вернуть людям то, что они потеряли из-за греха, чтобы творить новый мир и новых людей. Сегодня мы видели, как спаслась одержимая девочка, как глухонемой отверз уста и стал говорить чисто. Сегодня Иисус открыт и для каждого из вас. Позвольте ему войти в вашу жизнь, Он ничего не испортит, Он сделает все хорошо весьма.

Я благодарю Бога за это слово. Через него я учился, что Иисус – всемогущий и благой Бог, который все хорошо делает. Все что, делаю я, полагаясь на свои силы, зачастую получается плохо. Я даже слышу с трудом: жена 5 раз говорит, но не всегда доходит. 1,5 года назад когда болел, я не мог решить проблему своими силами, и от таблеток сделал себе только хуже. Но когда доверился Богу и уповал на Его милость, Господь поднял меня и сделал все хорошо – простил мои беззакония, исцелил недуги, даровал сына и помог заботиться о нем. Хотя в прошлом месяце проблема снова обострилась, но верный Бог снова поддержал и помог мне, и теперь я могу стоять перед вами, хорошо чувствовать себя, хорошо слышать и говорить чисто, делиться словом Бога. На удивление в такое трудное время Господь помог даже работу поменять. Во истину Он все хорошо делает! Поэтому я раскаялся в гордости и решил не уповать больше на себя, но всегда доверять Богу, уповать на крохи Его милости. А также молюсь, чтобы Господь использовал мою жизнь и уста, чтобы приводить других людей к Нему.

(п. Самурай)